Сделай Сам Свою Работу на 5

по направлению 080200.68 «Менеджмент»





ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

Для поступления в магистратуру

по направлению 080200.68 «Менеджмент»

 

Настоящая программа составлена на основании требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра менеджмента, определяемых действующим государственным стандартом высшего профессионального образования по направлению «Менеджмент», и включает основные разделы менеджмента, знание которых необходимо для последующего освоения дисциплин магистерской программы. В процессе экзамена, поступающие должны показать свою подготовленность к продолжению образования в магистратуре по следующим программам:

  • «Общий и стратегический менеджмент»;
  • «Инновационный менеджмент»;
  • «Финансовый менеджмент»;
  • «Экологический менеджмент»;
  • «Стратегическое управление территориальными системами (регион, муниципальное образование)»;
  • «Международный бизнес»;
  • «Маркетинг»;
  • «Управление человеческими ресурсами».

Экзамен проводится по следующим подразделам:

Сущность, содержание, эволюция менеджмента / управления.Понятие менеджмента как науки и искусства управления; как вида деятельности и принятия управленческих решений. Менеджмент как аппарат управления. Виды менеджмента: организационный, производственный, финансовый, инновационный, маркетинг, управление персоналом. Ключевые категории менеджмента: система и механизм управления, субъект, объект и процесс управления, уровни, звенья, элементы управления управление с помощью обратной связи. Менеджмент и предпринимательство. Соотношение понятий «предприниматель», «бизнесмен» и «менеджер». Роль менеджеров в организации (Г. Минцберг). Требования, предъявляемые к профессиональной компетенции менеджеров. Этапы развития управленческой мысли. Школы управления: научная, административная, школа человеческих отношений, школа поведенческих наук. Процессный, системный, ситуационный подходы к управлению. Особенности современного менеджмента в России и за рубежом.



Фирма / организация как объект и субъект управления.Понятие фирмы / организации как объекта управления. Стадии жизненного цикла фирмы / организации. Внутренняя среда и ее переменные: цели, структура, задачи, технология, люди, реальные результаты. Организационная культура: понятие, элементы, функции, виды. Имидж фирмы / организации. Внешняя среда: факторы прямого и косвенного воздействия. Закономерности фирмы / организации, их классификация. Современные тенденции развития фирм: виртуальная, обучающаяся, сетевая.



Функции менеджмента / управления.Сущность, предпосылки, классификация функций управления. Типы функций управления; их место и роль в управленческом процессе. Планирование как функция менеджмента. Сущность, виды, методы и принципы планирования. Формы планирования. Понятие и функции целей. Требования, предъявляемые к целям; их классификация. Миссия, генеральная, общие и специфические цели. Дерево целей. Стратегическое и тактическое планирование и их взаимосвязи. Организация / фирма как имманентная функция менеджмента: понятие и принципы. Характеристика аппарата управления. Нормы управляемости. Полномочия, ответственность и их виды. Делегирование полномочий и ответственности: принципы, масштабы, требования, выгоды, сопротивление. Централизация и децентрализация: преимущества и недостатки. Сущность и виды организационных структур: линейная, функциональная, штабная, дивизиональная, матричная. Проектирование организационных структур: подходы, задачи, требования, принципы. Мотивация и стимулирование. Элементы и принципы мотивационного механизма. Концепции мотивации: Маслоу; Альдерфера; Д. МакКлелланда; Ф. Герцберга; Врума; Адамса; Портера-Лоулера. Контроль как функция менеджмента. Виды и этапы контроля. Управление с помощью обратных связей.



