Сделай Сам Свою Работу на 5

Кого учить? Чему учить? Как учить?





Ответы на вопрос кого учить? позволяют определить конкретный результат обучения.

Содержание обучения определяется при ответе на вопрос чему учить?

Средства, формы, методы обучения, вся технология обучения определяются при ответе на вопрос как учить?

Сам термин «дидактика» в научный оборот ввел немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635), назвавший свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики или искусство обучения Ратихия».

Теоретическую дидактику как систему научных знаний впервые достаточно полно разработал Я.А. Коменский, дав последовательное изложение принципов и правил обучения детей. В «Великой дидактике» (1657) Коменский рассмотрел важнейшие вопросы теории обучения: содержание образования, дидактические принципы (наглядности, последовательности и др.), организацию классно-урочной системы обучения и т.д.

Вклад в развитие дидактики внесли Ж.Ж. Руссо, И.Ф. Гербарт, Г. Спенсер, Ф.А.В. Дистервег, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Дж. Дьюи, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.П. Пинкевич и др.

Дидактические исследования в советский период активно проводили М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Л.В. Занков, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин, И.Т. Огородников, Н.М. Шахмаев, Г. И. Щукина и многие другие.



 

2. В педагогической литературе встречаются такие понятия как «обучение», «процесс обучения», «учебный процесс», «учебно-воспитательный процесс» и «педагогический процесс». Мы будем рассматривать как базовое понятие «обучение».

Обучение - это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения, нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Действительно, чтобы обеспечить человеку хорошее образование нужно правильно организовать процесс обучения. Обучение должно быть направлено на усвоение содержания образования, т.е. на овладение знаниями, умениями, навыками, опытом творческой деятельности и отношений. Для успеха обучения необходимо, чтобы учителем и учеником было установлено содержание образования. В ходе обучения учитель, преподаватель осуществляет деятельность, обозначаемую понятием «преподавание», а обучаемый включен в деятельность, обозначаемую понятием «учение». Именно в процессе деятельности происходит развитие человека. Поэтому в задачу учителя входит организация познавательной деятельности учащихся. Но деятельность может быть активной и пассивной. Активность в обучении позволяет быстрее и успешнее усваивать социальный опыт, определяемый содержанием образования, развивает способности, а познавательная деятельность обеспечивает интеллектуальное развитие человека. Если посмотреть глубже, то источником человеческой активности могут служить потребности и мотивы. Более доступный способ активизации познавательной деятельности учащихся - это стимулирование учебно-познавательной активности, что и является второй задачей, которую необходимо решать учителю.



Если педагогу не удается возбудить активность учащихся, если он не стимулирую их учение, то никакого обучения не происходит, а учащийся лишь формально отсиживает на занятиях.

Таким образом, в современном понимании для обучения характерны следующие признаки: 1) двусторонний характер; 2) совместная деятельность учителя и учащихся; 3) руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся со стороны учителя; 4) специальная планомерная организация и управление деятельностью учащихся учителем; 5) целостность и единство деятельности учителя и учащихся; 6) соответствие обучения закономерностям возрастного развития учащихся; 7) управление развитием воспитанием учащихся.



 

3. Структура процесса обучения представлена следующими основными компонентами:

- целевой компонент включает цели и задачи;

- содержательный компонент определяет всю совокупность подлежащих усвоению знаний, умений, навыков, способов деятельности и отношений;

- процессуальный комитент характеризует средства, формы, методы и приемы, направленные на реализацию целей и задач и усвоение содержания образования;

- результативный компонент - достигнутые результаты и степень эффективности всего процесса обучения.

 

4. Дидактика выделяет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную.

Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен на усвоение учащимися социального опыта, т.е. знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности.

Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, законов, теорий. Усвоенные знания характеризуются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью. Это значит, что в процессе обучения ученики получают сведения по основам наук и видам деятельности, представленные в системе, и при условии, если учащиеся осознают свои знания, то они смогут ими оперировать, т.е. применять их в учебных и практических ситуациях.

Дидактика считает, что знания обнаруживаются в умениях ученика, следовательно, образование это не только формирование теоретических знаний, но и развитие умений использовать эти знания.

Умение - это «знание в действии»; овладение способами применения усвоенных знаний на практике.

Некоторые умения необходимо доводить до уровня навыка. Навыки - это умения, доведенные до автоматизма, высокая степень их совершенства.

Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний, умений, навыков, способов деятельности и отношений происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, двигательной сферы, эмоций, воли, потребностей и др. Учеными установлено, что обучение выступает как источник развития. Так, Л.С. Выготский утверждает: обучение ведет за собой развитие. Содержание образования и учение как вид деятельности приводят к количественным и качественным изменениям, т.е. развитию обучаемого.

Таким образом, всякое обучение ведет к развитию. Но обучение носит развивающий характер, если специально направлено на цели развития личности, что должно находить реализацию в отборе содержания образования, а также в дидактической организации учебного процесса.

Воспитательная функция обучения состоит в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, формируются потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.

Воспитывающим фактором обучения является, прежде всего, содержание образования. Конечно же, воспитательный потенциал предметов разный: у гуманитарных и эстетических дисциплин он выше, а содержание естественнонаучного цикла наряду с гуманитарными предметами способствует формированию мировоззрения, единой картины мира в сознании учащихся, выработке на этой основе взглядов на жизнь и деятельность.

Воспитательное воздействие на формирование учащихся оказывают характер общения между преподавателями и обучаемыми, психологический климат класса, группы, стиль руководства, система методов преподавания и учения и т.д.

