Сделай Сам Свою Работу на 5

космогонические и космологические представления.





 

Миф как основной способ понимания отношения человека к миру и к другим людям. Мифологический способ жизнедеятельности человека отличается синкретическим характером, в котором тесно взаимосвязаны когнитивные, коммуникативные, ценностные, нормативные элементы. Мифологический способ сознательной жизни человека отличается от понятийного, логико-рационального способа жизни существенным образом.

 

Тексты, в которых выражены мифологические представления, обобщают многотысячелетний опыт социальной, культурной, исторической и индивидуальной жизни людей. Тексты, как правило, разделены на две части. Одна из них включает представления до начала акта сотворения мира, т.е. представления об эпохе Хаоса как эпохе доисторического существования человека. Хаос – это эпоха, когда ничего не было, ни неба, ни земли, ни дня, ни ночи, ни жизни и т.п. Другая часть мифологических текстов обладает положительной валентностью и выражает последовательный процесс творения явлений мира в направлений от хаоса к космосу, а от космоса к человеку. Отделение хаоса от космоса означает отделение неба от земли, вод от суши, дня от ночи, появление светил, начиная с Солнца, образование разных элементов земной поверхности – гор, долин, рек, озер, морей. Затем мифы рассказывают о появлении растительного и животного миров, и,



Наконец, возникновение человека, общества, разных социальных организаций.

 

Как строится мифологический текст? Во-первых, текст – это некоторая последовательность ответов на поставленные вопросы. Во-вторых, сам порядок повествования зависит от конкретного события, описание которого считается начальной точкой отсчета. В-третьих, описание пространства осуществляется по принципу извне – внутрь. В-четвертых, оправдывается операция перехода от одного этапа творения к другому этапу. Имеется в виду эволюция от «космического» и «божественного» к «историческому» и «человеческому». В-пятых, указываются правила поведения и жизни людей, регулирующие их отношения друг с другом.

 

Можно выделить три типа схем космогонического и космологического мифов. Тип 1 – креативные схемы. Тип 2 – схемы, описывающие родственно-брачные отношения богов и героев, ассоциируемых с явлениями природы. Тип 3 – схемы описания преданий или традиций, характеризующих жизнь природы и людей. В этой связи миф- это, по сути, предание, рассказ о прошлой жизни и ее связи с настоящей жизнью людей, содержащий элементы прогноза.



 

Ритуал сопричастен актам творения мира, по своей сути ритуал означает воспроизведение заново, творение нового, имеющего циклический характер. Ритуал по своей психологической характеристике означал переживание заново актов творения, обеспечивая преемственность, традиции человеческого существования. Ритуал служил гарантией безопасности и процветания жизни общества, данного племени. Ритуал помещался в центр праздника, воспроизводил пограничную ситуацию между хаосом и космосом. Ритуал как способ достижения целей. По сути, ритуал характерен для всех сфер жизни общества, хозяйственной, торговой, охотничьей, земледельческой, рыболовству, а также всем разновидностям религиозной жизни. Три группы функций выполнял ритуал – религиозно-юридическую (регулятивную) – сакральность, законность, мораль. Функция сохранения, защиты, безопасности жизни. Производственно-хозяйственная, ремесленническая функция. Тем самым ритуал указывал на признаки конструктивного и прагматичного образа жизни.

 

Древнейшим истоком античных философских учений о человеке была мифологическая идея «вселенского архетипа человека». Ее смысл формировался в космогоническом мифе о параллелизме макрокосмоса (большого мира) и микрокосмоса (малого мира), иначе – в мифе о параллелизме Вселенной (Космоса) и человека. Согласно этому мифу, с плотью «вселенского архетипа человека» связывалось возникновение земли. Из его костей образовались камни, из крови – реки, из волос – деревья, из дыхания – ветер и т.д. В древней индийской, китайской и ранней греческой философии мифологические сюжеты о природе человека приобрели рационалистические черты. Человек стал рассматриваться как символ Вселенной, обладающей одушевленными свойствами.



