РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Развитие самосознания
Возникновение предпосылок развития самосознания в младенчестве и раннем детстве. Формирование представлений о собственном теле. Активность как личностное новообразование первого года жизни.
Важнейшие личностные приобретения в раннем детстве: «гордость за собственные достижения» и самосознание.
Основные направления развития самосознания у дошкольников. Особенности развития самооценки и самоконтроля. Осознание себя во времени. Половая идентификация и осознание своей индивидуальности. Осознание своего места в системе общественных отношений.
Новая внутренняя позиция как итог развития самосознания у дошкольников.
Условия и пути развития самосознания и самооценки в разном возрасте в разных видах деятельности.
Роль социального окружения в формировании самосознания: общение со взрослыми, сверстниками, взаимодействие с «рукотворным» миром вещей.
Основные понятия . Самосознание, самооценка, самоконтроль, половая идентификация, образ «я», активность, новая внутренняя позиция.
Развитие воли
Предпосылки развития воли в младенчестве и раннем детстве. Произвольные движения как одно из первых проявлений воли. Зачатки целенаправленности. Фазы развития произвольных движений: предварительная ориентировка в задании, формирование сенсомоторного образа. Условия развития произвольных движений и действий у ребенка от рождения до 3 лет, их значение для психического развития на этом возрастном этапе.
Основные направления развития воли в дошкольном возрасте.
Становление волевого действия.
Развитие целенаправленности действий, способности к целеполаганию.
Появление новых мотивов и потребностей в разном возрасте. Изменение содержания мотивов и потребностей. Борьба и соподчинение мотивов. Соподчинение мотивов и произвольность поведения.
Условия развития мотивов и потребностей в разном возрасте в разных видах деятельности.
Установление отношения цели действий к их мотиву. Волевые усилия при выполнении действий, преодоление препятствий.
Особенности оценки ребенком полученных результатов.
Развитие волевых качеств: самостоятельности, настойчивости, смелости, целеустремленности, инициативности и волевых привычек: к регулярному труду, физической и гигиенической культуре, к сдержанности. Волевые привычки и индивидуальность ребенка. Взаимосвязь развития воли с развитием познавательных процессов, личностных новообразований, произвольности поведения и деятельности, самосознания, самооценки, самоконтроля. Воля и совершенствование разных видов деятельности.
Условия волевого развития в разных видах деятельности в разных возрастных группах.
Основные понятия . Воля, волевое действие, волевое усилие, соотношение мотива и цели, волевые привычки, волевые качества личности, произвольность поведения, произвольные движения и действия, мотив, соподчинение мотивов, борьба мотивов, потребность.
Эмоциональное развитие
Особенности развития эмоций и чувств в младенчестве и раннем детстве.
Общие закономерности и пути развития эмоций и чувств в онтогенезе. Развитие динамики и содержания эмоций и чувств. Развитие произвольности, разумности эмоций и чувств. Дифференциация, обогащение переживаний. Развитие высших чувств как обобщение эмоций, направленных на определенный объект.
Развитие положительных эмоций и их роль в психическом развитии.
Особенности развития высших чувств у дошкольников: познавательных, нравственных, эстетических. Роль сопереживания в развитии высших чувств.
Условия развития эмоций и чувств в разном возрасте. Роль общения со взрослыми - родителями, воспитателями детского сада. Роль общения со сверстниками.
Влияние условий и характера выполнения деятельности на развитие чувств. Индивидуальность ребенка и развитие чувств. Роль возрастных этапов, кризисов, появления новых интересов, потребностей в развитии эмоций и чувств.
Эмоциональное неблагополучие детей и его причины. Аффекты, страхи, причины, их вызывающие, и пути преодоления.
Основные понятия. Эмоции, высшие чувства, динамика и дифференциация чувств, аффект, страх, содержание чувств, эмоциональное неблагополучие.
ПРОГРАММА ПО КУРСУ ДОШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ...
Нравственное развитие
Нравственное развитие как усвоение знаний (формирование нравственного сознания) и освоение социально одобряемых способов поведения (формирование нравственного поведения) и нравственных чувств.
Развитие нравственного сознания. Знание норм морали и эмоционального отношения к ним. Постепенное усложнение знаний о нормах морали и правилах поведения. Усвоение этических эталонов. Формирование нравственных мотивов поведения.
Развитие нравственного поведения. Формирование позитивных нравственных качеств: доброта, честность, отзывчивость, взаимопомощь и др. Формирование нравственных привычек поведения.
Происхождение и появление негативных личностных образований: ложь, зависть, жестокость, драчливость, неряшливость, жадность. Шалости и проступки детей, их причины, виды (А. А. Люблинская). Притязания на признание у сверстников.
Культура поведения как основа нравственного развития дошкольников. Культурно-гигиенические навыки: этапы формирования, содержание и специфика освоения в разных возрастных группах (самостоятельность, качество, осознанность их выполнения). Место культурно-гигиенических навыков в психическом развитии.
Условия нравственного развития детей в разном возрасте: опыт самостоятельной и специально организованной деятельности, общение со взрослыми и сверстниками.
Роль художественной литературы в нравственном развитии.
Психологические основы методов и средств формирования нравственного поведения и нравственного сознания.
Основные понятия . Нравственное сознание, нравственное поведение, моральные нормы, этический эталон, негативные и позитивные личностные образования.
Развитие темперамента
Общее в проявлении темперамента в поведении и деятельности ребенка младенческого и раннего детства.
Особенности развития темперамента в дошкольном возрасте. Возрастные особенности возникновения и проявления различных свойств темперамента. Соотношение наследственного и приобретенного в темпераменте. Физиологические и психологические предпосылки изменчивости темперамента.
Характеристика детей разных типов темперамента и основы индивидуального подхода к ним.
Основные понятия . Темперамент, типы темперамента, сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов, тип высшей нервной деятельности, реактивность, ригидность; эмоциональная возбудимость, динамичность, лабильность, пластичность, экстраверсия, интроверсия.
Развитие способностей
Предпосылки развития способностей, задатки, склонности и способности. Развитие познавательных способностей.
Развитие сенсорных способностей, в частности форм опосредованного познания - использование сенсорных эталонов.
Развитие интеллектуальных способностей, в частности, овладение наглядным пространственным моделированием (Л.А. Венгер).
Развитие практических способностей: организаторских, конструктивно-технических.
Развитие специальных способностей: музыкальных, изобразительных, литературных, театрально-речевых. Взаимосвязь развития специальных способностей с развитием познавательных способностей и личности.
Условия развития способностей. Взаимосвязь развития способностей с развитием познавательных процессов, личности и творчества. Деятельность как основное условие развития способностей. Индивидуальный подход. Одаренные дети.
Основные понятия. Способности, склонности, задатки, одаренность, виды способностей, творчество, саморегуляция, активность.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|