Сделай Сам Свою Работу на 5

Органы, регулирующие аудиторскую деятельность





 

Одним из субъектов рынка аудиторских услуг является уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности. Таким органом, согласно постановлению Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации", стало Министерство финансов РФ. Данному государственному органу законодателем переданы все полномочия по регулированию аудиторского рынка (до этого Министерство финансов РФ лицензировало общий, страховой и инвестиционный аудит, а ЦБ РФ - банковский).

Предшественником уполномоченного федерального органа была Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, действовавшая на основании вышеназванного Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263.

В Законе об аудиторской деятельности четко определены функции уполномоченного федерального органа, которые, на наш взгляд, можно объединить по двум принципиальным направлениям, а именно:

1) создание условий для организации и проведения аудита (организационное регулирование);

2) создание условий для развития аудита в РФ (стратегическое регулирование).



К группе организационного регулирования следует отнести полномочия федерального органа по организации системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов, лицензированию аудиторской деятельности, организации системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий, ведению государственных реестров аттестованных аудиторов и профессиональных аудиторских объединений, а также их аккредитации (ст. 18).

В рамках стратегического регулирования уполномоченный федеральный орган наделяется функциями по организации разработки и представлению на утверждение Правительства РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, определению объема и порядка представления отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Новым по сравнению с Временными правилами является предусмотренное ст.19 Закона создание Совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Основной целью его деятельности является учет мнения профессиональных участников рынка аудиторских услуг.



Помимо этого Совет по аудиторской деятельности вправе принимать участие в подготовке, предварительном рассмотрении основных документов и проектов решений уполномоченного федерального органа, разрабатывать федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, рассматривать обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносить соответствующие рекомендации на рассмотрение федерального органа, а также осуществлять другие функции в соответствии с Положением о Совете по аудиторской деятельности (п.1, 2 ст.19).

Члены Совета утверждаются руководителем уполномоченного федерального органа по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений. При этом представительство аккредитованных профессиональных аудиторских объединений должно составлять не менее 51% от общего Состава совета (п.3 ст.19). В состав этого органа должны также входить представители государственных органов, ЦБ РФ, пользователей аудиторских услуг и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту.

 

Аудиторские объединения

 

Закон об аудиторской деятельности важное значение придает деятельности аккредитованных профессиональных аудиторских объединений. Тем самым определены их место и роль в системе правового регулирования рынка аудиторских услуг.



Профессиональным аудиторским объединением признается объединение индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством РФ в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов, защиты их интересов, соблюдения правил (стандартов) профессиональной деятельности и профессиональной этики, действующего на некоммерческой основе и получившего аккредитацию в уполномоченном федеральном органе (ст.20)*(742).

Закон выделяет следующие правовые признаки профессиональных аудиторских объединений:

данное объединение должно функционировать на некоммерческой основе;

оно должно получить аккредитацию в уполномоченном федеральном органе (для целей Закона об аудиторской деятельности под аккредитацией понимается официальное признание и регистрация уполномоченным федеральным органом профессионального объединения);

правом на подачу заявления о своей аккредитации обладает профессиональное аудиторское объединение, членами которого являются не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций;

любая аудиторская организация и любой индивидуальный аудитор могут являться членами по крайней мере одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения;

закрепляется обязательность исполнения членами правил (стандартов) осуществления профессиональной деятельности и профессиональной этики, установленных данным объединением.

Законом также предусмотрено, что при аннулировании лицензии на осуществление аудиторской деятельности соответствующие индивидуальный аудитор или аудиторская организация исключаются из состава всех аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, членами которых они состоят, без права повторного вступления как в эти объединения, так и в другие аккредитованные объединения на срок, установленный уполномоченным федеральным органом, но не более трех лет со дня аннулирования лицензии (п.5 ст.20).

