Сделай Сам Свою Работу на 5

М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города»,





Практическое занятие № 1.

НОВАТОРСТВО А.П.ЧЕХОВА – ДРАМАТУРГА

 

1. Традиции и новаторство в драматургии А.П.Чехова.

1) Чехов и традиции русской драматургии.

2) Новаторские черты драматургии Чехова: природа драматического конфликта, структура сюжета в пьесах Чехова, подтекст, поэтика диалога и монолога, приемы реалистической символики, проблема жанра в драматургии Чехова.

2. Пьесы А.П.Чехова «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры». Проблемы, образы, сущность драматического конфликта.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Чехов А.П. Пьесы.

2. Бердников Г.П. А.П.Чехов: идейные и творческие искания. – Л., Худ. лит., 1970г., гл. 27, стр. 551-580 (1 вопрос)

3. Бердников Г.П. Чехов – драматург: Традиции и новаторство в драматургии А.П.Чехова. – М., Искусство, 1981, гл. 10, стр. 260-287 (2 вопрос), гл.12, стр.303-337 (1 вопрос).

4. Семакова М.Л. Чехов-художник. – М., Просвещение, 1976, гл.9, стр.186-223 (1 и 2 вопросы).

5. Паперный З. «Вопреки всем правилам…»: пьесы и водевили Чехова. – М.: Искусство, 1982.

 

Практическое занятие.

НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ РОМАНА Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

 

1. Творческая история романа (время написания, эволюции замысла, отражение в романе злободневного материала эпохи, личная судьба писателя, его нравственно-философские искания).



2. Мотивы преступления Раскольникова.

3. Теория Раскольникова, ее суть и противоречивость. Историческое и пророческое в миросозерцании Раскольникова.

4. Психологические и этико-философские последствия преступления Раскольникова. Д.Писарев о психологическом и нравственном состоянии героя после совершенного преступления.

5. Раскольников и его двойники Лужин и Свидригайлов.

6. Добро или зло для Раскольникова Порфирий Петрович.

7. Раскольников и Соня.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Писарев Д.И. Борьба за жизнь. – В кн.: Писарев Д.И. Литературная критика Т.З.Л. 1981, с. 177 - 132 (с.232 - 244 ко 2 занятию). Или Писарев Д.И. Собр. соч. в 4-х т.т. Т.4, с.316-360 (380-369 к 4 вопросу).

2. Этов В. Преступление и наказание» в оценке Писарева. // Литература в школе, 1970, № 6.

3. Белов С.В. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. – Л., 1979, с.9-43 (к первому вопросу).

4. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. – М.: Сов. Писатель, 1970, ч.1, гл.2,3,(4,5), 6. Или: Кирпотин В.Я. Избранные работы в трех томах. Т.3. – М.: Худож. Лит., 1978, те же главы.



5. Корякин Ю. Самообман Раскольникова. – М., 1986, с. 15-46.

6. Фриндлендер Г.М. Реализм Достоевского. – М.-Л., 1964, гл. 4, с.180-191 к 3-му и 5-му вопросам. (Дополнительно с 139-150, 167-170, 177-180).

7. Войталовская Е.Л. , Румянцева Э.М. Практические занятия по русской литературе Х1Х века. – М., 1975, с.97-108.

8. В.В.Розанов. О Достоевском. // В кн.: Мысли о литературе. – М. Современник. 1989 (или любое др. издание).

Практическое занятие.

ПОЭМА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО» – ВЕРШИНА

ПОЭТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.А.НЕКРАСОВА.

 

1. Жанровая оригинальность поэмы, ее проблематика. Познакомиться с определением поэмы-эпопеи в учебнике для 9 класса.

2. Композиция произведения, споры о порядке расположения частей и глав поэмы в советском литературоведении (три варианта порядка частей и глав в поэме, научная аргументация каждого варианта).

3. Реалистическая типология крестьянских характеров в поэме (образы народных правдолюбцев, крестьян с пробуждающимся классовым сознанием: Яким Нагой, Ермила Гирин, Агап Петров, Савелий Крчвгин, Матрена Тимофеевна и др., революционный пафос легенды о Кудеяре; «Люди холопского звания»: Ипат, Егор Шутов, староста Глеб и др., идейный смысл притчи «Про Якова верного – холопа примерного»).