Наряду с рассуждениями об особенностях культуры древних сообществ, необходимо сказать и о характере архаического сознания. В первую очередь, это касается проявлений сознательной регуляцииотношений между людьми, формирования религиозного и художественного сознания, также – общих предметно-логических механизмов сознания. Известно, что регуляция человеческого поведения в архаических культурах осуществлялась с помощью запретов на действия людей, представлявшие опасность для их жизни и нуждавшиеся в их рационализации. Архаические табу были не просто запретами, а выполняли функцию жизненных регуляторов в отношениях людей друг с другом и с природой. Этому способствовало накопление негативного опыта, который концентрировал знания об опасных действиях и навыки реагирования на них. Состав архаического табу обнаруживает довольно сложную норму-запрет. Так, информационно-познавательные элементы табу позволяли судить о предметном значении опасных действий, их возможных отрицательных последствиях. Со временем знания превращались в убеждения людей в том, что действия, опасные для жизни, нуждаются в ограничениях-запретах. Человек, который пренебрегал такими запретами, представлял опасность не только для жизни других людей, но и для себя самого. Другой компонент табу включал эмоционально-оценочные элементы. Ведь опасные действия людей могли сеять страх, боязнь, чувство тревоги, что предполагало неопределенность ожидания, сильные переживания и предчувствия неудачи. Эмоциональная аналитика таких состояний была связана с реализацией охранительную функцию, способствовала адаптации людей к критическим, экстремальным условиям жизни. Третий элемент табу проявлялся в волевом факторе сознания. Обеспечивая регуляцию действий и их согласование с целями, волевые усилия направляли человека на преодоление препятствий, трудностей жизни. Если преодоление препятствий было сопряжено с угрозой для жизни, то воля выполняла запретительную функцию. Человек принимал решение, запрещающее реализацию соответствующих действий. Наконец, четвертый компонент табу формировался в общении людей. Он обладал статусом общезначимой нормы в общине, запрещающей опасные действия ее членов. Нормативный статус табу придавал ему самодостаточный характер. В историко-юридическом смысле слова табу было архаической формой правового сознания. Знаний, убежденности, переживаний и воли недостаточно, чтобы воздержаться от соблазна опасности. Опыт эволюции человека показывает, как трудно ему было смириться с запретами, и особенно с теми из них, которые были сопряжены с риском для жизни. Риск обладал социальной привлекательностью. Тот, кто рисковал, пытался что-то «доказать» самому себе, пренебречь угрозой и страхом перед природой и людьми, и тем самым – нарушить табу. Запрещающая норма действовала, как внешний фактор по отношению к отдельному человеку, предостерегая его и других членов общины от рискованного действия.

Религиозные свойства архаического сознания проявились в анимизме, тотемизме и фетишизме как самых устойчивых культах, которые и по поныне продолжают оказывать свое воздействие на людей.

Анимизмозначал веру в существование универсальной духовной основы мира, во всеобщую одушевленность явлений. Древний человек наделял все явления сверхъестественными животворными качествами, управляющими круговоротом жизни и смерти, метаморфозами души. Душа понималась как тень, как кровь, как дыхание, как причина жизни; она могла покидать тело и переселяться в другое тело, которое могло принадлежать другим людям, животным, растениям и т.п. Душа могла сохранять форму тел или изменяться, искажаться. Душ, с которыми общался человек, было множество – это души предков и души животных, злые и добрые духи и т.д. Вера в них подкреплялась магическими действиями, ритуалами, заговорами, заклинаниями.

Тотемизмвыражал веру человека в своих предков, которые состояли в родственных связях с ним или с членами его общины, выступали в пользу сородичей и являлись перед ними в виде животных, растений или каких-то других предметов. Тотем, по мнению З.Фрейда, – это предок всего рода, праотец всей семьи, ангел-хранитель и защитник ее членов, он предрекает будущее, защищает и милует. Лица, верящие в какой-то тотем, воздают ему должное в ритуальных, праздничных церемониях. Тотем связывает их друг с другом священным обязательством. Как правило, в роли тотемов выступали персонажи из растительного или животного мира. Распространенный тотемный мотив, например, заключался в утверждении брачной связи людей какого-нибудь племени с таким растительным или животным предком. Избрав свой тотем, люди превращали его в культ поклонения. Таковы, например, тотемные поклонения волку, медведю, царевне-лягушке и многим другим персонажам архаических мифологий и верований. Тотемный предок способен к любым мистическим превращениям. Его сверхъестественные функции заключались не только в патронаже и протекционизме членов данного рода или семьи, но и в предоставлении им возможности связываться с любыми явлениями природы и сообществами людей, имеющими иные тотемы.

