СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Обучение военнослужащих – педагогический процесс, в ходе которого под руководством командира (начальника) подчиненные приобретают необходимые знания, умения и навыки, из чего в конечном счете слагается воинское мастерство.
Знания– закрепленные в памяти различные сведения в виде систематизированных понятий и образов. Знания выражаются в правилах, законах, научных теориях. Процесс овладения знаниями завершается их применением на практике. В бою мало знать, как надо действовать, необходимо на основе этих знаний уметь действовать. На основе усвоения знаний у воинов в процессе специальных упражнений развиваются необходимые умения и навыки.
Навыки– автоматически выполняемые действия, представляющие собой составную часть сознательной деятельности человека. Навыки в процессе деятельности как бы высвобождают сознание и волю воина от излишней распыленности и дают ему возможность сосредоточиться на решении основной задачи.
Короткий рассказ в сочетании с образцовым показом и последующей многократной тренировкой составляют основу последовательности формирования у солдат необходимых навыков и умений.
Умения– способность обучаемых применить знания и навыки на практике для быстрого, точного и сознательного выполнения своих обязанностей. В процессе их формирования воин переходит от работы с посторонней помощью к самостоятельной работе. В ходе постоянных упражнений умения совершенствуются, а их отдельные элементы превращаются в навыки. Однако умения не сводятся к сумме навыков, в них всегда есть элементы творчества, которые позволяют солдату умело действовать в различной обстановке, исключают шаблон и натаскивание. На формирование их направлена вся полевая выучка войск.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
Принципы обучения – это руководящие положения, определяющие ход обучения в соответствии с целями воинского воспитания и раскрывающие закономерности процесса усвоения знаний, формирования у обучаемых умений и навыков.
В принципах обучения выражены основные требования к содержанию, организации и проведению занятий, к деятельности обучающего и обучаемых. К ним относятся: научность обучения; учить войска тому, что необходимо на войне; сознательность, активность и самостоятельность обучаемых; наглядность в обучении; систематичность, последовательность и комплексность в обучении; обучение на высоком уровне трудностей; прочность знаний, умений и навыков; коллективизм и индивидуальный подход в обучении.
Научность обученияопределяет направленность обучения личного состава, отражает зависимость содержания, методов и организации обучения от задач воспитания, уровня развития науки и техники в стране. Каждое занятие должно так продумываться и строиться, чтобы изучаемый материал формировал твердую убежденность в необходимости военной службы, вооружал воинов современными научными знаниями, был тесно увязан с жизнью страны, Вооруженных Сил, с практическими задачами личного состава. Реализация этого принципа немыслима без высокой военно-профессиональной подготовки сержанта, что обязывает его постоянно работать над собой.
Учить войска тому, что необходимо на войне.Этот принцип отражает объективную необходимость готовить личный состав в строгом соответствии с требованиями к ведению боевых действий в современных условиях, максимально приближать каждое занятие к боевой действительности, проводить занятия с полной нагрузкой, без послаблений и упрощений.
Сознательность, активность и самостоятельность обучаемых.Этот принцип требует так организовывать обучение, чтобы воины ясно понимали свои задачи, осмысленно приобретали знания, сознательно применяли их, проявляя при этом высокую активность, самостоятельность и инициативу.
Наглядность в обучениидиктуется тем, что зрительные, слуховые, осязательные и другие ощущения и восприятия являются началом всякого познания. Наглядность обучения предполагает неразрывную связь, постоянное взаимодействие живого восприятия и слова руководителя занятия. Главное назначение наглядности в военном обучении – сформировать у воинов прочные знания, навыки и умения, раскрыть боевые возможности вооружения и военной техники, создать у них конкретные и правильные представления о современном бое.
Средства наглядности классифицируются на натуральные (показ практических действий, образцов вооружения и военной техники), изобразительные (схемы, плакаты, кинофильмы, средства агитации и т. п.), словесно-образные (описание фактов, событий, сравнения, метафоры).
