Сделай Сам Свою Работу на 5

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Теория межполушарного взаимодействия —система нейропсихо-логических взглядов о закономерностях, механизмах, способах, этапах и формах протекания и отреагирования многогранных эндо- и экзогенных энергоинформационных коммуникаций человека.

«В двух полушариях нашего мозга информация перерабатывается по-разному. Это одно из самых интересных открытий современной науки. Присяжные заседатели еще не вышли из совещательной комнаты — обсуждение продолжается. Между тем распространилось мнение, будто правое полушарие "эмоциональное", а левое "рассудочное"... Против такого представления необходимо читателей предостеречь», и не только против такого, продолжим мы эту изящную цитату из Ф. Тернера и Е. Поппеля. Открытия, сделанные в области изучения функциональной асимметрии мозга, действительно ошеломляют и приводят иногда к невообразимым выводам и мифам.


Глава 2. Базовые понятия нейропсихологии 103

Это неудивительно, потому что понять себя — главное, что интересует человека, а загадки «двуликой» работы мозга доводят этот вопрос до степени интриги. Начало этой драмы датируется 1861 г., когда М. Дакс (хотя принято отдавать пальму первенства великому П. Бро-ка) сделал доклад о высокой корреляции нарушений речи и поражений левой гемисферы мозга. В пятидесятых годах прошлого века Дж. Боген, М. Газзанига, Р. Сперри открыли «расщепленный мозг» — событие, единодушно расцениваемое как одно из самых уникальных в истории человечества. Сегодня накал страстей ничуть не снизился.

Один из первооткрывателей «расщепленного мозга» — Дж. Боген, назвал свою идеологию «неовиганизмом», подчеркнув, таким образом, преемственность идеи о том, что полушария человеческого мозга отражают двойственность человеческой психики. Строго говоря, именно трактат психиатра А. Вигана (1844) «О природе двойственности мозга» можно считать началом теоретических размышлений в области межполушарного обеспечения психической деятельности человека. Парная работа полушарий мозга не рассматривалась им как проблема функциональной асимметрии — каждое из полушарий считалось полноценным и самодостаточным, обладающим собственным сознанием. Соответственно для успешной жизнедеятельности человека нужна синхронность, а рассогласованность парной работы приводит к помешательству. Для того времени эти воззрения были более чем неожиданными, и понадобилось полтора столетия, чтобы они на совершенно новом уровне осмысления заняли главенствующую позицию в науках о человеке.



Функциональная асимметрия мозга и межполушарные взаимодействия в процессе осуществления любой психической деятельности являются одной из важнейших характеристик человека как вида, эволюционным новообразованием, не уступающим по своей важности пря-мохождению, мануальной деятельности, речи и сознанию. Собственно, последние и стали неотъемлемыми человеческими качествами, отобранными эволюцией, именно благодаря стагнированной таким, асимметричным, образом нейробиологической базе. Она, с одной стороны, обеспечивает человеческой психике устойчивость, упорядоченность, дифференцированность, а с другой — предполагает наличие степеней свободы для создания новых интеграции.

Поскольку в отличие от теории III ФБМ концепция парной работы полушарий мозга и функциональной асимметрии освещена подробно и разносторонне в многочисленной литературе (в том числе — в предлагаемой в этом издании), мы не будем останавливаться на ней подробно. Тем более что в главе, посвященной нейропсихологии дет-


104 Введение в нейропсихологию детского возраста

ского возраста, особый акцент будет сделан именно на формировании в онтогенезе межполушарных взаимодействий. Однако обозначим все же ряд понятий, которые являются центральными в данной парадигме. Это необходимо в связи с тем, что нет сегодня, пожалуй, направления в науках о поведении человека, которое не обращалось бы при обсуждении своих вопросов к анализу межполушарного обеспечения психических функций. При этом базовые понятия подчас используются и трактуются излишне расширительно или, наоборот, прагматически, а иногда и вольно.

Итак, понятие «межполушарное взаимодействие» включает в себя представления:

— о доминантности полушарий мозга; употребление этого терми
на еще с 50-х гг. прошлого века было признано грамотным
только в контексте непременного упоминания: «...по отноше
нию к какому фактору, в каких условиях, в каком возрасте, в
каком социокультурном обрамлении»;

— о функциональной асимметрии мозга, имеющей нейробиологи-
ческие, психофизиологические и психические (фило- и онто
генетические) аспекты; о специализации левого и правого по
лушарий мозга в процессе обеспечения любой психической
функции и, более глобально, целостных стратегий поведения;

— о парной работе левого и правого полушарий мозга, способах
и этапах специфического участия каждого из них в актуализа
ции различных параметров, аспектов психической деятельно
сти в целом и конкретной психической функции или процесса
в частности;

— о системе и функциях комиссуральных связей, обеспечивающих
парную работу мозга актуально и на разных этапах онтогенеза.

