Сделай Сам Свою Работу на 5

РАБОТА КИНООПЕРАТОРА НАД ФИЛЬМОМ





Лоусон Д.Г.

«Фильм - творческий процесс»

М, Искусство, 1965

 

Кинолюбитель может снимать фильмы различных ви­дов и жанров. Но к какому бы жанру ни относился буду­щий фильм, работа кинооператора всегда является непре­менной его частью, во многом определяющей форму его художественной выразительности.

Если в документальных фильмах оператор может быть единственным автором произведения, то в фильмах худо­жественно-игровых работа оператора протекает в творче­ском содружестве с режиссером, художниками, а основой такого фильма служит литературное произведение — кино­сценарий.

В период немого кинематографа иногда в одном лице совмещалось несколько кинематографических профессий. И всегда этим лицом являлся кинооператор, поскольку без съемки не могло быть фильма.

В условиях кинолюбительства подобное совмещение профессий вполне возможно. Здесь все будет зависеть от умения, способностей и желания самого кинолюбителя. Вполне закономерно и частичное совмещение таких профес­сий, как кинооператор и художник, сценарист и режиссер, режиссер и кинооператор и т. п.

Несмотря на то, что ни режиссер, ни художник, ни кино­драматург сами не снимают, они должны понимать выра­зительные возможности кинооператорских средств. Наи­более сложен для постановки художественный фильм, в котором снимаются актеры.



Постановка фильма — это весь комплекс работы по созда­нию фильма, от написания так называемого постановочного сценария, подготовительного периода, самой съемки и до окончательного монтажа снятого материала.

Фильм может быть поставлен на основе самых разнооб­разных литературных источников. Основой для написания сначала литературного, а затем разработки постановочного сценария часто служат рассказ, пьеса; иногда автор создает оригинальный сценарий специально для будущей кинопо­становки. Все эти возможности могут быть использованы кинолюбителем. На первых порах своей творческой работы кинолюбитель может экранизировать спектакль, постав­ленный самодеятельной труппой Дворца культуры, Дома пионеров, заводского или колхозного клуба. Для начинаю­щих кинолюбителей такое использование театральной само­деятельной постановки должно представлять большой ин­терес. Работая с уже действующим театральным коллекти­вом, можно направить всю творческую энергию на созда­ние кинопроизведения, искать выразительные средства киноискусства на материале готового спектакля, переводя «язык театра» на «язык кинематографа»: корректировать мизансцены, вводить крупные планы, дополнять их кадрами природы, использовать монтаж, иногда заменять монологи образом-метафорой при помощи монтажной перебивки и т.д.



При работе по созданию художественного фильма съем­кам всегда должна предшествовать предварительная под­готовка как в отношении будущих творческих решений, так и по линии производственно-технического оснащения.

Подготовительному периоду следует уделять самое серь­езное внимание, так как от его проведения во многом зави­сит решение художественных задач. Во время подготови­тельного периода надо представить себе весь будущий фильм по всем составляющим его элементам. Нужно опре­делить средства выполнения творческих задач, запастись всей необходимой техникой, предметами обстановки, костю­мами, реквизитом.

Творческая подготовка начинается с прочтения лите­ратурной основы будущего фильма. Под прочтением мы под­разумеваем тщательное изучение литературного сценария (пьесы, рассказа, повести), по которому будет написан постановочный сценарий.

Если материал сценария недостаточно хорошо известен постановщику, следует заняться изучением дополнительных источников, посетить музеи, просмотреть подлинники или репродукции картин и т. п. Можно проконсультиро­ваться со специалистами той области, из которой взята литературная основа сценария.



Оператору следует стремиться к выявлению каких-либо характерных деталей, предметов обстановки, костюмов и вообще всего того, что может характеризовать эпоху, время действия. Это все в дальнейшем будет помогать рас­крытию содержания и характеров действующих лиц.

Когда экранизируют литературное произведение, полез­но выписать все характерные детали места действия, обста­новки, литературные характеристики действующих лиц.

Такие выписки помогают кинооператору находить пра­вильное изобразительное решение будущих сцен, кино­портретов, глубже раскрывать средствами кинематогра­фического искусства замысел автора.

После того как будет прочитана и изучена литературная основа, получены все дополнительные материалы, сделаны все необходимые выписки, приступают к написанию поста­новочного сценария. В этом процессе может принимать участие весь съемочный коллектив.