Систематичность, последовательность и комплексность в обученииозначают, что успех обучения возможен лишь тогда, когда учебный материал располагается и излагается в таком порядке, чтобы новые знания опирались на ранее приобретенные, а изученные ранее приемы и действия подготавливали бы обучаемых к усвоению последующих.
Обучение на высоком уровне трудностейтребует, чтобы обучаемые сознательно овладевали необходимыми знаниями, умениями и навыками при высоком напряжении своих умственных способностей и физических сил. Это значит, что в боевой подготовке не должно быть легкого обучения, простого запоминания различных сведений, механического исполнения тех или иных действий.
Прочность знаний, навыков и уменийобеспечивается всем ходом обучения. Приобретению прочных знаний, умений и навыков способствуют систематические повторения учебного материала, осуществляемые в постоянно меняющихся и усложняющихся условиях. Закрепление и углубление знаний, совершенствование навыков и умений происходят в процессе практической деятельности обучаемых, поэтому сержанты должны следить за качеством усвоения программы солдатами, знать, какие вопросы и кем конкретно отработаны недостаточно, принимать меры к закреплению знаний и совершенствованию умений путем индивидуальных заданий, дополнительных тренировок и привития навыков к самостоятельной работе.
Коллективизм и индивидуальный подход в обучении.Коллективизм как единство мысли, воли, действия и ответственности личного состава является непременным условием достижения победы в бою. Вместе с тем он выступает в качестве важного условия успеха в обучении. Осуществлять индивидуальный подход – это хорошо знать духовные и физические особенности каждого воина и воздействовать на него с учетом этих особенностей.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Методы военного обучения – это приемы и способы совместной работы обучающего и обучаемых, с помощью которых командир (обучающий) достигает усвоение подчиненными (обучаемыми) знаний, формирует у них навыки и умения, вырабатывает морально-боевые и психологические качества, обеспечивает слаживание подразделений, воинских частей и их штабов.
Основными методами обучения являются: устное изложение учебного материала, обсуждение изучаемого материала, показ (демонстрация), упражнение (тренировка), практическая и самостоятельная работа.
Устное изложение учебного материалаприменяется при ознакомлении воинов с основными положениями уставов и других документов, тактико-техническими данными, устройством вооружения и военной техники, организацией, вооружением и тактикой действий подразделений вероятного противника. Устное изложение бывает в виде объяснения, рассказа или лекции.
Обсуждение изучаемого материалаприменяется для углубления, закрепления и систематизации военных и военно-технических знаний на занятиях по боевой подготовке. Оно осуществляется в ходе бесед, классно-групповых и семинарских занятий.
Беседа представляет собой способ усвоения знаний воинами путем ответов на вопросы. Она является для обучаемых процессом решения логически связанных между собой теоретических и практических задач.
Классно-групповое занятие во многом напоминает развернутую беседу. Однако теоретические и практические вопросы обсуждаются на нем более основательно, чем в ходе беседы. Обучаемые не просто отвечают на вопросы, а глубоко анализируют факты и явления, сами делают обобщения и выводы, углубляют и расширяют свои знания.
На семинаре изучаемый материал обсуждается глубоко и обстоятельно. На нем обычно заслушиваются и обсуждаются доклады-рефераты, дающие основу для выступлений, обмена мнениями, товарищеских дискуссий.
Показ (демонстрация)– наиболее эффективный путь обучения воинов разучиваемым действиям. Метод показа представляет собой совокупность приемов и действий, с помощью которых у воинов создается наглядный образ изучаемого предмета, формируются конкретные представления об устройстве вооружения и военной техники. Показ применяется при изучении строевых приемов, физических упражнений, действий с оружием, устройства и способов управления вооружением и военной техникой, порядка несения внутренней, гарнизонной и караульной служб.
