Сделай Сам Свою Работу на 5

Заочная форма получения образования (5 и 6 лет обучения)





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

Номер раздела, темы, занятия   Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов Количество аудиторных часов Методические пособия, средства обучения (оборудование, учебно-наглядные пособия и др.)   Литература   Формы контроля знаний
лекции практические (семинарские) занятия лабораторные занятия   самостоятельная работа студента
4. ДИДАКТИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (62 ч.) 20 лекц. 12 практ. 14 лаб.      
М-11 Теоретико-методологические основы теории обучения (6 ч.) 2 лекц. 2 практ.      
4.1.1 Предмет и задачи дидактики Вопросы: 1. Теория обучения (дидактика) в структуре педагогических и антропологических наук. Современное состояние и перспективы развития теории обучения как отрасли научного педагогического знания. Предмет и задачи дидактики. 2. Характеристика основных дидактических концепций: прагматизм, бихевиоризм, неопозитивизм, экзистенциализм, диалектический материализм. Теория познания и процесс обучения.       Мультимедий-ная презента-ция осн. лит. [1] – [5], [7] доп. лит. [6], [21]    
4.1.2 Основные категории дидактики Вопросы: 1. Объем и содержание основных категорий дидактики: «образование», «учение», «преподавание». 2. Сущность процесса обучения, его движущие силы и этапы. Целостность и системность процесса обучения. Структурные компоненты процесса обучения: целевой, содержательный, процессуальный, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный. 3. Функции процесса обучения. 4. Закономерности процесса обучения.       2 лекц. Кодекс РБ об образовании   Мультимедий-ная презента-ция осн. лит. [1] – [5], [7] доп. лит. [6], [21] норматив. [1]  
4.1.3 Система дидактических принципов Вопросы: 1. Современные подходы к определению понятия «принципы обучения». Генезис принципов обучения. Дидактические правила и их значение в образовательном процессе. 2. Система дидактических принципов: принцип научности, принцип систематичности и последовательности, принцип связи теории с практикой, принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности, принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков, принцип воспитывающего характера обучения, принцип индивидуального подхода к учащимся.       2 практ.   осн. лит. [1] – [5], [7] доп. лит. [6]   Самостоя-тельная работа (составление сводной таблицы «Дидактичес-кие принци-пы и прави-ла»)
М-12 Сущность, содержание и методы обучения учащихся начальных классов (10 ч.) 2 лекц. 2 практ. 4 лаб.      
4.2.1 Цели, задачи и содержание начального образования Вопросы: 1. Проблема целеполагания в дидактике. Цели и задачи начального образования в Республике Беларусь. 2. Понятия«содержание образования» и «содержание обучения». Основные концепции содержания образования. 3. Компоненты содержания образования. 4. Учебный предмет. Структура и логика учебного предмета. Определение объема и содержания учебного предмета. Межпредметные связи.       Кодекс РБ об образовании   Образователь-ный стандарт «Общее сред-нее образова-ние. Основные нормативы и требования»   осн. лит. [1] – [5], [7] доп. лит. [6], [21] норматив. [1], [2]    
4.2.2 Нормативные документы, определяющие содержание образования Вопросы: 1. Образовательный стандарт «Общее среднее образование. Основные нормативы и требования». 2. Учебные планы. 3. Учебные программы и способы их построения.       2 практ. Образователь-ный стандарт «Общее сред-нее образова-ние». Типовые учебные планы. Учебные про-граммы (I–IV классы) осн. лит. [1] – [5], [7] доп. лит. [6], [21] норматив. [1] – [4] Интернет [1], [2] Самостоя-тельная работа (анализ нормативных документов)
4.2.3 Функции, структура и содержание школьных учебников (проводится в форме коллективного и индивидуального анализа учебников для начальной школы и электронных УМК) Вопросы: 1. Функции и структура школьного учебника. 2. Современные дидактические требования, предъявляемые к учебникам для начальных классов. 3. Учебно-методические комплексы по учебным предметам для начальных классов.       2 лаб. Учебники и УМК для начальных классов осн. лит. [1] – [5], доп. лит. [21] норматив. [5] Интернет [1], [2] Защита отчёта по лабораторной работе
4.2.4 Методы обучения и их классификация Вопросы: 1. Современные подходы к определению понятий «метод обучения» и «приём обучения». 2. Различные подходы к классификации методов обучения в современной дидактике: по источнику знаний, по назначению метода; по характеру познавательной деятельности учащихся. 3. Характеристика методов обучения. 4. Выбор методов обучения учителем.       2 лекц. Мультимедий-ная презента-ция осн. лит. [1] – [5], [7] доп. лит. [2], [6]    
4.2.5 Средства обучения младших школьников и приёмы их использования в образовательном процессе (проводится в форме ознакомления с современными средствами обучения, в т.ч. электронными, и их образовательными возможностями) Вопросы: 1. Средства обучения и их функции в образовательном процессе. Типология средств обучения. 2. Технические средства обучения, их образовательные возможности. Подготовка и проведение урока с применением технических средств обучения.       2 лаб. Образцы учебной книги, наглядных пособий, технических средств обучения осн. лит. [2] – [4], доп. лит. [6], [10] [21] норматив. [8] Защита отчёта по лабораторной работе
М-13 Основные виды и формы обучения младших школьников (12 ч.) 6 лекц. 4 практ.    