Если для съемки фильма будут строиться декорации, то художник в процессе разработки постановочного сцена­рия должен сделать эскизы. Целесообразно, чтобы кроме эскизов художник изготовил хотя бы несложные макеты будущих декораций. В этом случае режиссер и оператор, разрабатывая постановочный сценарий, смогут продумать генеральную мизансцену в наглядно представленном буду­щем съемочном пространстве. К макетам следует изгото­вить из картона фигурки действующих лиц в соответствую­щем масштабе и на них, собственно, и решать мизансцены.

Все положения действующих лиц как на генеральной, так и на съемочных мизансценах следует фиксировать в ви­де покадровых зарисовок.

Если ко времени работы над постановочным сценарием уже выбраны натурные места и подлинные интерьеры, жела­тельно иметь их фотографии для решения будущих мизансцен. Для этого следует вычертить примерный план каждого места киносъемки и записать часы, когда солнце наиболее интересно, выразительно освещает объект.

Работая над постановочным сценарием, режиссер и опе­ратор должны определить длину каждого монтажного кус­ка, каждой монтажной фразы, из которых будет составлен фильм. Практически длина монтажного куска определяется «проигрыванием» его; при этом время замечается секундо­мером. Под проигрыванием мы подразумеваем примерное исполнение актером или кем-либо из съемочной группы того действия, которое впоследствии развернется перед кинокамерой во время съемки. При съемке звукового фильма учитывается и продолжительность диалога. После такого хронометража, зная продолжительность действия в каждом монтажном куске, можно перевести это время на длину каждого отдельного куска, для чего необходимо знать скорость прохождения пленки в определенный отре­зок времени.

Для кинооператора определение длины каждого мон­тажного куска, продолжительность показа его на экране играют существенную роль в создании изобразительной формы. Это должно во многом определять такие моменты, как степень остроты примененного им приема в отношении освещения, ракурса, выбора оптики, а при цветной съемке и колористические решения каждого кадра как звена еди­ной монтажно-смысловой цепи.

При разработке постановочного сценария определяется и масштабность отдельных кадров (планов), с тем чтобы они и по этому признаку монтировались между собой. Кинооператор, работая над постановочным сценарием, определяет основные принципы изобразительного решения, фиксируя их в том же сценарии или составляя отдельную «операторскую экспликацию» в виде литературной записи или схематически выполненных графических эскизов. Ко­нечно, не исключается возможность последующих дора­боток и изменения и даже замена отдельных решений более выразительными. Такие коррективы могут быть и при прочтении уже готового постановочного сценария, когда в воображении оператора должна складываться общая кине­матографическая форма будущего фильма, и позднее, в съе­мочный период.

Всегда режиссер и кинооператор должны строить свою работу так, чтобы отдельное частное определялось единым целым. Без этого фильм может получиться фрагментарным, действие в нем будет протекать отрывочно, а изобразитель­ный строй будет не помогать, а мешать восприятию содер­жания. Фильм, сделанный без учета взаимной преемствен­ности каждого кадра по всем составляющим его элементам, несмотря на интересные световые, композиционные решения и отличную игру актеров, не может отразить содержа­ние, заложенное в сценарии.

Работая над съемкой театрального спектакля, следует учитывать особенности кинематографической мизансцены, отличающейся от театральной. В задачи театральной мизан­сцены входит одновременный показ всего действия, проис­ходящего на сцене, то есть то, что в кинематографе соот­ветствует понятию генеральной мизансцены.

В театре зритель часто должен сам ориентироваться, определять, что в сцене главное, на что следует обратить внимание. Зритель в кинотеатре видит, воспринимает толь­ко то, что ему показывают, что считают важным донести до него режиссер и оператор.

Режиссеру и оператору в период работы над постановоч­ным сценарием очень важно хотя бы в общих чертах опре­делить генеральные и основные, ведущие съемочные мизансцены. Это необходимо потому, что кадры буду­щих монтажных композиций находятся в непосредст­венной связи с развертываемой мизансценой. Решая вопрос, каким планом будет сниматься тот или иной кадр, следует представлять себе его как звено единой монтажно-смысло­вой цепи, что в свою очередь определяется драматургиче­скими задачами мизансцены.

