Сделай Сам Свою Работу на 5

Право на судебную защиту иностранцев в Республике Беларусь





Республика Беларусь участвует в ряде конвенций, регулирующих вопросы международного гражданского процесса. Среди них - Гаагская конвенция 1954 г. по вопросам гражданского процесса; Конвенция 1961 г., отменяющая требования легализации иностранных официальных документов; Конвенция 1965 г. о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым дедам; Конвенция 2002 г. о получении за границей доказательств до гражданским и торговым делам и другие [15, c. 213].

 

В рамках СНГ вопросы международного гражданского процесса решаются Конвенцией 2002 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

 

Деятельность белорусских судов по рассмотрению гражданских дел с участием иностранцев регламентируется специальным X разделом Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь - «Международный гражданский процесс».

 

В соответствии со статьей 541 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, иностранцы пользуются гражданскими процессуальными правами наравне с белорусскими гражданами. В частности, на них (как и на белорусских граждан) распространяются нормы закона о гражданской процессуальной правоспособности и дееспособности. Иностранцы вправе на общих основаниях выступать в суде по гражданским делам в качестве любого участника процесса (истца, ответчика, третьего лица и т.п.). При этом закон не связывает предоставление иностранцам национального режима, а области гражданского судопроизводства с их проживанием в Беларуси [15, c.213].



 

Если иностранец не владеет языком, на котором ведется судопроизводство, то он имеет право знакомиться с материалами дела через переводчика, а также выступать в суде на родном языке.

 

Как участники процесса иностранцы могут знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы лицам, участвующим в деле, свидетелям и экспертам. Они также могут заявлять разного рода ходатайства, давать устные и письменные объяснения суду, представлять свои доводы и соображения по всем возникающим в ходе процесса вопросам. Наконец, у них есть право обжаловать судебное решение по гражданскому делу в вышестоящий суд (срок на подачу кассационной жалобы - 10 дней с момента вынесения судом решения по делу) [15, c.214].



 

Согласно ст. 542 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, белорусские суды при рассмотрении гражданских дел кроме общих принципов гражданского судопроизводства руководствуются принципами приоритета международных договоров, процессуального равноправия иностранных граждан и юридических лиц, соблюдения юрисдикции иностранных судов, взаимности.

 

В Республике Беларусь ограничения в правах могут быть установлены только в отношении граждан тех государств, в которых допускаются ограничения прав белорусских граждан. Возможность ответных ограничений не означает предоставления в Республике Беларусь иностранцам гражданских процессуальных прав под условием взаимности. Белорусский суд, принимая заявление, не вправе требовать от иностранца подтверждения того, что в государстве его проживания гражданам Республики Беларусь предоставляются гражданские процессуальные права наравне с гражданами этого государства.

 

Законодательство Республики Беларусь не предусматривает внесение иностранцами (как это предусмотрено процессуальным законодательством некоторых государств) денежного залога в обеспечение расходов, которые может понести ответчик, если истцу будет отказано в иске.

 

Иностранцы могут вести свои дела в суде лично или через представителей, в качестве которых могут быть граждане Республики Беларусь и иностранцы. В Республике Беларусь (в отличие от многих зарубежных стран) не предусмотрен институт обязательного судебного представительства в лице адвоката. Поэтому представителями иностранцев в белорусском суде могут быть любые белорусские или зарубежные граждане, имеющие надлежащим образом оформленную доверенность [15, c. 214].



 

В качестве представителей иностранцев в белорусском суде могут выступать консулы. Согласно консульским конвенциям, заключенным Республикой Беларусь, консул в силу своего официального положения может представлять в суде граждан страны, его назначившей. Для признания в суде полномочий консула доверенности представляемого не требуется.

 

Белорусский суд может отказать иностранцу в принятии его заявления только по основаниям, предусмотренным законом. Согласно ст. 245, 246 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, судья отказывает в принятии искового заявления, если:

- заявление не подлежит рассмотрению в судах; заинтересованным лицом, обратившимся в суд, не соблюден установленный законом для данной категории дел порядок предварительного внесудебного разрешения дела;

- имеется вступившее в законную силу вынесенное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о принятии отказа истца от иска или об утверждении мирового соглашения сторон;

- в производстве суда имеется дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;

- состоялось решение товарищеского суда, принятое в пределах его компетенции, по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;

- между сторонами заключен договор о передаче данного спора на разрешение третейского суда; дело неподсудно данному суду;

- заявление от имени заинтересованного лица подано лицом, не имеющим полномочий на ведение дела; заявление подано недееспособным лицом; после смерти гражданина, а также в связи с ликвидацией юридического лица, являвшихся одной из сторон по делу, спорное правоотношение не допускает правопреемства и другие [15, c. 215].

 

Недопустим отказ в принятии заявления по мотивам недоказанности иска, пропуска срока исковой давности и другим основаниям, не предусмотренным законом.

