Номер раздела, темы,
занятия
|
Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов
| Количество аудиторных часов
| Методические
пособия, средства обучения (оборудование,
учебно-наглядные пособия и др.)
|
Литература
|
Формы контроля
знаний
|
лекции
| практические (семинарские) занятия
| лабораторные
занятия
|
самостоятельная
работа студента
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.
| ДИДАКТИКА НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЫ (62 ч.)
|
|
| | 20 лекц.
12 практ.
14 лаб.
|
|
|
|
М-11
| Теоретико-методологические основы теории обучения (6 ч.)
|
| | | 2 лекц.
2 практ.
|
|
|
|
4.1.1
| Предмет и задачи дидактики
Вопросы:
1. Теория обучения (дидактика) в структуре педагогических и антропологических наук. Современное состояние и перспективы развития теории обучения как отрасли научного педагогического знания. Предмет и задачи дидактики.
2. Характеристика основных дидактических концепций: прагматизм, бихевиоризм, неопозитивизм, экзистенциализм, диалектический материализм. Теория познания и процесс обучения.
|
|
|
|
| Мультимедий-ная презента-ция
| осн. лит.
[1] – [5],
[7]
доп. лит.
[6], [21]
|
|
4.1.2
| Основные категории дидактики
Вопросы:
1. Объем и содержание основных категорий дидактики: «образование», «учение», «преподавание».
2. Сущность процесса обучения, его движущие силы и этапы. Целостность и системность процесса обучения. Структурные компоненты процесса обучения: целевой, содержательный, процессуальный, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный.
3. Функции процесса обучения.
4. Закономерности процесса обучения.
|
|
|
| 2 лекц.
| Кодекс РБ об образовании
Мультимедий-ная презента-ция
| осн. лит.
[1] – [5],
[7]
доп. лит.
[6], [21]
норматив.
[1]
|
|
4.1.3
| Система дидактических принципов
Вопросы:
1. Современные подходы к определению понятия «принципы обучения». Генезис принципов обучения. Дидактические правила и их значение в образовательном процессе.
2. Система дидактических принципов: принцип научности, принцип систематичности и последовательности, принцип связи теории с практикой, принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности, принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков, принцип воспитывающего характера обучения, принцип индивидуального подхода к учащимся.
|
|
|
| 2 практ.
|
| осн. лит.
[1] – [5],
[7]
доп. лит.
[6]
| Самостоя-тельная работа (составление сводной таблицы «Дидактичес-кие принци-пы и прави-ла»)
|
М-12
| Сущность, содержание и методы обучения учащихся начальных классов (10 ч.)
|
| | | 2 лекц.
2 практ.
4 лаб.
|
|
|
|
4.2.1
| Цели, задачи и содержание начального образования
Вопросы:
1. Проблема целеполагания в дидактике. Цели и задачи начального образования в Республике Беларусь.
2. Понятия«содержание образования» и «содержание обучения». Основные концепции содержания образования.
3. Компоненты содержания образования.
4. Учебный предмет. Структура и логика учебного предмета. Определение объема и содержания учебного предмета. Межпредметные связи.
|
|
|
|
| Кодекс РБ об образовании
Образователь-ный стандарт «Общее сред-нее образова-ние. Основные нормативы и требования»
| осн. лит.
[1] – [5],
[7]
доп. лит.
[6], [21]
норматив.
[1], [2]
|
|
4.2.2
| Нормативные документы, определяющие содержание образования
Вопросы:
1. Образовательный стандарт «Общее среднее образование. Основные нормативы и требования».
2. Учебные планы.
3. Учебные программы и способы их построения.
|
|
|
| 2 практ.
| Образователь-ный стандарт «Общее сред-нее образова-ние».
Типовые учебные планы.
Учебные про-граммы (I–IV классы)
| осн. лит.
[1] – [5],
[7]
доп. лит.
[6], [21]
норматив.
[1] – [4]
Интернет
[1], [2]
| Самостоя-тельная работа (анализ нормативных документов)
|
4.2.3
| Функции, структура и содержание школьных учебников
(проводится в форме коллективного и индивидуального анализа учебников для начальной школы и электронных УМК)
Вопросы:
1. Функции и структура школьного учебника.
2. Современные дидактические требования, предъявляемые к учебникам для начальных классов.
3. Учебно-методические комплексы по учебным предметам для начальных классов.
|
|
|
| 2 лаб.
| Учебники и УМК для начальных классов
| осн. лит.
[1] – [5],
доп. лит.
[21]
норматив.
[5]
Интернет
[1], [2]
| Защита отчёта по лабораторной работе
|
4.2.4
| Методы обучения и их классификация
Вопросы:
1. Современные подходы к определению понятий «метод обучения» и «приём обучения».