Упражнение (тренировка).Под методом упражнений понимается многократное, сознательное и усложняющееся повторение определенных приемов и действий в целях выработки и совершенствования у воинов навыков и умений. В ходе упражнений воины овладевают практическими приемами использования и обслуживания вооружения и военной техники, способами решения тактических, огневых и технических задач, выполнения строевых приемов и действий в пеших строях, на автомобилях и боевых машинах.
Практическая работавыполняется личным составом, как правило, после того, как будет усвоен определенный объем знаний, навыков и умений. В ходе работы усвоенное ранее закрепляется, комплексируется, совершенствуется. Практическая работа проводится в составе отделений, расчетов, экипажей и поэтому играет решающую роль в слаживании подразделений и в подготовке их к выполнению боевых задач.
Самостоятельное изучениеучебного материала является важнейшим методом учебы личного состава. Метод самостоятельного изучения материала – это совокупность приемов и способов, с помощью которых воины без непосредственного участия командиров закрепляют ранее приобретенные знания, навыки и умения, а также овладевают новыми. Основными видами самостоятельной работы воинов являются работа с печатными источниками, самостоятельные тренировки, самостоятельный просмотр и прослушивание теле- (видео-) и радиопередач.
В учебных подразделениях подготовка курсантов проводится с применением методики планомерного и поэтапного привития знаний, навыков и умений. Суть ее состоит в том, что обучение курсантов ведется с использованием учебно-тренировочных карт (УТК) и учебно-тренировочных задач (УТЗ). Курсанты не заучивают содержание УТК, а с их помощью сразу изучают устройство агрегатов, узлов и практически выполняют операции (подготовка вооружения к стрельбе, настройка радиостанции и т. д.). Для проведения занятия взвод (отделение) разбивается на учебные группы по три человека. Из них один читает УТК, другой показывает названное на макете или реальном объекте, третий контролирует его действия. В последующем они меняются местами. Таким образом, каждый обучаемый трижды в течение отведенного времени изучает материал.
Обучение курсантов ведется сначала с использованием полных УТК, отражающих весь объем действий, а в последующем – сокращенных УТК, в которых указываются только основные (ключевые) действия.
Командир отделения должен непосредственно участвовать в изучении обучаемыми материала, быть готовым дать ответ на вопросы, помочь разобраться с содержанием УТК, добиться высокой активности обучаемых на занятии.
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Форма обучения– организационная сторона занятия. Обучение осуществляется в различных формах, которые зависят от цели, состава обучаемых и определяют структуру занятия (порядок и последовательность отработки учебного материала), место и продолжительность отработки учебных вопросов, роль и специфику деятельности обучающего, его помощников и обучаемых, использование элементов учебно-материальной базы, вооружения и военной техники.
Общими формами обучения личного состава, применяемыми во всех видах Вооруженных Сил и родах войск, являются теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, боевые стрельбы и тактические учения.
В процессе теоретических занятийосуществляется усвоение воинами общественно-государственных знаний, теоретических основ современного боя, физических основ и принципов работы вооружения и военной техники. Этому служат лекции, семинары, классно-групповые занятия, беседы (собеседования), зачеты, занятия в специально оборудованных классах, самостоятельная подготовка, консультации и т. д.
В группу практических занятийвходят тактико-строевые и тактические занятия, занятия на полигоне, в парке, на строевом плацу и в спортивном городке, на макете местности. В ходе этих занятий воины овладевают вооружением и военной техникой, отрабатывают способы выполнения тактических приемов и действий при вооружении (на технике) в различных видах боя, в различных условиях. Основными методами здесь выступают показ и упражнение (тренировка).
Для подготовки обучающего состава используются инструкторско-методические, показные занятия, летучки и групповые упражнения.
Комплексные тренировкипроводятся днем и ночью, на полигонах, в огневом городке, на командных пунктах, на огневых позициях и т. д. Их назначение – вырабатывать, поддерживать и совершенствовать у отдельных воинов и подразделений общие и специальные навыки боевой работы, способствовать подготовке (слаживанию) отделений, расчетов, экипажей.