4.3.1 Основные виды обучения в современной начальной школе Вопросы: 1. Объяснительно-иллюстративное (традиционное) обучение, его достоинства и недостатки. 2. Проблемное обучение, его теоретические основы. 3. Программированное обучение, его научные основы. 4. Компьютерное обучение, его полифункциональные возможности для решения дидактических задач начальной школы. 5. Дистанционное обучение и современные тенденции его развития.       2 лекц. Образцы линейных и разветвленных обучающих программ. Образцы компьютерных программных продуктов для начальных классов осн. лит. [1] – [6], [8] доп. лит. [2], [3], [21] норматив. [8] Разработка электронных учебных презентаций
4.3.2 Сущность проблемного обучения и его развивающие возможности Вопросы: 1. Проблемные ситуации и пути их создания в учебном процессе. 2. Проблемные задачи и проблемные вопросы. 3. Методы проблемного обучения младших школьников (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод).       2 практ. Образцы проблемных задач, эвристических бесед, учебных исследований для начальных классов осн. лит. [1], [3], [4]–[6], [8] доп. лит. [3], [10]   Самостоя-тельная работа (разработка проблемных ситуаций, сценариев эвристич. бе-сед, тематики учебных ис-следований)
4.3.3 Сущность и основные характеристики развивающего обучения Вопросы: 1. Сущность и теоретические основы развивающего обучения. 2. Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова. 3. Теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. 4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович).       2 лекц. Мультимедий-ная презента-ция осн. лит. [1] – [3], [6], [8] доп. лит. [2], [4], [5], [8], [22] Интернет [3]  
4.3.4 Формы организации обучения Вопросы: 1. Понятие «форма организации обучения». Общие формы организации работы учащихся (фронтальная, индивидуальная, групповая). Признаки коллективной учебной работы. 2. Дидактическая характеристика основных и вспомогательных форм организации обучения в начальных классах: урок, экскурсия, факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия и др. 3. Системы организации обучения, их развитие в дидактике. Основные характеристики классно-урочной системы и пути её модернизации.       2 лекц. Кодекс РБ об образовании   Мультимедий-ная презента-ция   осн. лит. [1] – [5], [7] доп. лит. [2], [6], [15], [21] норматив. [1]    
4.3.5 Типы и структура уроков Вопросы: 1. Типы уроков по основной дидактической цели. 2. Структура уроков различных типов. 3. Требования, предъявляемые к современному уроку, и пути его совершенствования. 4. Нестандартные уроки в начальных классах.       Планы-конспекты уроков различных типов, сценарии нестандартных уроков осн. лит. [1] – [5], [7] доп. лит. [2], [6], [15], [21]   Самостоя-тельная работа (анализ структуры уроков различных типов)
4.3.6 Организация домашней учебной работы младших школьников Вопросы: 1. Сущность и виды самостоятельной работы учащихся начальных классов. Домашняя учебная работа и её роль в овладении знаниями. 2. Виды домашних заданий для учащихся начальных классов. 3. Правила рациональной организации домашней учебной работы младших школьников.       2 практ.   осн. лит. [1] – [3], [5], [7] доп. лит. [2], [15]   Самостоя-тельная работа (составление памяток по организации домашней работы для младших школьников и их родителей)
М-14 Диагностика результатов обучения учащихся начальных классов (6 ч.) 4 лекц.    
