Сделай Сам Свою Работу на 5

Практические занятия


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Утверждаю

Первый проректор – _________М.Н. Фархшатов

“____”____________2011 г.

 

 

СД(м). Ф.6 ЛЕСОВОДСТВО

__________________________________________________________________

(указывается индекс и наименование дисциплины (модуля))

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

Направление подготовки

Лесное дело

 

 

Профиль подготовки

Лесное хозяйство

_____________________________________________________________________

(наименование профиля направления подготовки, специализации, магистерской программы)

 

 

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

(бакалавр, специалист, магистр)

 

 

Уфа 2011 г.

Составитель: ________________________Хайретдинов А.Ф.

профессор (роспись)

 

 

 

Программа составлена в соответствии с документами:

 

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста 656200 утвержденный Минобразования России 05.04.2000 г. (рег. номер 312 с/дс).

2. Примерная программа дисциплины «Лесоводство» утвержденная Минобразования России 27.11.2001 г.

3. Рабочий учебный план подготовки бакалавра 250100 высшего профессионального образования на основе ГОС ВПО 2000г., рассмотренный научно-методическим советом и утвержденный ученым советом университета 27.01.2009г. (протокол №5). Очное образование.

4.Рабочий учебный план по направлениям подготовки специалистов и бакалавров высшего профессионального образования на основе ГОС ВПО 2000г., рассмотренный научно-методическим советом и утвержденный советом университета.25.01.2008г. (протокол№1). Заочное обучение.

 

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры лесоводства и ландшафтного дизайна

_________2011 г. (протокол № )

 

Зав. кафедрой ___________ Сабирзянов И.Г.

 

Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии факультета землеустройства и лесного хозяйства

___________. (протокол № )

 

Председатель методической

комиссии факультета:

землеустройства и лесного хозяйства

д. с.- х. н., проф. _____________ С.И. Конашова

 

 

Согласовано:

Декан факультета _______________ Э.Р. Хасанов



 


 

1 Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины - научить студента выращивать высокопродуктивные и устойчивые леса, удовлетворяя запросы человечества в древесине и других продуктах леса, рекреации, в сохранении защитных функций леса, обеспечивая естественное возобновление главных пород.

Задачи изучения лесоводства - дать знания для самостоятельного решения вопросов, связанных с выбором вида рубки и лесовозобновления, ухода за лесом, повышением продуктивности лесов.

Требования к уровню освоения содержания

дисциплины

В результате изучения лесоведения студент должен иметь представление: об истории отечественного лесоводства; о зарубежном опыте рубок ухода и главных рубках, обеспечивающих неистощительное, рациональное лесопользование; о сравнительных экономических показателях различных видов главной рубки, лесовозобновления и лесовыращивания; о программах рубок ухода и математических моделях; знать и уметь использовать:закономерности лесовозобновления в разных условиях для обоснования рубок, обеспечивающих естественное восстановление главных пород, ресурсный потенциал географического ландшафта и водорегулирующую роль каждого малого водосбора; классификацию рубок леса и организайционно-технические элементы каждого вида рубки;технологии лесосечных работ, обеспечивающие сохранение подроста и тонкомера; технологические процессы в уходе за лесом и особенности рубок ухода в насжадениях различных пород; пути повышения устойчивости и продуктивности лесов, их средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и других функций; иметь навыки: лесоводственных мероприятий обеспечивающих оптимизацию лесного фонда в конкретном регионе; в разработке проектов и отборе деревьев.

Для изучения дисциплины «Лесоводство» студент должен освоить такие предметы как биологию лесных птиц и зверей, дендрологию, экологию и охрану природы, почвоведение с основами геологии, лесохозяйственные машины, геодезию, лесную энтомологию, лесную селекцию, таксацию леса, лесоведение. Знание «Лесоводства» используются при изучении лесных культур и защитного лесоразведения, лесоэксплуатации и транспорта, технологии производства недревесной продукции леса, лесной пирологии, лесоустройства основ лесопаркового хозяйства и экономики

производства.

Лесоводство состоит из пяти разделов - предмета, истоков и задач лесоводства, лесоводсвтенных систем, рубок главного пользования, ухода за лесом, а также ускорения выращивания леса и повышения его продуктивности.

