Сделай Сам Свою Работу на 5

Рекомендации МСЭ-Т и модель TMN





 

Как было сказано выше, управление современными телекоммуникационными сетями – процесс довольно сложный и с технической, и с организационной точек зрения. Особого внимания требуют стандарты серии M (Management)-серия, в которой описываются функции и модели управления процессами в телекоммуникационной компании на различных уровнях. Так, особое внимание мы уделим стандартам: М.3010, где излагаются общие принципы планирования, функционирования и технического обслуживания системы управления электросвязью и вводится модель сети управления TMN - Telecommunications Management Network, М.3400, где приводятся функции управления TMN, М.3050, в котором описывается модель eTOM , а также стандарт серии Х - Х.700 - определение структуры управления для взаимосвязи открытых систем. Также полезными при изучении данного вопроса могут быть рекомендации M.60, в которой проводится перечисление и описание терминов, используемых в рекомендациях МСЭ-Т, серии «Management»[9], и рекомендация M.3000, в которой приводится краткий обзор всех рекомендаций серии «Management» и обозначается их взаимосвязь[10],

Одним из основных, интересующим нас, результатом работы МСЭ-Т в области стандартизации является рекомендация М.3010, в которой вводится понятие модели TMN- Tel­ecommunications Management Network и свойств её компонент. Разработанная ещё в далёком теперь 2000 году, эта рекомендация надолго определила стандарты развития систем управления телекоммуникационных компаний.



Концепция TMN проводит эталонную декомпозицию процесса управления по трём взаимоувязанным компонентам, называемых «архитектурами» ввиду обширного спектра возлагаемых на TMN задач. В рекомендации M.3010 в явном виде выделены[11]:

· Функциональная архитектура TMN, показывающая распределение функционала по элементам сети управления;

· Информационная архитектура сети, описывающая TMN с точки зрения взаимодействия открытых систем согласно модели OSI, при этом опираясь на объектно-ориентированный подход;

· Физическая архитектура сети, отображающая возможные реализации построения аппаратной части сети.

В данной рекомендации представлены архитектурные требования для построения TMN, отвечающей потребностям различных операторов связи в планировании, обеспечении инфраструктуры, развёртывании, текущей работе и администрированию сетей и служб связи[11]. Примеры и план решаемых задач при внедрении TMN освещены в рекомендации M.3013.



Стоит отметить, что сеть TMN в рекомендации М.3010 представляется эталонной структурой, без привязки к конкретным технологиям, протоколам и техническим решениям. Она, как и другие рекомендации МСЭ-Т носит рекомендательный характер для обеспечения взаимодействия гетерогенных сетей. Общая схема сети представлена на рисунке 1. Необходимо иметь ввиду, что модель условна и границы TMN могут быть расширены в т.ч. на клиентские устройства.

С точки зрения оператора связи, модель TMN описывает услуги для управления сетями, которые определяются потребностями самого оператора к управлению сетью. Управление телекоммуникационной инфраструктурой происходит через специальные опорные точки функциональной архитектуры, реализуемые в виде стандартизованных или нестандартизованных интерфейсов TMN физической архитектуры. Для сообщения и управления аппаратурой и средствами связи TMN соединяется с DCN (Data Communication Network), которая фактически является ТС для TMN (принято считать, что располагается на первых четырёх – транспортных – уровнях OSI). В M.3010 отдельно отмечается, что DCN не является транспортной инфраструктурой телекоммуникационной сети, но частично может эту инфраструктуру использовать.

Эталонная TMN, построенная по рекомендации, должна быть способной к выполнению сложных и комплексных задач по управлению сетями предприятий. Так, в список объектов, потенциально попадающих в управленческую сферу действия TMN, могут быть включены раз­личные объекты сетевой инфраструктуры[11].