Связующие процессы в менеджменте: управленческие решения и коммуникации.Понятие, виды и факторы, определяющие эффективность управленческих решений. Этапы подготовки, принятия, способы выполнения решений. Методы оптимизации управленческих решений. Информационные системы управления, их действие в системе управленческих решений. Понятие и виды управленческой информации. Источники информации и базы данных. Обмен информацией. Информация и коммуникации: общее и различное. Функции и способы коммуникации. Коммуникационные барьеры, коммуникационные сети и их разновидности. Формальные и неформальные виды управления.Формальные и неформальные группы, социальные нормы и способы управления. Влияние и власть. Формы власти. Стили руководства: авторитарный, демократический, либеральный, адхократический. Решетка Блейка-Моутона. Управленческий конфликт: причины, функции, действие и результаты. Методы управления конфликтными ситуациями. Позитивные и негативные функции конфликтов.

Эффективность / продуктивность управления.Экономическая и социальная виды эффективности. Экономическая эффективность управления и факторы, влияющие на ее уровни. Критерии экономической эффективности деятельности фирм / организаций. Показатели эффективности управления и их определение. Эффективность труда работников аппарата управления.

Стратегическое управление.История развития, основные понятия, определения и сущность стратегического управления. Специфические и общие конкурентные стратегии. Стратегии конкуренции. Методики анализа внешней и внутренней среды фирмы. Концепции ценностных цепей фирмы. Связи внутри ценностной цепи. Управление затратами внутри ценностной цепи. Факторы конкурентоспособности для стратегий лидерства в издержках, дифференциации, фокусирования. 13 факторов конкурентоспособности для стратегии дифференциации. Использование конкурентных стратегий в деле. Методики оценки конкурентоспособности. Анализ хозяйственного портфеля. Методики Ансоффа. Методики стратегической сегментации. Риски и выгоды различных конкурентных стратегий. Анализ и разработка комплексной стратегии фирмы / предприятия / организации.

Инновационный менеджмент: возникновение, становление, основные понятия и определения. Объект и предмет науки и практики нововведений. Социально-экономическая сущность нововведения как объекта управления. Типология нововведения и структура инновационного процесса. Принципы управления инновационными процессами. Современные тенденции развития инновационного менеджмента. Понятие инновационной политики и уровни, определяющие ее формирование. НИОКР как сфера бизнеса. Элементы и функции инновационной политики. Организация инновационных процессов. Методы и направления государственного регулирования инновационной сферы. Виды инновационных стратегий. Рисковый капитал и венчурный бизнес. Модели государственной инновационной политики. Показатели эффективности инновационного проекта. Методы выбора инвестиционных проектов. Порядок оценки инвестиционных проектов.

Финансовый менеджмент.Сущность, функции, цели, задачи, роль и организация финансового менеджмента фирмы. Принципы построения, формы и содержание финансовой отчетности. Балансовый отчет. Отчет о прибылях и убытках (income statement). Денежные потоки фирмы: понятие и виды. Методы формирования отчета о движении денежных средств. Анализ финансового состояния и результатов деятельности фирмы. Сущность и методы финансового анализа. Финансовые коэффициенты, отражающие результаты деятельности фирмы. Методы финансового планирования фирмы и прогнозирование финансовых показателей. Финансовая политика и стратегия устойчивого роста фирмы. Фактор времени и анализ денежных потоков в финансовых операциях. Оценка долгосрочных и краткосрочных финансовых активов. Управление финансовым риском. Показатели оценки риска. Теория инвестиционного портфеля, модели ценообразования активов на рынке капиталов. Операционный и финансовый рычаг. Модель «затраты – объем продаж – прибыль». Понятие операционного и финансовый рычагов, их совместный эффект рычагов. Инвестиционная политика фирмы. Сущность и методы инвестиционных решений. Оценка финансовой состоятельности и экономической эффективности инвестиций инвестиционного проекта. Учет инфляции при оценке денежных потоков. Принципы разработки бюджета капитальных вложений. Финансовая политика фирмы. Финансирование хозяйственной деятельности и прогноз денежных потоков инвестиционного проекта. Анализ денежных потоков. Система финансирования хозяйственной деятельности фирмы. Собственные и заемные источники финансирования. Понятие структуры и стоимости капитала фирмы. Теории структуры капитала. Средневзвешенная и предельная стоимость капитала. Управление структурой капитала. Анализ влияния финансирования на риск и доходность фирмы. Выбор оптимальной структуры капитала. Привлечение иностранного капитала. Дивидендная политика: типы дивидендов, формы и порядок их выплат. Дивидендная политика и стоимость фирмы. Практические аспекты дивидендной политики. Особенности финансовой политики фирм в России и за рубежом.