В соответствии с этим и построена программа курса, рассчитанная на 104 часа.

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Очное обучение

Вид учебной работы Всего часов Распределение по семестрам
5 сем.
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия, всего в т.ч.: лекции (Л) практические занятия (ПК)* лабораторные занятия (ЛР) Учебная практика
Самостоятельная работа студента (СРС) в т.ч.: курсовой проект Подготовка к ЛЗ и ПЗ Самостоятельное изучение теор. материала
Вид итогового контроля экзамен экзамен

Заочное обучение

Вид учебной работы Всего часов Распределение по семестрам
6 сем. 7 сем.
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия, всего в т.ч.: лекции (Л) практические занятия (ПК)* лабораторные занятия (ЛР) - - - -
Самостоятельная работа студента (СРС) в т.ч.: домашние задания (ДЗ) курсовой проект Подготовка к ЛЗ и ПЗ Самостоятельное изучение теор. материала -
Вид итогового контроля экзамен   экзамен

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Разделы дисциплины и виды занятий

№№ пп Раздел дисциплины Очное обучение Заочное обучение обычное
Л ПЗ ЛР СРС Л ПЗ ЛР СРС
Значение леса и лесоводства              
Лесопользование            
Основы учения о рубках         0.5  
Система рубок 0.5 0.5
Сплошные рубки.Организационные технические показатели.        
Постепенные и выборочные рубки 0.5 0.5  
Содействие естественному возобновлению и очистка лесосек  
Рубки ухода  
Ландшафтные рубки - -  
Ведение хозяйства в лесопарках и зонах стационарных пасек 0.5 0.5  
Леса и лесоводы   0.5 -  
  ИТОГО

 

ТЕМАТИКА АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Лекции

 

