Сделай Сам Свою Работу на 5

По разделу «Теория обучения. Педагогические технологии»





ПЕДАГОГИКА

Раздел «Теория обучения. Педагогические технологии»

 

Методические указания

к организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Владимир - 2009

УДК Печатается по решению

ББК Редакционно-издательского совета ВГГУ

 

 

Селивёрстова Е.Н., Даведьянова Н.С.Педагогика: Методические указания к организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по разделу «Теория обучения. Педагогические технологии». – Владимир: ВГГУ, 2009. - 39 с.

 

Методические указания адресованы студентам педагогических специальностей, изучающих дисциплину «Педагогика». Содержащиеся в них задания и методические рекомендации составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего педагогического образования.

 

Рецензент: Завражин С.А. – доктор педагогических наук, профессор

кафедры специальной педагогики ВГГУ

 

 

Ответственный за выпуск: Рогачёва Е.Ю. – доктор педагогических наук,

профессор кафедры педагогики ВГГУ

 

© ГОУ ВПО «Владимирский государственный

гуманитарный университет», 2009

© Селивёрстова Е.Н., Даведьянова Н.С., 2009



Пояснительная записка

 

Одной из основных задач современного педагогического образования является подготовка учителей нового типа, которые не только образованы в широком профессиональном смысле этого слова, но и способны мыслить творчески, самостоятельно наращивать свой опыт, постоянно совершенствовать свою профессиональную подготовленность, проявлять творчески созидательную инициативу.

В современном психолого-педагогическом знании место и роль самостоятельной работы определяется по-разному: как форма, в которой осуществляется познавательная деятельность (Л. И. Анцыферева, А.П. Владиславлев, А.В. Даринский, В.М. Розин и др.); как компонент системы образования (Н.И. Алексеев, Л. А. Майборода, М.К. Михеев, А.А.Семенов, В.Н. Гурченко и др.); как принцип, связывающий ступени образовательного процесса, интегрирующий учебную и практическую деятельность взрослого обучающегося в единое целое (С. Г. Вершловский, В. В. Горшкова, А. Л. Загорский, Е.И. Огарев, В.И Подобед, А. И. Субетто и др.); как стержень, обуславливающий целостность образования в его различных формах (С.Б. Орлов, Т.М. Симонова, В.В. Сериков и др.).



В данных методических указаниях самостоятельная работа студентов рассматривается как деятельность, представляющая собой целенаправленную совокупность субъектных действий студентов, осуществляемая под прямым или косвенным управлением преподавателя на основе использования средств сопровождения учебного процесса. Самостоятельная работа студентов имеет основную цель – обеспечить качество подготовки выпускаемых специалистов в соответствии с требованиями ГОС ВПО.

Предметно и содержательно самостоятельная работа студентов определяется образовательным стандартом высшего педагогического образования, учебно-методическим комплексом по разделу «Теория обучения. Педагогические технологии», содержанием соответствующих учебников, учебных пособий и методических руководств.

Соотношение времени, отводимого учебными планами по педагогическим специальностям на аудиторную и самостоятельную работу в ВГГУ, составляет 40% : 60%. Такое соотношение основывается на огромном дидактическом потенциале этого вида учебной деятельности студентов. Самостоятельная работа при изучении теории обучения и педагогических технологий способствует углублению и расширению знаний; формированию интереса к познавательной деятельности; овладению приемами процесса познания; развитию познавательных способностей. Именно поэтому она становится главным резервом повышения эффективности подготовки

Изучение курса «Теория обучения. Педагогические технологии» предполагает организацию самостоятельной работы студентов как в аудиторной, так и во внеаудиторной формах. Аудиторная самостоятельная работа требует наличие у студентов таких умений, как умение слушать и записывать лекции; критически оценивать выступления товарищей на семинаре, групповых занятиях, конференциях; продуманно и творчески строить свое выступление, доклад, рецензию и т.п.



Внеаудиторная самостоятельная работа предполагает наличие следующих умений: конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источникам информации; выполнение рефератов; подготовка к семинарам, конференциям, «круглым столам», дискуссиям; участие в проведении различных исследований и обработке их данных; анализ проблемных ситуаций по учебной или исследовательской теме; подготовка к деловым играм; выполнение курсовых, дипломных работ, подготовка к зачетам и экзаменам.