Рекомендуя при разработке постановочного сценария метод композиционных покадровых зарисовок, мы еще раз оговоримся, что этим ни в коей мере не хотим ограничить творческое развитие композиционного решения. Роль зари­совок заключается только в том, чтобы зафиксировать, то есть «записать» в удобной форме мысли, которые пришли при разработке постановочного сценария.

Ниже мы приводим отрывки из постановочного сцена­рия по повести Гоголя «Портрет».

На рис. 81—88 приведен ряд увеличений с кадров и крат­кие выдержки соответствующих мест сценария, которые помогут читателю составить представление о порядке и ре­зультатах съемки учебной работы «Портрет» (см. кадры на стр. 158—163).

Работа оператора научно-популярного кинематографа мало отличается от работы оператора художественного фильма; им часто приходится иметь дело с одними и теми же объектами съемки. Оператор научно-популярных филь­мов снимает портреты людей и интерьеры всевозможных зданий, заводские цехи и лаборатории ученых, городские и сельские пейзажи. Но если в художественном фильме все это служит фоном, средой, в которой развертывается основное действие фильма (актерская мизансцена), то в научно-популярном фильме это часто является оспонпым объектом.

Вот на экране заводской цех; на переднем плане станок и около него группа рабочих. В художественном фильме внимание зрителя, несомненно, будет сосредоточено именно на этой группе, так как в поступках людей, в их разговоре раскрывается основное содержание эпизода. В аналогич­ном кадре научно-популярного фильма речь может идти о цехе в целом, о его планировке, оборудовании, этот кадр может служить также монтажным переходом к более круп­ному плану того или иного станка, к объяснению техноло­гического процесса производства и т. п.

Основная цель научно-популярного кинематографа — пропаганда научных знаний, популяризация научных от­крытий и достижений всех отраслей науки и техники. Этой задаче должны быть подчинены все выразительные средства кинематографа.

Помимо обычных натурных и павильонных съемок, принципиально не отличающихся от съемок художествен­ного фильма, оператору научно-популярной картины при­ходится часто использовать специальные виды съемок: ускоренную («рапид»), замедляющую и расчленяющую движения в кадре; цейтраферную съемку, убыстряющую на экране медленно протекающие процессы, например рост растения, прорастание семени; макро- и микросъемку, дела­ющую невидимое видимым. Все эти приемы помогают раскрывать на экране сущность происходящих в жизни и природе явлений.

Оператору научных и научно-популярных фильмов по­мимо съемок в специально построенных декорациях, в па­вильонах часто приходится снимать в заводских цехах, больницах, школах, лабораториях, шахтах, поездах и на пароходах — словом, в местах, не приспособленных для проведения съемок. В этих случаях качество изображения во многом зависит от умения оператора выбрать правильную точку для камеры и наиболее выразительно осветить объект. При такого рода съемках часто приходится исполь­зовать искусственное освещение в сочетании с естествен­ным светом, так как теснота помещения, а подчас и отсут­ствие нужного количества мощности электроэнергии огра­ничивают возможности оператора.

В научно-популярных фильмах нередки случаи исполь­зования всевозможных комбинированных и макетных съе­мок. Если на художественных студиях съемка этих кадров осуществляется специальными операторами, то на студиях научно-популярных фильмов и в особенности в условиях кинолюбительской практики они проводятся основным опе­ратором фильма. Поэтому не будет ошибкой утверждение, что оператор научно-популярной кинематографии должен быть более всесторонне подготовлен. Он должен владеть мастерством павильонной и натурной съемки, знать ряд специальных видов съемок, проявлять большую изобрета­тельность в отыскании выразительных средств, чтобы рас­крывать и переносить на экран явления, иногда не видимые невооруженным глазом.

В работе оператора научно-популярных фильмов немало общего с работой хроникеров-документалистов, так как целый ряд эпизодов и кадров для научно-популярной кар­тины снимается без предварительной подготовки и органи­зации.

В недавнем прошлом научно-популярная кинематогра­фия была в основном «кинематографией вещей» и опери­ровала главным образом неодушевленными предметами. В последнее время темы сценариев научно-популярных филь­мов стали все чаще решаться в жанре игрового фильма с привлечением актеров. Это возложило на операторов це­лый ряд новых требований и еще больше сблизило их ра­боту по характеру со съемками художественных филь­мов.

