Сделай Сам Свою Работу на 5

ВЛИЯНИЕ ТУРИЗМА НА ПРИРОДНУЮ И КУЛЬТУРНУЮ СРЕДУ





 

Туризм, несмотря на его близость к природе и требовательность к качеству окружающей среды, является индустрией, которая широко использует достаточно большое количество различных видов ресурсов. Поэтому быстрое развитие, характеризующееся громкими цифрами, должно включать и показатели увеличения потребляемых ресурсов и выбрасываемых отходов. Помимо этого, важным вопросом является расширение территорий, используемых под создание туристской инфраструктуры. Одно дело, когда вовлекаются малопригодные, рекультивируются старопромышленные и истощенные сельским хозяйством земли, а совсем другое, когда под строительство отелей, подъемников, новых дорог вырубаются леса, выделяются луга и пашни, изменяется береговая линия.

В отсутствии надлежащего планирования и управления, развитие, связанное с туризмом может вести к социально-экономическим проблемам, также как к таким опасностям окружающей среды как эрозия почвы и потеря биологического разнообразия.

Можно выделить следующие виды отрицательного воздействия туризма:

§ загрязнение сточными водами, мусором;

§ шумовое загрязнение и эмиссия воздушного транспорта;



§ эрозия берега (пляжа) из-за удаления дюн и выравнивания прибрежных поверхностей;

§ чрезмерное использование естественных областей (лесов, горных склонов, озер);

§ разрушение естественных областей для размещения объектов туризма;

§ нарушение природных связей в цепочке: воздух, вода, земная поверхность и живые организмы;

§ влияние на культуру местных жителей;

§ потеря исторического и архитектурного наследия;

§ единовременное увеличение плотности населения в местах отдыха;

§ обострение социально-экономической напряженности;

§ распространение использования труда несовершеннолетних.

Это лишь неполный набор негативных воздействий туризма. Нередко ситуацию можно исправить или уменьшить остроту проблемы. Рассмотрим подробнее, что происходит вследствие развития туристской индустрии.

Негативное воздействие туризма сегодня испытывают на себе многие развивающиеся страны, и особенно те, которые не обладают достаточными техническими и финансовыми возможностями для восполнения израсходованных туристами ресурсов и удаления произведенных ими бытовых отходов. Не секрет, что такие отходы по своему объему зачастую намного превосходят те, которые образуются в ходе повседневной деятельности всего населения страны, являющейся объектом туризма. Например, в Непале, где большой популярностью пользуется такой вид активного отдыха, как пешие походы, каждый турист, по оценкам, ежедневно сжигает около 6 кг древесины, и это при том, что в стране существует острая нехватка топлива. В столице Египта Каире один большой отель потребляет за год столько же электричества, сколько его расходуют 3600 домашних хозяйств, принадлежащих египтянам со средним доходом. В Карибском регионе спрос на дары моря со стороны туристов настолько высок, что стал основным фактором увеличения нагрузки на популяции омаров и съедобных моллюсков. Погоня за "натуральными" строительными материалами также нередко ставит тот или иной природный ресурс на грань исчезновения.



Множество прекрасных уголков планеты, не исключая заповедные зоны, уже существенно пострадали в результате притока туристов – «любителей природы», что чревато пагубными последствиями для биоразнообразия этих мест.

Туризм, как отмечалось выше, также ведет к загрязнению окружающей среды: сброс необработанных стоков в воды рек и морей, транспортные выбросы, содержащие двуокись углерода и окись азота, а также производство мусора и других твердых отходов (например, совершающие круизы суда с туристами в одном лишь Карибском бассейне ежегодно производят более 70 тыс. т отходов). Строительство объектов и развитие инфраструктур туристского назначения также губительно влияют на природную среду. Например, 3/4 песчаных дюн на средиземноморском побережье между Испанией и Сицилией фактически перестали существовать главным образом в результате отведения их под застройку сооружений, предназначенных для обслуживания туристов.



Останутся ли туристы довольны проведенным на курорте временем, в решающей степени будет зависеть от того, насколько условия отдыха и уровень обслуживания окажутся соответствующими ожиданиям. Поскольку первозданная природная среда – необходимое условие для приятного времяпрепровождения, ее сохранение становится важным экономическим фактором для индустрии туризма, для тех, кто определяет политику в этой области, специалистов и руководства самих туристских компаний, осуществляемых как самостоятельно, так и в сотрудничестве с частным и государственным секторами экономики.