  №№ тем   Раздел дисциплины, тема и основные вопросы Число часов
очное Заоч. (6/4)
Значение леса и лесоводства  
  Народнохозяйственное, природоохранное и социальное значение леса. Исходные положения, цели и задачи лесоводства. Истоки лесоводства. Возникновение практического лесоводства в России и Республике Башкортостан. Становление и развитие научного лесоводства. Лесной кодекс РФ    
Лесопользование.  
  Основное направление лесопользования. Лесной план. Основные понятия системного подхода в проведении лесохозяйственных мероприятий на зонально-типологической основе. Правила рубок ухода за лесом. Региональная система ведения лесного хозяйства и связь их с системами других отраслей.    
Основы учения о рубках леса  
  Заготовка древесины и система рубок. Основные направления лесоводства по экономическим вопросам. Значение рубок леса. Классификация рубок.    
Система рубок.
  Классификация рубок с целью заготовки древесины. Сплошные узколесосечные рубки.    
Сплошные рубки. Организационные технические показатели. Система лесозаготовительных машин.  
Постепенные и выборочные рубки 0.5
  Равномерно-постепенные рубки. Группово-постепенные рубки. Длительно-постепенные рубки Теоретическое обоснование, условия применения выборочных рубок. Лесоводственный анализ применения выборочных рубок в различных типах леса. Технологические схемы разработки лесосек с сохранением подроста. Изменение средообразующей роли леса под влиянием сплошных рубок. Проблемы лесовосстановления на вырубках в связи с механизацией лесозаготовок.    
Содействие естественному возобновлению и очистка лесосек.Огневые, безогневые, комбинированные способы очистки рубок. Пути использования лесосечных отходов в сельском и лесном хозяйствах.Восстановление леса на вырубках 0.5
Рубки ухода. Экономические и биологические предпосылки рубок ухода за лесом. Виды и способы рубок ухода за лесом. Организация и техника рубок ухода за лесом. Химические методы ухода за лесом. Экспериментальные работы лесоводов по рубкам ухода за лесом. Зарубежные способы рубок ухода за лесом.
Ландшафтные рубки. Цели и задачи ландшафтных рубок критерии и организационно-технические показатели  
Ведение хозяйства в лесопарках и зонах стационарных пасек
Леса и лесоводы России и Республики Башкортостан. Вклад лесоводов теорию и практику лесоводства.  
ВСЕГО
№№ пп № раздела Наименование практических занятий Очное обучение  
4-2-3 Лесоводственные системы. Прогнозирование антропогенной динамики лесных экосистем (на разных уровнях в пространстве и времени) в связи с исходным типом леса, способом рубок, характером воздействия лесозаготовительной техники на элементы и т.д. На основании антропогенной динамики леса сделать выбор лесоводственных мероприятий на разных этапах формирования леса.  
4-9 Заготовка древесины. Выбор и обоснование систем рубок с целью заготовки древесины (выборочных сплошных, постепенных), лесозаготовительных машин и технологий лесосечных работ на основании конкретного материала лесоводственного, технического, экономического и социального и другого характера (плана или планшета лесонасаждений, таксационного описания, наличия машинотракторного парка, состояния ведения лесного хозяйства и др.). Установить на примере двух-трех или более кварталов (зависимости от региона, группы лесов, интенсивности хозяйства леса и т.д.) способ рубки, технику и технологию лесосечных работ, основные организационно-технические элементы рубки. Следует также отметить возможные пути формирования леса в связи с их типами. Используя при этом классическую схему этапных смен развития растительности после рубки, предложенную акад. И.С. Мелеховым или же региональные схемы. Предусмотреть сохранение или улучшение природных свойств леса (почвозащитные, водоохранные и др.), а также ягодников, грибов, лекарственных растений. Дать лесоводственно-экологическую оценку применительно к широко распространенным типам леса (или группам, сериям типов) каждого способа рубки, техники и технологии лесосечных работ. По мере прохождения практических занятий студенты знакомятся с ныне действующими общими и региональными правилами, наставлениями, методическими указаниями, а также с оформлением документов, связанных с проведением рубок, очистки мест рубок, соблюдением лесоводственно-экологических требований.    
  Мероприятия по возобновлению леса на вырубках. Методы содействия естественному возобновлению леса в связи с исходными типами леса, характером и состоянием предварительного возобновления главных пород. При обосновании мероприятий по возобновлению леса на вырубках необходимо использовать имеющиеся модели (разного характера) возобновления и формирования леса по преобладающим типам (для определенного региона).
Уход за лесом. Рубки ухода за лесом. Выбор объектов и видов рубок ухода (на части лесничества – 4-5 кварталов) в чистых и смешанных насаждениях (в лесах I, II и III групп) с учетом возраста, густоты древостоев, их сомкнутости, полноты, бонитета, состояния деревьев, типа леса, предшествующей истории и целевого назначения. Обоснование очередности рубок ухода, принципа, интенсивности и повторности разреживания (в соответствии с действующими правилами и наставлениями) Выбор и обоснование технологии рубок ухода.
Повышение продуктивности леса. Определить древесную и биологическую продуктивность леса в двух или трех наиболее распространенных типах леса (на части насаждений лесничества). Студенты должны установить некоторые показатели экологической продуктивности леса. Рассмотреть возможности применения количественных критерий при установлении комплексной продуктивности леса применительно к конкретным участкам.  
    Всего

 

Лабораторные работы

№ раздела дисциплины   Наименование лабораторных работ Очное обуч. заочное
6-7 Рубки с целью заготовки древесины в эксплуатационных лесах а) задачи и способы заготовки древесины в эксплуатационных лесах б) организационно-технические показатели сплошнолесосечных и концентрированных рубок. 0.5
Очистка лесосек от порубочных остатков: а) порубочные остатки и пути их использования; б) способы очистки лесосек. 0.5  
Меры содействия естественному возобновлению: а) выбор мер содействия обеспечивающая успех естественному возобновлению; б) сравнение затрат на искусственное возобновление при сплошнолесосечных рубках и лесовосстановлении в процессе рубок с целью заготовки древесины  
Равномерно-постепеные рубки  
Рубки ухода (РУ) за лесом: а) цели и задачи РУ за лесом; б) классификация мер ухода за лесом и организационно-технические элементы РУ за лесом
    Итого

 


6. Самостоятельная работа студентов

Из времени самостоятельной работы студенты выделяют 40 часов для домашнего завершения расчетов по заготовки древесины, рубкам ухода рекреационному лесопользованию.