Возможные виды самостоятельной работы студентов:

· проработка дополнительных тем, не вошедших в лекционный материал, но обязательных согласно учебной программе дисциплины;

· подготовка к проблемным лекциям;

· проработка прослушанных лекционных материалов по конспекту лекций, учебникам и пособиям на основании вопросов, подготовленных преподавателем;

· подготовка к практическим и семинарским занятиям;

· подготовка к промежуточному, рубежному и итоговому контролю;

· подготовка научных докладов и творческих работ,

· выполнение рефератов и контрольных работ;

· выполнение курсовых проектов (работ) и подготовка к их защите;

· подготовка группового отчета или презентации, написание эссе и глоссария;

· выполнение индивидуальных заданий по выбору из предложенного преподавателем фонда заданий;

· и другие виды работы в соответствии с имеющимися типами и формами самостоятельной работы студентов.

Выбор формы и вида самостоятельной работы студентов по каждой дисциплине осуществляются в соответствии с целями и задачами изучения дисциплины, ступени подготовки обучаемого, количеством часов, отведенных на самостоятельную работу по учебному плану.

В целях фиксации результатов самостоятельной работы студентов по дисциплине проводится аттестация самостоятельной работы студентов.

Контроль результатов самостоятельной работы осуществляется преподавателем в течение всего семестра и завершается в период зачетно-экзаменационной сессии перед аттестацией учебной работы студентов по дисциплине.

 

Задания для организации внеаудиторной самостоятельной работы

по разделу «Теория обучения. Педагогические технологии»

 

 

1. Изучите подходы к рассмотрению проблемы содержания образования по учебным пособиям:

- Дидактика средней школы /Под ред. М.Н.Скаткина. – М., 1982. Гл.3.

- Педагогика /В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев и др. – М., 1997. Гл.9.

Проведите сравнение. Сделайте выводы, важные для организации практики обучения.

 

2. Обоснуйте возможность соотнесения функций современной теории содержания образования (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин) и поэтического образа, созданного Н.Заболоцким:

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

 

3. Чем вызвана необходимость совершенствования содержания образования в школе? В чем состоят современные принципы и критерии отбора содержания образования? Охарактеризуйте основные направления гуманизации и гуманитаризации образования в современной школе. (Используйте книгу: Селиверстова, Е.Н. От школы знания – к школе созидания: теоретические и технологические аспекты обучения / Е.Н. Селиверстова: Учебное пособие. – Владимир: ВГГУ, 2008. – 219 с.)

4. Раскройте сущность стандартизации как одной из современных тенденций развития содержания образования. Образовательный стандарт: сущность и структура.

 

5. Обозначьте основные уровни формирования содержания образования, которые определяют стратегию его проектирования. Какова их иерархия? Какое значение для практической деятельности учителя имеет понимание им сущности и роли каждого из уровней проектирования содержания образования в школе? В каких нормативных документах отражено содержание школьного образования? Какое отношение эти документы имеют к практической деятельности учителя?

 

6. Проанализируйте сущность и структуру базисного учебного плана современной школы. Какова роль базисного учебного плана в структуре государственного стандарта содержания общего среднего образования? Каков механизм действия базисного учебного плана? В чем Вы видите принципиальные различия между несколькими типами учебных планов: базисным, типовым и учебным планом школы?

 

7. Каковы педагогические возможности учебной программы по предмету в проектировании содержания школьного образования? В чем Вы видите принципиальную разницу между типовыми, рабочими и авторскими учебными программами по предмету?

 

8. Проанализируйте содержание типовых, рабочих и авторских учебных программ по предметам, которые Вы готовитесь преподавать. В какой мере в них отражена современная концепция содержания образования? Сделайте выводы, важные для организации учебного процесса в современной школе.

 

9. Охарактеризуйте структуру школьного учебника. На основе изучения материалов ежегодника «Проблемы школьного учебника» сформулируйте основные требования, предъявляемые к современным учебникам.

- Богданова О.С., Калинина О.Д. О воспитательной функции учебников //Проблемы школьного учебника. Вып.11. – М., 1982.

- Воронина Л.П. Межпредметные задания в учебниках как средство обучения учащихся приемам умственной деятельности //Проблемы школьного учебника. Вып.12. – М., 1983.

- Дайнеко В.И. Оптимальные учебники и оптимальный путь к ним //Проблемы школьного учебника. Вып. 15. – М., 1985.

- Журавлев И.К. О некоторых дидактических требованиях к конструированию школьного учебника //Проблемы школьного учебника. Вып.12. – М., 1983.

