|
Координация и пространственная ориентировка
Речевые карты и логопедические характеристики
Комментарии к оформлению речевых карт, логопедических представлений и характеристик
Говоря о функциональных обязанностях учителя – логопеда, можно выделить одну очень значимую и не менее важную обязанность, чем все остальные. Это - оформление необходимой документации по установленной форме. Ее ведение является одним из существенных показателей профессионализма. Много времени отводит логопед написанию логопедических заключений, характеристик, представлений, оформлению речевых карт и должен рационально использовать своё рабочее время. Логопед принимает участие в работе ПМПк. Выявляя детей с особенностями не только речевого развития, он дает необходимые рекомендации для дальнейшего успешного развития ребенка или направляет при необходимости к врачу специалисту (психоневрологу, невропатологу, отоларингологу и др.) Чтобы не тратить дополнительного времени на подбор необходимых фраз, специальных выражений, формулировок в данных рекомендациях предлагаются некоторые варианты готовых ответов, которые упрощают заполнение документов, сохраняя их содержательность и правильность. Это помогает повысить свою компетентность в области нормативно - правовых материалов, более эффективно организовать свою работу. В рекомендациях нет жесткой последовательности. Они могут быть использованы учителями - логопедами общеобразовательных и коррекционных школ, логопедами детских поликлиник, учителями-дефектологами, логопедами - новичками, психологами и студентами дефектологических и психологических факультетов. Заполняя документ на ребенка, необходимо знать содержание нормативных документов, касающихся данного вопроса, помнить о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, основываться на его диагностические данные и учитывать результаты речевого развития.
Рассматриваемый аспект Варианты ответов Данные о ходе речевого развития
- Речевое развитие по возрасту;
- без особенностей;
- доречевое развитие с задержкой;
- раннее психомоторное развитие протекало с задержкой;
- в раннем возрасте перенес пневмонию, диатез;
- поздно начал говорить;
- до школы проводилась коррекция звукопроизношения в условиях поликлиники, детского сада;
- ранее психомоторное развитие с задержкой;
- фразовая речь – с 3 лет.
Состояние и подвижность артикуляционного аппарата
- Анатомическое строение без аномалий;
- не удерживает позу закрытого рта;
- может достаточное время удерживать артикуляторное положение;
- движение языка замедленные, с затруднениями;
- основные движения языком, губами выполняет;
- губы толстые, малоподвижные;
- наблюдается замена движений и синкинезии;
- наблюдается замена движений;
- переключаемость движений нарушена;
- тонус нормальный, активность движений достаточная;
- кончик языка малоактивный;
- при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается;
- прикус – прогения;
- отмечается повышенная саливация;
- твердое небо – высокое, имеет готическую форму;
- точность выполнения движений сохранна;
- зубы мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда;
- мягкое небо подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы.
Состояние мелкой моторики
- Движение рук неточное;
- пробы Хеда выполняет выборочно;
- с трудом овладевает навыками самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шарфа и т.д)
- навыками самообслуживания не владеет;
- недостаточно развита моторика мелких мышц рук;
- произвольная моторика не сформирована;
- ведущая рука - правая;
- предпочитает работать левой рукой;
- все движения выполняет правильно;
- мышечный тонус повышен;
- неправильно держит карандаш;
- моторная неловкость при работе с пластилином;
- испытывает трудности при овладении графическими навыками;
- наблюдается замедленный темп письма;
Состояние общей моторики
- Двигательно неловок, медлителен;
- ограничен объем активных движений;
- отстает в темпе, ритме, переключаемости движений;
- испытывает трудности при имитации движений “как идет солдат, летит птица, как режут хлеб” и т. д.;
- мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках;
- отмечаются трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений;
- замен движений и синкенезий не наблюдается;
Понимание речи
- Речь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта;
- понимание речи затруднено;
- выполняет задания по словесной инструкции;
- нуждается в неоднократном повторении задания;
- с опозданием реагирует на обращение учителя;
- речь окружающих выполняет выборочно, с неточностями;
- понимание речи связано с незнанием русского языка.