Боевые стрельбыпроводятся для проверки знаний и навыков, полученных ранее, и совершенствования навыков и умений воинов поражать цели в современном бою. Как правило, они завершают тот или иной этап обучения военнослужащих и подразделений.
Тактические учения– высшая форма обучения командиров, штабов и войск. Их цель – завершение слаживания подразделений, воинских частей, соединений. Тактические учения являются важнейшим средством достижения высокого уровня полевой выучки и боевой готовности.
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Тактические действия– организованные действия подразделений, воинских частей и соединений при выполнении поставленных задач.
Основные видытактических действий: оборона, наступление, передвижение, расположение на месте. Основные формытактических действий: бой, удар и маневр.
Бой– организованные и согласованные действия подразделений, воинских частей и соединений в целях уничтожения (разгрома) противника, отражения его ударов и выполнения других задач в ограниченном районе в течение короткого времени. Бой может быть общевойсковым, дальним (бесконтактным) огневым, противовоздушным, воздушным и морским.
Основным средством уничтожения (разгрома) противника в бою является огонь. Огонь – поражение противника стрельбой (пуском) из различных видов оружия.
Удар– одновременное и кратковременное поражение группировок войск и объектов противника путем мощного воздействия на них всеми имеющимися средствами поражения.
Маневр– организованное передвижение подразделений (огневых средств, военнослужащих) при выполнении поставленных задач в целях занятия выгодного положения для ведения огня по наиболее уязвимому месту в боевом порядке противника, особенно во фланг и в тыл, а также для вывода подразделений из-под удара противника. Маневр осуществляется подразделениями (огневыми средствами) и огнем.
Видами маневра подразделениями (огневыми средствами) являются: охват, обход, отход и смена района (позиций).
Современный общевойсковой бой ведется объединенными усилиями всех участвующих в нем войск с применением танков, БМП (БТР), артиллерии, средств противовоздушной обороны, самолетов, вертолетов, другого вооружения и военной техники.
Характерными чертами современного общевойскового боя являются: решительность целей, высокая напряженность, скоротечность и динамичность боевых действий, их наземно-воздушный характер, одновременное или последовательное мощное огневое воздействие на всю глубину построения сторон, применение разнообразных способов выполнения боевых задач, быстрый переход от одних видов действий к другим, сложная радиоэлектронная обстановка.
Успешное выполнение поставленной отделению задачи достигается соблюдением основных принципов: постоянной боевой готовностью; своевременным обнаружением противника и уничтожением его огнем; решительностью, активностью и непрерывностью ведения боя; организацией и поддержанием непрерывного взаимодействия; внезапностью действий и применением военной хитрости (обмана противника); умелым применением маневра; всесторонним обеспечением боя; полным напряжением моральных и физических сил, использованием морально-психологического фактора в интересах выполнения боевой задачи; твердым и непрерывным управлением подразделениями; надежной защитой подразделений.
Общевойсковой бой может вестись с применением только обычного оружия или с применением ядерного оружия и других средств поражения.
Ядерное оружиеявляется наиболее мощным средством поражения противника. Оно позволяет в короткие сроки уничтожать группировки войск противника, создавать районы массовых разрушений и зоны радиоактивного заражения.
Обычное оружиесоставляет все огневые и ударные средства, применяющие артиллерийские, авиационные, стрелковые боеприпасы, ракеты, бомбы в обычном снаряжении, боеприпасы объемного взрыва, зажигательные, термобарические боеприпасы и смеси. Обычное оружие может применяться самостоятельно и в сочетании с ядерным оружием.
Наиболее высокой эффективностью обладают высокоточные системы обычного оружия, к которым относятся Ракетные и артиллерийские комплексы, обеспечивающие обнаружение объектов для поражения, целеуказание и наведение на них с высокой точностью в автоматизированном режиме, а также другие комплексы (системы) вооружения, применяющие управляемые (корректируемые) и самонаводящиеся ракеты и боеприпасы, способные поражать цели, как правило, с первого выстрела (пуска).