4. Фольклор в поэме. К.И.Чуковский о принципах работы Некрасова над фольклором.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо. Любое издание.

2. Груздев А.И. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» – М-Л., Худож. лит., 1966, с. 5-16 (о жанре), с. 86-98 (герои главы «Крестьянка»). Или Груздев А.И. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».// В кн. Русская классическая литература. Разборы и анализы. – М., Просвещение, 1969, с. 281-306.



3. Журко Ф.М. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». – М., Худож. лит. 1968, с. 59-74, 96-119.

4. Аникин В.П. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». – М., Худож. лит. 1973, с.10-15 (о жанре), 44-48 (герои главы «Крестьянка»), с.54-67 (к спорам о композиции), 68-98 (фольклор в поэме).

5. Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. – М., Худож. лит. 1971. Гл.1У, разделы 1-2 (знать принципы работы Некрасова над фольклором).

6. Розанова Л.И. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Комментарий. – Л., Просвещение, 1970, с. 52-57 (о жанре).

7. Русская литература. Учебник для 9 класса. – М., Просвещение, 1976, с.172.

8. Скатов Н.Н. Эпопея народной жизни («Кому на Руси жить хорошо»). В кн. Скотов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему». – М., Просвещение, 1985 (о героях поэмы).

 

Практическое занятие.

ИДЕЙНЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ПОЗИЦИИ «ОТЦОВ» и «ДЕТЕЙ»

В РОМАНЕ ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ».

 

План:

1. Современники о романе «Отцы и дети» (позиции либерального демократического лагерей. Писарев о романе.

2. Мировоззренческие принципы Базарова и Павла Петровича Кирсанова (философские взгляды, политическая позиция, отношение к искусству и науке).

3. Нравственные позиции Базарова и П.П.Кирсанова (любовь в жизни героев, отношение к окружающим).

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Тургенев И.С. «Отцы и дети» (любое издание). Письмо к К.К.Случевскому. Статья «По поводу «Отцов и детей».

2. Писарев Д.И. Базаров. Дополнительно: Реалисты. Д.И.Писарев. Собр. соч., т. 1У, М., 1955. Или: Избранные сочинения. – Л., 1968 (любое другое издание).

3. Пустовойт П.Г. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» и идейная борьба 60-х гг. Х1Х в. – М., Изд-во МГУ, 1964, гл.3 (Мироввозренческие принципы Базарова; с. 179-240; лагерь либералов в романе, с.240-264), гл.4 (журнальная полемика вокруг романа, с.314-370. Особое внимание обратить на позицию Д.И.Писарева, с.351-370).

4. Пустовойт П.Г. Писарев о романе «Отцы и дети». // Литература в школе –1969 – № 2 – с.66.

5. Бялый Г. Роман Тургенева «Отцы и дети». – Л., 1968. Или та же работа в сокращении в сборнике: Русская классическая литература; Разборы и анализы. – М., 1969, с.212-243.

6. Маркович В.М. Кто такой Базаров? // Литература в школе – 1981 – № 4 – с. 12-20. Или Маркович В.М. И.С.Тургенев и русский реалистический роман Х1Х века. – Л.; Изд-во ЛГУ, 1982, с.186-202.

 

 

Практическое занятие.

ЖАНР НОВЕЛЛЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А.П.ЧЕХОВА

(«ЧЕРНЫЙ МОНАХ», «ДОМ С МЕЗОНИНОМ»)

Проблема смысла жизни в новеллах Чехова.

Образы-характеры, образы-символы, символические художественные детали.