Звукопроизношение
- Имеются недостатки произношения;
- нарушено произношение звуков …;
- дефектно произносит оппозиционные звуки;
- недостатки произношения звонких согласных (оглушение);
- изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи;
- отсутствие, замена, искажение, смешение звуков;
- полиморфное нарушение звукопроизношения характера стертой формы дизартрии.
Фонематические процессы
- Фонематический слух недостаточно сформирован;
- фонематический синтез сформирован, правильно производит слова из последовательно названных звуков;
- фонематические представления сформированы, правильно придумывает слова на заданные звуки, отбирает картинки;
- затрудняется придумать слово на заданный звук;
- слабо дифференцирует оппозиционные фонемы;
- неправильно дифференцирует слова: бочка – почка, малина – Марина;
- фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы;
- при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности.
Владение звуко–буквенным анализом и синтезом
- Навыки звуко-буквенного анализа и синтеза недостаточно сформированы;
- допускает ошибки при определении количества звуков в слове;
- имеются затруднения в определении количества и последовательности звуков;
- определение места звука в слове сформировано;
- место звука по отношению к другим звукам определяет не всегда верно;
- имеются затруднения при определении количества и последовательности звуков на более сложном речевом материале.
Воспроизведение слов сложного звукового состава
- Не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных;
- количество слогов в многосложных словах определяет неправильно;
- переставляет слоги местами;
- слова сложного звукового состава воспроизводит правильно.
Темп, внятность речи, характеристика голоса и дыхания
- Темп высказываний замедленный;
- речь неразборчивая, маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих;
- звуки произносятся нечетко;
- голос сильный, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый;
- дыхание свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное);
- темп и ритм речи в пределах нормы;
- словесное ударение употребляет правильно;
- интонационная речь недостаточно выразительна.
Проявления заикания
- Не заикается;
- иногда повторяет первый слог в словах, сложных по структуре или семантике;
- наличие судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных).
Словарный запас
- Объем словарного запаса соответствует возрасту;
- словарь беден, неточен, ограничен обиходно – бытовой тематикой;
- не всегда точно использует слова;
- испытывает трудности при подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов;
- в речи чаще применяет имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные, наречия;
- не понимает значения многих слов и допускает многочисленные ошибки в их употреблении;
- часто использует слова не по назначению;
- допускает смешение слов по смыслу и по акустическому сходству;
- страдает понимание и употребление обобщающих понятий.
Грамматический строй
- Недостаточно сформирован для данного возраста;
- в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции;
- допускает многочисленные ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций;
- имеется несогласование слов во фразе, аграмматизмы;
- неправильно употребляет предлоги, падежи;
- имеются ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число;
- в спонтанной речи аграмматизмы не выявлены;
- допускает ошибки в употреблении сложных предлогов;
- имеются ошибки в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах (семь карандашов, на зелеными деревьев);
- допускает ошибки в согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах;
- есть аграммматизмы при образовании прилагательных от существительных (сливочное варенье, волчачий хвост).
Связная речь
- Наблюдается недостаточное развитие связной речи;
- в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий;
- неотчетливо произносит слова;
- оречевление затруднено;
- при ответах пользуется фразой несложной конструкции;
- наблюдается высокий уровень речевого развития;
- опыт речевого общения беден;
- самостоятельно высказаться затрудняется;
- устная форма речи недостаточно сформирована.
- грубое недоразвитие связной речи (1–2 предложения вместо рассказа).
Письмо
- Имеются многочисленные ошибки разного характера;
- испытывает трудности при овладении письмом и чтением (т.к. имеется большое количество специфических – дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других);
- при списывании наблюдаются единичные ошибки;
- при письме под диктовку допускает большое количество ошибок (замены д-т, б-п, ж-ш и др., пропуски, добавления, пропуски предлогов, слитное написание слов).
Чтение
- Способ чтения побуквенно – слоговой;
- чтение замедленное, послоговое, словами;
- понимание прочитанного с неточностями;
- чтение послоговое, простые слова читает целостно;
- делает запинки при чтении многосложных слов;
- чтение с большим количеством ошибок (пропуск букв, слогов, усечение слова, наращивание, угадывание окончаний, смешение оптически сходных букв, аграмматизмы и др.);
- не отвечает на вопросы по тексту;
- при чтении слова произносит неотчетливо.
Координация и пространственная ориентировка
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|