Тема 9. Политическая культура и политическое сознание.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие политической культуры.
2. Основные элементы и функции политической культуры.
3. Особенности российской политической культуры.
4. Соотношение политической культуры и политического сознания.
5. Типы политического сознания. Политический менталитет.
6. Политические ценности, потребности и интересы.
7. Политическое поведение, политическая воля, амбиции.
8. Социокультурные аспекты политики.
Проблемные вопросы:
1. Раскройте содержание понятия политическая культура, перечислите основные элементы политической культуры.
2. Назовите функции политической культуры. В чем особенности политической культуры России от других стран (привести конкретный пример).
3. Влияет ли уровень политической культуры на уровень политического сознания.
4. Как связаны политические ценности, потребности и интересы.
Литература:
1. Гаджиев К.С. Политология / К.С. Гаджиев.- М.: Логос, 2002.- 488 с.*
2. Ильин В.В. Политология / В.В. Ильин.- М.: Кн. Дом «Университет», 2000.- 538 с.
3. Алексеева Т.А. Современные политические теории / Т.А. Алексеева. – М.: РОССПЭН, 2001.- 324 с.
4. Основы политологии / под общ. ред. Ю.Г. Волкова.- Ростов н/Д: Феникс, 2000.- 446 с.
5. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии/ А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2001.- 558 с.
6. Мухаев Р. Т. Политология: Учебник для вузов. Издание второе. – М.: «Приор-издат», 2003.- 432 с*
7. Мухаев Р. Т. Политология: Учебник для вузов. Издание второе. – М.: «Приор-издат», 2005.- 432 с*
Тема 10. Международная политика и международные отношения.
1. Понятие внешней политики государства. Взаимосвязь и соотношение внутренней и внешней политики.
2. Субъекты внешней политики. Формы осуществления внешней политики.
3. Внешняя политика России: традиции, современное содержание и особенности.
4. Мировая экономика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса.
5. Политическая и правовая регламентация международных отношений.
6. Институты международных отношений.
7. Организация Объединенных наций. Международные союзы.
8. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
Проблемные вопросы:
1. Оказывает ли внешняя политика влияние на внутреннюю политику? Назовите соотношение внутренней и внешней политики?
2. Меняется ли со временем внешняя и внутренняя политика государства?
3. Особенности мирового политического процесса?
4. Национально-государственные интересы современной России?
Литература:
1. Гаджиев К.С. Политология / К.С. Гаджиев.- М.: Логос, 2002.- 488 с.*
2. Ильин В.В. Политология / В.В. Ильин.- М.: Кн. Дом «Университет», 2000.- 538 с.
3. Алексеева Т.А. Современные политические теории / Т.А. Алексеева. – М.: РОССПЭН, 2001.- 324 с.
4. Основы политологии / под общ. ред. Ю.Г. Волкова.- Ростов н/Д: Феникс, 2000.- 446 с.
5. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии/ А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2001.- 558 с.
6. Мухаев Р. Т. Политология: Учебник для вузов. Издание второе. – М.: «Приор-издат», 2003.- 432 с*
7. Мухаев Р. Т. Политология: Учебник для вузов. Издание второе. – М.: «Приор-издат», 2005.- 432 с*
Тема 11. Политические технологии.
Вопросы для обсуждения:
1. Основные виды средств массовой информации.
2. Место, роль и важнейшие функции средств массовой информации в политической жизни.
3. Характер и основные направления взаимоотношений СМИ и властных структур.
4. Роль и значение института «паблик рилейшнз».
5. Сущность политического маркетинга.
Проблемные вопросы:
1. Охарактеризуйте роль средств массовой информации в эволюции политических процессов вообще и функций партийной и избирательной систем в частности.
2. Назовите особенности функционирования электронных СМИ.
3. В чем заключается феномен общественного мнения? Каким образом СМИ воздействуют на формирование и изменение общественного мнения?
4. Какое общество называют информационным? Охарактеризуйте значение информационной и телекоммуникационной революции для расширения роли СМИ в политической жизни.
5. В чем заключаются функции специалиста по «паблик рилейшнз» (связям с общественностью)? Какова роль политических консультантов и имиджмейкеров в создании и легитимации образов политических деятелей.