Экологический менеджмент.Объект, предмет, цели и задачи изучения в экологическом менеджменте. Индустриальное и постиндустриальное общество и экологический вызов. Способность государств и мирового сообщества отвечать на экологический вызов. Формирование системного подхода к решению экологических проблем на уровне предприятия в рамках корпоративного экологического менеджмента, государства и цивилизации в рамках концепции «устойчивого развития». Система корпоративного экологического менеджмента фирмы. Стратегический экологический менеджмент предприятия. Базисные стратегии экологически устойчивых фирм. Практические модели внедрения корпоративного экологического менеджмента и формы интеграции экологических аспектов в организацию предприятия. Цели, стратегии и инструменты «зеленого маркетинга». Включение экологической составляющей в маркетинговый, инвестиционный, производственный, персональный, финансовый менеджмент и менеджмент логистики. Экологический инвестиционный менеджмент. Выбор технологии и процессов. Экологическая ориентация управления производством, логистикой и сервисными услугами. Экологические подходы к производству, редукции и переработке отходов. Экологическая ориентация персонального менеджмента. Экологический аспект финансового менеджмента фирмы. Материально-энергетические балансы. Требования к экологическому учету. Особенности экологического учета и отчетности на российских фирмах. Индикаторы экологических результатов деятельности предприятий. Оценка экологического жизненного цикла продукта. Способы проведения оценки жизненного цикла. Сущность, функции, цели, задачи, роль и организация экологического менеджмента в фирме как части системы корпоративного управления, которая обладает организационной структурой и ставит целью достижение ключевых положений указанных в экологической политике посредством реализации программ по охране окружающей среды. Задачи, связанные с созданием экономических механизмов по реализации управленческих решений, направленных на экологизацию фирмы. Внедрение систем экологического менеджмента на базе международных стандартов ИСО 14000.

Стратегическое управление территориальными системами (регион, муниципальное образование).Методологические основы определения целей, функций, стратегий территориальной социально-экономической системы. Территориальная система как необходимая составляющая развития общества. Концептуальные и методологические вопросы стратегического управления и планирования регионального развития. Системный подход как методологический принцип исследования территориальной социально-экономической системой. Методологические подходы, методический аппарат к выбору стратегии развития территориальными системами. Стратегическое планирование регионального и межрегионального развития. Обоснование методик анализа и прогнозирование развития территориальной социально-экономической системы. Выбор методики разработки нормативных моделей, структуры и функций территориальных систем. Разработка систем показателей оценки экономического роста и социального воспроизводства территориальных систем. Показатели оценки социальной стабильности региона. Методические подходы к формированию системы мониторинга социально-экономической ситуации в регионах Российской Федерации. Научные основы мониторинга социально-экономической и экологической ситуации в регионах субфедерального уровня. Опыт научных исследований и разработки программных документов стратегического развития Сибири. Конкурентные преимущества и проблемы перспективного развития Сибири. Федеральная целевая программа «Сибирь» – первый опыт разработки стратегических документов развития Сибири на постсоветском пространстве. Тюменская область как объект стратегического планирования. Современные социально-экономические проблемы и противоречия Тюменской области (юг, ХМАО, ЯНАО) и пути их стратегического решения. Региональный мониторинг как информационно-управленческая основа региональной политики и стратегического управления и планирования. Разработка системы индикаторов для мониторинга экономической и налогово-бюджетной политики. Анализ актуальных проблем и оценка эффективности реализации стратегии обеспечения социальной стабильности развития Тюменской области (юг, ХМАО, ЯНАО). Ключевые риски, угрозы, шансы, возможности и реальные векторы социально-экономического развития Тюменской области в институциональном контексте. Правовое и институциональное поле регионального стратегического планирования и управления.

