Сделай Сам Свою Работу на 5

ПИСЬМО Е. П. Б. Ч. У. ЛEДБИТЕРУ





Эльберфельд, 23 июня 1886

Мой дражайший Ледбитер!

Я была рада — искренне — получить ваше приветственное письмо. Что же до приложения, то я не возьму на себя его пересылку. Я не могу сделать этого, мой дорогой друг; я поклялась не доставлять больше писем, и Учитель дал мне право и привилегию отказать. Так что я отложила его и посылаю вам таким, как получила его. Если бы махатма К. Х. принял письмо и захотел бы прочитать, он бы забрал его из моего ящика, и то, что оно остаётся на месте, показывает мне, что он отказывается от него.

Теперь узнайте о новом развитии событий. Баваджи всецело против нас и склоняется к разрушению Т.О. Месяц назад он был в Лондоне и готовился плыть обратно в Индию. Теперь он здесь — и только небесам известно, когда он уедет, поскольку он живёт с Фрэнком Гебхардом (старшим сыном, который на его стороне, и кого он крайне психологизировал), и посеял разногласия и споры в семье Гебхардов; мать, отец и два сына — Артур и Рудольф, — остающиеся верными учению Учителей, — со мной, а Фрэнк — на его стороне. Он никогда не приходит к нам, хотя живёт через дорогу — и пишет и пишет тома учений против наших доктрин. Он делает и большее; он объявил всем, что собирается опубликовать манифест, в котором выразит сожаление, что внёс свой вклад, дурача публику относительно характера Учителей и того, что они будут и могут делать. Он утверждает, что на протяжении пяти лет находился под майей, психологической иллюзией. Он твёрдо верил в то время, что все феномены производились Учителями, что он сам был в прямом контакте с ними и получал письма и указания, и т. п., но теперь он (Баваджи) знает лучше. С тех пор, как он прибыл в Европу, он узнал истину, получив озарение (!!!). Он понял, что Учителя не могли никогда, ни в коем случае, связываться с ни нами, ни даже со своими челами; они никогда не могли писать сами или даже стоять за письмами или записками, осаждёнными с помощью их чел. Всё подобное было продуктом майи, элементалов, призраков, когда не было "обманом", говорит он. "Эзотерический буддизм" — это всё чепуха и галлюцинация. Ничто из того, что дано в "Теософисте" — не истинно. Моя "Изида" и даже "Тайная доктрина", по его мнению, продиктованы мне каким-то оккультистом или "духами" — но ни в коем случае не Учителями. На вопрос, как же он приехал со мной в Европу по приказанию своего Учителя, как он говорил, он теперь спокойно отвечает, что ошибался; он "изменил своё мнение" и знает, что это была его собственная иллюзия. Олькотт никогда не лечил никого месмеризмом, и ему никогда не помогали Учителя, и т. д., и т. п.





Более того, он настойчиво оклеветал Суббу Роу, Дамодара, Олькотта и всех в Адьяре. Он заставил многих европейцев утерять к ним доверие. Субба Роу, как он говорит, никогда в своей жизни не говорил правды европейцам; он дурачит их всегда и является лжецом; Дамодар — также великий лжец; один он (Баваджи) знает Учителей, и кто они есть. Если коротко, то он делает из наших махатм недоступных, безличных существ, столь удалённых, что никто не может их достичь!!! И в то же время он сам себе противоречит; одному он говорит, что провёл 10 лет с махатмой К. Х.; другому — что 3 года, опять же, что он ездил в Тибет несколько раз и видел Учителя только издалека, когда тот входил в храм и выходил из него. Он врёт самым ужасным образом. Правда заключается в том, что он (Б.) никогда не был в Тибете и не видел своего Учителя и с расстояния в 100 миль. Теперь у меня есть подтверждение этому от самого Учителя. Он был челой на испытании. Когда он прибыл в Бомбей, в Штаб-квартиру, ваш учитель приказал мне сказать всем, что он принял Кришну Свами и прислал его жить с нами и работать для Т.О. Он был послан в Симлу к м-ру С., и так сказать, перепоручил свою личность настоящему челе, Дхарбагири Натху, и с тех пор принял его имя. Будучи связана обетом молчания, я не могла противоречить ему, когда слышала, как он хвалился, что это он жил со своим учителем в Тибете и был принят настоящим челой. Но теперь, когда он провалился как "испытуемый" по причине личных амбиций, ревности к Мохини и внезапно развившихся ярости и зависти — вплоть до ненависти — к полковнику и ко мне — теперь Учитель приказал мне рассказать правду. И что, как вы думаете, он сделал? Он посмотрел мне в лицо и спросил — что я знала о его прошлой жизни? Конечно, он не был у Учителя в течение тех пяти лет, когда он был с нами, но он знал махатму К. Х. за 12 лет до того, как впервые услышал о Т. О.!!! Когда я показала ему письмо Учителя, в котором ваш махатма подтвердил моё заявление, подчеркнув, что он (Баваджи) "никогда не видел его и не путешествовал в Тибет", м-р Б. спокойно сказал, что это было письмо призрака, поскольку махатма никогда не мог бы ни писать писем, ни что-либо говорить о своих челах.