Чтобы более наглядно представить обобщенные результаты проведенных исследований и теоретических обобщений, проиллюстрируем их с помощью нескольких таблиц, в которых нашли отражения обобщенные интегративные взгляды. При этом необходимо помнить, что каждая из этих таблиц постоянно пополняется все новыми фактами и не исключено, что именно сейчас в какой-то части света получены новые результаты, которые еще на один шаг приближают нас к пониманию природы «двойственности мозга».

Обратите внимание, насколько, по мере накопления новых данных, снижается категоричность дефиниций и характеристик функциональных талантов каждого из полушарий. Насколько они становятся многозначнее и все больше стремятся к отражению специфического


Таблица 1

Развитие идей о содержании основных межполушарных функциональных дихотомий

 

 

 

 

Автор Левое полушарие Правое полушарие
Джексон (1864—1876) Выражение Восприятие
Слухо-артикуляторное Ретино-окулярное
Доказывающее, планирующее Зрительно-образное
Творческое использование речи Автоматическое использование слов
Вейсенберг, Мак-Брайд(1935) Лингвистическое Визуальное и кинестетическое
Андерсон (1951) Сторож, хранитель Исполнитель
Хамфри, Зангвилл (1951) Символы, высказывания Зрительные образы, воображение
МакФи, Перси (1952) Воспитание и обучение по типу родства, связей Воспитание и обучение по типу корреляций между частями
Милнер(1958) Вербальное Невербальное, перцептуальное
Семмес, Тойбер (1960) Дискретное Диффузное
Зангвилл (1961) Символическое Зрительно-пространственное
Экаен, Ажуриа-жерра(1963) Лингвистическое Превербальное
Боген, Газзанига (1966) Вербальное Зрительно-пространственное
Леви-Агрести, Сперри(1968) Логическое, аналитическое Перцептуальное, синтетическое
Боген (1969) Планирующее, аналитический процессор отношений между дискретными понятиями Аналоговое описание мира, целостный синтетический процессор
Леви (1976) Располагает пространственную информацию во времени Располагает временную информацию в пространстве
Корсакова, Мос-ковичюте, Си-мерницкая (1978) Воспроизведение Произвольное, отсроченное воспроизведение Узнавание Непроизвольное, непосредственное воспроизведение
Доброхотова, Брагина(1977) Преимущественная подкор-ково-корковая связь с ба-зальными ядрами Преимущественная подкорко-во-корковая связь с гипоталамо диэнцифальными системами
Голдберг, Коста (1981) Унимодальная кодовая система Интермодальная кодовая система
Ротенберг(1995) Однозначный контекст Многозначный контекст

Таблица 2 Сводные данные об основных межполушарных дихотомиях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторы Левое полушарие Правое полушарие
а) по Бианки (1985) Индуктивная обработка Дедуктивная обработка
Восприятие абстрактных признаков Восприятие конкретных признаков
Последовательная (сукцессив-ная) обработка Одновременная (симультанная) обработка
Примат анализа Примат синтеза
Восприятие времени Восприятие пространства
б) по Грюссеру (1987) Устная речь, чтение, письмо, счет Метафорический смысл речи
Вербальное мышление Чувство юмора, эмоциональная окраска и просодия устной речи
Называние и классификация Пространственные представления и координаты, образование «гештальтов»
Метр прозы и поэзии, ритм музыки Звуковысотные отношения, тембр и гармония в музыке
Интерпретация мимики и жестов Распознавание мимики, жестов и лиц
Правая часть пространства Левая и правая части пространства
в) по Леушииой (1982) Лучше узнаются стимулы:
вербальные, знакомые, легко различимые невербальные, незнакомые, трудно различимые
Лучше выполняются задания на:
- оценку временных отношений; - установление сходства и идентичности стимулов по названиям; - вербальные (фонологические) коды - оценку пространственных отношений; - установление различий и физической идентичности стимулов; - образные (зрительно-пространственные) коды
Особенности процессов восприятия
Аналитическое Синтетическое («гештальтное»)
Последовательное (сукцессивное) Одновременное (симультанное)
Абстрактное, обобщенное, инвариантное Конкретное, вариативное

полушарного вклада в определенный единый процесс. Это еще одно доказательство инвариантного действия универсальных законов. Рассматриваем ли мы онтогенез человека или науки — нахождение раз-


Глава 2. Базовые понятия нейропсихологии 107

линий всегда проще, чем выведение обобщающего, интегративного определения.

