Сделай Сам Свою Работу на 5

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ





Специфические черты и периодизация философии

Эпохи Возрождения

К XV веку средние века себя исторически исчерпали. В недрах средневековья зарождались иные, капиталистические, отношения, складывались национальные государства. На смену отживающей эпохе шла новая – эпоха глубоких социальных конфликтов: движение Реформации и католическая реакция на него, крестьянская война в Германии, нидерландская буржуазная революция. Радикально менялись экономиче­ские, социальные и политические условия жизни людей. Эпоха Возрождения – эпоха развития естествознания, великих географических открытий.

Необходимо было создать другое мировоззрение, которое более удовлетворяло бы идейным запросам новой эпохи, в которой человек был бы более сво­бодным и значительным существом. Однако такое мировоззрение суще­ствовало в античности, и вместо того, чтобы формировать но­вые идеи, возможно было вспомнить или возродить в духов­ном смысле греко-римскую древность. Этим и занялась фи­лософия рассматриваемой эпохи, вошедшей в историю под названием Возрождения.

Философии эпохи Возрождения свойственны следующие особенности.



1. Возрождение – наследие античной философии (или Ренессанс – от фр. Возрождение). Представители этой эпохи впервые предложили деление истории на древнюю, средневековую и новую. Десяток столетий, прошедших с падения античности, гуманисты презрительно назва­ли средними веками, то есть ни на что не годным, недостойным и бессмысленным временем. С легкой руки гуманистов мы до сих пор делим историю на древнюю, средневековую и но­вую, хотя в понятие «средние века» давно уже не вкладываем тот наполненный духом пренебрежения и отрицания смысл, который видели в нём представители культур­ной жизни Возрождения.

2. Антропоцентризм. Человек в короткий срок, совершив грандиозный научно-технический рывок, увеличил свою мощь, стал менее зависеть от условий внешнего мира, почувствовал себя более свободным и уверенным. А потому старая христианская док­трина, по которой он вместе со всем миром — всего лишь творение Бога и целиком подчиняется ему, почти не принадлежа себе, перестала соответствовать изменившимся историческим условиям. Человек становится не создани­ем потустороннего Творца, а частицей несотворенной, а потому вечной природы. Постановка человека в центр рассмотрения, взгляд на него как на телесное, разумное, деятельное существо, как на самое совершенное существо мироздания, видение главной задачи наук и искусств в изучении человека и постижении его природы – главная особенность рассматриваемой эпохи.



3. Гуманизм или «человечность». Если в средние века духовная жизнь характеризовалась теоцентризмом (от «Бог в центре») – представлением о Боге как о высшей, предельно со­вершенной и единственно достойной внимания реальности, то в эпоху Возрождения на место Бога был поставлен человек, а представителей философии, искусства и науки, ис­поведовавших идеи антропоцентризма, стали называть гумани­стами (от латинского слова «гуманус» – человеческий). Стремление к изучению человека и созданию достой­ных его условий жизни, уважение к достоинству и правам личности находятся в центре внимания гуманистов.

4. Антиклерикализм. Выражается как направленность философских сочинений против офици­альной церкви (но не против христианства). Нередко утверждалось, что церковь извратила подлинное учение Иисуса Христа, поэтому необходимо возродить идеи «первоначального» христианства.

5. Секуляризация. Появление антропоцентризма и гуманизма знаменовало собой разрыв многовековой связи человека с Богом, отделе­ние их (в идейном смысле) друг от друга, которое называется секуляризацией (от латинского слова «секулярис»– отдель­ный). Причем происходило не только отделение человече­ского от божественного, светского (нерелигиозного) от религиозного, но и постановка человека на место Бога, а зна­чит, вытеснение последнего. Вспомним, что средневековое представление о Боге как потусторонней и вечной реальности и о мире как творении называется теизмом. Поэтому, чтобы секуляризовать (т.е. потеснить) Бога, надо было каким-то образом видоизменить теистическую доктрину (теорию).



