Сделай Сам Свою Работу на 5

Источники /формы/ права: понятие, виды. Источники российского права





Формы (источник) – (в юридической науке принято считать, что форма и источник права – это одно и тоже) предполагает уяснение вопроса о том, какими способами и где формируются правовые нормы. Правовая норма – это всего лишь правило поведения, т. е. абстракция, не существующая сама по себе. Для того чтобы правовые нормы, установленные государственными органами, выполняли свои функции, должно быть выражено в доступной для восприятия форме, установлено государством или подлежит охране с ее стороны, т. е. официальная форма выражения.

Под юридическим источником права понимается официальная форма, в которой излагаются нормы права. Эта форма выражения государственной воли, ее закрепления в письменном виде. Источник права употребляется для обозначения того акта, к которому надо обратиться, чтобы найти в нем норму права, необходимую для решения конкретного юридического дела. Юридические источники создаются в результате деятельности государственных органов, называемых правотворческими. Именно государство придает тому или иному правилу качество правовой нормы, используя для этого разные способы выражения государственной воли.



Форма (источник) права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде эта норма, принявшая объективный характер, доводится до граждан. В юридическом смысле это результат референдума народа либо правотворческой деятельности государства.

В зависимости от этого различают виды источников права (чаще всего выделяют три основные формы а, б, в):

а) правовой обычай–обычай, санкционированный государством. Это самая древняя форма права. Да и само право зародилось в значительной мере в результате приспособления обычаев. Это означает, что государство признает и придает общеобязательную силу тому правилу, которое уже сложилось ранее, исторически независимо от государства. Т.о. государство, санкционируя обычай, устанавливает юридическую санкцию (меру воздействия) за его несоблюдение. Делается это в случаях, когда обычай не противоречит интересам и воле государства. В настоящее время мало применим. В основном в странах Африки. Но и в России не исключается. Так ст. 5 ГК РФ закрепляет, что при осуществлении предпринимательской деятельности допускается использование обычаев делового оборота, как сложившихся и широко применяемых правил поведения, даже если они не записаны в актах государства. (Но не должны противоречить законодательству). Существуют и банковские обычаи и др.;



б) судебный (юридический) прецедент – решение суда (как правило, вышестоящего в судебной системе) по какому-либо конкретному делу, которому придается обязательная сила, и если впоследствии возникают аналогичные (подобные) дела, то они должны решать точно также. Т.о. суд выступает в роли правотворческого органа, создающего нормы права. (Великобритания, США). В России не применяется;

в) нормативные правовые акты – (позднее творение человеческого разума) - основной источник во многих странах, в том числе и Российского права (о нем ниже).

г) Международные (нормативные) договоры. В РФ используются такие договоры. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если правила предусмотренные российским законом, противоречит международному договору, заключенному РФ, то применяются правила международного договора»;

д) источниками права РФ являются и Федеральные договоры, подписанные РФ и субъектами РФ. В них проведено разграничение предметы ведения и полномочия между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти субъекта Федерации. Но они не должны противоречить положениям Конституции РФ.



Существуют и другие источники права (например, религиозные нормы).

 

Нормативные правовые акты: понятие, виды, действия (во времени, пространстве, по кругу лиц). Аналогия при применении права

Наиболее распространенным источником права во многих странах, в том числе и в нашей стране является нормативный правовой акт.

Нормативно правовой акт – документ (акт), принимаемый специально уполномоченным на то органом или должностным лицом и устанавливающий новые, изменяющие или отменяющие старые нормы права (правила общего характера).

Этим они отличаются от актов применения и остальных индивидуальных актов, рассчитанных к определенным субъектам, к конкретным обстоятельствам места и времени.

Например, Закон «О Центральном банке России (БР)» или инструкция «О порядке регистрации кредитных организаций и лицензировании банковской деятельности», является нормативным актом. А решение ЦБ о выдаче лицензии конкретному банку индивидуальным актом (т. е, актом применения), или КоАП РФ (это нормативный акт, т. е. источник) а штраф при его нарушении налагаемый определенным уполномоченным органом (это акт применения нормы права).