- Краевский В.В., Лернер И.Я. Дидактические основания определения содержания учебника //Проблемы школьного учебника. Вып.8. – М., 1980.

- Скаткин М.Н. Об усилении воспитывающей и развивающей функций учебника //Проблемы школьного учебника. Вып.7. – М., 1979.

 

10. На основе анализа содержания школьных учебников приведите примеры предметных заданий, введение которых в учебный материал продиктовано требованиями образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения. Обоснуйте свой выбор, пользуясь теоретическими критериями.

 

11. Сравните содержание традиционных и альтернативных учебников по профилю будущей специальности с точки зрения реализации в них образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения. Сделайте выводы, важные для практической деятельности учителя в современной школе.

 

12. Почему нельзя противопоставлять преподавание и учение? Как вы представляете себе педагогическое сотрудничество в обучении? Какие педагогические приемы из опыта учителей-новаторов представляются Вам в связи с этим наиболее значимыми?

 

13. Охарактеризуйте учение как учебно-познавательную деятельность школьников. Сравнивая усвоение и исследование как различные формы познания, установите, при каких условиях познавательная деятельность учащихся будет отличаться наиболее высокими показателями качества. Приведите примеры.

 

14. На основе изучения материалов статьи И.Я.Лернера «Об учебных умениях и их отражении в учебниках» (Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. Часть 1. – Владимир, 1999. С. 357-365) составьте перечень важнейших учебных умений, владение которыми придает учебно-познавательной деятельности школьников характер самоуправления процессом познания. Подберите примеры предметных заданий, направленных на формирование некоторых учебных умений. Проанализируйте их принципиальные отличия от заданий, направленных на усвоение предметных знаний и способов действия.

 

15. Какую роль в становлении школьника как субъекта познания играют особенности проявления его мотивов учения. Проанализируйте возможности познавательных и социальных мотивов учения в формировании у школьника опыта быть субъектом познания в обучении. Используя материалы книги Г.И.Щукиной «Проблема познавательного интереса в педагогике» (М., 1968), выделите основные источники и педагогические пути формирования познавательного интереса школьников в условиях обучения.

 

16. Составьте варианты словесных портретов школьников с доминированием тех или иных мотивов. Для выделения признаков проявления мотивов в учебном процессе используйте материалы книги А.К.Марковой «Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Книга для учителя» (М., 1983. Гл.2).

 

17. Охарактеризуйте обученность и обучаемость школьников как основные стартовые условия и важнейшие результаты обучения. Каковы возможности учителя в повышении уровня обученности и обучаемости школьников в условиях обучения?

 

18. Используя материалы психолого-педагогических исследований (Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М., 1990. С.19-27; Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1976. С.191-200), проанализируйте слагаемые обучаемости. Подберите варианты предметных заданий, с помощью которых можно было бы повышать уровень обучаемости школьников. Какое отношение это имеет к реализации развивающей функции обучения?

 

19. Используя материалы психолого-педагогических исследований (Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990. С.19-27; Дидактика средней школы /Под ред. М.Н.Скаткина. – М., 1982. С.191-193; Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989. С.55-57, 61-64), дайте характеристику уровней усвоения, определяющих соответствующие уровни обученности школьников. Проанализируйте содержание школьных учебников с точки зрения наличия в них предметных заданий, обеспечивающих достижение учащимися каждого из выделенных уровней усвоения. Выделите соответствующие типы заданий.

 

20. С учетом профиля факультета составите вариант уровневой проверочной работы по конкретной теме. Чем она отличается от проверочной работы традиционного типа.

 

21. Проанализируйте возможности базисного учебного плана современной общеобразовательной школы с позиций личностного подхода к учащимся в образовании.

 

22. Ученик – субъект сознательной деятельности и отношений. Как Вы это понимаете? Приведите примеры ситуаций, в которых ребенок выступает субъектом сознательной деятельности и субъектом отношений.

 

23. В чем, с Вашей точки зрения, может проявляться личностная позиция учителя на уроке? Каковы возможные способы ее выражения?

 

24. Каковы возможные варианты способов изучения нового материала, которые могут быть использованы на уроках по профилю будущей специальности? В чем Вы видите принципиальные различия в их педагогических возможностях? Какая по характеру познавательная деятельность учащихся организуется в рамках этих способов?

 

25. Добиться понимания учащимися при объяснении учебного материала – дело не простое. Нередко, изложив ту или иную тему, учитель осведомляется: «Есть ли вопросы?» Каково Ваше отношение к такому способу проверки степени первоначального усвоения материала? Всегда ли отсутствие вопросов учителю означает, что материал усвоен? Каковы наиболее эффективные подходы к организации проверки степени первоначального усвоения школьниками учебного материала?

