Сделай Сам Свою Работу на 5

Арбитражный суд в делах о несостоятельности





 

Дела о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом (ст.6, 32 Закона о банкротстве).

Подведомственность арбитражным судам дел о несостоятельности носит исключительный характер: дела о банкротстве не могут передаваться на рассмотрение третейских судов.

Анализируя положение арбитражного суда в конкурсном процессе, следует признать, что суд в соответствии с действующим законодательством наделен реальными возможностями для достижения целей и задач процесса о несостоятельности.

Законодатель наделяет арбитражный суд полномочиями организационного и контрольного характера.

Полномочия организационного характера представляют собой совокупность действий арбитражного суда, осуществляемых в рамках подготовки и проведения судебного разбирательства.

В частности, арбитражный суд принимает заявление о признании должника банкротом при соблюдении требований, предусмотренных АПК РФ и Законом о банкротстве, отказывает в принятии заявления, если нарушено хотя бы одно из условий, предусмотренных п.2 ст.33 Закона о банкротстве.



В рамках подготовительных мероприятий арбитражный суд рассматривает заявления, жалобы и ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве, устанавливает обоснованность требований кредиторов. Судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику проводится не менее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом.

Помимо этого арбитражный суд может назначить экспертизу в целях выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства (п.3 ст.50 Закона).

Одним из полномочий судьи на данном этапе является также принятие мер для примирения сторон, что не может служить основанием для приостановления производства по делу о банкротстве.

При подготовке дела к судебному разбирательству арбитражный суд вправе по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, принять меры по обеспечению требований кредиторов, как-то: наложение ареста на имущество, запрещение должнику и другим лицам совершать определенные действия и т.д.



Одной из мер по обеспечению требований кредиторов является право арбитражного суда обязать должника передать ценные бумаги, валютные ценности, иное имущество должника на хранение третьим лицам.

В ходе всего судебного разбирательства арбитражный суд должен не допустить недобросовестные действия сторон в ущерб интересам друг друга. В связи с этим Закон о банкротстве наделяет арбитражный суд существенными полномочиями по осуществлению контроля за законностью действий участников процесса о несостоятельности. Так, арбитражный суд проверяет обоснованность возражений должника по требованиям кредиторов (ст.47), освобождает внешнего управляющего от исполнения обязанностей (ст.97), признает недействительными определенные сделки должника (ст.103), отстраняет арбитражного управляющего от исполнения обязанностей (ст.98, 145) и т.д.

Арбитражный суд рассматривает заявления арбитражных управляющих и жалобы кредиторов, а также разрешает разногласия между ними. В частности, арбитражный управляющий вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, об отстранении руководителя должника от должности (ст.66).

Впоследствии ряд определений арбитражного суда могут быть обжалованы - к примеру, определения, вынесенные по результатам рассмотрения заявлений и ходатайств арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и должником, жалоб кредиторов, а также по разногласиям между арбитражным управляющим и представителями работников должника, учредителей (участников) должника и представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия.



В соответствии со ст.61 Закона о банкротстве могут быть обжалованы также определения, устанавливающие размер требований кредиторов, определения о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов (п.5 ст.71, п.6 ст.100).

 

3.6. Федеральная служба России по финансовому оздоровлению
и банкротству в процессе несостоятельности (банкротства)

 

Проведение государственной политики по предупреждению банкротства и обеспечению реализации мер, предусмотренных Законом о банкротстве, возложено на регулирующий орган. В настоящее время таким органом является Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России).

Среди функций государственного органа по финансовому оздоровлению и банкротству можно выделить две основные группы направлений его деятельности. С одной стороны, функции по обеспечению реализации процедур банкротства, а с другой, функции, направленные на финансовое оздоровление неплатежеспособных организаций.

Первостепенной задачей ФСФО является создание организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации процедур банкротства, издание обязательных разъяснений по вопросам реализации этих процедур.

Не менее важной является функция контроля за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих законодательства РФ. ФСФО России является тем органом, который участвует в организации системы подготовки арбитражных управляющих, утверждает единую программу их подготовки.

В соответствии с новым Законом о банкротстве уполномоченные органы представляют интересы Российской Федерации как кредитора в процессе о несостоятельности. В соответствии с законодательством данная служба уполномочена представлять в арбитражном суде интересы РФ по денежным обязательствам и обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды при решении вопроса о несостоятельности (банкротстве) организаций.

Другая группа функций государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению - функции, направленные на оздоровление неплатежеспособных организаций. К числу этих функций можно отнести, в частности, функции по проведению учета и анализа платежеспособности крупных, а также экономически или социально значимых организаций, по представлению предложений в Правительство РФ по их финансовому оздоровлению и др.

Государство проявляет повышенное внимание к таким организациям. Доказательством тому является обязательное проведение мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособности на основании распоряжения ФСФО от 31 марта 1999 г. N 13-р (в ред. от 28 июня 1999 г. N 17-р).

Данный мониторинг вводится в отношении:

организаций, входящих в число 100 крупнейших компаний по рыночной стоимости;

организаций, имеющих фактическую численность работников, превышающую 10 тыс. человек;

организаций, признаваемых субъектами естественных монополий;

организаций, признаваемых в качестве градообразующих.

Государство, участвуя в деле о несостоятельности (банкротстве), одновременно реализует свои как частноправовые, так и публично-правовые права и интересы. Подобная ситуация налагает отпечаток на двойственность правового положения государства в деле о банкротстве и на характер осуществляемых им функций. Прежде всего государство выступает в процессе как кредитор третьей очереди (удовлетворяются требования по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды).

В целях защиты интересов государства как кредитора по налоговым платежам Закон предоставил уполномоченным государственным органам равные права с конкурсными кредиторами, в частности, наделив уполномоченный орган правом голоса в деле о банкротстве, с одновременным переводом требований по обязательным платежам в одну очередь с остальными конкурсными кредиторами.

Государство в процессе о несостоятельности выступает и как субъект публично-правовых отношений. Выполнение таких важнейших задач, как организация системы подготовки арбитражных управляющих, осуществление проверок деятельности саморегулируемых организаций, ведение реестра саморегулируемых организаций и т.д., возложено на ФСФО.

Однако, как показывает судебно-арбитражная практика, ФСФО России до принятия Закона 2002 г. в большей степени проводила политику, направленную на возбуждение дел, связанных с банкротством, т.е. прежде всего реализуя свои частноправовые интересы*(353). Более того, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г.*(354) к компетенции названной службы был отнесен целый ряд функций, ей не свойственных. Так, Федеральная служба была наделена полномочиями по проведению приватизации государственных унитарных предприятий-должников, продажи находящихся в федеральной собственности долей (паев, акций) в уставном капитале организаций, осуществления контроля за соблюдением организациями-должниками установленной дисциплины платежей и расчетов (п.4 названного постановления).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.