Зажигательные (термобарические) боеприпасы и смеси применяются для поражения живой силы и огневых средств противника, расположенных открыто или находящихся в долговременных огневых и других фортификационных сооружениях, а также его вооружения, военной техники и других объектов.
Цели и задачи обучения по тактической подготовке.Тактическая подготовка – обучение личного состава, подразделений, воинских частей и соединений подготовке и ведению боя. Она является главным предметом обучения в системе боевой подготовки и составляет основу полевой выучки войск. Изучение других предметов носит подчиненный ей характер.
Основная цель тактической подготовки – выработка у каждого солдата и подразделения в целом практических навыков, умений и качеств, необходимых для успешного ведения современного боя.
Задачи обучения отделения по тактической подготовке:
обучить личный состав различным приемам и способам боевых действий в составе подразделений, умелому применению индивидуального и группового оружия и боевой техники в сложных условиях боевой обстановки, на разнообразной местности, днем и ночью;
выработать и совершенствовать навыки и умения командира в организации, обеспечении боевых действий и непрерывном управлении отделением и огнем в бою;
подготовить отделение к ведению умелых и слаженных действий в современном общевойсковом бою, в условиях применения ядерного и обычного оружия;
формировать у личного состава высокие морально-боевые, психологические, физические качества и сознательную воинскую дисциплину.
Все занятия по тактической подготовке сводятся к тому, чтобы научить:
командира отделения– организовывать бой на местности, быстро принимать команды (сигналы) командира взвода (роты) и четко ставить задачи личному составу, умело управлять отделением и его огнем в бою, грамотно использовать местность, мощь своего оружия и боевой техники, непрерывно вести наблюдение за полем боя, умело определять наиболее важные цели и своевременно подавать команды на их уничтожение, поддерживать вооружение и военную технику в постоянной боевой готовности и способность отделения к ведению боевых действий в условиях применения противником оружия массового поражения;
наводчика-оператора (наводчика пулемета)– непрерывно вести наблюдение за полем боя, своевременно обнаруживать цели и немедленно уничтожать их по команде командира взвода (отделения) или самостоятельно, умело работать на радиостанции и переговорном устройстве, правильно подготавливать, осматривать и укладывать боеприпасы, систематически проверять вооружение и поддерживать его в постоянной боевой готовности;
механика-водителя (водителя)– умело использовать местность при вождении БМП (БТР) в любых условиях обстановки, времени года и суток, преодолевать препятствия, заграждения и водные преграды, выдерживать установленное место в походном и боевом порядках взвода, обеспечивать наилучшие условия для ведения огня из орудия (пулемета), докладывать об обнаружении целей и корректировать огонь, сохранять БМП (БТР) от прицельного огня противника при движении на поле боя, устранять неисправности или повреждения БМП (БТР);
остальной личный состав отделения– слаженно действовать в различных видах боя, в любой обстановке, в любое время года и суток, непрерывно наблюдать за полем боя и докладывать командиру отделения об обнаруженных целях, по команде командира или самостоятельно уничтожать их огнем, умело использовать свое оружие и боевую технику, средства защиты.
В результате тактической подготовки отделение должно быть обучено: организованному переходу к обороне заблаговременно или в ходе боя, при отсутствии непосредственного соприкосновения с противником и в условиях соприкосновения с ним; ведению наступления на обороняющегося противника с ходу и из непосредственного соприкосновения с ним как днем, так и ночью; совершению марша (передвижению своим ходом) и перевозкам различными видами транспорта в предвидении вступления в бой или вне угрозы столкновения с противником, как правило, ночью или в других условиях ограниченной видимости, действиям в составе воздушного и морского десантов; скрытному расположению на месте и действиям в сторожевом охранении, а также умелым Действиям во всех видах боевого обеспечения.