Созданные в соответствии с положениями Закона об аудиторской деятельности профессиональные аудиторские объединения наделяются определенными функциями. Так, объединение вправе, например:

участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, проводимой уполномоченным органом;

проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся членами профессионального объединения;

в соответствии с квалификационными требованиями уполномоченного федерального органа разрабатывать учебные планы и программы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов и т.д.

Следует заметить, что по мнению ряда авторов*(743), заинтересованность объединений в получении статуса профессиональных очевидна, поскольку государством подтверждается уровень подготовки такого объединения; кроме того, уполномоченный федеральный орган передает ему определенные полномочия. Очевидна также польза и для других участников рынка аудиторских услуг: практикующим аудиторам и аудиторским организациям это позволит найти такое профессиональное объединение, которое на деле сможет заботиться об отстаивании интересов своих участников, внедрении в практику современных методов работы и эффективном регулировании отношений внутри профессии. Аудируемым лицам рекомендация авторитетного профессионального объединения позволит быть уверенными в том, что аудит будет проведен на высоком профессиональном уровне с должным пониманием этики аудитора.

Интересен тот факт, что первой в нашей стране в 1989 г. была создана Ассоциация бухгалтеров и аудиторов "Содружество" (АБ и АС), коллективными членами которой являются 12 ассоциаций бухгалтеров и аудиторов СНГ, более 100 юридических лиц и более 1000 индивидуальных членов. В 1992 г. в качестве общероссийского общественного профессионального объединения зарегистрирована Российская коллегия аудиторов (РКА). Союз профессиональных аудиторских организаций (СПАО) образован в 1996 г. и объединяет крупнейшие национальные аудиторские организации. Ассоциация "Аудиторская палата России" (ААПР) образована в 1995 г. Ее членами могут быть общественные объединения аудиторов, некоммерческие объединения аудиторских организаций, учебные заведения, средства массовой информации и другие организации, в том числе учреждения, разделяющие уставные цели Палаты. Так, к числу основных задач ААПР относятся содействие развитию и совершенствованию аудиторской деятельности в Российской Федерации, представление и защита прав и законных интересов аудиторских организаций и аудиторов, организация повышения квалификации аудиторов, их аттестация и переаттестация, оказание членам Палаты правовой, организационной и иной консультативной помощи в рамках уставной деятельности и т.д.

Полагаем, что для определения места и роли аудиторских объединений в системе правового регулирования рынка аудиторских услуг в России необходимо изучение опыта работы профессиональных аудиторских объединений других стран. Как показывает мировой опыт, профессиональные аудиторские объединения, создаваемые на национальном, европейском и международном уровнях, различаются по тем целям и задачам, которые ставятся перед ними. Например, в Австрии, ФРГ, Франции, Испании, где аудит ориентирован главным образом на интересы государственных органов как основных пользователей аудиторских заключений, объединения аудиторов фактически играют роль централизованных органов, строго регламентирующих аудиторскую деятельность. Так, жестко централизованная система регулирования аудиторской деятельности сложилась во Франции. В 1945 г. там была создана Корпорация экспертов-бухгалтеров, которая находится под патронажем Министерства финансов. В 1968 г. возникло объединение Комиссаров по счетам, сотрудничающее с Министерством юстиции и судебными органами*(744).

В англоязычных странах (США, Великобритания) аудиторская деятельность, напротив, в определенной степени саморегулируется. Здесь аудит ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов и кредиторов. Регулирование аудиторской деятельности в этих странах осуществляют главным образом профессиональные общественные аудиторские объединения. Так, американский институт присяжных бухгалтеров был основан в США в 1887 г. Его задачи заключаются в том, чтобы "действовать от имени его членов и обеспечивать им необходимую поддержку, контроль за тем, чтобы присяжные бухгалтеры служили общественным интересам, обеспечивая высокое качество выполняемых профессиональных услуг"*(745).

