Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Модуль 4. «Прогнозирование надежности двигателей» - 8ч.

4.2. Прогнозирование остаточного ресурса элементов конструкции двигателя – 4ч.

Решение задачи по определению остаточного ресурса подшипника насоса по результатам наблюдения за частотой вибраций корпуса насоса по данным, приведенным на стр. 601 [1].

Решение задачи по определению ресурса зубчатого колеса автомобиля по данным, приведенным на стр. 594 [1].

Решение типовых задач:

Пример 9. Определить остаточный ресурс поршневого двигателя, если предельное значение прорыва картерных газов 175 л/мин, к наработке 100 тыс.км. оно составило 104л/мин, а для нового двигателя прорыв газов в среднем равен 75л/мин.

4.3. Определение потребности в запасных деталях – 4ч.

Решение типовых задач:

Пример 10. Заданы срок службы двигателя до списания – 400 тыс.км.; средняя наработка до первой замены вкладышей коренных подшипников – 190 тыс.км., среднее квадратичное отклонение как для новых, так и замененных деталей – 65 тыс.км., коэффициент восстановления ресурса – 0,5.

Требуется определить возможное число замен подшипников за срок службы.

Пример 11. Задано: нормальный закон распределения ресурса детали; срок службы двигателя до списания – 400 тыс.км.; средний ресурс блока цилиндров – 450 тыс.км.; среднее квадратичное отклонение среднего ресурса 135 тыс.км и 50 тыс.км.

Требуется оценить вероятность замены блока цилиндров и число потребных запасных частей.

 

3.8. Самостоятельная работа студентов

Целью самостоятельной работы является формирование личности студента, развитие его способности к самообучению и повышению своего профессионального уровня.

Самостоятельная работа заключается в изучении содержания тем курса по конспектам, учебникам и дополнительной литературе, подготовка к практическим занятиям, оформлении отчетов по практической работе, к рубежным контролям, к зачету. Она может включать в себя практику подготовки рефератов, презентаций и докладов по ним. Тематика рефератов должна иметь проблемный и профессионально ориентированный характер, требующий самостоятельной творческой работы студента.



4. Образовательные технологии, используемые при изучении дисциплины

В рамках намеченной стратегической технологии принята ориентация на тактические образовательные технологии, являющиеся конкретным способом достижения целей образования.

Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семестров в диалоговом режиме, групповых дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, результатов работы студенческих исследовательских групп) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, педагогической, расчетно-проектной и проектно-конструкторской, производственно-технологической, организационно-управленческой), для ООП магистратуры является семестр с привлечением к работе ведущих исследователей и специалистов-практиков и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистра. В рамках учебных курсов предусматривается возможности встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классов экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, в целом в учебном процессе предусмотрен в объёме не менее 40 процентов аудиторных занятий (по данной дисциплине – 50%).

При чтении лекций по темам используется метод проблемного изложения с использованием интерактивной формы проведения занятия.

Занятия секционного типа составляет не более 33% аудиторных занятий.

 

5. Оценочные средства для текущего контроля успе­ваемости, промежуточной аттестации по итогам ос­воения дисциплины и учебно-методическое обеспе­чение самостоятельной работы студентов

В процессе изучения дисциплины используются различные методы кон­троля. На лекциях при изложении нового материала проводится перекрест­ный опрос студентов с целью выяснения, как они усвоили предыдущий мате­риал. Если требуется дополнительное изложе­ние, то для этого используются часы консультаций.

На практических занятиях студенты под руководством преподавателя са­мостоятельно выполняют индивидуальные задания. Изложение лекционного материала и практические занятия направлены на то, чтобы выработать у студентов профессиональные компетенции.

Наконец, проводится рейтинг-контроль, который включает контроль са­мостоятельной работы студентов по освоению материала, прочитанного на лекциях, изученного на практических занятиях.

 

Задания на рейтинг контроль

Рейтинг контроль №1

1. Основные понятия и термины при анализе надежности машин.

2. Определение надежности.

3. Частные свойства надежности: безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость.

4. Показатели безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости.

5. Комплексные показатели надежности.

6. Причины нарушения работоспособности двигателей.

7. Различные виды трения.

8. Основная терминология изнашивания.

9. Виды изнашивания: механическое, молекулярно-механическое, коррозионно-механическое, эрозионное, кавитационное.

10. Периоды изнашивания деталей двигателя.

11. Классификация отказов поршневых двигателей.

12. Характерные отказы элементов конструкции двигателя.

13. Основное уравнение теории надежности.

14. Общая закономерность изменения интенсивности отказов по времени наработки.

Рейтинг контроль №2

1. Цели сбора информации о надежности.

2. Система сбора информации о надежности.

3. Обработка информации о надежности: средняя наработка до отказа, среднее арифметическое отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.

4. Экспоненциальный закон распределения случайных величин.

5. Нормальный закон распределения случайных величин.

6. Закон распределения Вейбулла.

7. Виды и методы испытаний для оценки свойств надежности.

8. Эксплуатационные испытания двигателей.

9. Ускоренные испытания двигателей.