 

 

В рекомендации M.3010 указывается на возможность рассмотрения логической многоуровневой архитектуры сети TMN (LLA-Logical Layered Architecture), которая предлагает подходы структурированного управления сетью. В этой модели все функции делятся в зависимости от иерархической принадлежности с точки зрения предприятия в целом. Эта функциональная архитектура содержит функциональные блоки, связанные между собой эталонными точками. Такой подход значительно упрощает спецификацию и разработку интерфейсов для данной системы.

Эталонной точкой называется схематическая условная точка, в которой происходит межфункциональное взаимодействие двух неперекрывающихся функций. Эти точки используются для определения информации, передаваемой между этими двумя функциями.

Эталонные точки реализуются в интерфейсах. Обозначаются аналогично эталонной точке – в зависимости от функционала (X-интерфейс – в эталонной точке x, Q-интерфейс – в эталонной точке q, G-интерфейс – в эталонной точке g, M-интерфейс – в эталонной точке m, F-интерфейс – в эталонной точке f). Интерфейсом в данной терминологии является обобщенной архитектурной условностью, посредством которого обеспечивается взаимодействие между физическими блоками в эталонных точках. Все эталонные точки в зависимости от их месторасположения в структуре TMN представлены на рисунке 2.

На данном рисунке также представлены основные функциональные блоки модели TMN. Функциональным блоком называется наименьшая из реализуемых функциональных единиц управления модели TMN.

Блоком функций операционной системы (Operations systems function block - OSF) называют функциональный блок, который работает с информацией, связанной с управлением телекоммуникационной инфраструктурой с целью мониторинга/координации и/или контроля телекоммуникационных функций и поддержки функций, в т.ч. функций оправления (включая управление самой TMN). Операционной системой (Operations systems - OS) называется независимая система, которая выполняет операционные и системные функции (OSF). Для реализации функции управления весь функционал управления может быть разбит, к примеру, на уровни модели LLA, о которых речь пойдёт ниже.

Блок преобразования функций (Transformation Function block – TF) обеспечивает межфункциональное взаимодействие двух функциональных элементов с несовместимыми коммуникационными механизмами. Примером таких механизмов могут являться протоколы. TF может быть использован где угодно: внутри TMN или на её границе.

 

 

При работе внутри TMN, TF соединяет два функциональных блока каждый из которых стандартизован, но поддерживает только свой коммуникационный механизм. При работе на границе TMN, TF может быть использован между двумя TMN или между TMN и структурой, отличной от TMN.

Блок функций Q-адаптера (Q-adapter function block - QAF) используется для присоединения к TMN блоков функций сетевых элементов NEF и блоков функций операционной системы OSF, которые не поддерживаются стандартными интерфейсами TMN. Основным назначением QAF является трансляция между TMN и не соответствующим TMN (например, проприетарным) интерфейсом и поддержка деятельности последнего вне TMN. Q-адаптером (Q-adapter - QA) называется устройство, которое соединяет объекты типа NE или OS (например, с эталонными точками типа m), которые не отвечают рекомендациям TMN, с Q-интерфейсами.

Блок функций сетевого элемента (Network element function block - NEF) может включать в себя и/или поддерживать такие функции. NEF является функциональным блоком, которым может взаимодействовать с TMN для мониторинга и/или управления. Сетевой элемент (Net­work element - NE) состоит из телекоммуникационного оборудования (или же групп/частей телекоммуникационного оборудования) и выполняет поддержку этого оборудования. NE выполняет функции поддержки сетевого элемента (NEF) и имеет один или несколько стандартных Q-интерфейсов.

Блок функций рабочей станции (Workstation function - WSF) – функциональный блок, представляющий информацию TMN человеку-пользователю и обратно. Рабочая станция – физический блок, который выполняет функции рабочей станции WSF. Физический блок – архитектурная условность, являющаяся реализацией одного или более блоков функций.

Пользователь – человек или машина, которому (-ой) клиент делегировал использование сервисов и/или средств телекоммуникационной сети.

Таким образом, межфункциональное взаимодействие элементов через эталонные точки может быть сведено в таблицу 1.