 

3.4. Аттестация на право осуществления и лицензирование
аудиторской деятельности

 

Во всех странах к профессиональным и моральным качествам аудиторов предъявляются самые высокие требования. Такое отношение обусловлено общественной значимостью выполняемых аудиторами функций.

Принципиальные требования к уровню профессиональной подготовки аудиторов закреплены в ст.15 Закона об аудиторской деятельности.

Для удостоверения профессиональной компетентности лиц, претендующих на занятие аудиторской деятельностью, законодатель устанавливает довольно высокие требования.

Обязательным требованием является наличие у аудитора высшего экономического и (или) юридического образования, полученного в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию. К числу обязательных относится также опыт работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет. Интересен тот факт, что в Швеции, к примеру, для допуска к экзамену на утвержденного аудитора (первая квалификационная ступень аттестации) необходим практический опыт непосредственной аудиторской работы под руководством аттестованного (утвержденного или уполномоченного) аудитора не менее трех лет. Для допуска к экзамену на уполномоченного аудитора (аудитор высшей квалификации) необходим пятилетний стаж аудиторской работы, причем в последние два года аудитор должен участвовать в аудиторской проверке крупных предприятий с особо сложными условиями проведения проверки под руководством уполномоченного аудитора*(746).

Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, порядок проведения аттестации, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.

Законом об аудиторской деятельности устанавливается также, в каких случаях квалификационный аттестат аудитора может быть аннулирован:

если вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;

если установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов;

если установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований законодательства РФ или федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

если установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки и т.д. (п.1 ст.16).

При этом аннулирование квалификационного аттестата осуществляется на основании мотивированного решения уполномоченного федерального органа. Данное решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня получения решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

До момента введения в действие Закона порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности регулировался Временными правилами, постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности", а также Правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Образование аудитора".

Для лицензирования аудиторской деятельности и аттестации аудиторов по соответствующим направлениям в структуре Министерства финансов РФ и ЦБ РФ функционировали Центральные аттестационно-лицензионные Комиссии (ЦАЛАКи).

Наряду с перечисленными выше требованиями аттестация включала также сдачу экзаменов по Программе, утвержденной ЦАЛАК Министерства финансов РФ и состоящей из пяти разделов: основы правового регулирования имущественных отношений, бухгалтерский учет и отчетность, налогообложение юридических и физических лиц, финансы предприятий, аудит.

Реализация этой Программы достигалась путем специфического построения процесса профессионального обучения аудиторов, первый этап которого представлял собой обучение с отрывом или без отрыва от производства, продолжительность которого зависела от базового образования и опыта работы. Так, для лиц, имеющих специальное бухгалтерское (финансовое) вузовское образование и опыт работы на руководящих и бухгалтерских должностях не менее пяти лет, - не менее 240 часов аудиторной подготовки, для других категорий претендентов - не менее одного года очной или трех лет очно-заочной формы обучения.

По данным статистики, за 2001 г. ЦАЛАК выдал 1666 аудиторских лицензий. Всего за восемь лет работы Комиссии была выдана 8601 лицензия и аттестованы 42 тыс. аудиторов.

В настоящее время, согласно положениям Закона, данная Комиссия ликвидирована, и ее функции унаследовал совет по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ, хотя до сих пор не утверждено ни Положение о совете, ни Положение об аккредитации при Министерстве финансов РФ аудиторских профессиональных объединений, из которых на 50% должен состоять этот совет*(747).

Между тем, как показывает практика, именно эти вопросы вызывают наибольшие разногласия в аудиторском сообществе. Одни из аудиторов считают, что в совете по аудиторской деятельности должны быть представлены региональные профессиональные объединения аудиторов, другие утверждают, что это должны быть объединения федерального уровня. Ситуация усугубляется тем, что большое количество банков стало клиентами нелицензионных аудиторов (представительство Andersen, ФБК, АРНИ, "Руфаудит", "Аудит-сервис" и др.), поскольку ЦБ РФ прекратил выдавать лицензии на осуществление банковского аудита, а уполномоченный федеральный орган тогда еще создан не был. Данная ситуация не исключает возможности судебного оспаривания акционерами банков заключений, сделанных аудиторами, срок действия лицензий которых истек в процессе аудита банка*(748).