Международный бизнес. Сущность, этапы, цели, виды, внешняя и внутренняя среды международного бизнеса. Понятие и современные особенности международной конкуренции. Отрасль как группа конкурентов. Ромб М.Портера пяти конкурентных сил. Типовые конкурентные стратегии фирмы как способы её позиционирования в отрасли. Конкурентоспособность и конкурентные преимущества фирмы. Цепочка создания ценности фирмы как источник ее конкурентоспособности. Виды инноваций, обеспечивающие долгосрочное конкурентное преимущество. Основные факторы удержания долгосрочного конкурентного преимущества и факторы, обеспечивающие конкурентные преимущества самого высокого порядка. Детерминанты конкурентного преимущества различных стран и регионов. Детерминанты «национального ромба» М. Портера. Параметры факторов спроса, стратегии фирм, их соперничество, родственные и поддерживающие отрасли. Факторы региональных преимуществ: специализация производства; присутствие местных потребителей, конкурентоспособных поставщиков, родственные отрасли; среда, поощряющая инвестиции, конкуренция фирм и отраслей на уровне региона. Кластеры и конкурентные преимущества региона. Цели, сущность, факторы и причины становления и развития международного предпринимательства. Уровни интернационализации предпринимательства. Стимулы, мотивы и модели международного бизнеса. Новые рынки сбыта; доступ к дешевым и уникальным ресурсам; получение конкурентных преимуществ; высокие технологии и другие особенности международного предпринимательства. Факторы, воздействующие на развитие современной среды бизнеса на международных сегментах. Выбор стран и рынков для ведения бизнеса: анализ шансов и рисков, связанных с выходом на внешние рынки; оценка собственных возможностей ведения международного бизнеса; анализ, оценка и выбор принимающих стран и партнеров; обоснование способа ведения бизнеса в принимающей стране. Международные контракты, таможенные процедуры, базисные условия поставок, гарантии. Оценка конкурентов клиентов. Источники финансирования международного бизнеса. Особенности валютной системы: валютный курс и валютные рынки; международные организации, регулирующие валютную деятельность стран. Инструменты срочного валютного рынка: форвардные валютные контракты; фьючерсные контракты; опционные контракты; своп-контракты. Валютный риск и стратегии хеджирования. Контрактные методы страхования транзакционного риска: выбор валюты цены и валюты платежа; виды валютных оговорок. Виды банковского финансирования. Кредитная линия; револьверный кредит; срочный заем; овердрафт. Условия и теории паритетов международного финансового рынка. Внутренние и внешние источники краткосрочного финансирования фирмы. Классификация банковского финансирования по видам используемых валют: национальное; иностранное; евровалютное, оффшорное. Характеристика еврокредитов. Нетрадиционные методы финансирования. Встречная торговля. Международный лизинг. Факторинг. Форфейтинг. Долгосрочное финансирование фирмы: покупка акций и облигаций; банковские кредиты. Международное кооперационное сотрудничество. Инвестиционные модели интернационализации бизнеса. Теории прямых иностранных инвестиций и их практическое применение. Мотивы прямого инвестирования как способа интернационализации бизнеса.

Маркетинг.Понятие, основные принципы, функции, цели и сущность маркетинга. Маркетинговый менталитет. Рынок и рыночные агенты. Продукт и продуктовая политика фирмы. Маркетинговая информационная система. Брэндовая и имиджевая политика фирмы. Маркетинговые исследования. Пробные продажи. Сегментация рынка и позиционирование продукта. Системы товародвижения и логистика. Виды ценообразования в маркетинге. Маркетинговые коммуникации, пропаганда и реклама. Типология поведения потребителей. Управление маркетингом. Области применения маркетинга. Организация маркетинговой деятельности фирмы. Внедрение и контроль маркетинговой деятельности.

