Сделай Сам Свою Работу на 5

Практические занятия №9-10





СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Практическое задание 1, 2

Тема: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе

 

Цель: познакомить с содержанием УУД и способами их реализации при организации изучения «Окружающего мира».

 

Вопросы для обсуждения на занятии

1.Познавательные УУД и их характеристика

2.Формирование познавательных УУД на уроках «Окружающего мира»

3.Способы контроля за развитием логических УУД

4.Коммуникативные УУД и их характеристика

5.Формирование коммуникативных УУД при изучении «Окружающего мира»

6.Критерии оценивания коммуникативных универсальных действий. Методики: «Кто прав?», «Рукавички».

7. Регулятивные УУД и их характеристика.

8.Способы формирования регулятивных УУД на уроках «Окружающего мира».

9.Уровни сформированности целеполагания, контроля, оценки.

 

Задания для самостоятельной работы

1.Изучите группы УУД, описанные в пособии «Как проектировать УУД в начальной школе».

2.Разделитесь на группы и представьте уроки по «Окружающему миру», на которых развитие УУД. Покажите вариативность подходов.



3.Напишите в письменном виде отчет (по группам) о формировании на уроках «Окружающего мира» коммуникативных УУД, познавательных УУД и регулятивных УУД.

4.Создайте презентацию по своей группе УУД и выступите с сообщением в пределах 15 мин. На занятии.

Литература:

1.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе – М.:Просвещение», 2008. 152с.

2.Вахрушев А.А. и др. Окружающий мир. 1кл. М.: Баласс, 2011. 318с.

3.Учебники по «Окружающему миру» разных авторов.

 

Практическое занятие 3

Тема: Анализ вариативных УМК.

Цель: Сформировать представление об общих подходах к организации изучения «Окружающего мира» при реализации любого из вариативных УМК.

 

Вопросы для обсуждения на занятии:

1.Анализ «Примерной программы по «Окружающему миру» (ФГОС второго поколения). Выделить общие особенности, которые необходимо учесть при составлении рабочей программы по предмету «Окружающий мир».

2.Учебник как вербальное средство обучения. Его структура. Сравнительный анализ учебников из вариативных УМК.



3.Методика работы с учебником на уроке и во внеурочное время. Вариативность этой работы.

Задания для самостоятельной работы

1.Изучить «Примерные программы по ФГОС второго поколения «. Установите соответствие между примерными программами и авторскими рабочими программами по предмету «Окружающий мир». Зафиксируйте это в письменном виде.

2.Сделайте сравнительный анализ вариативных учебников по «Окружающему миру». При этом особое внимание обратите на основные тексты и аппарат организации усвоения.

При анализе основных текстов обратите внимание на:

- объем текстов по классам;

- научность их содержания;

- наличие текстов в учебниках для 1 кл.;

- возможность вариативной работы с ними.

3.Составьте тексты для уроков в первом классе (не менее пяти) и обоснуйте требования к их составлению.

4.Составьте фрагменты уроков с вариантами работы с текстами (не менее 10 разных вариантов) по любым учебникам.

5.Приведите примеры работы с текстами из публикации в журналах «Начальная школа» и «Начальная школа плюс До и После».

6.Составьте список использованной вами литературы при подготовке к этому занятию.

 

Литература.

1.Примерные программы начального общего образования. – М.: Просвещение, 2008 (и последующие годы), с.182-251.

2.Рабочие программы по «Окружающему миру» /Сост. Чеботарева; Волгоград, 2013.

3.Учебники по «Окружающему миру» (Н.Ф.Виноградовой, А.А.Плешакова, А.А.Вахрушева, О.Т.Поглазовой, Н.Я.Дмитриевой и др.

 

Практическое занятие 4,5.

Тема: Способы развития наблюдательности при организации изучения «Окружающего мира».



Цель: сформировать представление о необходимости развития у учащихся наблюдательности как важнейшей компетенции при организации изучения «Окружающего мира».

Вопросы для обсуждения на занятии:

1.Что должен делать учитель, чтобы реализовать, обозначенную в пояснительной записке к примерным программам, задачу: «центральным новообразованием должно стать преобразование восприятия в наблюдение».

2.Развитие наблюдательности на уроках по «Окружающему миру». Какие средства необходимы для этого, их вариативность.

3.Пути развития наблюдательности при организации внеурочной работы:

3.1.Организация подготовительной работы к урокам;

3.2.Дневники наблюдений, их структура, методика организации работы с ними;

3.3.Календарь природы, его структура, методика организации работы с ним;

3.4.Циклические наблюдения, их содержание, методика организации;

3.5.Организация экспериментальной исследовательской деятельности.

4.Контроль за развитием наблюдательности. Диагностические задания.


