Технология технического обслуживания автомобиля КамАЗ-5320
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ
ТРАНСПОРТНЫХ И ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН И
ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Лабораторный практикум
Самара
Самарский государственный технический университет
Печатается по решению РИО СамГТУ
УДК 656.1 (088.0)
Т 38
Савельев В. В.
Т 38 Техническая эксплуатация транспортных, транспортно-технологических машин и транспортного оборудования:лабораторный практикум / В.В. Савельев. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2013. - 65 с.
ISBN 978
Лабораторный практикум предназначен для студентов и бакалавров специальностей 190603 и 190600 для изучения дисциплин "Системы, технологии и организация услуг на предприятиях автосервиса" и "Техническая эксплуатация транспортных, транспортно-технологических машин и транспортного оборудования".
Приведены технологии технического обслуживания №1 и 2 автомобилей КамАЗ-5320, а также обслуживания газобаллонных автомобилей. Рассмотрена методика нормирования расхода топлива подвижного состава автомобильного транспорта.
УДК 656.1 (088.0)
Т 38
Рецензенты:
| Заместитель генерального директора по техническому
обслуживанию ЗАО "Сызранская СТО" А.А. Гилазетдинов
|
| Руководитель сервиса Nissan ООО "Эксперт СВ" В.А. Пулёв
|
ISBN 978- © В.В. Савельев, 2013
© Самарский государственный
технический университет, 2013
ВВЕДЕНИЕ
Качественная работа транспорта зависит от технического состояния подвижного состава. Решение этой проблемы, с одной стороны, обеспечивается автомобильной промышленностью за счет создания и выпуска автомобилей с большой эксплуатационной надежностью и технологичностью, с другой стороны - совершенствованием методов технической эксплуатации автомобилей.
Оптимальное управление техническим состоянием автомобилей может быть организовано только в том случае, когда обеспечена четкая взаимосвязь между всеми основными структурными элементами модели. Для организации управления, в первую очередь, необходима информация в самом широком смысле, основанная на диагностике, обеспечивающей полное представление о состоянии объекта. На основе такой информации и критерия эффективности (затрат на ТО и ремонт) принимается решение, в соответствии с которым должно быть организовано управление.
Управление техническим состоянием возможно также на основе оптимальной организации ТО и ремонта автомобилей. При этом системный подход обеспечивается тем, что формы и методы организации технического обслуживания и ремонта рассматриваются в совокупности с управляющими воздействиями - видами ТО и ремонта.
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей по техническому состоянию, как и традиционный метод обслуживания и ремонта по наработке, по своей природе являются также планово-предупредительными (планируется объем работ по техническому диагностированию и периодичность их выполнения). Постоянное наблюдение при эксплуатации автомобилей за их уровнем надежности и техническим состоянием функциональных систем и элементов автомобиля с целью своевременного выявления предотказного состояния последних с последующей заменой или восстановлением значений контролируемых параметров до заданных величин обеспечивает предупредительный характер .
Применение новых методов ТО и ремонта основывается на глубоком знании характеристик надежности функциональных систем и элементов, четкой организации информационного обеспечения, широком использовании диагностического оборудования, высокого уровня эксплуатационной технологичности автомобильной техники. Требуется существенная перестройка технологии и организации работы ремонтно-обслуживающего производства АТП. В первую очередь необходимо создать на них современные службы технической диагностики и информационного обеспечения.
Важнейшим условием обеспечения высокого уровня технического состояния автомобилей является развитие ПТБ автотранспортных предприятий на базе реконструкции и технического перевооружения.
Разработка и внедрение новых методов ТО и ремонта автомобилей невозможны без подготовки и переподготовки широкого круга исполнителей работ по технической подготовке автомобильной техники.
Лабораторная работа №1
Технология технического обслуживания автомобиля КамАЗ-5320
Цель работы- изучить примерный перечень операций по ТО, применяемое оборудование, нормативные значения регулировочных параметров элементов автомобилей и получить практические навыки по проведению контрольно-крепежных, регулировочных и смазочных работ при ТО автомобиля КамАЗ-5320.