Лицензирование аудиторской деятельности предусмотрено новым Законом о лицензировании, вступившим в действие с 10 февраля 2002 г. Именно в этот момент было принято постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации", согласно которому уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности, стало Министерство финансов РФ, на которое и были возложены функции аттестации аудиторов, а также лицензирование их деятельности.

Аудиторская деятельность лицензируется в целях осуществления государственного контроля за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями требований законодательства РФ. Наличие аттестата у аудитора при отсутствии лицензии не дает ему права заниматься аудиторской деятельностью в качестве предпринимательской.

Ранее в России функционировала следующая система лицензирования аудита: Комиссия по аудиторской деятельности выдавала генеральные лицензии на проведение аудита (Министерству финансов РФ - в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, страховых организаций и обществ взаимного страхования, Банку России - в области банковского аудита), а ЦАЛАКи вели государственные реестры аудиторов и аудиторских организаций, получивших лицензию.

Принятие Закона о лицензировании, а также Закона об аудиторской деятельности изменили ситуацию в этой сфере, что повлекло за собой изменения в системе правового регулирования аудита. В соответствие с названными законами должно быть приведено Положение о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности, в частности, Правительством РФ должно быть предусмотрено, оказание каких отдельных видов сопутствующих аудиту услуг требует получения соответствующей лицензии. (Временные правила не предусматривали выдачу лицензий для осуществления подобного рода услуг.)

Следует заметить, что и в зарубежных странах механизм аттестации и лицензирования аудиторской деятельности призван обеспечить соблюдение высокого профессионального уровня выполнения аудитором его обязанностей. В качестве примера обратимся к практике США.

Основными профессиями в практике аудита США являются:

присяжный бухгалтер (СРА);

присяжный внутренний аудитор (CIA);

присяжный аудитор информационных систем (CISA);

Получить лицензию штата на ведение практики и иметь право на звание присяжного бухгалтера могут только лица, сдавшие экзамен на CPA и отвечающие требованиям комиссии штатов. Несмотря на то что в разных штатах установлены различные требования к образованию и опыту работы, как правило, в большей их части лицензии на ведение аудита выдаются лишь при наличии у аудитора практического опыта. Экзамен на звание присяжного внутреннего аудитора проводит правление Института внутренних аудиторов. Сертификат внутреннего аудитора удостоверяет квалификацию, но не предусматривает выдачу лицензии на осуществление практической деятельности.

Экзамен на звание присяжного аудитора информационных систем проводится в соответствии с требованиями, разработанными Службой проверки образования по заказу Фонда аудиторов*(749).

 

§ 4. Порядок проведения аудита и правовая форма организации
отношений по аудиту

 

Планирование аудита

 

Аудиторскую деятельность, как и любую деятельность вообще, можно представить состоящей из последовательного ряда фактических и юридических действий. Этим отличается деятельность, обладающая признаком систематичности, от разовых действий. В процессе аудиторской деятельности принято условно выделять три самостоятельные стадии:

планирование аудита;

проведение аудита;

завершение аудита.

Первым (начальным) этапом аудита является планирование, основная задача которого - определение стратегии и тактики аудиторской проверки, выбор процедур и методов, позволяющих наиболее эффективно достичь поставленной цели - подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности.

На этом этапе стороны (прежде всего - аудиторская организация) должны принять решение о возможности и целесообразности дальнейшего сотрудничества в области аудита. Решения, принимаемые по завершении данного этапа, требуют изучения большого объема разнородной информации, касающейся влияния внешних и внутренних факторов на хозяйственную деятельность аудируемого лица, структуры уставного капитала, видов производственной деятельности, основных хозяйственных контрагентов (поставщиков и подрядчиков, покупателей и заказчиков), порядка распределения прибыли, остающейся в распоряжении аудируемого лица, и т.д.