4.4.1 Педагогическая диагностика и контроль в процессе обучения Вопросы: 1. Содержание понятий «диагностика», «контроль», «проверка», «оценка», «учёт» в дидактике. Цель, задачи и процедура педагогической диагностики в процессе обучения. 2. Контроль в процессе обучения младших школьников, его принципы, виды, методы и формы организации. 3. Дидактические тесты как средство контроля и требования к ним. Проектиро-вание дидактических тестов учителем.       2 лекц. Мультимедий-ная презента-ция   Образцы заданий для проверки знаний, умений и навыков младших школьников осн. лит. [1] – [5], [7] доп. лит. [2], [7], [15], [21]    
4.4.2 Особенности оценки знаний, умений и навыков младших щкольников Вопросы: 1. Оценка и отметка, их функции. 2. Критерии и 10-балльная шкала оценки результатов учебной деятельности учащихся на I ступени общего среднего образования. 3. Особенности контроля и оценки результатов учебной деятельности младших школьников в период безотметочного обучения.       Критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся на I ступени общего среднего образования   осн. лит. [1], [4] доп. лит. [2], [15] норматив. [6], [7] Интернет [1], [2]   Самостоя-тельная работа (оценка устных (видео) ответов и письменных работ младших школьников)
4.4.3 Причины, профилактика и преодоление неуспеваемости младших школьников Вопросы: 1. Отставание в учебе и школьная неуспе-ваемость, их социальные, биопсихологи-ческие и педагогические причины. 2. Система мер по профилактике и преодолению школьной неуспеваемости. 3. Методика проведения поддерживающих занятий в начальных классах.       2 лекц.   осн. лит. [4] доп. лит. [16]  
М-15 Технологии и методики обучения младших школьников (16 ч.) 4 лекц. 8 лаб.  
4.5.1 Понятие «технология» в дидактике Вопросы: 1. Сущность технологического подхода к обучению. Генезис понятия «технология обучения» в дидактике. 2. Соотношение технологии и методики обучения. Критерии технологично организованного процесса обучения. 3. Структура и классификация дидактических технологий. Факторы, определяющие выбор технологии обучения.       Мультимедий-ная презента-ция   осн. лит. [1], [3], [4], [6], [8] доп. лит. [2], [9] – [11] Интернет [5]  
4.5.2 Концепция личностно-ориентированного обучения Вопросы 1. Технология личностно-ориентированного развивающего обучения И.С. Якиманской. 2. Культурологическая концепция личностно-ориентированного образования Е.В. Бондаревской. 3. Технология обучения «Шаг за шагом».       2 лекц.   осн. лит. [6], [8] доп. лит. [2], [23]    
4.5.3 Педагогика сотрудничества в образовательном процессе начальной школы (проводится в форме мини-конференции по произведениям основных представителей педагогики сотрудничества и видеоматериалам их выступлений) Вопросы: 1. Концептуальные идеи педагогики сотрудничества в процессе обучения младших школьников. 2. Перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова).       2 лаб. Опорные конспекты для начальных классов   осн. лит. [1], [3], [6], [8] доп. лит. [1], [12] [17]   Защита отчёта по лабораторной работе
4.5.4 Игровые образовательные технологии (проводится в форме анализа видеозаписей игровых уроков, самостоятельной разработки и защиты студентами сценариев дидактических игр) Вопросы: 1. Дидактические игры, их функции, классификация, этапы реализации. 2. Особенности организации дидактических игр в образовательном процессе начальной школы.       2 лаб. Сценарии дидактических игр для начальных классов осн. лит. [1], [6], [8] доп. лит. [2], [13]   Защита отчёта по лабораторной работе
4.5.5 Технологии группового и коллективного обучения в начальной школе Вопросы: 1. Дидактические технологии «Обучение в команде», «Мозаика», «Учимся вместе». 2. Коллективный способ обучения (КСО). 3. Интерактивные методы обучения, их сущность и классификация.       Схемы взаимо-обучения в парах сменного состава и малых группах осн. лит. [6], [8] доп. лит. [2], [9], [11]   Самостоя-тельная работа (практичес-кая отработка различных интерактив-ных методов)