Общие сведения и основные понятия.Автомобильный транспорт является источником повышенной опасности и загрязнения окружающей среды. В Российской Федерации за последние годы в среднем совершается приблизительно 200 тыс. дорожно-транспортных происшествий, 12-15% которых случаются из-за технических неисправностей.
На долю автомобильного транспорта приходится свыше 50% выбросов токсичных соединений в атмосферу. При этом количество токсичных компонентов, содержащихся в отработавших газах, в основном определяется уровнем ТО систем питания, зажигания и механизма газораспределения двигателя, обеспечивающие полноту сгорания топлива.
Общие затраты на поддержание автомобилей в технически исправном состоянии составляют 15-25 % себестоимости перевозок. Эти затраты во многом зависят от возможности определения действительной потребности автомобилей в профилактических и ремонтных воздействиях; выполнения рекомендаций планово-предупредительной системы ТО и ремонта; внедрения современных, научно обоснованных технологических процессов ТО и ремонта.
Исследования и опыт работы ведущих автотранспортных предприятий (АТП) показывают, что про ведение ТО в полном объеме по прогрессивным технологиям существенно улучшают качество и культуру труда рабочих, уменьшают число внезапных отказов и затраты на ТР на 8-12 %, сокращают расход топливо-смазочных материалов на 7-10 %, повышают коэффициент технической готовности на 3-5 % и пробег шин до 5-7 %.
Действующая планово-предупредительная система ТО и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта предусматривает выполнение конкретного перечня операций обслуживания с заданной трудоемкостью через определенные пробеги. Таким образом, ТО является мероприятием профилактического характера.
Назначение ТО состоит в обеспечении безопасности движения, предупреждении возможных отказов и неисправностей, а также снижении интенсивности изнашивания механизмов, систем и агрегатов автомобиля в процессе эксплуатации.
Технологический процесс ТО - это заданная последовательность операций, выполняемых над элементами автомобиля с целью улучшения его технического состояния. Как правило, операции ТО группируют по виду специализации работы при их выполнении, которые отражаются в технологических картах рабочих постов для исполнителей. Общепринятая типовая технология ТО автомобиля предусматривает следующий порядок: сначала выполняются уборочно-моечные работы, затем контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные и смазочные.
По периодичности, перечню операций и трудоемкости выполняемых работ различают виды ТО: ежедневное обслуживание (ЕО), первое (ТО-1), второе (ТО-2) и сезонное (СТО).
Ежедневное обслуживание выполняется после возвращения и перед выездом на линию подвижного состава. При ЕО осуществляют общий контроль систем и механизмов, обеспечивающих безопасность движения автомобиля, уборку и мойку, заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью.
Виды ТО-l и ТО-2 отличаются периодичностью, объемами работ и трудоемкостью. При ТО-l работы выполняются без разборки агрегатов автомобиля. При ТО- 2 допускается частичная разборка некоторых элементов автомобиля с целью выполнения регулировочных и смазочных работ.
Сезонное ТО, как правило, выполняется два раза в год с целью подготовки автомобиля к осенне-зимней и весенне-летней эксплуатации и совмещается с очередным техническим воздействием (по графику) ТО-2.
Нормативным документом, на основе которого производятся планирование и организация ТО и ремонта, является Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта (далее Положение), которое периодически пересматривается и корректируется. Фирмы-изготовители автомобилей в рамках общей планово-предупредительной стратегии, описанной в Положении, конкретизируют нормативы технической эксплуатации применительно к отдельным базовым моделям и их модификациям. Данные нормативы отражаются в руководствах по эксплуатации конкретных семейств выпускаемых автомобилей или в их сервисных книжках.
В начальный период эксплуатации автомобиля, когда происходит приработка сопряжений основных элементов двигателя внутреннего сгорания (ДВС), трансмиссии и ходовой части, помимо ЕО вводятся дополнительные виды обслуживания ТО-1000 и ТО-4000. Первый из них выполняется в интервале первых 500 - 1500 км пробега автомобиля, второй - после 3000 - 4000 км.