 

 

Таблица 1. Соответствие эталонных точек и функциональных элементов модели TMN

  NEF OSF TF WSF QAF Не-TMN
NEF - q q - q г) mг)
OSF q q,xа) q f q г) mг)
TF q q q f   mв)
WSF - f f -   gб)
QAF q г) q г)        
Не-TMN mг) mг) mв) gб)    
а) эталонная точка типа x используется только при взаимодействии OSF разных TMN б) эталонная точка типа g находится между WSF и человеком-пользователем в) эталонная точка типа m находится между TF и функциональным блоком телекоммуникационной среды г) QAF соединяет через эталонную точку q NEF или OSF, стандартизованный TMN, а через эталонную точку m соединяется с одноименным функциональным блоком, не отвечающим рекомендациям TMN. Примечание: любая функция может взаимодействовать с эталонной точкой, не вписывающейся в рекомендации по TMN.Эти точки могут быть стандартизованы другими группами/организациями для частных случаев.

 

 

После изучения основных вопросов терминологии вернёмся к вопросу рассмотрения функциональной модели LLA. В модели LLA вся функциональная деятельность компании подразделяется на следующие уровни функционального управления.

1. Уровень управления элементом (Element management layer-EML) отвечает за управление отдельным сетевым элементом на основе частного или группового принципа и поддерживает представление о функциях, предоставляемых уровнем управления сетью.

Этот уровень содержит один или несколько элементов функциональных блоков операционных систем, каждый из которых отвечает за передачу некоторого набора функций сетевого элемента от уровня управления сетью.

Уровень управления элементом выполняет три основных функции.

1.1. Управление и координация сетевых элементов на основе индивидуальной функции сетевого элемента. Это значит, что блоки функций операционной системы элемента поддерживают взаимодействие между уровнем сетевого элемента и уровнем управления сетью путем обмена информацией управления между блоками функций операционной системы и отдельным блоком функций сетевого элемента. Блоки функций операционной системы элемента должны обеспечивать полную доступность к функционалу сетевого элемента.

1.2. Уровень управления элементом может контролировать и координировать подгруппу сетевых элементов на групповой основе.

1.3. В рамках обеспечения управления уровень управления элементом также может обеспечивать поддержку статистики, ведение логов другой служебной информации.

Блоки функций операционной системы на уровне управления элементом взаимодействуют с блоками функций операционной системы на том же или на других уровнях модели LLA в рамках одной TMN через эталонные точки типа q и с OSF других TMN через эталонные точки типа x.

К этому уровню можно отнести и уровень сетевого элемента (Network Element Layer –NEL), который имеет свою функцию NEF, взаимодействующую через эталонные точки типа q с OSF. NEF с OSF других TMN напрямую не взаимодействует.

2. На уровне управления сетью обеспечивается возможность управления сетью посредством уровня управления элементом. На этом уровне располагаются функции управления обширной географически-распределённой областью. Вследствие сквозной прозрачности сети, уровень управления сервисом (будет описан далее) является независимым от используемой технологии. Данный уровень выполняет пять основных функций.

2.1. Управление и координация доступностью сетью всех сетевых элементов внутри данного домена управления.

2.2. Обеспечение, приостановление или модификация возможностей сети для подачи сервиса клиентам.

2.3. Поддержание производительности сети на должном уровне.

2.4. Ведение статистики, логов и других данных о взаимодействии сети с уровнем управления сервисом по производительности, утилизации, доступности и т.д.

2.5.Сетевые OSF могут управлять взаимоотношениями (к примеру, связностью компонентов) между NEF.

Таким образом, уровень управления обеспечивает возможность управления сетью посредством координации различных видов деятельности, проходящих на сети. Также данный уровень поддерживает запросы от сети, адресованные уровню управления сервисом. На этом уровне присутствует информация о наличии сетевых ресурсов, их взаимосвязи, географической привязки и о том, как этими ресурсами можно управлять. На данном уровне возможен общий взгляд «сверху» на сеть. Более того, на этом уровне проводится оценка и управление техническими характеристиками данной сети, а также контроль ресурсов и ёмкостей на сети для обеспечения соответствующей доступности и качества сервиса.