Фетишизм – рационализированная форма анимистических верований первобытного человека в магические способности неодушевленных вещей. Согласно фетишистскому сознанию, духи воплотились в вещах и действуют через них на человека. Мистическими свойствами наделялись как деревья, камни, земля, вода, огонь, так и слова, числа, орудия и самая разнообразная утварь. Люди поклонялись своему фетишу, связывая с ним свою судьбу, сберегали его на счастье. Так фетиш превращался в идола и приобретал символические значения. Он становился не просто вещью, символом, а меткой, посредством которой распознавалось тайны веры.

Сознательный опытжизнедеятельности древнего человека крайне ограничен, накапливается и обобщается очень медленно, тысячелетиями. Человек древнего мира не в состоянии отделить себя от природы, от своего социального окружения. Его сознательный опыт – это главным образом телесный опыт, подкрепляемый физическими силами организма, энергетикой, умениями двигаться, телесно-психической информацией, извлекаемой органами тела. Сознание воспринимает мир через чувственно-телесные модальности движения, осязания, обоняния, оно видит, слышит, пробует на вкус. Чувственно-телесный образ мира обладает разными информационными значениями, которые представлены в слитной, диффузной форме. Ассоциативный механизм чувственно-образной переработки информации только формируется. Ассоциации по принципам пространственно-временной смежности, частоте, сходству не позволяют разделить саму вещь и её образ, вещь и ее свойства, каждое свойство имеет значение конкретной вещи, одни вещи или свойства могут превращаться в другие, нет разницы между словом и тем, что оно обозначает. Симбиоз чувственно-образных ассоциаций окрашивается в эмоциональные тона переживаний страха, радости, гнева, сомнений, симпатий и антипатий, беспокойства т.п. Сила первобытных эмоций такова, что в них тонут элементы наглядной рассудительности, эмоции захлестывают ростки рациональности. И тогда нет различий между реальным (действительным) и воображаемым миром (миром иллюзий), все одухотворено и наделено мистическими свойствами. Логические черты первобытного сознания обусловлены его эгоцентрической сосредоточенностью на единичных предметах, свойствах и отношениях; эмоционально-иллюзорные схемы рассуждений замещают доказательные построения; вместо реальных отношений причины и следствия действует принцип «после этого значит по причине этого»; любое событие или извещение принимается на веру. Интуитивная «логика» действий и суждений древнего человека сводится к простому переключению с одного частного события на другое событие, с одного частного суждения на другое частное суждение. У него еще не сформировались способности к логическим обобщениям в форме индуктивного или дедуктивного умозаключения. Интуитивная «логика» не чувствительна к противоречию. Такая логика оперирует отношениями типа оппозиций «верх–низ», «направо–налево», «добро–зло», «горечь–сладость» и т.п. Подобные оппозиции или противоположности устраняются за счет сведения одной из них к другой или путем перехода к какой-то третьей. «Логика окольного пути к предмету» в архаическом познании напоминает повторяющиеся отскоки, отступления по типу «проб и ошибок» (человек пробует и ошибается, вновь пробует и т.д.). В примитивных понятиях отсутствует согласованность между их объемом и содержанием, что исключает возможность описательных классификаций явлений, их свойств и отношений по родовым и видовым признакам с соблюдением, принципов принадлежности к данному объему (классу) с помощью логических кванторов типа «все», «некоторые» и т.п. Развитие языка (членораздельной устной и письменной речи) благоприятным образом сказывается на формировании познавательных и коммуникативных способностях людей.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.