В послеобкаточный, так называемый основной период эксплуатации, для современных отечественных автомобилей нормативная периодичность ТО-l назначается в пределах 4000 - 5000 км, ТО-2 - 15000 - 20000 км. Указанные значения периодичности ТО-1 и ТО-2 приведены для 1 категории эксплуатации и корректируются в зависимости от реальных условий работы автотранспортных средств.
Техническое обслуживание для автомобилей КАМАЗ проводится по схеме ЕО - ТО-I000 (сервис А) - ТО-4000 (сервис В) - ТО-1 (сервис 1 - через 4000 км) - ТО-2 (сервис 2 - через 16000 км) - СТО (сервис С - два раза в год).
Настоящее методическое руководство направлено на изучение общей стратегии технологических процессов выполнения планово-предупредительных работ по ТО автомобилей. В результате выполнения данной лабораторной работы студент должен:
- иметь представление об общем устройстве и принципе действия оборудования, применяемого при проведении операций ТО автомобиля;
- знать нормативы и диагностические параметры технического состояния элементов автомобиля и общие сведения о технологии проведения всех видов ТО на примере отечественных автомобилей;
- уметь выполнять работы по ТО основных агрегатов, механизмов и систем автомобиля.
Задание 1. Изучить операции ежедневного обслуживания автомобиля.
Ежедневное обслуживание, за исключением мойки автомобиля, проводится водителем. Общее техническое состояние автомобиля в рамках ЕО контролируется дежурным механиком при выпуске автомобиля на линию.
При подготовке автомобиля к выезду необходимо:
- проверить уровень и, если нужно, долить масло в картер двигателя, а охлаждающую жидкость - в радиатор;
- убедиться в отсутствии подтеканий топлива, смазки, охлаждающей и тормозной жидкости в трубопроводах и соединениях;
- обтереть облицовку радиатора, фары, подфарники, задние фонари, стекла кабины, номерные знаки;
- убедиться в исправности рабочей и стояночной тормозной системы, рулевого управления. При отсутствии в гидравлическом приводе воздуха педаль тормоза не должна проходить более 1/2 рабочего хода. Стояночный (ручной) тормоз проверяют пробным затягиванием рычага, который должен перемещать на 4 - 6 фиксирующих щелчков. Техническое состояние рулевого управления оценивают с помощью прибора К-187 (К-402) или визуально по свободному ходу (люфту) рулевого колеса при прямолинейно установленных передних колесах. Суммарный люфт в рулевом управлении при отсутствии данных предельных значений, установленных фирмой - изготовителем автомобиля, согласно ГОСТ Р 51709 - 2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки не должен превышать 100 для легковых автомобилей и созданных на базе их агрегатов грузовых автомобилей и автобусов, 200 - для автобусов и 250 - для грузовых автомобилей при заданном нормативном усилии на рулевом колесе;
- пустить двигатель и по контрольным приборам проверить его работу. Сигнальные лампы - индикаторы пониженного давления масла в главной магистрали смазочной системы две (минимально допустимое давление масла для бензиновых две составляет 0,05 и 0,1 МПа для дизелей) и неисправной работы генератора (зарядки аккумуляторной батареи (АКБ» - должны погаснуть. Не допускается к эксплуатации автомобиль, если при включении зажигания загорается сигнализатор контроля элементов тормозных систем, аварийного падения уровня тормозной жидкости, а значение давления воздуха в ресиверах пневматической тормозной системы на манометре ниже нормативного. Обратить внимание на количество топлива в баке и действие приборов освещения и сигнализации.
Инструкция дежурному механику АТП по проверке технического состояния автомобилей при выпуске на линию предусматривает запрет выезда транспортного средства при обнаружении следующих неисправностей или нарушений нормативных документов.
По внешнему виду и комплектации:
- транспортное средство не отвечает требованиям чистоты состояние внешней и внутренней частей кузова автомобиля (автобуса);
- повреждены или отсутствуют номерные знаки, надколесные грязезащитные щитки, боковые и центральные зеркала заднего вида, противосолнечные козырьки, огнетушители, аптечка, знак аварийной остановки;
- не исправны замки дверей пассажирского салона или кабины водителя;
- присутствуют трещины на ветровых стеклах в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя.