Таким образом, он скрывается за тройной бронёй безответственности, и невозможно поймать его тому, кто подобно Фрэнку Гебхарду верит, что каждое слово Б. боговдохновенно. Б. не отрицает ничего; допускает всё, каждый феномен, и выкручивается из этого, говоря, что всё это иллюзия, его карма. Когда его ловят на вопиющем противоречии, он выворачивается, говоря, что никакой чела не имеет воспоминания о времени, пространстве или цифрах (!!), потому и противоречие. Когда ему показывают его собственную подпись, подтверждающую, что он защищал феномены и пропагандировал доктрины нашего Общества и Учителей, он отвечает: "О да; но я находился в иллюзии. Теперь я изменил своё мнение". Что тут поделаешь? Он склонился к разрушению нашего Общества, и когда он вернётся в Индию, то будет заронять сомнения в каждый индусский ум. Дамодар, который знает о нём правду и мог бы разоблачить его, далеко и не имеет желания возвращаться. Так что, если Субба Роу и немногие преданные индусы не помогут полковнику разоблачить его (а Суббая Четти* знает, что он никогда не был в Тибете), Общество пропадёт или получит ещё одно ужасное потрясение. До свидания, мой дорогой товарищ, и не теряйте, тем не менее, храбрости. Учителя с нами и защитят всех тех, кто твёрдо за них стоит. Пишите мне в Остэнде до востребования. Я буду там завтра.

Всегда вам верная и с братскими чувствами,

Е. П. БЛАВАТСКАЯ

* М-р Суббая Четти всё ещё живёт в Aдьяре (в декабре 1941).

[Постскриптум наверху первой страницы:]

Мои любовь и благословения Дону Дэвиду** и всем братьям. Мои огромнейшие и уважительные салямы высшему священнослужителю Сумангале.*** Просите у него для меня благословения. ****

**Анагарика Х. Дхармапала, основатель общества Махабодхи.

*** Высший священнослужитель "Адамова Пика", директор колледжа Видьёдайа для буддийских монахов, наиболее полезный сотрудник полковника Олькотта.

_________________
**** Перевод K.Z.

ТРЕТЬЕ СООБЩЕНИЕ ОТ УЧИТЕЛЯ К. Х.

Наберитесь смелости. Я доволен вами. Действуйте по собственному усмотрению и верьте вашей лучшей интуиции. Маленький человек потерпел неудачу и пожнёт свою награду. А пока — молчание.

К. Х.

КОММЕНТАРИЙ

Наберитесь смелости.

