Сделай Сам Свою Работу на 5

Экономические основы советского строя





Еще в дооктябрьский период на промышленных предприятиях начал внедряться рабочий контроль, который в тех условиях был средством борьбы с саботажем предпринимателей. Но он не являлся тогда орудием организации или социальной реконструкции производства. 14 ноября 1917 г. рабочий контроль был декретирован и после этого стал быстро распространяться по предприятиям различных отраслей промышленности. К середине 1918 г. специальные органы рабочего контроля (фабзавкомы, советы старост и т. д.) были созданы на 70% предприятий. Рабочие получили доступ к бухгалтерским книгам, складам, могли контролировать обоснованность найма и увольнений. С этой точки зрения можно говорить, что осуществление рабочего контроля было мерой успешной. Однако он оказался не в состоянии регулировать снабжение, заказы, финансирование в масштабе определенной отрасли промышленности и тем более в масштабе всей страны. Даже в пределах отдельного предприятия рабочий контроль не всегда мог способствовать регулированию производства, ибо нити от него часто тянулись за пределы предприятия - к капиталистическим центрам промышленности, к банкам и аппарату крупных монополий. Кроме того, рабочий контроль имел и внутренние противоречия, заключавшиеся в противопоставлении интересов рабочих отдельного предприятия интересам народного хозяйства в целом. Тенденция "хапания", "сепаратизма", "местничества" приобретала в первые годы революции чрезвычайно острый характер.



Необходимость создания единого органа для целей регулирования, управления и планирования экономической жизни страны ощущалась еще Временным правительством. Для этой цели летом 1917 г. были созданы Главный Экономический Комитет и Экономический Совет, но в тот период они не смогли решить возлагавшиеся на них задачи.

Декретом от 1 декабря 1917 г. образовывался Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), который, по мысли В.И. Ленина, должен был стать таким же всеобъемлющим органом в сфере экономики, каким Совет Народных Комиссаров являлся в политике. Первым председателем ВСНХ (с декабря 1917 г. по 22 марта 1918 г.) был В. В. Оболенский (Осинский). Позже его на этом посту заменил А. И. Рыков (3 апреля 1918 г. - 28 мая 1921 г.). Вслед за ВСНХ стали создаваться местные Советы народного хозяйства (СНХ) - областные, губернские и уездные. Положением от 23 декабря 1917 т, определялись их задачи в соответствии с задачами ВСНХ.



В первые послеоктябрьские месяцы власть была крайне децентрализована. И не случаен тот факт, что на рубеже 1917-1918 гг. именно на местах промышленная политика реализовывалась легче и быстрее, чем общая организация хозяйства из одного руководящего центра. Власть опиралась в этот период преимущественно на революционный порыв масс, на их творческую инициативу. Через фабзавкомы и профсоюзы (их численность с октября по декабрь 1917 г. увеличилась почти в 1,5 раза и составила около 3 млн человек) начали входить в жизнь принципы производственного самоуправления.

1918 г. стал в определенной мере временем "осовнархоживания" территории страны. К середине 1919 г. в Советской России насчитывалось 332 местных экономических органа (СНХ). Система Совнархозов, таким образом, представляла собой горизонтальный срез - организацию промышленности по производственно-территориальному признаку. Однако параллельно шел и другой процесс. ВСНХ формировал с 1918 г. также производственно-отраслевую систему - так называемые главки и центры - главные и центральные правления. Именно это направление взяло впоследствии верх и заложило основу централизованного управления промышленностью в стране.

С конца 1917 г. начинается осуществление политики национализации промышленности. 17 ноября было объявивлено о национализации Ликинской мануфактуры во Владимирской губернии, поскольку ее владелец закрыл предприятие, ссылаясь на отсутствие средств, сырья и на необходимость ремонта. Комиссия по разбору этого дела была создана еще при Временном правительстве и пришла к выводу, что нет никакой необходимости закрывать фабрику и она может продолжать работу. Достаточно часто, таким образом, на начальном этапе революции национализация представляла собой карательную меру со стороны властей за неподчинение предпринимателей. До марта 1918 г. было национализировано 81 предприятие. Вместе с тем рассматривать конфискацию капиталистической собственности только как карательный акт было бы не совсем верно. Правильнее сказать, что саботаж владельцев промышленных предприятий ускорил проведение мер по отчуждению частного имущества в пользу Республики.



Преодолев в ноябре 1917 г. сопротивление чиновников и овладев Государственным банком, большевики установили контроль и за деятельностью многочисленных частных банков, приступив к полной национализации всего финансового дела. Утром 14 декабря отряды красногвардейцев, солдат и моряков согласно заданию Совнаркома начали операцию по занятию всех частных банков Петрограда. Вечером того же дня на заседании ЦИК Советов были приняты декреты о национализации банков и ревизии их стальных сейфов. Декрет от 14 декабря 1917 г. объявлял банковское дело монополией государства. Все существовавшие частные акционерные банки объединялись с Государственным банком в единый Народный банк РСФСР. При этом объявлялось, что интересы мелких вкладчиков будут полностью соблюдены. По выражению Ленина, буржуазия была оставлена "без души".

