Сделай Сам Свою Работу на 5

Под политикой понимают также искусство возможного, а нередко характеризуют ее как «грязное дело».





Понятие политики

Структура и функции политики

Границы политики в обществе

4. Тоталитарная и анархистская, либеральные и кейнсианские трактовки политики

ЧТО ТАКОЕ ПОЛИТИКА?Политология, как следует уже из самого названия, — это на­ука о политике. Поэтому наличие правильных и ясных представле­ний о политике — первейшее условие глубокого осознания пред­мета политологии, ее особенностей и содержания.

Понятие политики

Многообразие определений политики.«Политика» — одно из наиболее распро­страненных и многозначных слов в рус­ском языке, да и в других язы­ках мира. В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь то деятельность руководи­теля государства, партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное определенной цели.

Под политикой понимают также искусство возможного, а нередко характеризуют ее как «грязное дело».

Аристотель, один из основоположников политической науки, видел в политике высшую форму общения людей. Он считал человека политическим животным, не вкладывая в это суждение отрицательный смысл.



Такой разброс обыденных представлений о политике связан не только с недостаточно четкими, ограниченными или просто оши­бочными знаниями о ней различных людей, но в первую очередь со сложностью, многогранностью, богатством проявлений этого феномена.

Научные трактовки термина «политика» отличаются от повсед­невных представлений строгой логической аргументацией, обоб­щенностью и систематизацией, хотя и страдают некоторой противоречивостью мнений.

Разнообразные научные определения политики могут быть систематизированы и подразделены на несколько групп, каждая из которых внутренне дифференцирована.

Критериями выделения таких групп служат используемые для характеристики политики общие исследовательские подходы: социологический, субстанци­альный (выясняющий материю, основу явления), а также акцентированные в определениях политики ее важнейшие качества и функции в обществе.

В соответствии с этими подходами можно выделить три группы определений политики:

· социологические;



· субстанциальные;

· научно сконст­руированные, связанные со специфической интерпретацией политики.

А. Социологические определения полити­ки, основываясь на социологическом подходе, характеризуют ее через дру­гие общественные явления: экономи­ку, социальные группы, право, мораль, культуру, религию.

В соот­ветствии с отражаемой сферой общества их можно подразделить на экономические, стратификационные (социальные), правовые, эти­ческие (нормативные) и т.д.

· Экономическиеопределения политики, наиболее ярко пред­ставленные в марксизме и других концепциях экономического де­терминизма, характеризуют политику как надстройку над эконо­мическим базисом, как концентрированное выражение экономи­ки, ее потребностей и интересов.

Политика как специфическая область общественной жизни в этом случае утрачивает свою само­стоятельность, сохраняя лишь относительную, ограниченную ав­тономию.

Определения политики в духе экономического детерминизма подчеркивают лишь один из важнейших источников политики. Обычно они гипертрофируют влияние экономических потребно­стей на политику, недооценивают ее самостоятельность.

Опыт ис­тории, и, прежде всего, более чем 70-летнее существование команд­но-административного социализма, свидетельствует, что не только экономика оказывает сильное влияние на политику, но и послед­няя может выступать по отношению к экономике командной, гла­венствующей силой.

Поэтому с точки зрения науки представляет­ся более плодотворным рассматривать взаимоотношение экономики и политики как взаимодействие равнозначных и равноправ­ных областей общественной жизни.



· Стратификационные и правовые дефиниции политики

Важной составной частью социологических определений политики являются ее стратификационные дефи­ниции.

Стратификация описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий.

В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала.

Термина «стратификация» пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали. Социологи уподобили строение общества строению Земли и разместили социальные слои (страты) также по вертикали.

Основанием служит лестница доходов: бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточные группы населения – среднюю, а богатые - верхнюю. Каждая страта включает только тех людей, кто имеет приблизительно одинаковые доходы, власть, образование и престиж. См. Кравченко А.И. Социология, стр. 302.)

Они трактуют политику как соперничество определен­ных общественных групп: классов и наций (марксизм) или заинтересованных групп — за реализацию своих интересов с помощью власти (А. Бентли, Д. Трумэни др.).

Если марксистс­кие трактовки политики как борьбы между классами в совре­менном мире во многом утратили свое влияние, то теория за­интересованных групп получила широкое распространение и развитие,и, в частности,она представлена в плюралистичес­ких концепциях демократии, трактующих политику в современ­ном демократическом государстве как соперничество разнооб­разных заинтересованных групп, обеспечивающее баланс, рав­новесие общественных интересов.

В истории политической мысли достаточно широко представлены правовые концепции политики, которые считают политику, государство произ­водными от права и, прежде всего, от естественных прав человека, которые лежат в основе публичного права, законов и деятельнос­ти государства.

Яркий пример правовой концепции политики — ее контрактивистские («общественного договора») теории, пред­ставленные такими видными мыслителями, как Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо, Кант.

Суть этих теорий состоитв трактовке полити­кикак специализированной деятель­ностипо охране присущих каждому человеку от рождения фунда­ментальных прав: на жизнь, свободу, безопасность, собствен­ностьи т.д.

В современной научной литературе широко представлены и противоположные правовым концепциям политики теории. Они рассматривают право как порождение политики, важнейшее сред­ство ее реализации, инструмент создания стабильного политичес­кого порядка. Право непосредственно создается государством и основано на политической воле и государственной целесообраз­ности.

· Этические определения

Правовая трактовка политики непосред­ственно примыкает к ее этическим (нор­мативным, ценностным) дефинициям.

Это ярко проявляется в концепциях, признающих догосударственное существование есте­ственного права в форме моральных принципов человеческого со­общества.

В целом же нормативные понятия политики — важное направление ее социологической трактовки. Используемый в них нормативный подход предполагает рассмотрение политики исхо­дя из идеалов, ценностей, целей и норм, которые она должна реализовать.

Политика пред­ставляет собой деятельность, направленную на достижение общего блага.

Ее высшей ценностью является общее благо, включающее такие более частные ценности, как справедливость, мир, свобода и др., целью — служение этому общему благу, нормами — конк­ретные правила, законы, ведущие к его достижению.

Нормативная трактовка политики возникла в глубокой древ­ности. Так, еще Аристотельсчитал политику высшей формой жиз­недеятельности человека, поскольку через нее во взаимоотноше­ниях между людьми утверждается справедливость и достигается благо каждого.

«Справедливость, — писал он, — имеет место толь­ко в политической жизни, потому что весь строй политического общежития держится на праве» [Аристотель. Политика. М., 1865., С. 11. См. также:Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1983, С. 380.]

Нормативные трактовки политики имеют как сильные, так и слабые стороны. Их достоинство состоит в том, что в них выража­ется гуманистический идеал, в соответствии с которым должна строиться политика.

Такой идеал ориентирует участников полити­ки на общественно ценное поведение. В то же время нормативный подход оперирует достаточно многозначными, не всегда четко определенными категориями, допускающими возможность различ­ной трактовки общественного блага. Тем самым создаются предпо­сылки для маскировки, камуфлирования корыстных интересов различных политических сил.

Слабость данного подхода проявляется также в большом рас­хождении понимания политики как деятельности по достижению общего блага и реальности, которая свидетельствует о широком распространении в политике эгоистической мотивации.

Кроме того, не все действия по обеспечению общего блага являются полити­ческими. Многие люди совершают общественно полезные, благо­родные поступки, движимые нравственными или религиозными мотивами.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.