Е.П.Б. говорит в конце её письма м-ру Ледбитеру: "Не теряйте храбрости". Все, кто близко сталкивался с Е.П.Б., знали, как быстро и остро реагировала она на каждый возможный ущерб или опасность для Теософического Общества. После большого удара, который Общество получило от нападения миссионеров, когда очень многих подвела их храбрость при необходимости открыто засвидетельствовать доверие истинным ценностям Общества, мы можем легко вообразить, как встревожило Е.П.Б. отступничество Баваджи. Её беспокойство, конечно, оказалось преувеличенным; потому что, за исключением разделения, которое он создал в семье Гeбхaрдов, не было в это время в Обществе никаких последствий, которые могло бы вызвать нападение Баваджи на Е.П.Б.. Но м-р Ледбитер был далеко на острове Цейлон, и письмо Е.П.Б. было достаточно тревожным, чтобы предположить, что на Общество спустился ещё один кризис.

 

Более уверенные слова Учителя "наберитесь смелости" показали м-ру Ледбитеру, что опасность для Общества не была похожа на ту, которая потрясла его до основания в 1884.

Я доволен вами.

Три простых слова, но, сколько энергии они, должно быть, принесли м-ру Ледбитеру! Нет уже ни одного из теперь живущих, кто знал бы так же, как я, какое напряжение и дискомфорт были здесь, – если бы он позволял себе принимать их во внимание – в то время, когда он жил в Коломбо в штабе "Буддийского Теософического Общества". То Общество никогда не было "теософическим"; и хотя некоторое время несколько сотен сингальцев стали членами родительского Теософического Общества, они были буддистами, в общем и целом, и я сомневаюсь, была ли, самое большее, хотя бы у полудюжины, когда-либо идея, что теософия может быть философией или жизненной позицией. Никогда не была атмосфера в цейлонском штабе "теософической", в полном понимании этого слова.

 

Кроме отсутствия благоприятной атмосферы Aдьяра, просто физическая неприемлемость условий жизни в этом месте, в незначительном "туземном городе", в одной из его переполненных частей, для рафинированного европейца быстро перешла бы в желание уехать. М-р Ледбитер имел на втором этаже в конце здания, примыкающего к улице, одну маленькую комнату, служившую кабинетом, столовой и гостиной; крошечная спальня была отгорожена от веранды ширмой из холста. У него, конечно, была своя ванная, в которую он должен был спускаться на первый этаж; но рядом с ней был – не ватерклозет, поскольку в нём не было никакой воды, и даже не индийское приспособление с ежедневной "чисткой", но ужасная выгребная яма, вычищаемая один раз в год. Была печатная машина на первом этаже, и молитвенный зал для еженедельной проповеди от девяти вечера до полуночи.

 

Буддийское Общество определило ему маленькое пособие и обеспечило прислугу; но незначительность "прожиточного пособия" может быть подтверждена тем, что он жил, главным образом, на овсянке, хлебе и бананах, и кое-что оставалось на молоко. Чай и кофе были роскошью. М-с Синнетт имела обыкновение периодически посылать ему носки и носовые платки. Он должен был постоянно ездить по деревням, обычно ночью, в телеге с запряжённым волом, поскольку день был занят организацией школ, подписок и собраний. Первый год он путешествовал с полковником Oлькоттом, но позднее – один. Дневники м-ра Ледбитера в течение этих лет содержат только краткое упоминание о местах. Но я, родившийся на острове, понимаю теперь, как трудно было вот так ездить; только после того, как я приехал в Англию, я понял, чем были для него те условия, в которых он жил, хотя в то время, когда я родился в такой среде, они не представлялись мне какими-то необычными.

 

Но он "оставался верным своей работе". Идя по стопам полковника Oлькотта, именно м-р Ледбитер помог создать буддийское образовательное движение на острове Цейлон,

хотя буддисты, кажется, едва ли знают об этом факте, даже сегодня. Однако если Учитель сказал: "Я доволен вами", разве имело значение, что об этом не говорили другие?

верьте вашей лучшей интуиции.

