М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города»,
Практическое занятие № 1.
НОВАТОРСТВО А.П.ЧЕХОВА – ДРАМАТУРГА
1. Традиции и новаторство в драматургии А.П.Чехова.
1) Чехов и традиции русской драматургии.
2) Новаторские черты драматургии Чехова: природа драматического конфликта, структура сюжета в пьесах Чехова, подтекст, поэтика диалога и монолога, приемы реалистической символики, проблема жанра в драматургии Чехова.
2. Пьесы А.П.Чехова «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры». Проблемы, образы, сущность драматического конфликта.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Чехов А.П. Пьесы.
2. Бердников Г.П. А.П.Чехов: идейные и творческие искания. – Л., Худ. лит., 1970г., гл. 27, стр. 551-580 (1 вопрос)
3. Бердников Г.П. Чехов – драматург: Традиции и новаторство в драматургии А.П.Чехова. – М., Искусство, 1981, гл. 10, стр. 260-287 (2 вопрос), гл.12, стр.303-337 (1 вопрос).
4. Семакова М.Л. Чехов-художник. – М., Просвещение, 1976, гл.9, стр.186-223 (1 и 2 вопросы).
5. Паперный З. «Вопреки всем правилам…»: пьесы и водевили Чехова. – М.: Искусство, 1982.
Практическое занятие.
НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ РОМАНА Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
1. Творческая история романа (время написания, эволюции замысла, отражение в романе злободневного материала эпохи, личная судьба писателя, его нравственно-философские искания).
2. Мотивы преступления Раскольникова.
3. Теория Раскольникова, ее суть и противоречивость. Историческое и пророческое в миросозерцании Раскольникова.
4. Психологические и этико-философские последствия преступления Раскольникова. Д.Писарев о психологическом и нравственном состоянии героя после совершенного преступления.
5. Раскольников и его двойники Лужин и Свидригайлов.
6. Добро или зло для Раскольникова Порфирий Петрович.
7. Раскольников и Соня.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Писарев Д.И. Борьба за жизнь. – В кн.: Писарев Д.И. Литературная критика Т.З.Л. 1981, с. 177 - 132 (с.232 - 244 ко 2 занятию). Или Писарев Д.И. Собр. соч. в 4-х т.т. Т.4, с.316-360 (380-369 к 4 вопросу).
2. Этов В. Преступление и наказание» в оценке Писарева. // Литература в школе, 1970, № 6.
3. Белов С.В. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. – Л., 1979, с.9-43 (к первому вопросу).
4. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. – М.: Сов. Писатель, 1970, ч.1, гл.2,3,(4,5), 6. Или: Кирпотин В.Я. Избранные работы в трех томах. Т.3. – М.: Худож. Лит., 1978, те же главы.
5. Корякин Ю. Самообман Раскольникова. – М., 1986, с. 15-46.
6. Фриндлендер Г.М. Реализм Достоевского. – М.-Л., 1964, гл. 4, с.180-191 к 3-му и 5-му вопросам. (Дополнительно с 139-150, 167-170, 177-180).
7. Войталовская Е.Л. , Румянцева Э.М. Практические занятия по русской литературе Х1Х века. – М., 1975, с.97-108.
8. В.В.Розанов. О Достоевском. // В кн.: Мысли о литературе. – М. Современник. 1989 (или любое др. издание).
Практическое занятие.
ПОЭМА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО» – ВЕРШИНА
ПОЭТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.А.НЕКРАСОВА.
1. Жанровая оригинальность поэмы, ее проблематика. Познакомиться с определением поэмы-эпопеи в учебнике для 9 класса.
2. Композиция произведения, споры о порядке расположения частей и глав поэмы в советском литературоведении (три варианта порядка частей и глав в поэме, научная аргументация каждого варианта).
3. Реалистическая типология крестьянских характеров в поэме (образы народных правдолюбцев, крестьян с пробуждающимся классовым сознанием: Яким Нагой, Ермила Гирин, Агап Петров, Савелий Крчвгин, Матрена Тимофеевна и др., революционный пафос легенды о Кудеяре; «Люди холопского звания»: Ипат, Егор Шутов, староста Глеб и др., идейный смысл притчи «Про Якова верного – холопа примерного»).