По рулевому управлению:
- люфт рулевого колеса превышает нормативное значение или затруднено вращение рулевого колеса, имеются повреждения рулевой колонки;
- нарушена герметичность картера рулевого механизма или пневмогидросистемы усилителя руля;
- повреждено или ослаблено крепление картера к колонке рулевого механизма;
- повреждены, не закреплены или имеют повышенный люфт шарнирные соединения рулевого привода.
По системе тормозного управления:
- при работающем двигателе при однократном нажатии на педаль тормоза с усилием 686 Н (70 кгс) зазор между педалью и полом кабины составляет менее 25 мм;
- нарушена герметичность пневматического или гидравлического привода. Допустимое падение давления воздуха в системе тормозного привода при неработающем двигателе: при свободном положении органа управления тормозной системы - не более чем на 0,05 МПа (0,5 кг/см2) за 30 мин; при приведении в действие тормозной системы - 15 мин. Утечки воздуха из колесных рабочих тормозных камер не допускаются;
- при включении зажигания загорается сигнализатор контроля элементов тормозных систем, аварийного падения уровня тормозной жидкости;
- не обеспечивается эффективность торможения автомобиля требованиям ГОСТ Р 51709 - 2001. При дорожном испытании на ровном, сухом асфальтобетонном покрытии при прямолинейном движении с начальной скоростью торможения 40 км/ч путем однократного нажатия на педаль рабочей тормозной системы с усилием 686 Н (70 кгс) тормозной путь грузовых автомобилей категорий Nl, N2, N3, пассажирских и грузопассажирских автомобилей категорий М2 и М3 превышает 17,7 м или «увод» автомобиля при этом свыше нормативного коридора движения шириной 3 м для легковых автомобилей категорий Ml при усилии на педали 490 Н (50 кгс) тормозной путь не должен быть более 15,8 м;
- стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние автомобиля на опорной поверхности с уклоном 16%;
- не включается световой сигнал торможения (стоп-сигнал) при воздействии на педаль тормоза;
- не работает устройство фиксации стояночного тормоза.
- усилие, прикладываемое к органу управления стояночным тормозом, превышает 589 Н (60 кг).
По двигателю и элементам трансмиссии:
- нарушена герметичность систем питания и выпуска отработавших газов две;
- нарушена герметичность систем смазки ДВС, коробки передач, картера редуктора заднего моста;
- ослаблено крепление ДВС, коробки передач, фланцев карданного вала, элементов глушителя, рессор;
- не полностью выключается сцепление, самопроизвольно выключается или с затруднением включается передача;
- заметны вибрация и стуки карданного вала при переключении передач и движении автомобиля.
По колесам и шинам:
- отсутствие или слабая затяжка гайки крепления дисков и ободьев колес;
- наличие трещин и видимых нарушений формы и размеров крепежных отверстий на дисках колес;
- глубина рисунка протектора шины грузового автомобиля составляет менее 1 мм, автобуса - менее 2 мм, легковых автомобилей - 1,6 мм (или появление одного индикатора износа протектора);
- наличие повреждений шин, обнажающих корд, или местных отслоений протектора;
- давление воздуха в шине не соответствует установленной норме.
По внешним световым приборам:
- не работают или не отрегулированы фары дальнего или ближнего света;
- неработоспособны сигнализаторы включения световых приборов, находящиеся в кабине водителя;
- неисправен переключатель света фар;
- не работает сигнал торможения (стоп-сигнал);
- не работает указатель поворотов или его боковой повторитель;
- не работает фонарь заднего хода при включении передачи заднего хода;
- не работает габаритный фонарь или фонарь освещения заднего государственного регистрационного знака;
- включение аварийной сигнализации не обеспечивает работу всех указателей поворота и боковых повторителей в проблесковом режиме;
- имеются разрушения и трещины рассеивателей фар.
По дополнительному оборудованию:
- не работают стеклоочистители или омыватели ветрового стекла, спидометр, система вентиляции и отопления (в холодное время года).