Задания для самостоятельной работы.

1.Изучите восприятие как психический процесс, его свойства.

2.Сделайте анализ вариативных учебников и рабочих тетрадей к ним с целью выяснения их возможностей для развития наблюдательности у младших школьников.

Выделите задания, которые, на ваш взгляд, может использовать учитель при реализации любого комплекта учебников.

3.Составьте задания, которые можно поместить в дневники наблюдений (или в рабочие тетради). Количество заданий примерно для 10 страничек дневника наблюдений (по 2 стр.на сезон года).

4.Сделайте в формате А4 несколько вариантов настенных календарей природы.

5.Продумайте темы экспериментальных заданий для учащихся разных классов.

6.Составьте список использованной вами литературы, при подготовке к этому занятию.

Литература:

1.Зверева М.В. Изучение результативности обучения в начальных классах (система Л.В.Занкова).- М., 2001.с.36-57.

2.Евстифеева Н.А.Минутка календаря // Нач.школа., 2008, №5, с.76-77.

 

Практическое занятие 6.

Тема: Развитие логических УУД средствами предмета «Окружающий мир».

Цель: сформировать представление о возможностях предмета «Окружающий мир» для развития логических УУД и формирования понятий.

Вопросы для обсуждения на занятии:

1.Характеристика мышления младших школьников.

2.Сравнительная характеристика эмпирического и теоретического мышления.

3.Понятие. Определение. Виды.

4.Индуктивный и дедуктивный путь формирования понятий.

5.Методика формирования понятий на уроках «Окружающего мира».

6.Логические УУД, их характеристика.

7.Контроль за развитием логического мышления. Диагностические задания.

 

Задания для самостоятельной работы.

1.Изучите по учебникам психологии теорию вопроса.

2.Познакомьтесь с работами В.В.Давыдова, Н.Ф.Талызиной, посвященных обозначенной проблеме. Составьте аннотированный список изученных вами работ.

3.Составьте характеристику логическим УУД. Приведите примеры из учебников разных авторов, подтверждающих возможности их формирования на уроках «Окружающего мира».

4.Изучите пути формирования понятий: индуктивный и дедуктивный. Приведите обоснования выбранного пути. Приведите конкретные примеры.

5.Составьте фрагменты уроков, на которых вы будете формировать понятия: «Насекомые», «Хвойные растения», «Дикие животные», «Природная зона».

Литература.

1.Новолодская Е.Г. Система природоведческих понятий в начальной школе //Нач.шк., №1, 2006, с.49-55.

2.Горбаткина И.М.Классификация растений и животных в курсе начального естествознания //Нач.шк., №4, 2001, с.103-104.

3.Морозова Е.Е. Систематизация знаний младших школьников о сезонных явлениях в неживой природе // Нач.шк., №7, 2001, с.71-75.

Занятие 7-8

Темы: Продуктивные методы, их характеристика и реализация на уроках "Окружающего мира"

Цель: научить использовать на уроках методы, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся.

Вопросы для обсуждения на занятии

1.Виды классификаций методов по разным основаниям.

2.Самостоятельная работа учащихся, ее признаки, виды, методика организации. Результативность самостоятельной работы.

3.Исследовательский метод и его характеристика. Примеры его реализации на уроках и во внеурочное время.

4. Проблемно-поисковые методы. Что к ним относится.

5.Группа практических методов и их характеристика.

6.Игровые методы и приемы; необходимость их использования в первом классе.

Задания для самостоятельной работы

1.Изучите разные виды классификаций методов. Объясните, почему нет единой классификации?.

2.Сделайте подборку уроков, на которых вы будете использовать разные методы: практические, дидактические игры, исследовательский, самостоятельную работу.

3.Выберите из книги "Развитие исследовательских умений младших школьников" один из представленных там уроков и дайте письменный анализ тех исследований, которые авторы предлагают проводить при изучении обозначенной темы.

4.Опишите методические особенности обучения учащихся проведению исследований.

5.Разработайте фрагменты предметных уроков с проведением практической работы по следующим темам: "Снег и лед", "Развитие растений из семени", "Песок и глина".

6.Проанализируйте статью Обуховой Е.А. "Изучение окружающего мира средствами субъективизации" (Нач.школа, №11, 2007,с.45-48) и выскажите собственное суждение о предлагаемой автором методике проведения уроков "Окружающего мира".


Литература:

1.Шумакова Н.Б. (ред.) Развитие исследовательских умений младших школьников. - М., 2011, 156с.

2.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - М.: Изд-во "Учебная лиитература", 2005, 79с.

3.Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Все вместе. Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству. - М., 2004, 77с.

4.Господникова М.К. и др. Проектная деятельность в начальной школе. - Волгоград, 2012, 132с.