Нормативные правовые акты могут принимать только те органы государства и должностные лица, которым это право предоставлено законом. При этом каждый из них принимает только акты определенного вида, имеющие свое название, определенную документальную форму и юридическую силу. Все нормативные правовые акты, действующие в нашей стране, образуют систему, в которой каждый акт занимает свое строго определенное место.

НПА классифицируются по определенным основаниям. Рассмотрим по субъектам их принятия, отсюда и их юридическая сила (иерархия, т. е. соподчиненность), место н.а.

1. Законы – это принимаемые в особом порядке (высшим представительным, законодательным органом государственной власти либо населением на референдуме) и обладающие высшей юридической силой среди нормативных правовых актов, выражающие государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни. И к таковым;

- Конституция РФ;

- Международные договоры РФ (если ратифицированы);

- Федеральные конституционные законы (их 14 они определены, самой Конституцией РФ);

- Федеральные (обыкновенные) законы. Сюда относятся и кодифицированные законы – это крупные акты, предназначенные комплексно регулировать определенную сферу общественных отношений. К ним относятся основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства. Примером могут служить Основы законодательства РФ о нотариате и Гражданский кодекс РФ.

2. Подзаконные нормативные акты – это одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии и на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний, или их толкования, или установления первичных норм.

- Указы и распоряжения Президента РФ и могут быть как нормативными, так и ненормативными;

- Постановления и (распоряжения, как правило, ненормативный характер) Правительства РФ;

- НПА министерств и ведомств (инструкции, положения и т. д.);

3. НПА субъектов (там своя, иерархия: законы, акты исполнительных органов власти субъекта федерации). Закон субъекта по предметам ведения субъектафедерации обладает большой юридической силой, чем федеральные законы.

4. НПА органов местного самоуправления;

5. Локальные НПА (организаций, предприятий, общественных объединений).

Важно в этой системе не противоречивость нижестоящего н.п.а. вышестоящему. На страже этого стоят Конституционный Суд РФ, Президент РФ, Прокуратура РФ и суды общей юрисдикции в пределах их полномочий.

Действия Н.П.А.

а) во времени:

Момент начало его действия. Как правило, в самом законе определено время его вступления в силу и до его прекращения. Как правило, новый н. а. отменяет предыдущий н. а.

НПА министерств и ведомств с момента его регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию для всеобщего сведения, иначе они не подлежат применению.

Все н. а. должны быть опубликованы в официальных средствах массовой информации. Законы публикуются: «Российская газета», Собрание законодательства РФ, «Парламентская газета». НПА министерств и ведомств в газете «Российские Вести», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Ч. 1 ст. 5 УК РФ закрепляет правило, что закон, устанавливающий, или отягчающий ответственность обратной силы не имеет, т. е его действие не распространяются на те отношения, которые имели место до его вступления в законную силу.

Закон же, смягчающий или устраняющий уголовную ответственность, имеет обратную силу.

б) в пространстве:

Они распространяются на всю территорию РФ, или его часть (субъект РФ, за границей, например, посольство).

в) по кругу лиц:

На какие субъекты н.а. распространяются.

Юрисдикционные органы при применении закона в отдельных случаях встречаются с пробелами в законодательстве, т. е. полным или частичным отсутствием в действующих законах необходимых юридических норм.

В связи с этим выработаны способы восполнения пробелов в процессе, в ходе применения закона, которые получили название аналогии. (В уголовном и административном законодательстве аналогии не применяются. Здесь действует правило: «Нет преступления и нет проступка, нет наказания и нет взыскания, если нет закона»).

Различаются:

аналогия закона – решение дела или отдельного юридического вопроса на основании закона, регулирующего сходные отношения, если такового нет то;

аналогия права – решение дела или отдельного юридического вопроса на основе общих начал и смысла законодательства.

Аналогия во всех случаях допустима лишь тогда, когда данный вопрос прямо не урегулирован в законе и законодатель не связывает наступление юридических последствий только с конкретным законом, а соответствующий вопрос находится в сфере права, требуется юридическое решение. Выработанное с помощью аналогии решение юридического дела не должно противоречить ни одному требованию, ни одному предписанию действующего законодательства.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.