Должны быть приняты ограничения и правовые акты, чтобы предотвращать и минимизировать ущерб, который туризм наносит биологическому разнообразию. Такие меры должны включать контроль существующих действий, оценку воздействий на окружающую среду новых туристских проектов. Особое внимание следует обращать на сохранение уникальных и уязвимых природных систем, таких как маленькие острова, коралловые рифы, прибрежные зоны.

На одного местного жителя может приходиться до 130 туристов. С одной стороны это стимулирует производство всех видов продукции, необходимых для потребления туристами, обеспечивает загрузку всех служб обслуживания, а с другой может мешать нормальной жизни граждан, а в случае изменения конъюнктуры рынка и сезонности вызвать всплеск безработицы и обострения социальной напряженности.

Промышленность туризма характеризуется высокой степенью монополии, которая подразумевает концентрацию услуг и прибыли в руках небольшого числа межнациональных корпораций. Во многих странах большая часть туристских объектов принадлежит иностранному капиталу. Должен иметься справедливый баланс между местным участником и инвестором. Местные жители, как основной источник рабочей силы, должны быть заинтересованы в интересной и хорошо оплачиваемой работе, привлекаться к участию не только на самых низких уровнях занятости.

Индустрия туризма – один из немногих секторов, где развивающиеся страны могут предложить качественный товар на мировом рынке. Эти страны получают доходы от туризма, а сами туристы в подавляющем большинстве приезжают туда из высокоразвитых и ведущих в экономическом и промышленном отношении государств. Этот очевидный факт свидетельствует о том, что страны, менее обремененные промышленным производством и сохранившие свою природную среду, получают косвенную выгоду от экономического производства промышленно развитых государств, которые добились лидирующего положения в ущерб своей экологии.

Следовательно, рост глобализации мировой экономики требует и глобальной ответственности за сохранение и защиту природы. Но развитие туристской отрасли (ориентированной практически полностью на экспорт) в развивающихся странах приводит к возникновению ряда проблем. В основном они затрагивают культурно-социальную сферу, а в меньшей степени природную среду.

Туризм – мощный агент социальных изменений. Международный туризм действует как катализатор для перехода от традиционного образа жизни к так называемым современным западным формам общества, со всеми присущими ему атрибутами. Соответственно, туризм часто приносит с этим введение новых тенденций в социальной сфере. Часто они противоречат традиционные нормам, существующим в этом обществе и возникает конфликт с многолетними культурными обычаями. Туризм связан с нарушением человеческих прав. Как следствие от развития туризма стало увеличение преступности, проституции, потребления алкоголя и наркотиков. Кроме того, согласно оценкам, сделанным МОТ (Международная организация труда) от 3 до 19 млн. детей и подростков работает в секторе туризма.

Туристы из развитых стран отправляясь в туры по развивающимся государствам, часто имеют неполное представление о местных особенностях, что приводит к возникновению культурного непонимания общества, нарастанию напряженности.

Индустрия туризма должна поддерживать проекты, которые учитывают культурные и другие особенности местного населения, берегут культурное наследие наций. Доходы от туризма следует направлять на сохранение историко-культурных памятников, обычаев, национальных традиций, так как, помимо особых требований к окружающей среде, туристы часто заинтересованы в экзотических или уникальных услугах. Различные фестивали, национальные праздники и другие мероприятий могут выступать в качестве весомого аргумента в жесткой конкуренции между странами на туристском рынке.

Для большинства туристов оптимальное место для отдыха там, где нет вредного воздействия производственных предприятий и транспортных средств. Лишь для узкого круга специалистов и любителей-экологов первозданная природа ассоциируется с такими понятиями, как биоразнообразие, тропические леса или экосистемы. Для большинства эталоном служат экологические нормы и практика, принятые в тех или иных странах, хотя здесь возможны некоторые отступления под влиянием дополнительной информации, которую они узнают на месте.

Важным является просвещение туристов, обогащение культурной информацией в ходе путешествие, распространение идей о бережном отношении к природным и другим достопримечательностям. Информация, данная туристам должна включить кодексы поведения, обычаев (включая особенности кухни, одежды и менталитета), согласована с местными властями. Примеры экологического мышления и поведения туристов в последние годы встречаются все чаще, и это ценно. Почерпнуть необходимую информацию они могут из каталогов, которые содержат важные экологические данные о состоянии природы и окружающей среды в разных туристских районах мира, об экологических мероприятиях, проводимых отдельными отелями под соответствующим контролем в каждом из мест отдыха. Вся эта информация призвана помочь туристам выбрать, куда отправиться и в какой гостинице остановиться, имея реальное представление о том, какие условия их там ожидают. Но успехи в области охраны окружающей среды и заботы о ней зависят от инициатив правительства и администрации принимающих стран, международных и национальных государственных и частные организаций, занимающихся туризмом и экологией (агентства, туроператоры, перевозчики, гостиницы).