 

Судья, отказывая в принятии заявления, должен вынести мотивированное определение. В этом определении должно быть указано, в какой компетентный орган следует обратиться заявителю, если дело неподведомственно суду. На определение судьи об отказе в принятии заявления может быть заинтересованным лицом подана частная жалоба, а прокурором принесен протест [15, c. 216].

 

Судебные расходы по гражданским делам в Республике Беларусь складываются из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

 

К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся:

- суммы, которые выплачиваются свидетелям, экспертам специалистам и переводчикам;

- расходы, связанные с производством осмотра на месте;

- расходы по розыску ответчика;

- расходы по исполнению решения суда и почтовые расходы;

- расходы сторон и третьих лиц, понесенные в связи с явкой в суд;

- расходы по оплате помощи представителей;

- компенсация сторонам за потерю рабочего времени;

- другие расходы.

 

От уплаты судебных расходов в доход государства освобождаются: истцы - рабочие и служащие - по искам о взыскании заработной платы и по другим основаниям, вытекающим из трудовых правоотношений; истцы - по искам, вытекающим из авторского права, а также из права на открытие, изобретение, рационализаторское предложение и промышленные образцы; истцы - по искам о взыскании алиментов; истцы — по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца; органы социального страхования и органы социальной защиты - по регрессным искам о взыскании с причинителя вреда сумм пособий и пенсий, выплаченных потерпевшему, а органы социальной защиты - также по искам о взыскании неправильно выплаченных пособий и пенсий; истцы - по искам о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением; стороны — по спорам, связанным с возмещением ущерба, причиненного гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу либо незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; граждане - с кассационных жалоб по делам о расторжении брака; прокурор, а также органы государственного управления, профсоюзы, государственные предприятия, учреждения, кооперативные организации, их объединения, другие общественные организации или отдельные граждане, обратившиеся в случаях, предусмотренных действующим законодательством, с заявлениями в суд в защиту прав и интересов других лиц; финансовые органы - за подачу в суд заявлений по делам особого производства; граждане, органы государственного управления, иные органы и должностные лица - по делам, возникающим из административно-правовых отношений, за исключением дел по жалобам на неправомерные действия органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющие права граждан.

 

По любому гражданскому делу суд может освободить гражданина, в том числе и иностранца, от уплаты судебных издержек, исходя из материального положения последнего [15, c. 217].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги вышенаписанного можно сделать следующие выводы:Во-первых, деликт - частный или гражданско-правовой проступок, влекущий за собой возмещение вреда и ущерба или штраф, взыскиваемые по частному праву в пользу потерпевших лиц. Для данных областей международного частного права основным коллизионным принципом является привязка к праву места причинения вреда, т.е. к закону того государства, где было совершено действие, послужившее основанием для предъявления требования. С развитием страхования, необходимо более подробно рассмотреть варианты страхования рисков причинения вреда, как со стороны пользователя благ, так и со стороны владельца и третьих лиц. Во-вторых, основной коллизионный принцип расширяется такими принципами, как: автономия воли, собственное право деликта, место действия, место результата и т.д. Особого внимание требует коллизионный принцип к требованию о возмещении вреда, возникшего у потребителя в связи с покупкой товара, по выбору потребителя применяется: право страны, места жительства потребителя; право страны, места жительства или места нахождения производителя; право страны, где потребитель приобрел товар. Это значительно расширяет варианты разрешения спора. Имеются ограничения ответственности, например, при рассмотрении иска в одной стране компенсация за ущерб будет выплачиваться в пределах законодательства другой страны. Кроме того, большой вопрос при разрешении спора, возникающего из деликтных обязательств, возникает при определении самого понятия деликта по праву разных стран: не все деликты, признаваемые в одной стране, при рассмотрении спора в другой стране, будут признаны деликтами с вытекающими отсюда последствиями. Основным коллизионным принципом в Республике Беларусь является закон места совершения правонарушения или lex loci delicti commissii. В Республике Беларусь, как и во многих странах, не признается действие противоправным, если такое действие по российскому законодательству не является противоправным. На мой взгляд необходимость участия в различных международных соглашениях Республики Беларусь обусловлено не только географическим расположением, но и нарастающими глобальными экологическими проблемами. Реализация двусторонних, многосторонних договоров способствует разрешению экологических проблем и выполнению целей и задач, которые ставит перед собой международное сообщество. Вполне естественно, что это положительно отразится на укреплении уровня международного сотрудничества. Необходимость участия Республики Беларусь в различных международных договорах, касающихся социальной и трудовой сферы налицо. Это обусловлено не только внешними межгосударственными отношениями, но и самой социальной и экономической деятельностью человека. Реализация международных договоров, принятие на себя различных обязательств способствует быстрому и единообразному разрешению споров, формированию новых и укреплению уже существующих межгосударственных отношений.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.