Проживая на острове Цейлон, он ослабил, таким образом, свои связи с членами теософического движения в Англии, и не было никого, кто бы держал его в курсе событий кроме Синнеттов*, чьи письма я имею здесь, в Aдьяре. В письмах м-с Синнетт сообщает обо всех теософических событиях, сообщениях, но не обсуждает их. М-р Синнетт искренне восхищался чистотой характера и мотивов м-ра Ледбитера, доверял ему и свободно высказывал ему свою точку зрения. Но почти всегда с предубеждением против Е.П.Б. и полковника Oлькотта. По мнению м-ра Синнетта всё, что делал Штаб в Aдьяре, было неправильными или неразумными вещами; движение в Европе было едва живо, и когда Е.П.Б. возвратилась в Лондон из Германии и начала активизировать жизнь Общества, она, согласно его сообщениям, принесла больше вреда, чем пользы.

 

Если бы м-р Ледбитер принял, как верное, всё, что описал м-р Синнетт, он мог бы очень обеспокоиться будущим Общества, поскольку у него было глубокое уважение к м-ру Синнетту, и это было в течение многих лет до того, как уменьшилась вера его другу, как беспристрастному и надёжному информатору. Как раз в этот период, когда в письмах м-ра Синнетта появились мрачные тенденции, совет верить его "лучшей интуиции" был, очевидно, необходим, и поэтому Учитель даёт его.

 

* Вероятно, иногда писала мисс Ф. Aрундэйл, но, очевидно, не настолько важное, чтобы это стоило хранить для будущего чтения.

Маленький человек потерпел неудачу …

То, как он потерпел неудачу, видно из письма Е.П.Б.. Но почему? И кто это знает, кроме Учителя? Очевидно, привилегия быть принятым как "чела на испытании" ведёт к тому, что, не только скрытое добро, но также и скрытое зло, выходят на поверхность.

Баваджи – еще одна иллюстрация высказывания Е.П.Б., что "путь оккультизма усыпан катастрофами".

и пожнёт свою награду.

Вряд ли мы знаем, что точно является кармическими "наградами", которые мы получаем, когда терпим неудачу в оккультизме. Очевидно, это сильно зависит от причины неудачи, – какая часть слабости, моральной трусости, гордости, амбиции, зависти или ревности сыграла свою роль в трагедии. Каждая сила, приведённая в движение на физическом, астральном или ментальном планах для добра или для зла, производит свой результат на её собственном плане. Если повод хороший, появится хороший результат на ментальном плане, плане намного большей силы, чем астральный или физический. Простые грубые ошибки из-за беспечности или апатии создают намного менее злую карму, чем ревность, зависть и амбиция.

 

Везде, где есть неудача, большая или маленькая, должен обнаружиться в будущих жизнях, по крайней мере, один эффект – препятствия, которые, одно за другим, преграждают нам путь, непостижимым и незаслуженным образом, когда мы нетерпеливо надеемся реализовать то или иное стремление. "Награда" за неудачу – крушение надежд в будущих жизнях. Всё же, никогда не бывает неудачи навечно. И любая польза, которая была принесена в служении человечеству и Учителям (а у Бaвaджи был отчёт о служении и там, и там), принесёт в будущих жизнях плоды в виде возможностей, несмотря на любые расстройства. Утраченные возможности всё же принесут новые возможности, если пламя стремления где-нибудь в нас всё ещё горит.

А пока — молчание.

Храня в своём уме и в своём сердце слова Учителя, м-р Ледбитер был "молчаливым", упорно работал, полагаясь на себя и, пока его Учитель не позволил ему раскрыть оккультное знание, которое он приобрёл в результате Учительского тренинга, не представил никому никаких признаков того оккультного продвижения, которое он сделал как чела, выдержавший все испытания и всегда находящийся на своем посту.

[ТАКОВ КОММЕНТАРИЙ К ТРЕТЬЕМУ СООБЩЕНИЮ]

Это страница письма Учителя, из которого на стр. 74, я цитировал постскриптум: "Приготовьтесь, однако, что подлинность настоящего будет отвергнута в некоторых штаб-квартирах". Письмо было получено полковником Oлькоттом в 1888, осаждённое в его каюте. Это длинное письмо на одиннадцати страницах, и напечатано как письмо XIX в “Письмах Учителей Мудрости”, первого выпуска. Десятая страница письма поясняется ниже. Различные теософические работники представлены их инициалами, среди них "Ч. У. Л."

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.