 

«Черный монах» «Дом с мезонином»
1. Мир жизни Песоцких. Жизненные идеалы и цели Егора Семеныча. Судьба Тани. Что достойно уважения, сочувствия, отрицания? 1. Мир жизни семьи Волчаниновых. Нравственный смысл образов Лидии Волчаниновой и Жени, их человеческие судьбы. В чем правота и заблуждения Лидии?
2. Образ Андрея Коврина. Кто он – гений или один из многих обыкновенных людей? Что общего между Песоцким и Ковриным? В чем разница их художественных позиций? 2. Жизненная позиция художника, его человеческие идеалы. Кто прав в споре о смысле жизни, Лидия или художник?
3. История любви, семейной жизни Тани и Андрея Коврина. Почему они не смогли быть рядом друг с другом? Прощальное письмо Тани. Почему умирающий Коврин вспоминает роскошный сад и Таню? 3. Образ первой и единственной любви в новелле.
4. Смысл заглавия. Образ черного монаха, его интерпретация в современном литературоведении. 4. Смысл заглавия.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Чехов А.П. Черный монах. Дом с мезонином.

2. Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. – М., 1979, с. 226-238. («Дом с мезонином»).

3. Линков В.Я. Скептицизм и вера Чехова. – М.: Изд-во Московск. университета, 1995, с.64-77 («Черный монах»)

4. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П.Чехова. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1987, с.100-116 («Черный монах»), с. 117-129 («Дом с мезонином»).

 

Дополнительно:

5. Егоров Б.Ф. Структура рассказа «Дом с мезонином»// В творческой лаборатории Чехова. – М., 1979, с.253-260.

6. Рев М. Специфика новеллистического искусства А.П.Чехова («Черный монах»)// Проблемы поэтики русского реализма Х1Х в. – Л., 1984, с.213-227.

 

 

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

 

 

  1. Творчество Г.И.Успенского (темы, проблемы, жанры). «Нравы Растеряевой улицы», жанровое своеобразие, проблематика, система образов.
  2. Творчество В.М.Гаршина, круг проблем, поэтика. Анализ 3-4 произведений по выбору студента.
  3. Этапы творчества В.Г.Короленко. Анализ произведений по выбору студента.
  4. Романы и повести Д.Н.Мамина-Сибиряка. Анализ романа по выбору студента.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Пруцков Н.И. Г.Успенский. – Л., 1971.
  2. Прудоминский В.Гришин. – М., 1962.
  3. Бялый Г.А. В.М.Гришин. – Л., 1969.
  4. Бялый Г.А. В.Г.Короленко. – Л., 1983.
  5. Бялый Г.А. Русский реализм: От Тургенева е Чехову, - Л., 1990, главы о творчестве Г.И.Успенского, В.М.Гаршина, В.Г.Короленко.
  6. Груздев А.И. Д.Н. Мамин-Сибиряк. – М., 1958.
  7. Дергачев И.А. Д.Н. Мамин-Сибиряк: Личность. Творчество. – Свердловск, 1981.
  8. История русской литературы Х1Х века: Вторая половина. Под ред. Н.Н.Скатова.- М., 1987.
  9. История русской литературы. В 4-х томах. Т. 3 – Л.: Наука, 1982, гл.20 (Г.И.Успенский); Т. 4. – Л.: Наука, 1983, гл. 1У (В.М.Гаршин), гл. У (В.Г.Короленко).

 

 

Примерные вопросы по сатирическим произведениям

М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города»,

«Господа Головлевы» (для письменной работы).

 

I. Изображение глуповских градоначальников и глуповцев, гротесковые события в главах «История…», «Голодный город», «Соломенный город», «Фантастический путешественник», «Войны за просвещение», «Эпоха увольнения от войн» и др.

II. 1. Каким показан Порфирий Головлев и др. члены семьи в главе «Семейный суд»?

2. Как возникает сатирическое звучание в пейзажных картинах в главе «По-родственному»? Выделите основные эпизоды в этой главе, подготовьте их анализ, обращая внимание на особенности сатирического психологизма в изображении Иудушки. Тема «умертвий» в романе.

III. Какие стороны натуры Порфирия Головлева предельно обнажены в главе «Выморочный»? Какими приемами сатирической типизации пользуется автор? Почему глава «Выморочный» - кульминационная глава в романе.

IУ. Пробуждение «одичалой совести» в Иудушке (гл. «Расчет»). Психологическая закономерность финала романа.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.