2. Различные подходы к классификации методов обучения в современной дидактике: по источнику знаний, по назначению метода; по характеру познавательной деятельности учащихся.
3. Характеристика методов обучения.
4. Выбор методов обучения учителем.
|
|
|
| 2 лекц.
| Мультимедий-ная презента-ция
| осн. лит.
[1] – [5],
[7]
доп. лит.
[2], [6]
|
|
4.2.5
| Средства обучения младших школьников и приёмы их использования в
образовательном процессе (проводится в форме ознакомления с современными средствами обучения, в т.ч. электронными, и их образовательными возможностями)
Вопросы:
1. Средства обучения и их функции в образовательном процессе. Типология средств обучения.
2. Технические средства обучения, их образовательные возможности. Подготовка и проведение урока с применением технических средств обучения.
|
|
|
| 2 лаб.
| Образцы учебной книги, наглядных пособий, технических средств обучения
| осн. лит.
[2] – [4],
доп. лит.
[6], [10]
[21]
норматив.
[8]
| Защита отчёта по лабораторной работе
|
М-13
| Основные виды и формы обучения младших школьников (12 ч.)
| |
| | 6 лекц.
4 практ.
| |
|
|
4.3.1
| Основные виды обучения в современной начальной школе
Вопросы:
1. Объяснительно-иллюстративное (традиционное) обучение, его достоинства и недостатки.
2. Проблемное обучение, его теоретические основы.
3. Программированное обучение, его научные основы.
4. Компьютерное обучение, его полифункциональные возможности для решения дидактических задач начальной школы.
5. Дистанционное обучение и современные тенденции его развития.
|
|
|
| 2 лекц.
| Образцы линейных и разветвленных обучающих программ. Образцы компьютерных программных продуктов для начальных классов
| осн. лит.
[1] – [6],
[8]
доп. лит.
[2], [3],
[21]
норматив.
[8]
| Разработка электронных учебных презентаций
|
4.3.2
| Сущность проблемного обучения и его развивающие возможности
Вопросы:
1. Проблемные ситуации и пути их создания в учебном процессе.
2. Проблемные задачи и проблемные вопросы.
3. Методы проблемного обучения младших школьников (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод).
|
|
|
| 2 практ.
| Образцы
проблемных задач, эвристических бесед, учебных исследований для начальных классов
| осн. лит.
[1], [3], [4]–[6],
[8]
доп. лит.
[3], [10]
| Самостоя-тельная работа (разработка проблемных ситуаций, сценариев эвристич. бе-сед, тематики учебных ис-следований)
|
4.3.3
| Сущность и основные характеристики развивающего обучения
Вопросы:
1. Сущность и теоретические основы развивающего обучения.
2. Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова.
3. Теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович).
|
|
|
| 2 лекц.
| Мультимедий-ная презента-ция
| осн. лит.
[1] – [3],
[6], [8]
доп. лит.
[2], [4], [5], [8],
[22]
Интернет
[3]
|
|
4.3.4
| Формы организации обучения
Вопросы:
1. Понятие «форма организации обучения». Общие формы организации работы учащихся (фронтальная, индивидуальная, групповая). Признаки коллективной учебной работы.
2. Дидактическая характеристика основных и вспомогательных форм организации обучения в начальных классах: урок, экскурсия, факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия и др.
3. Системы организации обучения, их развитие в дидактике. Основные характеристики классно-урочной системы и пути её модернизации.
|
|
|
| 2 лекц.
| Кодекс РБ об образовании
Мультимедий-ная презента-ция
| осн. лит.
[1] – [5],
[7]
доп. лит.
[2], [6], [15], [21]
норматив.
[1]
|
|
4.3.5
| Типы и структура уроков
Вопросы:
1. Типы уроков по основной дидактической цели.
2. Структура уроков различных типов.
3. Требования, предъявляемые к современному уроку, и пути его совершенствования.
4. Нестандартные уроки в начальных классах.
|
|
|
|
| Планы-конспекты уроков различных типов, сценарии нестандартных уроков
| осн. лит.
[1] – [5],
[7]
доп. лит.
[2], [6], [15], [21]
| Самостоя-тельная работа (анализ структуры уроков различных типов)
|
4.3.6
| Организация домашней учебной работы младших школьников
Вопросы:
1. Сущность и виды самостоятельной работы учащихся начальных классов. Домашняя учебная работа и её роль в овладении знаниями.
2. Виды домашних заданий для учащихся начальных классов.
3. Правила рациональной организации домашней учебной работы младших школьников.
|
|
|
| 2 практ.
|
| осн. лит.
[1] – [3],
[5], [7]
доп. лит.