5.Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиций компетентностного подхода //Нач.школа плюс До и после, №1,2,3,2010.

6.Гайсина Р.С. Моделируя - познаем окружающий мир //Начальная школа, №(, 2006,с.67-71.

7.Тимофеева Л.Л. Когда хочется учиться. Предмет "Окружающий мир" //Нач.школа, №10, 2007,с.41-47.

8.Кропочева Т.Б. Исследовательские экскурсии в начальной школе //Нач.школа, 2007, №11, с.48-53.

9.Бизяева Н.В. Информационно-компьютерные технологии на уроке окружающего мира //Нач.школа, №2, 2009, с.48-50.

10.Смирнова М.С. Работа с картографическими текстами на уроках предмета "Окружающий мир" // Нач.школа, №1, 2010, с.64-68.

11.Архипова Ю.И. Учебное исследование -средство познания окружающего мира //Нач.школа, 2010, №7, с.110-114.

12.Жарова Л.В. Классификация учебных умений школьников /Л.В.Жарова. - И., 2005.


 

Практические занятия №9-10

Тема: "Модель современного урока по "Окружающему миру"

Цель: научить учителей начальных классов моделировать современный урок, независимо от УМК, по которому они работают.

Вопросы для обсуждения на занятии

1.Цели современного урока. Как взаимосвязаны цели урока и три группы планируемых результатов: предметные, метапредметные, личностные?

2.Отбор содержания к уроку. Как при отборе содержания реализовать принцип минимакса?

3.Актуализация знаний. Что должно входить в содержание этого элемента урока? Приведите примеры, показав при этом вариативность подходов.

4.Постановка проблемы или учебной задачи. Варианты постановки. Привести примеры.

5.Организация учащихся на этапе изучения новой темы:

- фронтальная работа;

- индивидуальная работа;

- работа в парах (постоянного и сменного состава);

- организация группой работы.

6.Оценка достижения планируемых резулдьтатов. Контроль за знаниями и его вариативность.

7.Технологическая карта урока. Способ ее составления.


Задания для самостоятельной работы

1.Изучите документы и методические рекомендации по вопросам реализации ФГОС второго поколения. При этом обратите внимание на пособия, рекомендуемые в списе литературы.

2.Напишите конспекты уроков по "Окружающему миру"на темы: "Что такое хвоинки" (1 класс), "Природные зоны" (4 класс).

Дайте комментарий, позволяющий убедить коллег в том, что эти уроки соответствуют требованиям, предъявляемым к развивающим урокам.

3.Запишите один из своих уроков на диск для последующей работы с ним на занятии.

4.Посмотрите видеоуроки на темы: "Живые обитатели Земли", "Хвойные растения", "Водоем". Разбейтесь на 3 группы и веберите себе один из уроков, сделайте его анализ и предложите свой вариант его построения с точки зрения реализации ФГОС второго поколения.

Литература:

1.Глаголева Ю.И. и др. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 1 класс. - М., Просвещение, 2012, 147с.

2.Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. - Волгоград, изд-во "Учитель". 99с.

3. Сирнова И.Г. Окружающий мир 1 класс. Рабочая программа по учебнику А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой. - Волгоград, 2011, с.53.

4.Чеботарева Т.Н. Окружающий мир 2 класс. Рабочая программа по учебнику А.А.Плешакова. -Волгоград, 2013, 47.

5.Мошнина Р.Ш. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Окружающий мир. 1 класс. - М.: Просвещение, 2012, 109с.

6.Вахрушев А.А. и др. Окружающий мир. 1 класс. - М.: Баласс, 2011. 317с.

7.Вахрушев А.А. и др. Окружающий мир. 2 класс. - М.: Баласс, 2011, 412с.

8.Вахрушев А.А, Родышна О.А. Окружающий мир. 3 класс. - М., Баласс, 2011, 235с.

9.Родышна О.А. и др. Окружающий мир. 4 класс. - М., Баласс, 2012, 240с.

10.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. - М.: Просвещение, 2008 и последующие годы. 152с.

11.Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. М.: Просвещение, 2011, с.3-73 (ч.2).

12.Мельнеикова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками. - М., 2002, 167с.

13.Поташник М.М. Требования к современному уроку. - М., 2008, 271с.

14.Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М., 2003, 335с.

15.Поташник М.М. Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок. Современная технология. - М., 2008, с.143.

16.Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. - М., 2007, 96с.

17.Амбражевич Я.Е. Сообщения учащихся на уроках по предмету "Окружающий мир" //Нач.школа, №1, 2011, с.89-93.

18.Клименко О.Н. Групповая работа на уроках "Окружающего мира" //Нач.школа, №7, 2011, с.53-57.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.