Организация занятий по тактической подготовке с отделением.Фактическая подготовка отделения проводится в соответствии с требованиями Боевого устава Сухопутных войск, курсов, наставлений, программ боевой подготовки, ротного расписания занятий и других руководящих документов.
Одиночное обучение солдата тактической подготовке осуществляется в ходе подготовки вновь прибывшего пополнения.
Основной формой обучения при этом являются тактико-строевые занятия, на которых отрабатывается техника выполнения приемов и способов действий солдата в бою.
В тактической подготовке отделения используются следующие формы обучения: тактике-строе вые занятия, тактические занятия, а также боевая стрельба в составе отделения. Совершенствование слаживания отделения осуществляется в составе взвода, на полевых выходах, ротных, батальонных, полковых и дивизионных тактических учениях.
Тактико-строевые занятия являются первоначальной формой обучения солдата и первой ступенью подготовки (слаживания) отделения*.
Основным методом обучения на тактико-строевых занятиях является упражнение (тренировка) в выполнении приемов и способов действий, при необходимости могут применяться объяснение и показ. Каждый прием и способ действий сначала отрабатываются по элементам в замедленном темпе, затем слитно в пределах установленного нормативами времени. Не добившись четкого выполнения одного приема, не отработав качественно и в полном объеме один учебный вопрос, не следует переходить к отработке следующего.
Тактическая обстановка создается для отработки каждого учебного вопроса отдельно и не связывается единым замыслом. Она должна быть несложной, но вместе с тем обеспечивать качественную отработку учебного вопроса.
Продолжительность тактико-строевых занятий с отделением обычно составляет 3 часа и включает отработку двух-трех вопросов.
Тактические занятия предназначены для боевого слаживания отделения, совершенствования навыков командиров отделений в организации боя и управлении подчиненными при выполнении боевых задач. В ходе занятий учебные вопросы отрабатываются в строгой последовательности во времени и темпе, присущих характеру изучаемого вида боевых действий, на фоне единой тактической обстановки.
Боевая стрельба в составе отделения является высшей формой обучения отделения в условиях, максимально приближенных к боевым. Она предназначена для обучения командира отделения и личного состава ведению боевых действий с реальным ведением огня из всех видов штатных огневых средств. Проводит боевую стрельбу отделения командир взвода.
Основным методом обучения на тактических занятиях и в ходе боевой стрельбы является практическая работа обучаемых по выполнению ими своих должностных и функциональных обязанностей, в том числе и практическое решение огневых задач.
ОТДЕЛЕНИЕ В ОБОРОНЕ
Общие положения.Оборона осуществляется в целях отражения наступления превосходящих сил противника, нанесения ему потерь, удержания занимаемых позиций и создания благоприятных условий для последующих действий. Разновидностью обороны является бой в окружении.
Оборона должна быть устойчивой и активной, способной противостоять ударам всех видов оружия, атаке превосходящих групп пехоты и танков противника, поддерживаемых огнем артиллерии и ударами авиации, действиями его воздушных десантов, аэромобильных и диверсионно-разведывательных групп.
Переход к обороне может осуществляться в различных условиях обстановки. В большинстве случаев подразделения будут переходить к обороне и организовывать ее в ходе боя под огнем противника в условиях непосредственного соприкосновения с ним. В других случаях, когда противник будет находиться на значительном удалении, переход к обороне будет осуществляться заблаговременно, в условиях отсутствия соприкосновения с ним.
При переходе к обороне в условиях непосредственного соприкосновения с противником подразделения вынуждены будут в ходе боя захватывать выгодные рубежи и под огнем противника проводить все работы, связанные с организацией обороны. Трудность и сложность такого перехода к обороне будут заключаться в том, что надо продолжать бой и в то же время выбирать позицию, оборудовать ее в инженерном отношении, ставить задачи подчиненным, организовывать систему огня и взаимодействие.