10. Обоснование числа объектов испытаний.

Рейтинг контроль №3

1. Основные цели и задачи прогнозирования надежности.

2. Прогнозирование надежности методами экспертных оценок, моделирования и статистическими методами.

3. Линейная модель суммирования эксплуатационного нагружения. Эквивалентная наработка.

4. Аналоговый диагностический параметр.

5. Тренд как аппроксимирующий полином изменения диагностического параметра.

6. Определение параметров тренда.

7. Линейное прогнозирование изменения диагностического параметра.

8. Расчет остаточного ресурса элементов двигателя, подверженных изнашиванию.

9. Методика расчета потребности в запасных частях.

 

5.2. Экзаменационные вопросы

1. Основные понятия и определение надежности.

2. Показатели безотказности.

3. Показатели долговечности.

4. Показатели сохраняемости.

5. Показатели ремонтопригодности.

6. Комплексные показатели надежности.

7. Причины нарушения работоспособности.

8. Виды и периоды изнашивания.

9. Характерные отказы элементов конструкции двигателя.

10. Виды и методы испытания двигателей на надежность.

11. Ускоренные испытания двигателей.

12. Обработка информации о надежности.

13. Экспоненциальный закон распределения случайных величин.

14. Нормальный закон распределения случайных величин.

15. Закон Вейбула.

16. Виды и методы испытания двигателей для оценки свойств надежности.

17. Эксплуатационные испытания двигателей.

18. Ускоренные испытания двигателей.

19. Обоснование числа объектов испытания.

20. Методы прогнозирования надежности.

21. Расчет остаточного ресурса элементов двигателя, подверженных изнашиванию.

22. Расчет потребности в запасных частях.

 

6. Учебно - методическое и информационное обеспечение дисциплины

1. Надежность в машиностроении: Справочник/ Под общ.ред. В.В. Шашкина, Г.П. Карзова. – СПб.: Политехника, 1992.

2. Надежность и эффективность в технике: Справочник. Т.1/ Под ред. А.И.Рембезы. -М.-.Машиностроение, 1986.

3. Хазов Б.Ф., Дидусев Б.А. Справочник по расчету надежности машин на стадии проектирования. М: Машиностроение, 1986.

4. ГОСТ 27.002-89. Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения.

5. ГОСТ 14846-81. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испыта­ний.

6. ГОСТ 18509-88. Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендо­вых испытаний.

7. ГОСТ 27.503-81. Надежность в технике. Систем сбора и обработки ин­формации. Методы оценки показателей надежности.

8. Ивановский Р.И. Теория вероятностей и математическая статистика. Основы, прикладные аспекты с примерами и задачами в среде Mathcad. М.: БХВ – Петербург, 2008.

9. Двигатели внутреннего сгорания. Конструирование и расчет на проч­ность поршневых и комбинированных двигателей. Вырубов Д.Н., Ефимов С.И., Иващенко Н.А. и др. Под ред. А.С. Орлина и М.Г. Круглова, 4-ое изд., - М:. Машиностроение, 1984.

10. Купрюнин Д.Г., Шельцин Н.А., Архипов В.С. и др. Анализ надежности (безотказности) отечественных и зарубежных тракторов. М.: ООО «Столичная типография», 2008.

11. Гурвич И.Б., Сыркин П.Э., Чумак В.И. Эксплуатационная надежность автомобильных двигателей. М; Транспорт, 1994.

 

Дополнительная литература

1. Хрущев А.Э. Ремонт двигателей зарубежных автомобилей. М.: Изд. «За рулем», 1998.

2. Григорьев M.A., Пономарев H.H. Износ и долговечность автомобильных двигателей. М: Машиностроение, 1976.

3. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн. 2. Динамика и конструирование.: Учебник для вузов/ В.Н. Луканин, И.В. Алексеев, М.Г. Шатров и др. – М.: Высшая школа, 2005.

4. Ждановский Н.С., Николаенко А.В. Надежность и долговечность автотракторных двигателей. Л.: Колос, 1981.

 

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Занятия по дисциплине проводится в компьютерном классе и лаборатории конструкций двигателей.

 

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 141100.68 Энергетическое машиностроение

 

 

Автор: профессор, к.т.н. Гуськов В.Ф.

 

Рецензент: профессор, к.т.н. Столбов М.С.

 

Программа одобрена на заседании кафедры ТД и ЭУ от года, протокол №.

 

 

Заведующий кафедрой ТД и ЭУ В. Ф. Гуськов

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании учебно-методической комиссии направления 141100 «Энергетическое машиностроение» (квалификация магистр)

« » 2012 года, протокол № 6

 

Председатель учебно-методической комиссии В. Ф. Гуськов

 

Программа утверждена:

 

1. научебный год, протокол №от.

Зав. кафедрой.

2. научебный год, протокол №от.

Зав. кафедрой.

3. научебный год, протокол №от.

Зав. кафедрой.

4. научебный год, протокол №от.

Зав. кафедрой.

5. научебный год, протокол №от.

Зав. кафедрой.

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.