6. Пантеизм. Первым способом секуляризации становится пантеизм— представление о тождественности природы и Бога. Весь окружаю­щий мир и есть безличное, т.е. везде и во всем находящееся бо­жество. Важно, что в таком воззрении автоматически исключа­ется акт творения: если Бог и природа — одно и то же, значит, он никак не мог ее сотворить и ни в коем случае не является первичным по отношению к ней. Напротив, Бог и природа в пантеизме равны друг другу, совечны, а значит, природа, буду­чи несотворенной и не подлежащей уничтожению, наделяется свойством бесконечности. В пантеизме умаляется роль Бога, но возрастает роль природы и человека как ее частицы.

7. Деизм. Вторым способом секуляризации был деизм — представле­ние, по которому Бог создал мир, наделил его законами и само­устранился, подобно тому, как часовой мастер собрал механизм, завел его и ушел, а часы идут сами по себе. Наш мир развивается далее по своим собственным за­конам без всякого божественного вмешательства. В деизме из совершенства Бога выводится полное отсутствие его влияния на человече­скую жизнь.

8. Атеизм. Треть­им способом секуляризации является атеизм – утверждение о том, что Бога вообще нет и не может быть – нигде, никак и ни­когда. Пантеизм был еще в древности, деизм появился прибли­зительно в XVI веке, а атеизм – в XVII-XVIIIвв. Возрождение проходило под идейными знаменами пантеизма, тем более, что античность, которой всячески подражали в данную эпоху, всецело была пантеистической. Поэтому деизм и атеизм – это идейные явления более позднего времени, в период Возрожде­ния их, скорее всего, еще не было, однако секуляризация, на­чавшись в XIV-XV вв., продолжалась очень долго, идеи антро­поцентризма не были исчерпаны за два-три столетия Возрож­дения. Правильнее было бы говорить, что в это время они только зародились.

Философия эпохи Возрождения охватывает период с XIV в. по первую половину XVII в. В эволюции философии эпохи Возрождения можно выделить следующие периоды:

гуманистический или антропологический (XIV – середина XV вв.) – интерес к человеку в его отношениях с миром. Основные представители: Данте Алигьери, Ф. Петрарка, Л. Валла;

неоплатонический (середина XV – первая треть XVI вв.) – постановка широких онтологических проблем. Представители: Н. Кузанский, М. Фичино, П. Мирандола;

натурфилософский (вторая половина XVI – начало XVII вв.) – поднимались проблемы бесконечности Мироздания, Космоса, Вселенной, вопросы природы и божественного начала. Представители: Б. Телезио, Ф. Патрици, Н. Коперник, Д. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей.

 

Проблемы онтологии и гносеологии философии

Эпохи Возрождения

Онтология.Большой вклад в развитие диалектического понимания бытия внёс ученый и кардинал Николай Кузанский, который, опираясь на Платона и неоплатоников, в каче­стве исходного пункта своей онтологии принимает Бога как Еди­ное. Но, в отличие от них, он считает, что Бог не имеет противопоставлений, а охватывает всё. Значит, Бог бесконечен (абсолютный максимум). Но в бесконечности противоположности неразличимы и фактически совпадают. Следовательно, и в Боге все различия исчезают. Абсо­лютный максимум совпадает с абсолютным минимумом. Так Кузанский открывает принцип совпадения противопо­ложностей и приходит к подтверждению аксиомы античного фи­лософа Анаксагора – «все во всём»: «Бог через всё – во всем, и все через всё в Боге». Иными словами, аб­солютный максимум включает абсолютный минимум, а он в свою очередь содержит абсолютный максимум. В переводе с абстракт­ного языка на предметный это означает, что Вселенная (как тво­рение Бога) охватывает все вещи, а каждая вещь содержит в себе Вселенную — в ее «свёрнутом» виде. Человек в таком случае есть микрокосм, заключающий в себе потенциальный макрокосм. Вселенная, будучи божественным творением, неотъемлемо сущест­вует в Боге. Так как он бесконечен, то бесконечна и Вселенная. Значит, она не имеет центра и предела, хотя и ограничена в Боге. Здесь теологическому геоцентризму (Земля – центр мира) был на­несен первый удар. Хотя богословы это поняли не сразу. Бернардино Телезио из исследования природы исключает познавание Бога. Бог у него – это внеприродное безличное начало, которое затем устраняется, а мир и материя начинают существовать по своим собственным законам. Не бог, а природа является предметом философского исследования. Бог у Дж. Бруно в «свёрнутом» виде содержит бесконечный универсум, а последний существует в «развёрнутом» виде. Он часто отождествляет бога не только с природой, но и с материей, что даёт возможность судить о его пантеизме как о материалистическом.