По выполнению требований к газобаллонным автомобилям:
- при выпуске на линию автомобиля, работающего на сжиженном нефтяном или компримированном природном газе, необходимо проверить крепление газовых баллонов, со- стояние и герметичность соединений элементов газовой системы питания.
При возвращении на предприятие газобаллонного автомобиля следует проверить герметичность газовой и бензиновой систем питания, закрыть расходный вентиль и выработать весь газ, находящийся в системе.
Движение по АТП в зоны ТО, ТР и на парковку автомобиля осуществлять только при работе на бензиновой или дизельной системе питания.
Особые условия: дежурный механик обязан фиксировать все случаи возврата автомобилей на АТП с внешними повреждениями, заносить в журнал и составлять акт на наличие повреждений.
Задание 2. Изучить операции первого технического обслуживания.
Для автомобилей КАМАЗ TO-l производится через 4000 км пробега (для 1 категории эксплуатации), трудоемкость 3,6 чел.-ч. В АТП с численностью подвижного состава более 100 единиц рекомендуется ТО-l выполнять на трех специализированных постах поточным методом.
Пост 1 - контрольно-крепежные работы:
- проверить состояние платформы, кабины, исправность механизмов двери, действие стеклоочистителей;
- проверить крепление поворотных рычагов и шарнирных соединений продольной и поперечной рулевых тяг. Повышенный зазор в шарнирных соединениях рулевых тяг определяют визуально или на ощупь по относительному перемещению сопряженных деталей, возникающему от вращения рулевого колеса в противоположные направления с усилием 50 ... 60 Н, что осуществляет оператор, сидящий в кабине. Взаимные перемещения должны быть незначительными;
- проверить затяжку гаек стремянок рессор;
- подтянуть гайки крепления фланцев приемных труб глушителя, болтов фланцев карданных валов, крепления коробки перемены передач;
- проверить крепление опоры и затяжку сальникового уплотнения подвижного шлицевого соединения;
- проверить крепление картера рулевого механизма к раме и сошке, затяжку гаек колес, состояние шин и давления воздуха в них;
- подтянуть гайки крепления водяного насоса, генератора, стартера, топливного насоса высокого давления (карбюратора), приводы дроссельных и воздушных заслонок должны работать без заеданий;
- очистить наружную поверхность свечей и крышку распределителя ветошью, смоченной в чистом бензине:
- прочистить вентиляционные отверстия АКБ и проверить уровень электролита (на 10 - 15 мм выше сепараторных пластин);
- проверить уровень тормозной жидкости в главном тормозном цилиндре и наличие воды в бачке устройства для обмыва ветрового стекла;
- проверить и при необходимости закрепить двигатель на раме.
Пост 2 - регулировочные работы:
- проверить состояние и натяжение ремней вентилятора и генератора (прогиб ремня должен составлять 10 - 20 мм при нажатии большим пальцем руки на ремень в средней его части с нормируемым усилием 40 - 80 Н);
- проверить свободный ход педали сцепления при помощи линейки. Увеличенный ход педали сцепления может вызвать неполное разъединение вала двигателя с первичным валом коробки перемены передач, что затрудняет их переключение и интенсивно изнашивает ведомый диск сцепления. Наоборот, малый свободный ход не обеспечивает надежного включения сцепления, что приводит к пробуксовке дисков и быстрому их изнашиванию;
- проверить техническое состояние стояночного и рабочего (ножного) тормоза, с помощью линейки определить свободный и рабочий ход педали рабочего тормоза. При необходимости отрегулировать тормоза;
- проверить зазоры в шкворневом соединении поворотных кулаков прибором НИИАТ -1 (радиальный зазор - не более 0,75 мм, осевой 1,5 мм) или визуально, покачивая вывешенное колесо руками в вертикальной плоскости;
- проверить на слух работу клапанного механизма и при необходимости отрегулировать зазоры между клапанами и коромыслами.