При организации обороны в условиях отсутствия соприкосновения с противником имеется возможность более тщательно изучить подступы к обороне со стороны противника, определить построение системы огня, более полно оборудовать позицию в инженерном отношении, установить заграждения перед передним краем, при необходимости произвести расчистку секторов обстрела и выполнить другие работы.
Взвод (отделение) не имеет права оставлять занимаемый опорный пункт (позицию) и отходить без приказа командира роты (взвода).
Отделение в обороне, как правило, действует в составе взвода, при этом может находиться в резерве, действовать в составе боевого охранения, назначаться в составе взвода в боевой разведывательный дозор и огневую засаду, входить в броневую группу батальона. Кроме того, при выходе из боя и отходе, при выходе из окружения отделение может действовать в составе подразделений прикрытия, мотострелковое отделение на боевых машинах пехоты в составе взвода – в заслонах.
Приданное мотострелковому взводу огнеметное отделениедействует в боевом порядке взвода, в зависимости от обстановки и решения командира мотострелкового подразделения может выполнять задачи самостоятельно или совместно с мотострелковыми отделениями. При действии в составе мотострелкового взвода огнеметное отделение располагается на боевых позициях мотострелковых отделений.
Отделение в составе взвода первого эшелона роты выполняет задачу по нанесению противнику потерь в живой силе и технике огнем штатных и приданных средств во взаимодействии с соседями, отражению его атаки и удержанию занимаемой позиции.
Отделение в составе взвода второго эшелона роты участвует в поддержке огнем взводов первого эшелона, в уничтожении живой силы и боевой техники, прорвавшейся в опорный пункт роты, в отражении атак противника и удержании занимаемого опорного пункта.
Отделение в составе взвода мотострелкового взвода, составляющего резерв батальона, занимает позицию в опорном пункте взвода и находится в готовности к отражению атаки вклинившегося в оборону противника и диверсионно-разведывательных групп, действующих в глубине района обороны батальона, усилению (замене) подразделений первого эшелона и к решению других внезапно возникающих задач.
Мотострелковому отделению (БМП, БТР и другим огневым средствам) указывается боевая (огневая) позиция.
Боевой порядок мотострелкового взвода в зависимости от поставленной задачи и условий местности строится в одну или две линии и, как правило, состоит из мотострелковых отделений, группы управления и огневой поддержки, средств усиления, остающихся в непосредственном подчинении командира взвода. В некоторых случаях во взводе может создаваться группа боевых машин.
Группа управления и огневой поддержки предназначена для управления подразделениями и огнем в ходе боя, нанесения поражения живой силе и бронированным машинам противника, а также для решения внезапно возникающих огневых задач.
Группа боевых машин предназначена для поддержки боя мотострелковых отделений, повышения устойчивости и активности обороны действиями на заранее выбранных огневых рубежах. Действиями группы боевых машин управляет командир взвода через своего заместителя.
Взвод обороняет опорный пункт до 400 м по фронту и до 300 м в глубину. Мотострелковое отделение обороняет позицию до 100 м по фронту, на которой оборудуются основные и запасные (временные) позиции для огневых средств, позволяющие совместно с соседними отделениями уничтожать противника огнем перед фронтом и на флангах опорного пункта взвода. Промежутки между позициями отделений в опорном пункте взвода – до 50 м. Они должны находиться под непрерывным наблюдением, прикрываться огнем и заграждениями.
По всему фронту опорного пункта мотострелкового взвода может отрываться сплошная траншея, которая соединяет окопы (позиции) отделений. От траншеи отрывается ход сообщения к окопам для БМП (БТР) и в глубину обороны к следующей траншее. В опорном пункте оборудуются укрытия для личного состава.
Траншея, окопы и ход сообщения должны соединять основные и запасные огневые позиции и обеспечивать ведение флангового и перекрестного огня, скрытный маневр и рассредоточение огневых средств, а ход сообщения, кроме того, – ведение боя с вклинившимся в оборону противником, создание круговой обороны, эвакуации раненых, подачи боеприпасов и продовольствия (доставки пищи). Прямолинейное начертание траншеи и хода сообщения не допускается.