6. Что понимается под «театрализацией» политического процесса? Приведите примеры этого явления в российских СМИ.
7. Как реализуется принцип сегментации политического рынка в воздействии средств массовой информации?
8. Чем различаются методы воздействия на индивида и массу людей? Какие коммуникационные средства при этом используются?
Литература:
1. Гаджиев К.С. Политология / К.С. Гаджиев.- М.: Логос, 2002.- 488 с.*
2. Ильин В.В. Политология / В.В. Ильин.- М.: Кн. Дом «Университет», 2000.- 538 с.
3. Алексеева Т.А. Современные политические теории / Т.А. Алексеева. – М.: РОССПЭН, 2001.- 324 с.
4. Основы политологии / под общ. ред. Ю.Г. Волкова.- Ростов н/Д: Феникс, 2000.- 446 с.
5. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии/ А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2001.- 558 с.
6. Мухаев Р. Т. Политология: Учебник для вузов. Издание второе. – М.: «Приор-издат», 2003.- 432 с*
7. Мухаев Р. Т. Политология: Учебник для вузов. Издание второе. – М.: «Приор-издат», 2005.- 432 с*
Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
Политология является общетеоретической гуманитарной наукой, создающей основу для изучения специальных юридических дисциплин.
Основными формами преподавания политологии в высшем учебном заведении являются лекции и семинары. Основная задача лекции состоит в том, чтобы дать студенту максимально свежий материал по той или иной теме, осветить научный спор. Вузовская наука находится в постоянном движении, развитии, которые невозможны без борьбы мнений, дискуссии. Студенту следует быть готовым к разнообразию мнений, ему придется встретиться с различным изложением того или иного вопроса в учебных пособиях, монографиях, статьях. Иногда студенты негодуют по поводу того, почему ученые не могут договориться между собой. Все дело в том, что именно в спорах содержится вся суть, в них рождается истина.
Лектор обычно излагает ту точку зрения, которую считает наиболее правильной. Главная задача лектора научить студента думать, размышлять, отстаивать свою точку зрения.
Лекционные занятия не могут и не должны охватывать весь материал дисциплины. Они проводятся, как правило, по наиболее сложным темам и вопросам. Отдельные темы рассматриваются студентом самостоятельно, с помощью учебной литературы. Лекции следует научиться конспектировать. Нужно стремиться фиксировать лекцию тезисно, записывая главные мысли, а не отдельные слова и предложения. Впоследствии, при подготовке к экзаменам, именно такая запись будет удобна для повторения.
Что касается семинарских занятий по политологии, то они направлены на изучение наиболее актуальных тем. При подготовке к семинарскому занятию студент составляет конспект. В семинарской тетрадке целесообразно делать записи на одной стороне листа, оставляя другую сторону для дополнений и замечаний. В конспекте необходимо стремится излагать свои мысли четко и конкретно, не увлекаясь длинными рассуждениями общего характера.
Необходимо фиксировать в тетради библиографические данные источника конспектирования с обязательным указанием используемых страниц.
Например: Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов. Издание второе. – М.: «Приор – издат», 2005. – 432 с.
С. 45. Сохранившиеся памятники российской культуры говорят о том, что политическая мысль в нашей стране
ПАМЯТКА
СПОСОБЫ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ
Первый способ
Слушатели на лекции вносят в тетради только ее наиболее важные положения, определения и выводы. Такой способ снимает проблемы нехватки времени для организации диалога, постановки и разрешения проблемных задач и т. д. Наконец, лекция по определению предназначена в большей мере для слушания и в меньшей — для ведения полной записи ее содержания.
Второй способ
Слушатели максимально записывают всю речь лектора в рабочие тетради. Данный способ снимает проблему пропуска в записях слушателей каких-то фрагментов, важных положений. Конспект выглядит более стройно и логично.
Третий способ
Слушатели вносят в конспекты лишь мысли, возникающие у них на основе услышанной в ходе изложения лекции или разрешения проблемной ситуации, другой важной информации. Такой конспект первично выглядит обрывочно-фрагментарным. Система в таком конспекте появляется после обстоятельной самостоятельной работы над записями и дополнительными источниками.