Следовательно, чтобы реализовать воспитательную функцию обучения, преподаватель должен: анализировать и отбирать учебный материал с точки зрения его воспитательного потенциала; строить процесс обучения и общения так, чтобы стимулировать личностное восприятие учебной информации учениками, вызывать их активное оценочное отношение к изучаемому материалу; формировать их интересы, потребности, гуманистическую направленность.

Следует напомнить, что воспитание учащихся не обеспечивается только учебным заведением, что и предопределяет, во - многом, результаты воспитания.

Подчеркнем, что все три функции выступают в органическом единстве: в процессе обучения решаются задачи воспитания и развития, воспитание объективно способствует образованию и развитию; развитие создает благоприятные предпосылки для обучения и воспитания.

 

5. Принцип (от лат. principium - основа, первоначало), следовательно, принцип - это исходное положение теории, учения. Определение общих норм организации обучения является предметом исследования многих педагогов и дидактов на протяжении многих лет. Но, тем не менее, и на сегодняшний день она не получила своего окончательного решения. Это приводит к тому, что в теоретических разработках встречаются различные формулировки принципов, их количество и содержание также не идентично. Определим понятие «принципы обучения».

Принципы обучения - этоосновные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями и задачами.

Следовательно, принципы обучения это практические указания по осуществлению обучения. Исследования показали, что принципы обучения исторически конкретны и отражают насущные общественные потребности. Поэтому с развитием общества изменяются и принципы обучения: одни утрачивают свое значение и исчезают, другие появляются, отражая новые требования общества к обучению.

Анализ многочисленных попыток исследователей разработать систему дидактических принципов позволяет выделить в качестве основополагающих и общепризнанных следующие принципы:

- научности;

- систематичности и последовательности;

- наглядности;

- прочности;

- сознательности и активности;

- доступности;

- связи теории с практикой.

Эти принципы обучения проверены многолетней практикой, учитывают особенности массовой школы.

В истории обучения встречались и другие образовательные системы, которые следовали другим принципам. Так, например, Я.А. Коменский ввел принцип природосообразности; Ф.А. Дистервег придавал особое значение принципу наглядности; К.Д. Ушинский предложил принципы народности, самодеятельности учащихся, своевременности обучения и т.д.

В советский период обучение выстраивалось с учетом принципа идейной направленности, коммунистического воспитания и всестороннего развития в процессе обучения.

В современной дидактике Л.В. Занков сформулировал такие принципы как: обучение на высоком уровне трудности, быстрого темпа обучения, преобладающего значения в обучении теоретического знания; осознание учащимися процесса овладения знаниями и владение приемами учения.

Известны и другие принципы: принцип связи обучения с жизнью, принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы; принцип творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли педагога; принцип воспитывающего и развивающего обучения; принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся; принцип положительного эмоционального фона обучения; принцип проблемности обучения и другие.

Подвижность системы принципов обучения вполне естественный процесс, поэтому вполне справедливо замечание Ю.К. Бабанского о том, что «...дидактические принципы не являются раз и навсегда установленными догмами, они синтезируют в себе достижения современной дидактики и обновляются под их влиянием».

 

6. Дадим определение понятиям «закон» и «закономерность».

Закон - это связь, зависимость явлений, необходимое и устойчивое отношение между ними.

Закономерность - это соответствие законам.

Следовательно, закономерности обучения - это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными компонентами, частями процесса обучения.

Выявленные связи, зависимости носят вероятностно-статистический характер: одни из них действуют всегда, другие проявляются как тенденция.

Законы и закономерности это результат познания процесса обучения. Отметим, что единогласия в определении совокупности законов и закономерностей в дидактике не существует, поэтому перечислим лишь те из них, которые выделяют многие исследователи (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.).

I. Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения.

II. Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности обучаемых.

III. Закон целостности и единства педагогического (учебно-воспитательного) процесса.

IV. Закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и групповой организации учебной деятельности.

Среди основных общих закономерностей выделим следующие: закономерности цели обучения, закономерности содержания обучения, закономерности качества обучения, закономерности методов обучения, закономерности управления обучением, закономерности стимулирования обучения.

Так, например, закономерности качества обучения могут быть сформулированы в следующем конкретном виде:

1) Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов.

2) Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от объема и характера изучаемого материала.

3) Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от организационно-педагогического воздействия педагогов.

4) Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от обучаемости учащихся.

5) Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от замены обучения.

Подчеркнем еще раз, что задачи дидактики - устанавливать законы и закономерности обучения и, давая знание об этом педагогу, делать процесс обучения для него более сознательным, управляемым и эффективным. Дидактические закономерности и законы касаются главным образом связей между учителем, учеником и изучаемым материалом.

Таким образом, знание дидактических законов и закономерностей о том, как протекает процесс обучения, позволяет выстраивать его оптимально в каждом конкретном случае.

 

7. Дидактические исследования можно разделить на фундаментальные, цель которых выявить закономерности и тенденции развития дидактики, способы ее связи с практикой обучения, и прикладные, которые решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные с содержанием образования, методами обучения, подготовкой учителей и т.п.

Перед дидактикой стоят сегодня многочисленные нерешенные задачи. К ним относятся: проблемы повышения эффективности дидактических исследований, совершенствование понятийно - терминологической системы дидактики, проблемы дидактического прогнозирования, дальнейшего развития и углубления содержания образования, поиск критериев отбора содержания образования, методов и новых организационных форм обучения, поиск эффективных способов повышения образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения, разработка объективных, доступных учителю критериев и способов оценки эффективности процесса и результатов обучения, построение системы непрерывного образования, проблемы самообучения и многие другие.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.