4. Фольклор в поэме. К.И.Чуковский о принципах работы Некрасова над фольклором.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо. Любое издание.
2. Груздев А.И. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» – М-Л., Худож. лит., 1966, с. 5-16 (о жанре), с. 86-98 (герои главы «Крестьянка»). Или Груздев А.И. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».// В кн. Русская классическая литература. Разборы и анализы. – М., Просвещение, 1969, с. 281-306.
3. Журко Ф.М. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». – М., Худож. лит. 1968, с. 59-74, 96-119.
4. Аникин В.П. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». – М., Худож. лит. 1973, с.10-15 (о жанре), 44-48 (герои главы «Крестьянка»), с.54-67 (к спорам о композиции), 68-98 (фольклор в поэме).
5. Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. – М., Худож. лит. 1971. Гл.1У, разделы 1-2 (знать принципы работы Некрасова над фольклором).
6. Розанова Л.И. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Комментарий. – Л., Просвещение, 1970, с. 52-57 (о жанре).
7. Русская литература. Учебник для 9 класса. – М., Просвещение, 1976, с.172.
8. Скатов Н.Н. Эпопея народной жизни («Кому на Руси жить хорошо»). В кн. Скотов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему». – М., Просвещение, 1985 (о героях поэмы).
Практическое занятие.
ИДЕЙНЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ПОЗИЦИИ «ОТЦОВ» и «ДЕТЕЙ»
В РОМАНЕ ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ».
План:
1. Современники о романе «Отцы и дети» (позиции либерального демократического лагерей. Писарев о романе.
2. Мировоззренческие принципы Базарова и Павла Петровича Кирсанова (философские взгляды, политическая позиция, отношение к искусству и науке).
3. Нравственные позиции Базарова и П.П.Кирсанова (любовь в жизни героев, отношение к окружающим).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Тургенев И.С. «Отцы и дети» (любое издание). Письмо к К.К.Случевскому. Статья «По поводу «Отцов и детей».
2. Писарев Д.И. Базаров. Дополнительно: Реалисты. Д.И.Писарев. Собр. соч., т. 1У, М., 1955. Или: Избранные сочинения. – Л., 1968 (любое другое издание).
3. Пустовойт П.Г. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» и идейная борьба 60-х гг. Х1Х в. – М., Изд-во МГУ, 1964, гл.3 (Мироввозренческие принципы Базарова; с. 179-240; лагерь либералов в романе, с.240-264), гл.4 (журнальная полемика вокруг романа, с.314-370. Особое внимание обратить на позицию Д.И.Писарева, с.351-370).
4. Пустовойт П.Г. Писарев о романе «Отцы и дети». // Литература в школе –1969 – № 2 – с.66.
5. Бялый Г. Роман Тургенева «Отцы и дети». – Л., 1968. Или та же работа в сокращении в сборнике: Русская классическая литература; Разборы и анализы. – М., 1969, с.212-243.
6. Маркович В.М. Кто такой Базаров? // Литература в школе – 1981 – № 4 – с. 12-20. Или Маркович В.М. И.С.Тургенев и русский реалистический роман Х1Х века. – Л.; Изд-во ЛГУ, 1982, с.186-202.
Практическое занятие.
ЖАНР НОВЕЛЛЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А.П.ЧЕХОВА
(«ЧЕРНЫЙ МОНАХ», «ДОМ С МЕЗОНИНОМ»)
Проблема смысла жизни в новеллах Чехова.
Образы-характеры, образы-символы, символические художественные детали.