Для сравнения рассмотрим еще несколько сводных таблиц, интегрирующих опыт, накопленный за рубежом и в нашей стране (Бало-нов, Деглин, 1976—1987; Брагина, Доброхотова, 1977—1997; Симер-ницкая, 1978, 1985; Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии... 1986; Хомская, 1987, 2003; Корсакова, Московичюте, 1988, 2003; Костандов, 1983, и др.). Они с разных позиций описывают специализацию мозговых полушарий в глобальном обеспечении психических функций: (таблица 2 — а и б) или их отдельных аспектов (таблица 2 — в).

Таким образом, обобщая приведенные примеры, можно сказать, что вопрос по поводу основных дихотомий полушарной специализации в основном сводится к понятиям: вербальное—невербальное, время—пространство, анализ—синтез, сукцессивное—симультанное, абстрактное—конкретное. И действительно, этот подход продуктивен как определенная исходная экспериментально-исследовательская предпосылка, позиция. Но что же происходит, лишь только мы сталкиваемся с необходимостью выяснить, как устанавливаются сходство и различия между трудно различимыми, но знакомыми вербальными стимулами .?Или, напротив, как вербалъно описываются последовательные, легко различимые, но незнакомые невербальные образы ? Для того чтобы отчетливее понять «межполушарный» смысл этих вопросов, можно найти в таблице соответствующие слова и соединить их мысленно линиями.

Очевидно, что каждый из этих вопросов требует того, чтобы были рассмотрены многоэтапные и многогранные взаимодействия между правым и левым мозговыми полушариями в процессе выполнения каждой из задач. А ведь каждая секунда реальной жизни человека ставит перед ним вопросы несравнимо более сложные, чем те, которые мы только что поставили и изобразили графически. Как же можно исследовать эти процессы? И возможно ли вообще получить все интересующие нас ответы? Ясно, что к получению исчерпывающей, окончательной информации мы можем лишь приближаться. Но основополагающим на этом пути является безусловное, аксиоматичное применение одного из основных законов нейропсихологии: все психические функции актуализируются благодаря функциональному взаимодействию правого и левого полушарий мозга, в ходе которого каждое привносит свой специфический вклад, «индивидуальный талант» в протекание любого этапа, уровня, формы, модальной и семантической организации и т.д.


108 Введение в нейропсихологию детского возраста

Завершив краткий обзор основных положений нейропсихологии, можно обратиться к обсуждению закономерностей и феноменологии нейропсихологии детского возраста. Столь подробное обсуждение представлений об общих проблемах мозговой организации психических процессов оправдано в контексте данной работы. Ведь должны иметься ориентиры, к которым стремится психический онтогенез, и одновременно точки отсчета, единицы анализа, каковыми в нейропсихологии являются знания, с одной стороны, о фукциональной роли различных мозговых структур, с другой — об онто- и актуалге-незе фактора как единицы психической деятельности, соотносимой с их работой.

Психический онтогенез, таким образом, можно рассматривать как созревание (натуральное и социокультурное), формирование и стабилизацию:

— отдельных психологических факторов;

— интра- и интерфакторных ансамблей, создающих частный
функциогенез;

— меж- и надфункциональных связей;

полушарных локусов контроля (специализации полушарий в от
ношении различных форм, уровней и способов взаимодей
ствия с внешней и внутренней информацией); ведущего по
руке и речи полушария и пространственно-временного фунда
мента
протекания психической деятельности в рамках парной
работы мозга',

— уровней саморегуляции, их иерархии и приоритетов в органи
зации (обеспечении) сбалансированного оптимума тонизиро
вания различных форм и уровней самоактуализации человека.

Вся эта схема буквально пронизана гетерохронией и асинхрони-ей как в целом, так и в каждом отдельном пункте. Перечисленные параметры имеют различные циклы развития (по длине, скорости, начальным точкам и пр.) и детерминированы как внутренними законами, так и спецификой социальных влияний, особенно системы воспитания и обучения. Некоторые могут начать развиваться, но, не получив надлежащего подкрепления извне, так и остаются в зачаточном состоянии. В совокупности своевременное поступательное формирование и закрепление перечисленных нейропсихологических аспектов и есть нормальный онтогенез. Обратимся теперь к детальному анализу нейропсихологических взглядов на проблемы развития. В том числе — к рассмотрению описанных в нейропсихологии детского возраста предиспозиций и условий, при которых происходят модификации и искажения, приводящие к отклоняющемуся развитию.


ГЛАВА 3 НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА: ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ

ГЛАВА 3

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА:



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.