Управление человеческими ресурсами.Сущность, цели, функции, организационная структура системы управления персоналом в современной фирме / организации. Планирование потребности в персонале. Технологии найма, отбора, приема и расстановки кадров. Разработка критериев отбора и определение требований к кандидатам. Привлечение и отбор кандидатов. Цели и структура отбора персонала. Анализ документов кандидата: резюме, сопроводительные и рекомендательные письма. Интервью как ключевой метод оценки кандидата. Основы профориентации и трудовой адаптации персонала. Критерии успешности адаптации. Выбор методов оценки. Оценочные шкалы. Управленческие решения по итогам аттестации. Проблемы сокращения / увольнения персонала. Разработка различных систем развития и обучения. Технологии управления социальным развитием. Специфика организации обучения персонала. Цели и задачи, виды и методы обучения / переобучения. Сущность технологий текущей деловой оценки и аттестации. Управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением кадров. Технологии управления кадровыми нововведениями. Формирование кадрового резерва. Системы управления карьерой персонала в современной организации. Разработка систем мотивации, стимулирования и вознаграждения. Мониторинг удовлетворенности трудом. Показатели эффективности (KPIs). Структура компенсационного пакета. Построение систем КТУ, «грейдов», премиальной системы. Зависимость премирования сотрудника от выполнения им целей фирмы / подразделения. Соотношение постоянной и переменной части в структуре личного трудового вклада и дохода для различных категорий персонала. Разработка социальных программ. Управление поведением персонала. Управление конфликтами и стрессами. Взаимосвязь стратегии организации и стратегии управления персоналом.

Рекомендуемая литература

 

1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов / Ред. Багиев Г.Л. – М.: Экономика, 2011.

2. Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков.- М.: Русская Деловая Литература, 2009.

3. Борисова Е.А. Управление персоналом для современных руководителей. – СПб., 2003.

4. Веснин В.Р. Менеджмент. – М.: Проспект, 2012.

5. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: Учебник. – М., 2007.

6. Виханский О.С., Наумов А.Д. Менеджмент. – М.: Магистр, 2010.

7. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. – М.: Омега-Л, 2010.

8. Гунин В.Н. и др. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. – М.: ИНФРА-М, 2012.

  1. Гринин А.С., Орехов Н.А., Шмидхейни С. Экологический менеджмент: учебное пособие. Рек. УМЦ “Профессиональный учебник” – М.: ЮНИТИ. 2001.

10. Дафт Р.Л. Теория организации. Пер. с англ. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

11. Дэниелс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя cреда и деловые операции. Пер.с англ., 9-е изд. – М.: “Дело Лтд”. 2011.

12. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н. Новгород, 2005.

13. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007.

14. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. – М.: КНОРУС, 2011.

15. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. – М.: ДеКа, 2004.

16. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: Учебник. – СПб.: Питер, 2011.

17. Кратко И.Г. Международное предпринимательство: Уч. пособ. – М.: «ИНФРА-М», 2001.

18. Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю. Стратегический менеджмент. – М.: ЭКСМО, 2010.

19. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: учебник – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2012.

20. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу/ Р.Б.Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков. – М.: Экономистъ, 2012.

21. Международный менеджмент. Учебник для вузов / Под ред. С.Э. Пивоварова, Д.И. Баркана, Л.С. Тарасевича. – СПб: Питер, 2010.

22. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента. Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2009.

23. Мильнер Б.З. Теория организаций. – М.: «ИНФРА-М», 2010.

24. Ноздрева Р.Б. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 10. – М.: «ИНФРА-М», 2009.

25. Организационное поведение. Под ред. Г.Р. Латфулина. – СПб.: Питер, 2007.

26. Павлова Н.Н. Маркетинг в практике современной фирмы: Учебник для бизнес-школ. – М.: Норма, 2011.

27. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. 3-е изд. – М.: Международные отношения, 2009.

28. Румянцева З.П. Общее управление организацией. – М.: «ИНФРА-М», 2010.

29. Сергеев А.М. Организационное поведение. – М.: Академия, 2008.

30. Стратегический менеджмент. / Под ред. А.Н. Петрова. – СПб.: Питер, 2008.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.