В стремлении подорвать благосостояние буржуазии был предпринят шаг, направленный на отмену права частной собственности на городскую недвижимость. Проект этого декрета Совнарком принял 23 ноября, а 16 декабря 1917 г. утвердил, запретив совершение каких бы то ни было сделок по продаже, покупке, залогу и т. д. всей недвижимости и земель в городах.

Законодательное оформление политической системы. Конституция 1918 года

Первым конституционным законом обобщающего характера для Советской России стала разработанная Лениным Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Ее проект был принят ВЦИК 3 января 1918 г.

10 января в Таврическом дворце начал свою работу III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. А еще спустя два дня к нему в полном составе присоединились делегаты III Всероссийского съезда крестьянских депутатов, заседавшие до этого в Смольном. Открывшееся-вечером 13 января 1918 г. под председательством Я. М. Свердлова совместное заседание рабочих, солдатских и крестьянских депутатов закрепило слияние всех Советов России.

18 января, в заключительный день работы объединенного съезда Советов, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа была утверждена. Она состояла из четырех разделов. Россия провозглашалась Республикой Советов, которым должна была принадлежать вся власть на местах. Основными задачами советской власти провозглашались уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, устранение деления общества на классы, подавление сопротивления эксплуататоров. Подтверждались отмена частной собственности на землю, декреты о рабочем контроле и о ВСНХ, о национализации банков. В стране вводилась всеобщая трудовая повинность. Для защиты революции декретировалось вооружение трудящихся, образование Красной Армии и полное разоружение имущих классов. Основными принципами внешней политики Советской России провозглашались борьба за мир между народами, отмена тайных договоров, уважение к национальному суверенитету народов. Кроме того, Декларация объявляла об устранении эксплуататорских классов от участия в управлении государством. Власть в стране должна была принадлежать исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству - Советам.

В январе 1918 г. на III Всероссийском съезде Советов было провозглашено и законодательно закреплено образование первой советской федерации - РСФСР. Первые итоги государственного строительства подвел V Всероссийский съезд Советов в июле 1918 г. Весной 1918 г. была создана комиссия по разработке Конституции, в которую вошли Я. М. Свердлов (председатель), М. Н. Покровский, Н. И. Бухарин, М. И. Лацис, Г. С. Гурвич, М. А. Рейснер и др. Параллельно с этой комиссией ВЦИК над проектом Конституции работал Наркомат юстиции. Окончательный текст проекта поручалось подготовить комиссии ЦК РКП(б), созданной 26 июня под председательством В. И. Ленина. 10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов утвердил Конституцию РСФСР, основной задачей которой стало установление диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства в целях полного подавления буржуазии, уничтожение эксплуатации человека человеком. Она открыто провозглашала классовый принцип организации власти и демократических прав. В текст Конституции была целиком включена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

В соответствии с декретами II съезда Советов и Основным законом государства, высшим органом государственной власти в стране являлся Всероссийский съезд Советов, в период между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Первым председателем ВЦИК был избран Л. В. Каменев (27 октября - 8 ноября 1917 г.), затем этот пост занимал Я. М. Свердлов. После его смерти в марте 1919 г. председателем ВЦИК стал М. И. Калинин. В первое время ВЦИК по своему составу был многопартийным. Помимо большевиков в нем находились представители всех партийных фракций II Всероссийского съезда Советов: левые эсеры, социал-демократы, интернационалисты, украинские социалисты, эсеры-максималисты.

Исполнительная власть в стране сосредоточивалась в руках Совнаркома. После роспуска в январе 1918 г. Учредительного собрания по решению III Всероссийского съезда Советов слово "временное" было исключено из названия правительства. Уже в первые дни после взятия власти большевиками в составе СНК произошли изменения. Не вступили в должности наркомов перегруженные партийной и советской работой в Москве И. И. Скворцов-Степанов и Г. И. Ломов, вместо них были назначены В. Р. Менжинский и П. И. Стучка, наркомом по железнодорожным делам стал М. Т. Елизаров; вместо В. А. Антонова-Овсеенко и Н. В. Крыленко, получивших новые назначения, наркомом по военным делам был назначен Н. И. Подвойский. В связи с созданием Наркомата государственного призрения в состав правительства вошла единственная женщина - А. М. Коллонтай.

С октября 1917 г. до принятия Конституции РСФСР СНК издал около 600 декретов, постановлений и других актов, не считая постановлений о назначениях финансовых ассигнований. ВЦИК и его президиум за это же время выпустили свыше 100 постановлений.

Однако роль конституционного регулирования была резко снижена разгоравшейся гражданской войной, которая оказала огромное деформирующее воздействие на советскую государственность, резко ускорив свертывание демократических процессов, приведя к господству чрезвычайных мер, к обескровливанию Советов, которые стали стремительно терять свое влияние.

IV. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ВОИНЫ. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ "ВОЕННОГО КОММУНИЗМА"

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.