Если по итогам предварительного планирования аудиторская организация или индивидуальный аудитор и аудируемое лицо пришли к соглашению о возможности аудиторской проверки, между сторонами заключается договор оказания аудиторских услуг.

Следует заметить, что заключению договора предшествует направление аудиторской организацией исполнительному органу аудируемого лица письма-обязательства аудиторской организации о согласии на проведение аудита. На практике подписание письма-обязательства не исключает возможности противоречий между сторонами. Тем не менее важность этого документа трудно переоценить, поскольку в соответствии с общепринятой аудиторской практикой письмо-обязательство документально подтверждает согласие аудиторской организации на проведение аудита.

Письмо-обязательство может не только предшествовать заключению договора оказания аудиторских услуг, но и послужить офертой разовых соглашений между аудиторской организацией и аудируемым лицом.

В аудиторской практике акцепт совершается путем письменного подтверждения экономическим субъектом согласия на условия аудита, предложенные аудиторской организацией. Порядок подготовки письма-обязательства регламентируется соответствующим правилом (стандартом). Некоторые авторы отмечают, что большая часть российских аудиторских организаций не составляет письма-обязательства, как это чаще всего имеет место в западной практике, а заключает с клиентами договоры по традиционной для нас юридической форме. Гражданское законодательство не запрещает делать оферты и акцепты в устной форме и заключать договоры так, как это часто и происходит на практике, т.е. по итогам переговоров. При этом письмо-обязательство является не единственной, а лишь одной из возможных форм оферты в аудите*(750).

Законодательство предоставляет аудиторским организациям возможность выбора одного из нескольких вариантов действий:

направление аудиторской организацией экономическому субъекту письма-обязательства, содержащего все существенные условия договора (получение подписанного экономическим субъектом письма-обязательства считается фактом заключения договорных отношений между сторонами);

направление аудиторской организацией экономическому субъекту письма-обязательства; после его подписания экономическим субъектом стороны заключают договор на проведение аудиторской проверки, существенные условия которого не должны противоречить условиям письма-обязательства;

заключение аудиторской организацией и экономическим субъектом договора оказания аудиторских услуг без предварительного направления письма-обязательства в качестве оферты;

заключение между сторонами договора с использованием письма-обязательства в качестве приложения к договору.

Как показывает практика, практически все аудиторские организации свои отношения с аудируемым лицом оформляют путем заключения договора оказания аудиторских услуг.

Следует заметить, что данный договор является разновидностью договора возмездного оказания услуг (ст.779-783 ГК РФ). По вопросам, не урегулированным указанными статьями, но возникающим при заключении и исполнении договоров на возмездное оказание услуг, могут быть применены общие положения о подряде (гл.37 ГК РФ).

Предметом рассматриваемого договора признается деятельность аудитора по оказанию аудиторских и сопутствующих им услуг. Сторонами договора являются заказчик (аудируемое лицо) и исполнитель (аудиторская организация или индивидуальный аудитор).

К числу существенных условий данного договора следует отнести положения, касающиеся сроков выполнения, стоимости работ, ответственности сторон, условий соблюдения конфиденциальности информации, прав и обязанностей сторон.

Помимо этого договор оказания аудиторских услуг может включать и иные условия, относящиеся к числу факультативных (дополнительных), а именно: порядок приемки работ и расчетов между сторонами, основания прекращения договора ранее намеченного срока, основания освобождения от ответственности за неисполнение обязательств и т.д. Так, к числу оснований прекращения договора в одностороннем порядке путем письменного уведомления другой стороны следует отнести несостоятельность, ликвидацию или реорганизацию субъекта, приостановление обычных деловых операций, передачу информации третьим лицам и т.д.