Материя, в представлении Б. Телезио, неуничтожима, качественно однородна, количественно изменяется, полностью заполняет пространство и исключает пустоту. Материя – пассивное начало. Активным, движущим началом природы являются одушевлённые противоположности сухого и тёплого, влажного и холодного, смешение которых ведет к появлению вещей. Его философия – это гилозоизм, поскольку одушевлённые противоположности внедрены в каждую природную частицу. Небесные тела, как и земля, материальны, но различаются только большей или меньшей мерой присутствия противоположных активных принципов – тепла и холода. Источник движения не вне природы, a в ней самой. Присущие материи принципы осуществляют её самодвижение.

Дж. Бруно выдвигает идею физической однородности всех миров, которые состоят из пяти элементов: воды, воздуха, огня, земли и эфира. Эфир – связующая среда между первыми четырьмя элементами, всеми планетами и всеми мирами. Таким образом, пустота исключена. Он понимал материю пантеистически, растворяя бога в природе. Рассматривал её не как пассивное начало, а как активное, самостоятельное и самодеятельное. В решении аристотелевской проблемы первичности формы или материи, материю считал первичной. Субстанцию считал материальной, выступающей как первоматериал. Он принимал и существование духовного субстрата – мировой души, присущей всем вещам. Мировая душа – это движущий принцип конкретных вещей и всего мира, который определяет их целостность, гармонию и целесообразность. Таким образом, бессознательное творчество материи (и природы) имеет своей основой деятельность мировой души, способной подменять самого бога. Мировую душу он не отрывает от материально-телесного начала, это единое целое, единая субстанция, в которой совпадают телесное и духовное, материальное и формальное. Основной единицей бытия он считает монаду как единство телесного и духовного. Верховная субстанция есть «монада монад» или Бог. Причём субстанция представляет собой источник внутреннего родства противоположностей (она является началом души: яд может быть лекарством, а лекарство – ядом и т.п.). Он обращает внимание не только на их единство, но и на их борьбу.

Диалектические натурфилософские идеи разрабатывались и Дж. Бруно. Он выдвинул представления о бесконечности космоса и множественности миров, творческой активности природы (она является источником своего собственного развития). Заслуга Бруно состоит в развитии философского аспекта теории Коперника, который утверждал, что Солнце – центр Вселенной. Бруно доказал, что такого центра вообще нет. Любая планета может быть истолкована наблюдателем, находящимся на ней, как центр Вселенной. Солнце лишь относительный центр нашей планетной системы. Вселенная не имеет границ, число миров в ней бесконечно. Земля обладает собственным движением, подобным движению небесных тел. Солнце и звёзды имеют сопутствующие планеты. Другие миры тоже обитаемы, ибо вся природа одушевлена.

Таким образом, в этот период произошли существенные изменения в понимании материального мира, природы. Для натурфилософии эпохи Возрождения характерны следующие особенности.