[2], [15]
| Самостоя-тельная работа (составление памяток по организации домашней работы для младших школьников и их родителей)
|
М-14
| Диагностика результатов обучения учащихся начальных классов (6 ч.)
| |
| | 4 лекц.
| |
|
|
4.4.1
| Педагогическая диагностика и контроль в процессе обучения
Вопросы:
1. Содержание понятий «диагностика», «контроль», «проверка», «оценка», «учёт» в дидактике. Цель, задачи и процедура педагогической диагностики в процессе обучения.
2. Контроль в процессе обучения младших школьников, его принципы, виды, методы и формы организации.
3. Дидактические тесты как средство контроля и требования к ним. Проектиро-вание дидактических тестов учителем.
|
|
|
| 2 лекц.
| Мультимедий-ная презента-ция
Образцы заданий для проверки знаний, умений и навыков младших школьников
| осн. лит.
[1] – [5],
[7]
доп. лит.
[2], [7],
[15], [21]
|
|
4.4.2
| Особенности оценки знаний, умений и навыков младших щкольников
Вопросы:
1. Оценка и отметка, их функции.
2. Критерии и 10-балльная шкала оценки результатов учебной деятельности учащихся на I ступени общего среднего образования.
3. Особенности контроля и оценки результатов учебной деятельности младших школьников в период безотметочного обучения.
|
|
|
|
| Критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся на I ступени общего среднего образования
| осн. лит.
[1], [4]
доп. лит.
[2], [15]
норматив.
[6], [7]
Интернет
[1], [2]
| Самостоя-тельная работа (оценка устных (видео) ответов и письменных работ младших школьников)
|
4.4.3
| Причины, профилактика и преодоление неуспеваемости младших школьников
Вопросы:
1. Отставание в учебе и школьная неуспе-ваемость, их социальные, биопсихологи-ческие и педагогические причины.
2. Система мер по профилактике и преодолению школьной неуспеваемости.
3. Методика проведения поддерживающих занятий в начальных классах.
|
|
|
| 2 лекц.
|
| осн. лит.
[4]
доп. лит.
[16]
|
|
М-15
| Технологии и методики обучения младших школьников (16 ч.)
|
|
| | 4 лекц.
8 лаб.
| |
| |
4.5.1
| Понятие «технология» в дидактике
Вопросы:
1. Сущность технологического подхода к обучению. Генезис понятия «технология обучения» в дидактике.
2. Соотношение технологии и методики обучения. Критерии технологично организованного процесса обучения.
3. Структура и классификация дидактических технологий. Факторы, определяющие выбор технологии обучения.
|
|
|
|
| Мультимедий-ная презента-ция
| осн. лит.
[1], [3], [4], [6], [8]
доп. лит.
[2],
[9] – [11]
Интернет
[5]
|
|
4.5.2
| Концепция личностно-ориентированного обучения
Вопросы
1. Технология личностно-ориентированного развивающего обучения И.С. Якиманской.
2. Культурологическая концепция личностно-ориентированного образования Е.В. Бондаревской.
3. Технология обучения «Шаг за шагом».
|
|
|
| 2 лекц.
|
| осн. лит.
[6], [8]
доп. лит.
[2], [23]
|
|
4.5.3
| Педагогика сотрудничества в образовательном процессе начальной школы
(проводится в форме мини-конференции по произведениям основных представителей педагогики сотрудничества и видеоматериалам их выступлений)
Вопросы:
1. Концептуальные идеи педагогики сотрудничества в процессе обучения младших школьников.
2. Перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
(С.Н. Лысенкова).
|
|
|
| 2 лаб.
| Опорные конспекты для начальных классов
| осн. лит.
[1], [3],
[6], [8]
доп. лит.
[1], [12]
[17]
| Защита отчёта по лабораторной работе
|
4.5.4
| Игровые образовательные технологии
(проводится в форме анализа видеозаписей игровых уроков, самостоятельной разработки и защиты студентами сценариев дидактических игр)
Вопросы:
1. Дидактические игры, их функции, классификация, этапы реализации.
2. Особенности организации дидактических игр в образовательном процессе начальной школы.
|
|
|
| 2 лаб.
| Сценарии дидактических игр для начальных классов
| осн. лит.
[1], [6],
[8]
доп. лит.
[2], [13]
| Защита отчёта по лабораторной работе
|
4.5.5
| Технологии группового и коллективного обучения в начальной школе
Вопросы:
1. Дидактические технологии «Обучение в команде», «Мозаика», «Учимся вместе».
2. Коллективный способ обучения (КСО).
3. Интерактивные методы обучения, их сущность и классификация.
|
|
|
|
| Схемы взаимо-обучения в парах сменного состава и малых группах
| осн. лит.
[6], [8]
доп. лит.
