Коррекция звукопроизношения
Пояснительная записка
Предлагаемое методическое пособие предназначено не только и не столько для специалистов, сколько для педагогов общего профиля и родителей детей, у которых имеются нарушения речевого развития в виде неразборчивости речи, недостатков звукопроизношения и пр. Оно может быть также использовано специалистами, работающими в области восстановительного обучения больных, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму и имеющими в виде последствий нарушения произносительной стороны речи.
Пособие написано в связи с тем, что, работая практически, автор постоянно сталкивается с необходимостью давать подробные рекомендации каждому педагогу, родителю или логопеду. Конечно, пособие не может заменить живое общение специалиста с пациентами или их окружением, однако рекомендации, сопровождаемые таким «готовым» материалом, намного облегчают дело и оптимизируют прием.
Текст пособия рассчитан на пациентов разного возраста. Предполагается, что пользующийся пособием сам будет отбирать те слова и фразы, которые считает доступными.
То, как следует пользоваться пособием, дано в комментариях к каждому разделу или упражнениям, которые следует от начала до конца читать и говорить каждый день.
Автор надеется, что оно будет полезно специалистам и близким родственникам, желающим помочь взрослым пациентам и детям с нарушениями речи обрести способность разборчиво и красиво говорить.
Логопедический массаж
1. Воротниковой зоны
2. Лицевых мышц
3. Губ
4. Языка
5. Мягкого неба
Массаж воротниковой зоны, лицевых мышц, включая губы, выполняется по тем же правилам, что и обычный косметический массаж.
Массаж языка проводится от его корня к кончику специальным зондом или другим предметом, например, закругленной пластмассовой ручкой зубной щетки. Используются практически все виды массажных движений: поглаживающие, разминающие, похлопывающие, вибрационные и др. Массаж мягкого неба и дужек проводится сверху вниз.
Необходимо соблюдать при этом важное правило: если массируемые мышцы вялые, расслабленные, то массаж должен быть активный, интенсивный; если же мышцы напряжены, то следует начинать с расслабляющего массажа, выполняемого легкими поглаживающими движениями, и только по мере расслабления мышц пытаться проникнуть вглубь.
Логопедическая гимнастика
(Выполняется перед зеркалом; обучающий и обучаемый сидят так, чтобы оба были видны каждому. Дозировка и темп движений увеличиваются постепенно, по мере того, как оно осваивается.)
Губы:
1. Вытянуть — растянуть.
Инструкция: Растянуть губы в улыбку так, чтобы были видны все зубы, и вытянуть в трубочку, чтобы получился хоботок.
2. Сжать — отпустить.
Инструкция: Крепко сжать губы («рот на замок»), а затем плавно их распустить.
3. Сложить рупором.
Инструкция: Нужно сделать так, как я, чтобы получился «рупор».
4. Покусать верхними зубами нижнюю губу.
Инструкция: Нужно сделать так, как я.
5. Покусать нижними зубами верхнюю губу.
Инструкция: та же.
2. Язык:
1. Распластать по нижней губе и удерживать, постепенно продлевая время удержания.
Инструкция: «Нужно чтобы язык лежал так, как у меня». Если мышцы языка остаются напряженными, надо слегка похлопать по языку шпателем.
Способ выполнения: Распластать язык по верхней губе и удерживать, не поддерживая нижней губой, постепенно продлевая время удержания.
Если пациент неспособен поднять язык сам, можно поддерживать его специальным зондом. Для облегчения задачи держать рот открытым, можно что-нибудь закусить с боков, например, кусочки сахара.
Постепенно пациент должен научиться удерживать рот открытым без посторонней помощи.
Совершать языком круговые движения (облизать губы).
2. Двигать языком от одного угла губ к другому (по воздуху, а не по нижней губе), постепенно продлевая время удержания.
Инструкция: «Нужно двигать язык от одного уголка рта до другого так, чтобы язык скользил не по губе, а по воздуху».
Способ выполнения: Если пациент не может выполнять упражнение самостоятельно, следует зажать кончик языка специальным шпателем или своими пальцами и передвигать его (пассивный вариант выполнения задания).
3. Цоканье (присасывание языка).
Выполняется по подражанию.
4. Щелканье (подражание цоканью копыт лошади).
Выполняется по подражанию.
5. Поднять язык к альвеолам и энергично произносить «Д, Д, Д...», удерживая рот в открытом состоянии (на ширину 2 см).
Инструкция: «Нащупай(те) языком за верхними зубами бугорки и ударяй(те) в них копчиком языка». Для детей это упражнение можно обозначить как «Молоток» или «Забиваем гвозди».