Туризм должен развиваться так, чтобы приносить пользу коренным жителям; усиливать местную экономику; обучать и привлекать местную рабочую силу; рационально использовать имеющиеся ресурсы и строительные материалы, местные сельскохозяйственные изделия и учитывать особенности территории.

В лице заинтересованных сторон нужного направления развития туризма должно выступать правительство, как на локальном, так и на национальном и международном уровнях. Именно государство способно выступить в качестве регулирующей силы, посредством законов и налогов разрешать, запрещать, определять условия развития. Учитывая все проблемы, возникающие вследствие развития туристской индустрии, с которыми приходится сталкиваться туристам, местным жителям, региональным властям, надо заметить, что возникла необходимость комплексного решению сложных ситуаций, это подразумевает переход к устойчивому развитию. Используя принципы концепции устойчивого развития, туризм может не только преодолеть сложности, но и выступить в роли локомотива, который выведет и другие отрасли на путь устойчивого развития. Но это переход не так прост.

На Экологическом саммите в Рио-де-Жанейро (в 1992 г.) о путешествиях и туризме говорилось совсем немного. Отрасль была представлена Всемирным советом путешествий и туризма (ВСПТ) – одной из двух международных организаций, занимающихся этими вводами деятельности, а сама тема затрагивалась лишь косвенно или в контексте других вопросов. Однако в Повестке дня на XXI век сформулирована весьма дальновидная мысль о том, что индустрия путешествий и туризма обладает колоссальным потенциалом, позволяющим ей вносить конструктивный вклад в устойчивое развитие всех регионов планеты.

Важным является понимание этого потенциала, а также обеспечение благосостояния, социального прогресса и создание рабочих мест во всех странах, ибо даже самая бедная из них имеет определенные преимущества перед другими, обладая неповторимым культурным, историческим или природным наследием, своеобразие которого привлекает все больше путешественников.

По сравнению с другими, сугубо производственными силами хозяйственной деятельности, индустрия путешествий и туризма никогда не загрязняла атмосферу дымом заводских труб и не уродовала окружающую среду, занимаясь добычей природных ресурсов. Кроме того, подлинные масштабы индустрии туризма, как правило, оставались незамеченными в силу того, что воздушные перевозки, гостиничный бизнес и система общественного питания обычно воспринимались как самостоятельные виды предложения услуг, а не как составные элементы единого комплекса по удовлетворению, прежде всего, имеющегося массового и постоянного растущего спроса на туристские и деловые поездки.

Сейчас в правительственных, промышленных и потребительских кругах растет понимание того, что индустрия путешествий и туризма также может способствовать достижению экологической и социальной устойчивости, что, собственно, и предвидели авторы Повестки дня на XXI в. Это относится как к молодым рыночным государствам, так и к промышленно развитым странам.

Но не следует замалчивать проблемы очевидного воздействия индустрии, которая ежедневно перевозит миллионы людей, обеспечивает их жильем, кормит и развлекает (причем все чаще в окружении уникальных и одновременно крайне уязвимых экосистем), которая занимается строительством, преобразуя ландшафты, и деятельность которой напрямую затрагивает коренное население и местные общины.

Безусловно, эти проблемы нельзя оставлять без внимания. Многое можно сделать с помощью разумной планировки и конструирования, оптимального планирования и рационального использования возможностей - вот где могут пригодиться идеи устойчивого развития. Для того чтобы следовать основным принципам концепции устойчивого развития следует оценивать характер и интенсивность оказываемого воздействия, проводить экологические проверки, учитывать потенциальную нагрузку на среду, оптимизировать ресурсопотребление, вкладывать средства в новые технологии. Следует учесть все факторы, интересы и обязательства заинтересованных сторон – правительственных, промышленных и общественных кругов, причем к последним, конечно же, относятся как сами туристы, так и местное население.

ВСПТ утвердил многомерную стратегию для внедрения и распространения культуры устойчивого развития и сформировал динамичную структуру для достижения этой цели.

Кратко основные задачи на ближайшее будущее выглядят так:

Ø Заменить культуру интенсивного потребления культурой разумного роста.

Ø Уравновесить экономические и экологические факторы воздействия.

Ø Найти общие интересы туристов и местного населения.

Ø Распределять полученную выгоду среди всех членов общества, и в первую очередь среди наиболее бедных и неблагополучных категорий населения

 

& О П Ы Т

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.