 

26. Каков спектр педагогических задач, которые могут быть поставлены при организации закрепления учащимися учебного материала? Приведите конкретные примеры учебных заданий, ориентированные одновременно на закрепление знаний и формирование умений; на закрепление знаний и формирование опыта творческой деятельности. При каких условиях эти варианты организации закрепления становятся педагогически возможными?

 

27. Опытные учителя считают, что следует избегать однообразия в домашних заданиях. Любознательности школьников никак не способствует бесконечное повторение одного и того же набора стереотипных заданий: «Прочитать параграф» или «Выполнить следующие упражнения». Какие варианты домашних заданий Вы считаете возможным предлагать школьникам с учетом целей, стоящих перед современным образованием?

 

28. Составьте варианты проблемных познавательных задач с учетом специфики профиля будущей специальности.

 

29. Продумайте примеры, подтверждающие возможность использования разнообразных способов создания проблемных ситуаций на уроках по профилю будущей специальности.

 

30. Каковы, с Вашей точки зрения, границы применения проблемного обучения? Ответ обоснуйте.

 

31. Что такое «принцип обучения»? Каково место принципов обучения в структуре дидактической системы? В чем состоит соотношение между закономерностями, принципами и правилами обучения?

 

32. Познакомьтесь с различными подходами к выделению совокупности принципов обучения (Бабанский Ю.К. Избр. пед. соч. /Сост. М.Ю.Бабанский. – М., 1989; дидактика средней школы /Под ред. М.Н.Скаткина. – М., 1982; Занков Л.В. Дидактика и жизнь. – М., 1968; Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. – М., 1979). Сравните приводимые перечни принципов обучения. Выскажите свое суждение с точки зрения современных приоритетов системы образования.

 

33. Что значит «обучать научно»?

 

34. По каким показателям Вы будете судить о том, что учебный материал усвоен сознательно?

 

35. Каковы условия достижения прочности знаний, умений и навыков?

 

36. Какую роль играет наглядность на различных ступенях обучения? Каковы виды наглядности и условия их применения в обучении?

 

37. В чем состоит отличие систематичности от системности в обучении?

 

38. Какие возможности связывать обучение с жизнью Вы видите в организации обучения своему учебному предмету?

 

39. Каково место методов обучения в структуре дидактической системы? Для чего нужны классификации методов обучения и на основе каких признаков они могут осуществляться?

 

40. Сравните два подхода к систематизации общедидактических методов обучения: по источнику получения знаний и по характеру познавательной деятельности учащихся (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин). Какая из них Вам представляется наиболее педагогически целесообразной? Ответ мотивируйте.

 

41. Покажите взаимосвязь целей обучения, содержания образования и методов обучения. Какая из имеющихся в дидактике классификаций общих методов обучения позволяет осознавать на теоретическом и технологическом уровнях соотношение между общими целями обучения и способами их достижения?

 

42. Используя положения теории методов обучения (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин), раскройте сущность соотношения между общедидактическими методами и приёмами обучения. Приведите примеры, подтверждающие это соотношение.

 

43. Изучите списки приёмов обучения, соответствующих общедидактическим методам обучения (Методические рекомендации к семинарским и лабораторно-практическим занятиям по курсу «Педагогические теории, системы и технологии». Ч.1. – Владимир, 1998).

Докажите, что приведенные приемы обучения действительно выражают педагогическую сущность соответствующих методов обучения. Продолжите списки, подобрав приемы обучения, специфичные для вашего профилиющего предмета.

 

44. Разработайте варианты предметных заданий, обеспечивающих достижение учащимися полноценного усвоения учебного материала, т.е. усвоения на каждом из необходимых уровней усвоения.

 

45. Какие приемы организации познавательной деятельности учащихся по повторению изученного учебного материала преимущественно используются учителем на уроках вашего предмета? Какая по характеру познавательная деятельность учащихся при этом имеет место? Сделайте выводы в отношении целесообразности использования соответствующих методов обучения, организующих определенный уровень познавательной активности школьников в процессе повторения.

 

46. В чем Вы видите педагогическую целесообразность такого приема обучения, как задание учащимся на самостоятельную постановку вопросов по изученному учебному материалу? Всегда ли при этом познавательная деятельность учащихся будет воспроизводящей? Свою позицию докажите, приведя конкретные примеры. Сформулируйте условия, при которых рассматриваемый прием обучения будет направлен на организацию продуктивной познавательной деятельности школьников.