Способ выполнения: При открытом рте кончик языка произносит альвеолярное (зазубное) «Д» или «ДА, ДА, ДА...». Чтобы рот не закрывался можно зафиксировать щель (см. упражнение 1).
6. Удерживая язык у альвеол верхних зубов, дуть на него, подключая голос, чтобы получился звук средний между «3» и «Ж».
Инструкция: «Нащупай(те) языком за верхними зубами бугорки, поднимите язык и дуйте на язык, как я. Для детей это упражнение можно обозначить как «Пчелка».
Способ выполнения: При открытом рте кончик языка должен вибрировать от попадающей на него струи воздуха. Чтобы рот не закрывался, можно зафиксировать щель (см. упражнение 1).
7. Вести язык по верхнему небу — упереть в зубы и сопротивляться попытке протолкнуть его назад специальным шпателем или каким-либо другим предметом, например, чайной ложкой.
Инструкция: «Упри(те) язык в верхние зубы и дави(те) на них. Я буду толкать его обратно, а ты (Вы) не давайте, сопротивляйтесь мне».
Способ выполнения: При открытом рте кончик языка должен упереться в верхние зубы. Обучающий шариковым зондом, чайной ложечкой или пальцем пытается отодвинуть его назад, в глубь рта.
Коррекция звукопроизношения
1. Имитация неречевых шумов, сопоставимых с гласными звуками:
Вой ветра — УУУ...
Плач младенца — УА, УА, УА...
Перекличка, заблудившихся в лесу: АУ, АУ, АУ...
Писк поросенка или мышонка: И, И, И...
2. Имитация неречевых шумов, сопоставимых с согласными звуками (четкое, утрированное произнесение):
Мычание коровы — МУ, МУ, МУ...
Мяуканье кошки: МЯУ, МЯУ, МЯУ...
Лай собаки: АВ, АВ, АВ...
Кваканье лягушки: КВА, КВА, КВА...
Кудахтанье курицы — КО, КО, КО...
Гоготанье гусей — ГА, ГА, ГА...
Пение песенки — ЛЯ, ЛЯ, ЛЯ...; ПА, ПА, ПА...; ДУ, ДУ, ДУ...
Звук воздушного шарика, который проткнули: ССС...
Звук подлетающего комара: ЗьЗьЗь...
Шуршание листьев: Ш Ш Ш...
Звук подъезжающего поезда — ЧУК, ЧУК, ЧУК...
Уханье филина — УФ, УФ, УФ...
Рычание дикого зверя: РРР...
Крик петуха — КУКАРЕКУ...
Если звуки вызваны путем имитации, то можно приступать к автоматизации их в слогах. Для этого ниже приведены слоговые таблицы, в которых звуки систематизированы по способу и месту образования. Если же таким путем получить правильно произносимые звуки не удалось, то следует обратиться к специалисту-логопеду, который поставит их, а затем уже автоматизировать.
3. Слоговые таблицы:
Таблицы составлены таким образом, чтобы автоматизируемый звук находился в разных фонетических контекстах: прямые слоги — твердые и мягкие; обратные слоги; слоги с разделительным мягким знаком.
ГУБНЫЕ
| Прямые
| MA
| МЯ
| МЬЯ
| ПА
| ПЯ
| ПЬЯ
| БА
| БЯ
| БЬЯ
| МО
| МЁ
| МЬЁ
| ПО
| ПЁ
| ПЬЁ
| БО
| БЁ
| БЬЁ
| МУ
| МЮ
| МЬЮ
| ПУ
| ПЮ
| ПЬЮ
| БУ
| БЮ
| БЬЮ
| МЫ
| МИ
| МЬИ
| ПЫ
| ПИ
| ПЬИ
| БЫ
| БИ
| БЬИ
| Обратные
|
|
|
|
|
|
|
|
| AM
| ЯМ
| ЯМЬ
| АП
| ЯП
| ЯПЬ
| АБ
| ЯБ
| ЯБЬ
| ОМ
| ЁМ
| ЁМЬ
| ОП
| -
| ЁПЬ
| АБ
| -
| -
| УМ
| ЮМ
| ЮМЬ
| УП
| ЮП
| ЮПЬ
| УБ
| ЮБ
| ЮБЬ
| ЫМ
| ИМ
| ИМЬ
| ЫП
| ИП
| ИПЬ
| ЫБ
| ИБ
| ИБЬ
| Примечание: Обратные слоги со звонким согласным «Б» произносятся без оглушения. Неблагозвучные слоги пропущены.
ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ
| Прямые
| ТА
| ТЯ
| ТЬЯ
| ДА
| ДЯ
| ДЬЯ
| НА
| НЯ
| НЬЯ
| ТО
| ТЕ
| ТЬЁ
| ДО
| ДЁ
| ДЬЁ
| НО
| НЕ
| НЬЁ
| ТУ
| ТЮ
| ТЬЮ
| ДЮ
| ДЮ
| ДЬЮ
| НУ
| НЮ
| НЬЮ
| ТЫ
| ТА
| ТЬИ
| ДИ
| ДИ
| ДЬИ
| НЫ
| НИ
| НЬИ
| Обратные
|
|
|
|
|
|
|
|
| AT
| ЯТ
| –
| АД
| ЯД
| –
| АН
| ЯН
| –
| ОТ
| ЁТ
| –
| ОД
| ЁД
| –
| ОН
| ЁН
| –
| УТ
| ЮТ
| –
| УД
| ЮД
| –
| УН
| ЮН
| –
| ЫТ
| ИТ
| –
| ЫД
| ИД
| –
| ЫН
| ИН
| –
|
ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ
| Прямые
| КА
| КЯ
| КЬЯ
| ГА
| ГЯ
| ГЬЯ
| ХА
| ХЯ
| ХЬЯ
| КО
| КЁ
| КЬЁ
| ГО
| ГЁ
| ГЬЁ
| ХО
| ХЁ
| ХЬЁ
| КУ
| КЮ
| КЬЮ
| ГУ
| ГЮ
| ГЬЮ
| ХУ
| ХЮ
| ХЬЮ
| КЫ
| КИ
| КЬИ
| ГЫ
| ГИ
| ГЬИ
| ХЫ
| ХИ
| ХЬИ
| Обратные
|
|
|
|
|
|
|
|
| АК
| ЯК
| –
| АГ
| ЯГ
| –
| АХ
| ЯХ
| –
| ОК
| ЁК
| –
| ОГ
| ЁГ
| –
| ОХ
| ЁХ
| –
| УК
| ЮК
| –
| УГ
| ЮГ
| –
| УХ
| ЮХ
| –
| ЫК
| ИК
| –
| ЫГ
| ИГ
| –
| ЫХ
| ИХ
| –
|
ГУБНО-ЗУБНЫЕ
| ШИПЯЩИЕ
| ДИФТОНГИ С «Й»
| Прямые
|
|
| ВА-ВЯ-ВЬЯ
| ФА-ФЯ-ФЬЯ
| ША
| ЖА
| ЧА
| Е (Й+Э)
| ЙЭ
| ВО-ВЁ-ВЬЁ
| ФО-ФЁ-ФЬЁ
| ШО
| ЖО
| ЧО
| Ё (Й+О)
| ЙО
| ВУ-ВЮ-ВЬЮ
| ФУ-ФЮ-ФЬЮ
| ШУ
| ЖУ
| ЧУ
| Ю (Й+У)
| ЙУ
| ВЫ-ВИ-ВЬИ
| ФЫ-ФИ-ФЬИ
| ШИ
| ЖИ
| ЧИ
| Я (Й+А)
| ЙА
| Обратные
|
|
|
|
|
|
| АВ-ЯВ
| АФ-ЯФ
| АШ
| АЖ
| АЧ
| ЭЙ
| –
| ОВ-ЁВ
| ОФ-ЁФ
| ОШ
| ОЖ
| ОЧ
| ОЙ
| –
| УВ-ЮВ
| УФ-ЮФ
| УШ
| УЖ
| УЧ
| УЙ
| –
| ЫВ-ИВ
| ЫФ-ИФ
| ЫШ
| ЫЖ
| ЫЧ
| АЙ
| –
|
СВИСТЯЩИЕ
| Прямые
| СА
| СЯ
| СЬЯ
| ЗА
| ЗЯ
| ЗЬЯ
| ЦА
| СО
| СЁ
| СЬЁ
| ЗО
| ЗЁ
| ЗЬЁ
| ЦО
| СУ
| СЮ
| СЬЮ
| ЗУ
| ЗЮ
| ЗЬЮ
| ЦУ
| СЫ
| СИ
| СЬИ
| ЗЫ
| ЗИ
| ЗЬИ
| ЦЫ
| Обратные
|
|
|
|
|
|
| АС
| ЯС
| –
| A3
| ЯЗ
| –
| АЦ
| ОС
| ЁС
| –
| ОЗ
| ЁЗ
| –
| ОЦ
| УС
| ЮС
| –
| УЗ
| ЮЗ
| –
| УЦ
| ЫС
| ИС
| –
| ЫЗ
| ИЗ
| –
| ЫЦ
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|