«Черный монах»
| «Дом с мезонином»
| 1.
| Мир жизни Песоцких. Жизненные идеалы и цели Егора Семеныча. Судьба Тани. Что достойно уважения, сочувствия, отрицания?
| 1.
| Мир жизни семьи Волчаниновых. Нравственный смысл образов Лидии Волчаниновой и Жени, их человеческие судьбы. В чем правота и заблуждения Лидии?
| 2.
| Образ Андрея Коврина. Кто он – гений или один из многих обыкновенных людей? Что общего между Песоцким и Ковриным? В чем разница их художественных позиций?
| 2.
| Жизненная позиция художника, его человеческие идеалы. Кто прав в споре о смысле жизни, Лидия или художник?
| 3.
| История любви, семейной жизни Тани и Андрея Коврина. Почему они не смогли быть рядом друг с другом? Прощальное письмо Тани. Почему умирающий Коврин вспоминает роскошный сад и Таню?
| 3.
| Образ первой и единственной любви в новелле.
| 4.
| Смысл заглавия. Образ черного монаха, его интерпретация в современном литературоведении.
| 4.
| Смысл заглавия.
|
ЛИТЕРАТУРА:
1. Чехов А.П. Черный монах. Дом с мезонином.
2. Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. – М., 1979, с. 226-238. («Дом с мезонином»).
3. Линков В.Я. Скептицизм и вера Чехова. – М.: Изд-во Московск. университета, 1995, с.64-77 («Черный монах»)
4. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П.Чехова. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1987, с.100-116 («Черный монах»), с. 117-129 («Дом с мезонином»).
Дополнительно:
5. Егоров Б.Ф. Структура рассказа «Дом с мезонином»// В творческой лаборатории Чехова. – М., 1979, с.253-260.
6. Рев М. Специфика новеллистического искусства А.П.Чехова («Черный монах»)// Проблемы поэтики русского реализма Х1Х в. – Л., 1984, с.213-227.
ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
- Творчество Г.И.Успенского (темы, проблемы, жанры). «Нравы Растеряевой улицы», жанровое своеобразие, проблематика, система образов.
- Творчество В.М.Гаршина, круг проблем, поэтика. Анализ 3-4 произведений по выбору студента.
- Этапы творчества В.Г.Короленко. Анализ произведений по выбору студента.
- Романы и повести Д.Н.Мамина-Сибиряка. Анализ романа по выбору студента.
ЛИТЕРАТУРА:
- Пруцков Н.И. Г.Успенский. – Л., 1971.
- Прудоминский В.Гришин. – М., 1962.
- Бялый Г.А. В.М.Гришин. – Л., 1969.
- Бялый Г.А. В.Г.Короленко. – Л., 1983.
- Бялый Г.А. Русский реализм: От Тургенева е Чехову, - Л., 1990, главы о творчестве Г.И.Успенского, В.М.Гаршина, В.Г.Короленко.
- Груздев А.И. Д.Н. Мамин-Сибиряк. – М., 1958.
- Дергачев И.А. Д.Н. Мамин-Сибиряк: Личность. Творчество. – Свердловск, 1981.
- История русской литературы Х1Х века: Вторая половина. Под ред. Н.Н.Скатова.- М., 1987.
- История русской литературы. В 4-х томах. Т. 3 – Л.: Наука, 1982, гл.20 (Г.И.Успенский); Т. 4. – Л.: Наука, 1983, гл. 1У (В.М.Гаршин), гл. У (В.Г.Короленко).
Примерные вопросы по сатирическим произведениям
М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города»,
«Господа Головлевы» (для письменной работы).
I. Изображение глуповских градоначальников и глуповцев, гротесковые события в главах «История…», «Голодный город», «Соломенный город», «Фантастический путешественник», «Войны за просвещение», «Эпоха увольнения от войн» и др.
II. 1. Каким показан Порфирий Головлев и др. члены семьи в главе «Семейный суд»?
2. Как возникает сатирическое звучание в пейзажных картинах в главе «По-родственному»? Выделите основные эпизоды в этой главе, подготовьте их анализ, обращая внимание на особенности сатирического психологизма в изображении Иудушки. Тема «умертвий» в романе.
III. Какие стороны натуры Порфирия Головлева предельно обнажены в главе «Выморочный»? Какими приемами сатирической типизации пользуется автор? Почему глава «Выморочный» - кульминационная глава в романе.
IУ. Пробуждение «одичалой совести» в Иудушке (гл. «Расчет»). Психологическая закономерность финала романа.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|