 

47. Как Вы представляете себе современный урок? Что, на ваш взгляд, является наиболее сущностными характеристиками современного урока? (Используйте материалы публикаций в педагогической периодике).

 

48. От чего зависит структура урока? Почему она не может быть постоянной для всех типов уроков? Проиллюстрируйте свою позицию конкретными примерами.

 

49. Охарактеризуйте общие формы организации обучения: фронтальную, индивидуальную и групповую. Проанализируйте их педагогические возможности, специфику педагогических задач, которые решает каждая из них, а также их достоинства и недостатки. Сделайте соответствующие выводы, важные для практики обучения.

 

50. Каков комплекс педагогических условий эффективности групповой формы организации обучения? Почему групповая форма организации обучения не получает достаточно широкого распространения в современной школе? Какие формы сотрудничества на уроке вашего учебного предмета могут быть использованы? Приведите примеры учебных заданий, предполагающих использование групповой работы на уроке. Сформулируйте основные требования к содержанию таких заданий и способам включения их в учебный процесс.

 

51. Каковы развивающие возможности урока? Сформулируйте основные требования к уроку, максимально реализующему развивающую функцию обучения.

 

52. Разработайте идею и логику развертывания проблемного урока по какой-то конкретной теме преподаваемого вами предмета. Что будет характерно для его структуры?

 

53. Каковы воспитательные возможности урока? Чего в воспитании можно добиться именно через урок и при каких условиях? Какова ограниченность урока в реализации воспитательной функции обучения? Какие формы организации обучения способны преодолеть эту ограниченность? Сделайте соответствующие выводы в отношении базовых педагогических ориентиров в использовании учителем форм организации обучения.

 

54. В чем сущность коллективной формы организации обучения? (Используйте книгу: Дьяченко В.К.Сотрудничество в обучении: Книга для учителя. – М., 1991). В чем Вы видите педагогическую целесообразность использования в школе коллективной формы организации обучения? Каковы возможные варианты взаимосвязи этой формы с другими формами организации обучения?

 

55. Выделите комплекс необходимых педагогических приемов обучения, используемых в процессе применения коллективной формы организации обучения. Какие требования к деятельности и мастерству учителя предъявляет коллективная форма организации обучения? (Используйте книгу: Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении.: Книга для учителя / В.К. Дьяченко – М., 1991.

 

56. Проанализируйте один из путей обновления содержания образования (на опыте СШ №13 г. Владимира). Подберите учебный материал для спецкурса «Календарь как основа жизни человека». Используйте серию учебно-методических пособий для учителей «Православная культура в школе» (для любого месяца). См.: Куликов, А.С. Пути обновления содержания советского образования по программе «Русская культурологическая школа» (из опыта работы СШ №13 г. Владимира) / А.С. Куликов // Опыт и проблемы духовно-нравственного воспитания (Региональный компонент) – Вып.5. – Владимир, 2003. – С. 96-102.

 

57. Духовно-нравственное воспитание в процессе обучения – важная задача современного образования. Сделайте подборку учебных материалов для уроков гуманитарного цикла с целью духовно-нравственного воспитания учащихся. Сопроводите данные материалы собственными дидактическими рекомендациями (указав также возраст школьников). Используйте публикации журналов «Духовно-нравственное воспитание», «Глинские чтения», «Классный руководитель».

 

58. Подберите учебные материалы (в соответствии с определённым возрастом школьников), в которых в явном виде реализуются те или иные воспитательные задачи (укажите, какие именно). Используйте публикации газеты «Воскресная школа» и журналов «Воспитание школьников», «Духовно-нравственное воспитание», «Глинские чтения», «Классный руководитель».

 

59. Проанализировав учебное пособие: Даведьянова Н.С., Жиркова О.П. «Внеклассная работа по иностранному языку», сформулируйте собственные предложения по использованию данных материалов в процессе обучения иностранному языку разных ступенях школы (в урочной и внеурочной работе).

 

60. Подберите учебные материалы, способствующие патриотическому воспитанию в процессе обучения гуманитарным предметам, включая иностранные языки (укажите класс, темы, типы уроков).

 

61. Прочитайте книгу С.В. Кульневича «Совсем необычный урок» и выделите дидактические особенности, свидетельствующие об инновационном характере урока.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.