Один из наиболее распространенных и пользующихся успехом у зрителей жанров научно-популярной кинемато­графии — биологические фильмы. При съемках этих кар­тин от оператора требуются терпеливость, наблюдатель­ность и усидчивость. Часами, а иногда и днями выжидает оператор проявления нужного ему инстинкта у животного или задуманного поведения четвероногого актера. Но зато и результаты таких съемок чрезвычайно интересны, эф­фектны и подкупают зрителя необычностью.

Чтобы проиллюстрировать всю многогранность работы оператора в научно-популярном фильме, расскажем о ра­боте оператора Московской студии научно-популярных фильмов Я- Дихтера над цветным научно-популярным фильмом «Экран жизни».

Перед авторами фильма стояла задача популярно и зани­мательно рассказать о советском телевидении. В фильме были показаны основные принципы конструкции передаю­щей и принимающей аппаратуры, работа телевизионных центров и студий, дальнейшие возможности телевидения. Фильм был построен как телеконцерт. Оператору пришлось снять немало концертных номеров, он побывал на стадионе и снял наиболее интересные, острые моменты футбольного матча, а также работу телекамер и многое другое.

Ему пришлось опуститься на дно Черного моря, чтобы показать широкие возможности телевидения для научных целей, посетить зоопарк и запечатлеть удаление больного зуба у крокодила. Для наиболее интересного показа работы аппаратной телецентра и для съемок кадров, связанных с демонстрацией театральных и концертных отрывков.

Экранах телевизоров в домашней и производственной обста­новке, оператор сконструировал небольшой настольный рирпроектор для комбинированных съемок. Нелегкой была съемка внутри обычного автобуса, оборудованного сложной передающей телеаппаратурой, предназначенной для веде­ния телепередач из театров и концертных залов. Можно было построить подобную декорацию в павильоне и вос­произвести в ней эту установку, но такая декорация стоила бы дорого и достоверность ее во многом пострадала. Из-за тесноты в автобусе оператору негде было разместить осве­тительную и съемочную аппаратуру, поэтому съемку приш­лось вести через одно из окон автобуса, а в остальных ок­нах установить осветительные приборы.

Применяя оптику с различными фокусными расстояния­ми, загораживая небольшими щитками избыток общего рассеянного дневного света, направляя в окна прожекторы, оператор добился нужного эффекта освещения и выра­зительно показал работу телережиссера и звукоопера­тора в подлинной рабочей обстановке.

На этом примере видно, с каким разнообразным материалом приходится сталкиваться операторам научно-по­пулярных фильмов.

Оператор научно-популярного фильма — это не только художник, но и исследователь различных областей науки и техники.

Для кинооператора-любителя, в какой бы он области ни работал, всегда найдется много интересного материала. Любительская киносъемка различных производственных процессов, лабораторных исследований может дать чрез­вычайно интересные результаты. Ведь такой оператор-лю­битель, будучи мастером своего дела, имеет возможность очень интересно построить сюжет фильма, отобрав для съемки те объекты, процессы, которые наиболее важны.

Для кинолюбителя жанровые особенности того или иного фильма не так различимы, как для профессионала-кинематографиста. Оператор-любитель, снимающий сего­дня художественный фильм, может завтра работать над научно-популярным или документальным очерком.

В работе над документальными фильмами в отличие от фильмов художественных оператор сам, часто вместе с режиссером, организует материал, из увиденных собы­тий, интересных явлений современной жизни, из всего окружающего он отбирает наиболее выразительное, ти­пичное, то, что в наибольшей степени выражает сущ­ность того или иного процесса или события. Вдум­чивый кинооператор всегда сумеет отбросить лишнее и этим как бы направит внимание будущего зрителя на сюжетно важную часть действия. Но для того чтобы суметь увидеть, что именно в данном материале сюжетно важное, кинооператор-документалист должен часто как бы предвидеть развитие, дальнейший ход того или иного дей­ствия, события, эпизода. При репортажной съемке надо быть готовым всегда и к неожиданностям, уметь быстро ориентироваться в обстановке и т. п.

Общая подготовленность, знание той среды, в которой оператор-любитель живет, работает, позволяют ему отби­рать для съемки все существенное и значительное.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.