Кроме того, как представляется, договор оказания аудиторских услуг может быть досрочно прекращен, если после его заключения сторонам стало известно об одном из следующих обстоятельств, о котором они по объективным причинам не были осведомлены до заключения договора:

а) заказчик является учредителем, собственником, акционером, кредитором, страховщиком исполнителя;

б) исполнитель является учредителем, собственником, акционером, кредитором, страховщиком исполнителя;

в) заказчик является дочерним предприятием, филиалом (отделением), представительством исполнителя или имеет в своем уставном (складочном) капитале долю исполнителя;

г) исполнитель оказывал заказчику услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению финансовой отчетности.

 

Проведение аудита

 

Вторым этапом аудита является собственно его проведение, в результате чего формируется мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица.

Бухгалтерская отчетность (с точки зрения целей аудита) должна соответствовать определенным требованиям:

1. Давать полное и достоверное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности*(751).

2. Поскольку все части бухгалтерской отчетности должны представлять собой единое целое и быть взаимосвязаны, аудитор должен подтверждать достоверность не только данных, которые отражены в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, но и тех, которые содержатся во всех формах, входящих в состав бухгалтерской отчетности (включая все приложения и пояснения).

3. Включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.

4. Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним применяются последовательно от одного отчетного периода к другому.

5. Открытость бухгалтерской отчетности для ознакомления пользователей: учредителей (участников), инвесторов, банков, кредиторов, покупателей, поставщиков и т.д.

В ходе проведения данного этапа аудитор должен обеспечить получение достаточного количества необходимых аудиторских доказательств. Сбор доказательств в аудите представляет собой целенаправленный процесс, в рамках которого аудитору надлежит руководствоваться определенными ориентирами - критериями достаточности, достоверности, полноты, точности информации. Источниками получения доказательств являются различные документы, как-то: первичные учетные документы, инвентаризационные описи, бухгалтерская и статистическая отчетность, договоры, распорядительная документация и т.д.

Следует заметить, что при проведении аудиторской проверки аудитор вправе воспользоваться следующими подходами при оценке достоверности бухгалтерской отчетности*(752):

юридическим;

бухгалтерским;

специальным;

отраслевым.

Так, юридический подход выражается в разработке методик проверки правового обеспечения деятельности предприятия-клиента (аудит капитала, экспертиза договоров по финансово-хозяйственной деятельности). Разработка методик проверки по разделам бухгалтерского учета представляет собой суть бухгалтерского подхода. В рамках данного подхода можно выделить такие методики, как аудит денежных средств и денежных документов, дебиторской и кредиторской задолженности, инвестиций, запасов и затрат, имущества, себестоимости, реализации.

 

Завершение аудита

 

Завершение аудита имеет не меньшее значение, чем предыдущие этапы аудиторской проверки. Все предпринимаемые аудитором в ходе аудита действия ориентированы на достижение одной цели - формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица. Такое мнение оформляется соответствующим аудиторским заключением.

Мнение о достоверности бухгалтерской отчетности должно быть оценкой аудиторской организацией соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативным актам, регулирующим бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации. Вместе с тем независимо от характера сформированного по результатам проверки мнения аудиторское заключение должно составляться с соблюдением формы, структуры и содержания, установленных нормативными актами.

Аудиторское заключение должно состоять из трех частей:

1) вводной, содержащей общие сведения об аудиторской организации (юридический адрес, номер свидетельства о государственной регистрации, номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии, номер расчетного счета);

2) аналитической, адресуемой исполнительному органу аудируемого лица и представляющей отчет аудитора об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности аудируемого лица, а также соблюдении им законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций;

3) итоговой, адресуемой учредителям (участникам) экономического субъекта и представляющей мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица*(753).

Помимо этого в итоговой части аудиторского заключения указывается на распределение ответственности между аудируемым лицом и аудиторской организацией за достоверность бухгалтерской отчетности, а также дается краткое описание принципов и методов, применявшихся при аудиторской проверке.