При построении боевого порядка взвода в две линии в опорных пунктах взводов, расположенных на наиболее вероятном направлении наступления противника, позиция одного из отделений взвода в целях усиления устойчивости обороны может оборудоваться в глубине опорного пункта (на второй линии) в 100–200 м за первой траншеей. БМП (БТР) в опорном пункте взвода располагаются по фронту с интервалом до 200 м. Боевая машина пехоты без десанта может выделяться для действий в огневой засаде или в составе бронегруппы.
На позиции отделения стрелки, пулеметчики и гранатометчик (боевые группы) располагаются так, чтобы все подступы к ней перед фронтом и на флангах находились под действительным, особенно фланговым и перекрестным, огнем, а заграждения и препятствия хорошо просматривались и простреливались. Командир отделения управляет подчиненными, находясь в таком месте, откуда удобнее управлять отделением, наблюдать за местностью и сигналами командира взвода.
Гранатометное отделение занимает огневую позицию до 20 м, а противотанковое – до 50 м по фронту. Позиция гранатометного (противотанкового) отделения включает основные и запасные позиции огневых средств и БМП (БТР). На основных позициях огневых средств оборудуются окопы с противоосколочными козырьками, а для ведения огня в дополнительных секторах (на рубежах развертывания) – окопы без козырьков. Расположение огневых позиций должно обеспечивать взаимную огневую связь с соседними огневыми (противотанковыми) средствами.
Огневая позиция БМП (БТР) оборудуется обычно позади позиций огневых средств отделения на удалении до 50 м и с таким счетом, чтобы огнем БМП (БТР) обеспечивалось прикрытие отделения на позиции.
При организации системы огня мотострелковому отделению указываются полоса огня, дополнительный сектор обстрела.
БМП (БТР), противотанковым ракетным комплексам, гранатометам, огнеметам и пулеметам назначаются основные и одна-две запасные (для дежурных огневых средств и временные) огневые позиции, указываются основной и дополнительный секторы обстрела (огнеметания) с каждой позиции на дальность их действительного огня. Огонь ручных противотанковых гранатометов подготавливается в полосе огня своих отделений. Полосы огня определяются границами справа и слева. Каждая граница указывается двумя точками (ориентирами). Полосы огня (секторы обстрела) соседних подразделений (огневых средств) на стыках должны взаимно перекрываться.
Готовность системы огня определяется занятием БМП (БТР) и другими огневыми средствами огневых позиций, подготовкой данных для стрельбы, а также наличием боеприпасов.
В зависимости от условий местности, времени суток, состояния погоды и характера действий противника для непосредственного охранения в мотострелковом взводе назначается парный патруль или секрет в составе двух-трех военнослужащих, а также дежурное огневое средство(дежурная боевая машина пехоты, бронетранспортер). Кроме выполнения задач непосредственного охранения они предназначены для уничтожения отдельных групп противника, пытающихся вести разведку, проделать проходы в : заграждениях или проникнуть в глубину обороны, а также предназначены для затруднения передвижения противника в его расположении и ведения им инженерных работ. Личный состав дежурных средств находится в постоянной готовности к немедленному открытию огня с запасной или временной огневой позиции.
Подготовка отделения к обороне. В условиях отсутствия соприкосновения с противникомкомандир мотострелкового (гранатометного, противотанкового) отделения после уяснения полученной задачи и оценки обстановки обязан: вывести отделение на указанную позицию; организовать наблюдение; определить задачи подчиненным, выбрать основную и запасную огневые позиции для БМП (БТР), огневые позиции пулеметчикам, гранатометчику и места стрелкам (основные и запасные огневые позиции для гранатометов, ПТРК); отдать боевой приказ; организовать инженерное оборудование и маскировку позиции; определить расстояния до ориентиров, подготовить данные для ведения огня днем и ночью и составить карточку огня.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|