Четвертый способ
Слушатели только слушают лекцию, активно диалогизируя, а конспект составляют после занятий. («Нагрузку надо делать не на карандаш, а на ум», — утверждают приверженцы данного способа.) Если деятельность слушателей и на лекции, и после нее будет носить творческий характер, знания и конспекты будут соответствовать затраченному труду.
Пятый способ
Слушатели работают на лекции по опорным конспектам, заготовленным заранее. Нередко, к примеру, студенты составляют конспекты лекций с использованием личных или общих условных обозначений. В практике учебной работы встречаются конспекты в виде схем или таблиц.
Изучение любой дисциплины предполагает самостоятельную работу. Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, а также сложные, требующие закрепления, выносятся на самостоятельную работу.
Самостоятельная работа направлена на развитие мышления, стремления и способности к творческой деятельности. Она вызывает устойчивое внимание, осмысленное восприятие, хорошее запоминание. Самостоятельность – развивающиеся качество.
Выполнение самостоятельной работы предполагает следующие этапы:
- Прочтение текста и выделение главной мысли
- Составление плана, разбивка на смысловые части
- Составление ответов на вопросы, выполнение заданий
Самостоятельная работа включает три обязательных звена:
1. Постановка проблемы, задачи, задания;
2. Определение путей раскрытия сущности, способов решения проблемы, задания, метода рассмотрения явления;
3. Само выполнение задания, раскрытие сущности явления, решение проблемы.
Самостоятельная работа предполагает самостоятельность мышления, которое проявляется при рассмотрении сущности явлений (событий, процессов) и ведет к формированию убеждений. Ведя самостоятельную работу, человек сам без посторонней прямой помощи разбирается в явлениях общественной жизни, раскрывает их сущность.
Явление это исходный пункт нашего познания, это то, что мы узнаем о вещах, людях, событиях, процессах с помощью наших органов чувств. Мы воспринимаем явления такими они нам кажутся, при этом со всеми их признаками – важными и неважными, необходимыми и случайными, устойчивыми и мимолетными и т.д. При этом восприятие явления далеко не всегда позволяет правильно познать действительность. Чтобы правильно разобраться в явлении, отделить кажущиеся от действительного, необходимо проникнуть в сущность явления. Самостоятельное раскрытие сущности явлений органически связано с применением знаний, поэтому самостоятельная работа имеет большое практическое значение.
Изучение любого явления, в первую очередь, следует начать с изучения его терминологии. Терминология-это «совокупность терминов, употребляемая в какой-либо области знания, искусства, общественной жизни. Термины позволяют ориентироваться в соответствующей области действительности: распознавать явления, сопоставлять их, обнаруживать свойства.
Во вторую очередь, самостоятельное изучение необходимо направить на изучение сущности явления. Обработка факто-событийного материала на классическом уровне включает четыре основных этапа:
1. Уяснение сущности факта.
2. Выяснение причин его происхождения.
3. Уяснение процесса взаимодействия факта с окружающей действительностью.
4. Определение значения факта для времени его происхождения и для современности.
Выполнение самостоятельной работы невозможно без конспектирования. Конспект должен начинаться с названия темы или работы подлежащей конспектированию и содержать ссылку на используемый источник и его библиографические данные. При конспектировании целесообразно делать записи на одной стороне листа, оставляя другую сторону для дополнений и замечаний. В конспекте необходимо стремится излагать свои мысли четко и конкретно, не увлекаясь длинными рассуждениями общего характера.
К возможным видам самостоятельной работы относятся: реферирование (т.е. изложение материала почерпнутого из двух или нескольких источников, включающее улучшение логики изложения, оригинальное объяснение каких-то положений, не раскрытых преподавателем и учебником, собственную аргументацию); ответы на вопросы; самостоятельное составление таблиц, схем, планов; разбор ответа своего однокурсника; анализ нормативно-правовых документов; составление терминологических справочников (словарей) по конкретной теме; составление письменного библиографического, критического или аналитического обзора литературы, имеющейся в наличии по конкретному вопросу и др.
тестовые задания для самостоятельного контроля знаний
Вариант 1
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|