OSF на уровне управления сетью взаимодействуют с другими OSF того же или другого уровня внутри данной TMN через эталонные точки типа q и через эталонные точки типа x с OSF других TMN.

3. Управление сервисом связано с договорными аспектами сервисов, предоставляемых клиентам или потенциально доступным новым клиентам. Примером таких функций является управление запросами на оказание сервиса, управление жалобами и выставление счета-фактуры.

У уровня управления сервисом 4 основные функции:

3.1. Общение с клиентами и согласование вопросов с операторами связи. При этом общение с клиентами представляют собой основную точку контакта с клиентом для всех решений по предоставлению сервиса, в том числе обеспечение или приостановление предоставления сервиса, ведение счетов, поддержание определенного уровня качества сервиса, ведение отчётности об ошибках и т.д.

3.2. Взаимодействие с провайдерами сервисов

3.3. Ведение статистических данных (например, параметров качества обслуживания типа QOS)

3.4. Взаимодействие между сервисами

OSF на уровне управления сервисом взаимодействуют с другими OSF того же или другого уровня внутри данной TMN через эталонные точки типа q и через эталонные точки типа x с OSF других TMN.

Уровень управления сервисом отвечает за все соглашения и контракты между клиентом (в том числе потенциальным) и сервисами, предоставляемыми данному клиенту.

4. На уровне управления бизнесом реализуются управленческие функции предприятием. Для предотвращения несанкционированного доступа к этим функциям, OSF этого уровня обычно не поддерживают взаимодействие посредством эталонных точек типа x. OSF уровня управления бизнесом получают информацию от других уровней управления. Уровень управления бизнесом был включен в архитектуру TMN для выработки спецификаций его свойств и требований к другим уровням управления.

Обычно на этом уровне чаще производится постановка целей и задач, чем их реализация, но на этом уровне может быть сконцентрировано внимание в случае, если требуется непосредственное воздействие должностного лица для решения возникшей задачи. Этот уровень является частью управления предприятия в целом и множества процессов, необходимых для функционирования других систем управления.

Таким образом, основной функцией уровней управления сетью и сервисом является оптимальное использование существующих телекоммуникационных ресурсов, в то время как основной задачей уровня управления предприятием является оптимальное инвестирование и утилизация новых ресурсов.

Обычно OSF на уровне управления бизнесом взаимодействует с OSF только данной TMN посредством эталонных точек типа q.

Основными функциями уровня управления бизнесом являются:

4.1. Поддержка процессов принятия решения оптимального инвестирования и использования новых ресурсов

4.2. Поддержка управления OA&M – процессов бюджетирования

4.3. Поддержка обеспечения и запросов OA&M – процессов, связанных с трудовой деятельностью персонала

4.4. Поддержка концентрации и систематизации информации о предприятии в целом

В рекомендации M.3400 (которая перекликается с X.700 МСЭ-Т и ISO 7498-4) описываются основные функции TMN относительно функционала, реализуемого сетью[12]. Все функции могут быть разделены на 5 типов функций управления, отображённые на рисунке 3.

 

 

Рисунок 3. Компоненты модели FCAPS

 

 

Основными компонентами модели FCAPS являются следующие функции:

1. Управление процессом устранения отказов (Fault Management, FM);

2. Управление конфигурацией сети (Configuration Management, CM);

3. Управление расчётами с пользователями и поставщиками услуг (Accounting Management, AM);

4. Контроль производительности сети (Performance Management, PM);

5. Обеспечение безопасности работы сети (Security Management, SM).

Примеры реализации функциональных областей, соотнесённые с рисунком 3, сведены в таблице 2.

Совместив данные рекомендации M.3400 c M.3010 на уровне декомпозиции функциональной модели LLA, получим утрированную модель межуровневого взаимодействия функциональных блоков разных уровней управления в зависимости от объекта управления. Данная функциональная декомпозиция представлена на рисунке 1.4.