Во-первых, если в средневековой философии считалось, что Бог находится вне мира, вне пространства и времени, то в целом ряде концепций эпохи Возрождения утверждалось, что Бог растворен в материальном мире, природе, присутствует везде. Это вело к высокой оценке природы, провозглашению необходимости и важности ее познания. Учение, отождествляющее Бога и мир, называется пантеизм.

Во-вторых, природа рассматривалась теперь как живой, целостный организм (принцип органицизма).

В-третьих, такой организм находится в состоянии постоянного изменения, развития (элементы диалектики). Именно в этот период формируется представление о множественности миров во Вселенной.

Параллельно с философией природы развивается новое естествознание, которое приносит ряд эпохальных открытий, становится одним из важнейших источников новой философии. В противоположность схоластической теории учёные ренессанса на первый план выдвигают опыт, исследование природы, экспериментальный метод исследования. Новые тенденции науки получили отражение в творчестве Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Иоганна Кеплера и Галилео Галилея. Николай Коперник разгромил гелиоцентрическую систему Птолемея и создал гелиоцентрическую теорию. Немецкий астроном Иоганн Кеплер создал теорию о закономерностях движения планет, подтвердил её математическим доказательством. Физик и астроном Галилео Галилей делает ряд открытий (путём экспериментальных исследований): при помощи сконструированного им телескопа обнаруживает: негладкую поверхность луны и солнца, и то, что млечный путь является сложной системой звёзд, открывает фазы Венеры и т.д. Его открытия подтвердили правильность системы Коперника. Он развивает новую методологию науки, основанную на эксперименте и математике. В отличие от старого схоластического качественного метода (основа – учение о свойствах и сущностях вещей и доказательство иерархически неизменного бытия) он предложил и количественный метод: вычислил универсальную динамичность движения математическим и геометрическим способами, что дало возможность разложить всё на простейшие элементы и затем вновь рациональным математическим способом сконструировать. Так он обосновывает механику.

Теория познания. Диалектический характер носила и теория познания Николая Кузанского – «концепция знающего незнания». Он считал, что объем человеческих знаний постоянно увеличивается. Однако они содержат своего рода пустоты – элементы незнания. Осмысление и учет этого обстоятельства способствует развитию познания, позволяет избежать ложных утверждений. Человек в учении Николая Кузанского предстал как микрокосм, воспроизводящий в себе черты Бога и природы. Его душа – это самодвижение, дающее жизнь (движение) телу, что осуществляется, однако, лишь при условии жизнеспособности и здоровья самого тела. Главными способностями души, или ума, философ считал: а) чувственные ощущения обеспечивают волевые импульсы и инициативность; б) рассудок является посредником между чувствами и разумом; в) разум позволяет человеку познавать мир, что отличает его от животных.

В учении о познании Дж. Бруно исходит из положения, что человек – неотъемлемая часть природы. Процесс достижения истины складывается постепенно, на основе деятельности чувств, рассудка разума и ума. Роль чувственной ступени в том, чтобы возбудить разум. Чувства имеют «мутную примесь». Рассудок осмысливает чувственную информацию, но возможность проникнуть в высшие тайны природы даёт разум (или интеллект), который окончательно исправляет показания чувств. Иногда он вводит четвёртую ступень – ум, при помощи которого достигается познание единства мира, диалектическое совпадение противоположностей и его бесконечности. Главный источник достижения истины – разум (ум). Он придерживается концепции двойственности истины.

Проблему научного метода познания разрабатывал Леонардо да Винчи. Не книжные схоластические спекуляции богословов, а опыт есть фундамент всякого познания. Только он обладаетдостоверностью. Опыт указывает на причины явлений и помогает устанавливать законы, которые внутренне присущи природе. Да Винчи приходит к пониманию, что объективное познание без эксперимента и математики во многом проблематично. В этом он предвосхищает становление экспериментально-математического естествознания Нового времени, на базе которого появится евро­пейская рациональная наука.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.