Пост 3 - смазочные и заправочные работы:
- довести уровень масла в картере двигателя до нормы;
- смазать валик педалей сцепления и тормоза;
- смазать шарниры рулевых тяг и шкворни поворотных кулаков через пресс- масленки до появления свежей смазки из соединения;
- смазать подшипник промежуточной опоры через пресс-масленку до появления свежей смазки из контрольного отверстия;
- проверить и довести до контрольной пробки уровень масла в картерах ведущих мостов, а также в картере коробки передач;
- проверить и довести до нормы уровень тормозной жидкости "ТОМЬ", "Роса") в главном цилиндре;
- слить топливо из фильтра-отстойника.
Как правило, в зонах ТО-1 и ТО-2 на конкретных постах для исполнителей даются технологические карты соответствующих обслуживаний. Для ТО-1 автомобилей КамАЗ-5320 технологическая карта представлена в табл.1.1.
Таблица 1.1
Технологическая карта операций ТО-1 автомобиля КамАЗ-5320
Содержание работ и методика их проведения
| Технические требования
| Приборы, инструмент, приспособления и материалы, необходимые для проведения работ.
| Вымыть автомобиль и провести уборку кабины и платформы.
| Особо тщательно вымойте: фары, подфарники, задние фонари, стекла кабины, номерные знаки, тормозные камеры с регулировочными рычагами, прижимы с гайками крепления колес, вентили шин, шкворневые узлы, рулевые тяги, предохранитель от замерзания. На нижних частях крыльев, подножках, рессорах, мостах, брызговиках, крышке гнезда аккумуляторной батареи не должно быть грязи, снега и льда. Очистите полы платформы и кабины. Протрите сиденья, контрольные приборы и стекла в кабине.
| Установка для мойки автомобилей щеточно-струйная или моечная шланговая, лопата, метла, ветошь.
| Выполнить работы, предусмотренные ежедневным техническим обслуживанием.
| Внешним осмотром и по показаниям штатных приборов, проверьте исправность тормозной системы. Устраните неисправности.
|
| Отвертка 8мм, ключи 10*13, 17*19, 22*24, плоскогубцы.
| Закрепите гайки крепления колес.
| Затяжку проводите равномерно через одну гайку в два-три приема усилием 25-30кгс۰м.
| Сменная головка 27мм, динамометрический ключ.
| Отрегулировать ход штоков тормозных камер.
| Ход штоков должен быть не более 40 мм.
| Ключ 10*12, линейка.
| Слить отстой из фильтров грубой и тонкой очистки топлива.
| Слить из фильтра 0,1 л топлива.
| Ключ 10*12.
| При температуре ниже +5°С заменить спирт в предохранителе от замерзания.
| Залейте спирт через заливное отверстие, поднимите тягу предохранителя вверх.
| Ключи 17*19, 22*24, сосуд, воронка.
| Довести до нормы:
| -давление в шинах;
| Давление в шинах: - для передних колес-7,3кгс/см²; - для задних колес - 4,3-5,3кгс/см².
| Шланг для накачивания шин, манометр.
| -уровень масла в бачке насоса гидроусилителя рулевого управления;
| Проверять при работающем на холостых оборотах двигателе.
| Кружка, воронка с двойной сеткой, сосуд для масла, ветошь.
| -уровень электролита в аккумуляторных батареях.
| Уровень электролита должен быть на 15-20 мм выше предохранительных щитков.
| Мерная стеклянная трубка, кружка, резиновая груша, резиновые кислотостойкие перчатки, стеклянная воронка.
| Произведите смазку автомобиля в соответствии с химмотологической картой.
|
| Солидолонагнетатель или ручной шприц.
|
Задание 3. Изучить операции второго и сезонного технических обслуживаний.
Работы по ТО-2 выполняются на специализированном посту с использованием осмотровой канавы или подъёмника. Осенью и весной ТО-2 обычно совмещают с сезонным обслуживанием, поэтому технологическая карта (табл.1.2) содержит оба вида технических воздействий.
Далее представлена химмотологическая карта точек смазки транспортного средства (табл.1.3).
Таблица 1.2
Технологическая карта операций ТО-2 автомобиля КамАЗ-5320
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|