Как показывает практика, в России в настоящее время пока не получила широкого распространения практика претензионной работы в отношении аудиторских организаций в связи с ошибками в оценке достоверности отдельных статей бухгалтерской отчетности. Однако уже привычны претензии клиентов к аудиторской организации в случае, когда она подтвердила правильность налоговых расчетов, а налоговая инспекция не согласна с расчетом величины налогооблагаемой базы или с обоснованием применения льгот*(754).

В аудиторском заключении должна быть проставлена дата его подписания, после которой в него не допускается вносить изменения, не оговоренные с аудируемым лицом. Очевидно, что итоговая часть аудиторского заключения не может быть датирована ранее, чем подготовлена бухгалтерская отчетность экономического субъекта, поскольку нельзя сформировать окончательное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности, подготовка которой еще не закончена.

Именно итоговая часть аудиторского заключения предоставляется внешним пользователям. Пользователи, в том числе налоговые или иные государственные органы, не вправе требовать от аудитора или аудиторской организации предоставления всего или части аудиторского заключения, кроме случаев, установленных законодательством РФ.

Отметим, что неотъемлемой частью аудиторского заключения является полный комплект бухгалтерской отчетности экономического субъекта, в отношении которой проводился аудит и о достоверности которой аудитор высказывает свое мнение.

Требования к подготовке аудиторского заключения, содержащиеся в российском законодательстве, отличаются от принятых в международной практике. Международный стандарт аудита предусматривает подготовку аудиторского заключения, состоящего из трех частей:

1) вводный параграф;

2) параграф, посвященный масштабу или природе аудита;

3) параграф, содержащий мнение аудитора.

Аудиторское заключение по международному стандарту ближе всего к итоговой части российского аудиторского заключения. Более того, в аудиторском заключении, составляемом по международным стандартам, не предусмотрен раздел, аналогичный аналитической части российского заключения.

В соответствии с положениями Правила (стандарта) аудиторской деятельности "Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности" аудиторская организация по результатам аудита должна выразить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица в одной из следующих форм:

безусловно положительного аудиторского заключения;

условно положительного аудиторского заключения;

отрицательного аудиторского заключения;

аудиторского заключения, содержащего отказ от выражения мнения.

Кроме этих четырех форм, может быть еще одна, имеющая особое значение, - это условно положительное аудиторское заключение, в котором высказывается сомнение аудитора в возможности аудируемого лица продолжать деятельность и исполнять свои обязательства в течение, как минимум, 12 месяцев, следующих за отчетным периодом. Подобное сомнение аудитора оформляется на практике путем включения дополнительного (объяснительного) абзаца в итоговую часть безусловно положительного аудиторского заключения. Как отмечают зарубежные исследователи, очевидная цель составления объяснительного абзаца - предупредить пользователей о наличии таких неопределенностей, которые можно пропустить при поверхностном ознакомлении с отчетностью*(755).

Отметим, что все пять перечисленных форм аудиторского заключения рассматриваются в международных стандартах аудита и национальных стандартах аудита экономически развитых стран.

По оценке некоторых российских специалистов*(756) - примерно 90% общего числа представляемых аудиторских заключений - положительные (стандартные аудиторские заключения без оговорок, или "чистые" аудиторские заключения). В большей степени из-за недостаточно разработанной нормативной базы регулирования бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения на практике несущественна грань между безусловно положительным и условно положительным заключениями.

В отличие от безусловно положительного подготовка условно положительного заключения может быть связана как с наличием отдельных отклонений от установленных нормативными актами правил подготовки бухгалтерской отчетности, так и с несущественными ограничениями объема аудита. Однако в любом случае аудитор, выдавая заключение по этой форме, признает, что бухгалтерская отчетность обеспечивает необходимую степень достоверности отражения показателей финансового положения и результатов деятельности аудируемого лица.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.