4.5.6. Технологии развития творческого потенциала личности (проводится в форме круглого стола по изучению и систематизации методов, приёмов и технологий креативного обучения младших школьников) Вопросы: 1. Технология проектов. 2. Технология педагогических мастерских. 3. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). 4. Технология эвристического обучения А.В. Хуторского.       2 лаб. Разработки проектов, педагогических мастерских, образцы ТРИЗ-заданий осн. лит. [6], [8] доп. лит. [2], [9], [21] Интернет [4], [6] Защита отчёта по лабораторной работе
4.5.7 Технология формирования общеучебных умений и навыков у младших школьников (проводится в форме педагогической мастерской по совместной разработке сквозной программы формирования общеучебных умений и навыков в начальных классах) Вопросы: 1. Общеучебные умения и навыки: организационные, интеллектуальные, информационные, коммуникативные. 2. Формирование у младших школьников умений целеполагания и планирования учебной деятельности, самоконтроля и самооценки её результатов.       2 лаб.   доп. лит. [15], [17], [20] Защита отчёта по лабораторной работе
4.5.8 Дифференциация и индивидуализация обучения Вопросы: 1. Сущность понятия «дифференциация обучения». Основания и формы дифференциации обучения в начальных классах. 2. Индивидуализация учебной деятельности младших школьников: психологические основания и дидактические приёмы.       2 лекц. Мультимедий-ная презента-ция   осн. лит. [1], [5] доп. лит. [6], [19]    
М-16 Дидактические характеристики адаптации учащихся первого класса к условиям школьного обучения (6 ч.) 2 практ. 2 лаб.      
4.6.1 Готовность ребёнка к школьному обучению Вопросы: 1. Особенности психофизического развития детей шестилетнего возраста. 2. Понятие «готовность ребёнка к школьному обучению». Виды готовности. 3. Типичные затруднения учащихся первого класса в начальный период школьного обучения. 4. Адаптация шестилетнего ребёнка к школе (физиологическая, социально-психологическая) и её уровни.       Мультимедий-ная презента-ция   осн. лит. [1], [5] доп. лит. [16]    
4.6.2 Особенности организации учебно-воспитательного процесса в первом классе Вопросы: 1. Организация учебного дня первоклассника. 2. Требования к проведению уроков в первом классе. 3. Значение игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе в первом классе.       2 практ.   осн. лит. [1] доп. лит. [1], [15], [22]   Самостоя-тельная работа (составление памятки учителю, работающему с первоклас-сниками)
4.6.3 Цели, задачи и содержание учебной дисци-плины «Введение в школьную жизнь» (проводится в форме самостоятельной разработки студентами планов учебных занятий по курсу «Введение в школьную жизнь» с последующим их коллективным анализом) Вопросы: 1. Цели и задачи учебной дисциплины «Введение в школьную жизнь». 2. Содержание работы учителя по дисциплине «Введение в школьную жизнь». 3. Особенности работы с учебными пособиями по дисциплине «Введение в школьную жизнь».       2 лаб. Учебная про-грамма, учеб-ник и учебно-методическое пособие О.И. Тирино-вой «Введение в школьную жизнь доп. лит. [18] Защита отчёта по лабораторной работе
М-Р Дидактическая компетентность учителя начальных классов (4 ч.)   2 лекц.      
  Дидактическая компетентность учителя начальных классов Вопросы: 1. Профессиональные требования к личности и деятельности учителя начальных классов. 2. Подготовка учителя к уроку.       2 лекц. Мультимедий-ная презента-ция   осн. лит. [1], [3], [4], [5] доп. лит. [10]    
  Технология планирования и анализа урока Вопросы: 1. Календарно-тематическое планирование в начальных классах. 2. План урока, его разновидности и структура. 3. Формулирование целей и задач урока. 4. Анализ и самоанализ урока.       Планы уроков Учебные программы и учебники для нач. классов Схемы анализа и самоанализа урока осн. лит. [1], [4] норматив. [4]   Самостоя-тельная работа (разработка плана урока)
М-К Итоговый контроль усвоения учебной дисциплины (2 ч.)     2 практ. Компьютерная программа «Простые тесты»   Тестирование

 



 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.