 

Очное обучение

№ пп № раздела дисциплины Наименование задания на самостоятельную работу Объем час
  Курсовой проект
  Подготовка ЛЗ и ПЗ
  Самостоятельное изучение теор. материала

Заочное обучение

№ пп Наименование задания на самостоятельную работу Объем час
Курсовой проект
Подготовка к ЛЗ и ПЗ
Самостоятельное изучение теор. материала

 

Самостоятельная работа студентов заключается в проработке, анализе и обобщении литературных источников по определенным темам согласно методическим указаниям, а затем - написании рефератов. Для написания рефератов помимо учебника, учебных пособий и методической литературы используются монографии, брошюры и статьи (в том числе и на иностранных языках).

Методическое, информационное обеспечение и руководство самостоятельной работой обычно изложено в ряде разработок вузов. Особое внимание уделяется проработке тем не включенных в лекции, или связанных с теоретическими.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Библиографический список

Наименование литературы Наличие в биб- лиотеке, шт.
а) основная литература:  
1.Мелехов И.С. Лесоводство.Учебник. - М.: Агропромиздат,1989.-302 с.
2. Хайретдинов А.Ф., Конашова С.И. Рекреационное лесоводство. – М.: МГУЛ, 2002.-224 с.
б) дополнительная литература:  
1. Атрохин В.Г., Желдак В.И. Организация и технология рубок ухода. Конспект лекций. – Пушкино, ВИПКЛХ, 1994.-70 с.
2.Атрохин В.Г., Исвинь И.К. Рубки ухода и промежуточного пользования.- М.: Агропромиздат, 1985.-253 с.
3. Лесоводственные требования к технологическим процессам лесосечных работ.-М.: 1993.-16 с.
4. Лесоводство. Термины и определения. ГОСТ. 18486-87.М.: Изд-во стандартов, 1988.-16 с.
5. Лосицкий К.Б., Чуенков В.С. Эталонные леса.-М.: Лесная промышленность, 1980.-192 с.
6. Луганский Н.А., Залесов С.В., Щавровский В.А. Лесоводство. Учебное пособие. – Екатеринбург, 1996.- 320 с.
7. Мелехов И.С., Корконосова Л.И., Чертовский В.Г. Руководство по изучению типов концентрированных вырубок. М.: Наука, 1965.-180 с.
8. Морозов Г.Ф. Избранные труды.Т.1.-М.: Лесная пром-сть,1971.-536 с.
9. Обыденников В.И. Динамика типов вырубок и леса в связи с применением агрегатной техники. Текст лекций.- М.: МЛТИ, 1990.-75 с.
10. Обыденников В.И. Исследование и оценка возобновления леса в связи с главными рубками. Методическое руководство. – М.:МГУЛ, 1995.- 56 с.
11.Основные положения по рубкам ухода в лесах России.–М.:1993-64 с.
12. Писаренков А.И., Обыденников В.И., Мерзленко М.Д. Рубки ухода в насаждениях. Учебное пособие. М.: МГУЛ.-80 с.
13. Побединский А.В. Рубки главного пользования. Изд. 3.-М..: Лесная промышленность. 1980.- 192 с.
14. Сеннов С.Н. Уход за лесом. Экологические основы. - М.: Лесная пром-сть, 1984.-127 с.
15. Тихонов А.С., Зябченко С.С. Теория и практика рубок леса. Петрозаводск. Карелия, 1990.- 324 с.
16. Справочник лесничего./ Под общ. Ред. Новосельцева В.Д.- М.: ВНИИЦлесресурс, 1994 в 2-х книгах.
17. Правила заготовки древесины.Рослесхоз, 2008
18. Правила ухода за лесами. Рослесхоз 2008

7.2.Средства обеспечения освоения дисциплины

 

 

 

 

Наименование Назначение (виды занятий, № тем и т.д.)
1. Методические разработки к лабораторным работам по лесоводству 1-5
2. Методические разработки по изучению курса «Лесоводство» (для студентов-заочников специальности -260400 Лесное хозяйство)
3. Лесная вспомогательная книга
1-5
4 Практикум по лесоводству 1-5
5.Правила рубок главного пользования и лесовосстановительных рубок в лесах Республики Башкортостан.
1-5
6. Наставления по рубкам ухода. 1-5
7. Шкалы оценки возобновления леса.
1-5
8. Инструменты для таксации леса: мерная вилка, лента, буссоль, бурав Пресслера, эклиметр, диапозитивы, диапроекторы 1-5

8.Материально-техническое обеспечение дисциплины



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.