[2], [9],
[11]
| Самостоя-тельная работа (практичес-кая отработка различных интерактив-ных методов)
|
4.5.6.
| Технологии развития творческого потенциала личности
(проводится в форме круглого стола по изучению и систематизации методов, приёмов и технологий креативного обучения младших школьников)
Вопросы:
1. Технология проектов.
2. Технология педагогических мастерских.
3. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
4. Технология эвристического обучения А.В. Хуторского.
|
|
|
| 2 лаб.
| Разработки проектов, педагогических мастерских, образцы ТРИЗ-заданий
| осн. лит.
[6], [8]
доп. лит.
[2], [9],
[21]
Интернет
[4], [6]
| Защита отчёта по лабораторной работе
|
4.5.7
| Технология формирования общеучебных умений и навыков у младших школьников
(проводится в форме педагогической мастерской по совместной разработке сквозной программы формирования общеучебных умений и навыков в начальных классах)
Вопросы:
1. Общеучебные умения и навыки: организационные, интеллектуальные, информационные, коммуникативные.
2. Формирование у младших школьников умений целеполагания и планирования учебной деятельности, самоконтроля и самооценки её результатов.
|
|
|
| 2 лаб.
|
| доп. лит.
[15], [17], [20]
| Защита отчёта по лабораторной работе
|
4.5.8
| Дифференциация и индивидуализация обучения
Вопросы:
1. Сущность понятия «дифференциация обучения». Основания и формы дифференциации обучения в начальных классах.
2. Индивидуализация учебной деятельности младших школьников: психологические основания и дидактические приёмы.
|
|
|
| 2 лекц.
| Мультимедий-ная презента-ция
| осн. лит.
[1], [5]
доп. лит.
[6], [19]
|
|
М-16
| Дидактические характеристики адаптации учащихся первого класса
к условиям школьного обучения (6 ч.)
|
| | | 2 практ.
2 лаб.
|
|
|
|
4.6.1
| Готовность ребёнка к школьному обучению
Вопросы:
1. Особенности психофизического развития детей шестилетнего возраста.
2. Понятие «готовность ребёнка к школьному обучению». Виды готовности.
3. Типичные затруднения учащихся первого класса в начальный период школьного обучения.
4. Адаптация шестилетнего ребёнка к школе (физиологическая, социально-психологическая) и её уровни.
|
|
|
|
| Мультимедий-ная презента-ция
| осн. лит.
[1], [5]
доп. лит.
[16]
|
|
4.6.2
| Особенности организации учебно-воспитательного процесса в первом классе
Вопросы:
1. Организация учебного дня первоклассника.
2. Требования к проведению уроков в первом классе.
3. Значение игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе в первом классе.
|
|
|
| 2 практ.
|
| осн. лит.
[1]
доп. лит.
[1], [15], [22]
| Самостоя-тельная работа (составление памятки учителю, работающему с первоклас-сниками)
|
4.6.3
| Цели, задачи и содержание учебной дисци-плины «Введение в школьную жизнь»
(проводится в форме самостоятельной разработки студентами планов учебных занятий по курсу «Введение в школьную жизнь» с последующим их коллективным анализом)
Вопросы:
1. Цели и задачи учебной дисциплины «Введение в школьную жизнь».
2. Содержание работы учителя по дисциплине «Введение в школьную жизнь».
3. Особенности работы с учебными пособиями по дисциплине «Введение в школьную жизнь».
|
|
|
| 2 лаб.
| Учебная про-грамма, учеб-ник и учебно-методическое пособие О.И. Тирино-вой «Введение в школьную жизнь
| доп. лит.
[18]
| Защита отчёта по лабораторной работе
|
М-Р
| Дидактическая компетентность учителя начальных классов (4 ч.)
| |
|
| 2 лекц.
|
|
|
|
| Дидактическая компетентность учителя начальных классов
Вопросы:
1. Профессиональные требования к личности и деятельности учителя начальных классов.
2. Подготовка учителя к уроку.
|
|
|
| 2 лекц.
| Мультимедий-ная презента-ция
| осн. лит.
[1], [3], [4], [5]
доп. лит.
[10]
|
|
| Технология планирования и анализа урока
Вопросы:
1. Календарно-тематическое планирование в начальных классах.
2. План урока, его разновидности и структура.
3. Формулирование целей и задач урока.
4. Анализ и самоанализ урока.
|
|
|
|
| Планы уроков
Учебные программы и учебники для нач. классов
Схемы анализа и самоанализа урока
| осн. лит.
[1], [4]
норматив.
[4]
| Самостоя-тельная работа (разработка плана урока)
|
М-К
| Итоговый контроль усвоения учебной дисциплины (2 ч.)
| |
|
| 2 практ.
| Компьютерная программа «Простые тесты»
|
| Тестирование
|
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.