Важно отметить, что вся функциональная модель LLA опирается на концепцию того, что соседние уровни независимы друг от друга и только получают/обмениваются необходимой информацией между своими соседями по LLA через эталонные точки q. С другими же одноуровневыми OSF уровни взаимодействуют также по интерфейсам q, как было показано ранее на рисунке 2, а с одноуровневыми OSF другой TMN – эталонными точками типа x.

Таким образом, на каждом уровне функциональной декомпозиции модели LLA должны (могут) выполняться набор функций управления FCAPS.

Как отмечалось ранее, модель LLA (а, следовательно, и декомпозированная модель LLA, представленная на рисунке 4) TMN может быть использована в условиях различных факторов, что, возможно, потребует создания многих других необходимых/требуемых уровней с последующим наложением ограничений на взаимодействия внутри данной модели с целью её упрощения.

При рассмотрении модели TMN в виде декомпозированной модели LLA с практической точки зрения (в силу того, что описание, данное в рекомендациях, обеспечивает лишь самый общий вид для концепции построения системы управления) можно получить ряд полезных практических наблюдений.

 

Таблица 2. Примеры реализации функций FCAPS

F C A P S
Работа с ошибками Инициализация ресурсов Подсчет использования сервиса/ресурса Тенденции утилизации и ошибок Выборочный доступ к ресурсам
Восстановление работоспособности сети Резервное копирование и восстановление Стоимость сервиса Сбор данных о производительности Оповещения о проблемах безопасности
Работа с аварийными сигналами Управление изменениями Аудиты Генерация отчетов о производительности Конфиденциальность данных
Диагностические тесты Опись и каталогизирование Установка лимитов для аккаунта Отчеты о проблемах Проверка прав доступа пользователя
Запись ошибок в журнал Logging Копирование конфигурации Сочетание стоимости для разных ресурсов Планирование загрузки оборудования Аудит безопасности
Статистика ошибок Удалённое конфигурирование и развёртывание софта Биллинг Оповещения о проблемах производительности Журналы подключений

 

 

 

Рисунок 4.Функциональная межуровневая декомпозиция модели LLA

Можно сделать следующие выводы:

1. Уровни модели независимы друг от друга – выступают как отдельные блоки, что упрощает унификацию, а, следовательно, разработку реализаций других уровней;

2. Уровни взаимодействуют лишь с соседними уровнями (в случае стандартной реализации, представленной в рекомендации M.3010), что обеспечивает унификацию межуровневых интерфейсов;

3. Процессы управления и планирования сервисом значительно упрощаются благодаря наглядному представлению и визуализации. Так, при внедрении нового сервиса (что является решением стратегическим, принимаемым на уровне BML) решение спускается на уровень управления сервисом, где адаптируется применительно к клиенто-ориентированным бизнес-процессам и системам. Фактически, на BML и SML работу проводят коммерческие специалисты компании: специалисты по заключению договоров, маркетингу, рекламе, анализу, статистике, работе с клиентами, общему менеджменту предприятия и т.д. После того, как были выбраны методы реализации данного сервиса (без учета того: можно технически его внедрить или нет) данное стратегическое решение спускается техническим специалистам компании, которые изыскивают техническую возможность и реализацию в зависимости от функционала оборудования на сети и своей квалификации. Если техническая возможность реализации данной задачи есть, то даётся обратная связь вверх по модели TMN LLA и процесс запускается в реализацию. Данный процесс схематически представлен на рисунке 5.

Если технической возможности развёртывания данного сервиса нет, то по обратной связи нетехнические подразделения получают данный результат, и, просчитав экономическую эффективность, доносят до уровня BML (на котором зачастую расположен так называемый топ-менеджмент компании). На уровне BML выносится решение о том, что техническая инфраструктура будет модернизирована для реализации технической возможности предоставления данной услуги либо об отклонении развертывания данного стратегического решения.

 

 

 

 

Рисунок 5. Схематическое представление управления процессом внедрения нового сервиса модели TMN LLA

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.