Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 5. Система социальной работы





Инфраструктура как материальная основа удовлетворения потребностей населения

Удовлетворение социальных потребностей граждан и социальная защита населения в соответствии с целями и провозглашенной государством социальной политикой требует определенных материально-технических, финансовых и трудовых вложений. Поэтому социальная защита является средством реализации декларируемой государством социальной политики.

Одновременно качество социальной защиты зависит от материально-технических условий ее организации, то есть от достигнутых результатов социально-экономического развития государства. Следовательно, социальная защита занимает промежуточное положение между экономической и политической системами.

Основные результаты экономического развития государства создаются, прежде всего, в системе материального производства, основанного на применении современных технологических процессов. В целях эффективного функционирования материального производства и удовлетворения социальных потребностей населения государство создает и наращивает специальные силы и средства общего пользования, которые подразделяются на производственную и социальную инфраструктуру.



Производственная инфраструктура включает энергетику, транспорт, связь и телекоммуникации, кредитно-финансовую систему. Частично услугами элементов производственной инфраструктуры пользуется также население страны, в частности для обеспечения жилых помещений теплом и электрической энергией, пользование транспортными услугами для передвижения к местам работы и проживания, в культурных целях.

Социальная инфраструктура включает жилищно-коммунальное хозяйство, системы образования и здравоохранение, общественное питание и бытовое обслуживание, розничную торговлю, науку и научное обслуживание, физкультуру и спорт, а также культуру и культурное обслуживание. Социальная инфраструктура составляет непроизводственную сферу и предназначена удовлетворять социальные потребности населения за счет средств, выделяемых обществом на эти цели. Социальная инфраструктура выступает как бы передаточным звеном от экономики к политике.



Таким образом, состояние как производственной, так и социальной инфраструктуры оказывает непосредственное влияние на степень удовлетворения социальных потребностей населения, то есть инфраструктура составляет как бы материальный и духовный фундамент, на который опираются процессы социального управления.

Проявляется ведущая закономерность тесной взаимосвязи социальной защиты и состояния инфраструктуры. В частности, производительность общественного труда и реальные доходы населения во многом зависят от состояния производственной инфраструктуры, определяют трудовую мотивацию работоспособного населения. В свою очередь недостаточный уровень развития производственной инфраструктуры и высокая степень износа ее основных фондов напрямую влияют на объемы социальной работы, включая социальную поддержку малоимущих слоев населения.

Вложения государства в развитие производственной и социальной инфраструктуры не приносят сиюминутной выгоды и окупаются в течение длительного периода времени. Однако недостаточное развитие как производственной, так и социальной инфраструктуры способно в существенной мере тормозить темпы социально-экономического развития, непосредственно влияет на жизненный уровень населения и организацию социальной работы.

Социальная инфраструктура (Рис. 4.1) представляет собой силы и средства, предназначенные для обеспечения жизнедеятельности на основе экономических возможностей государства, региона, муниципалитета в соответствии с социальной политикой государства и гражданскими правами человека. Являясь социальной (непроизводственной) сферой она выполняет следующие основные функции:



воспроизводство трудоспособного населения;

подготовка квалифицированных трудовых ресурсов;

создание благоприятной среды обитания человека.

В соответствии с социальной политикой государства через состояние инфраструктуры, ее регулярное обновление и развитие реализуются социальные и гражданские права человека. Развитие социальной сферы обусловлено объективными закономерностями, которые связаны с другими сферами общества: материально-производственной, политической и культурно-духовной.

Таким образом, инфраструктура обеспечивает основные виды деятельности, укрепляет стабильность производственных и социальных отношений, обеспечивает их относительное равновесие, создает предпосылки для воспроизводства и развития общества, является непременным условием сохранения целостности всей общественной системы.

Сущность социальной инфраструктуры

Силы и средства, предназначенные для обеспечения жизнедеятельности.

Исходные элементы инфраструктуры как системы

Экономические возможности государства, региона, муниципалитета. Социальная (непроизводственная) сфера. Социальная политика государства и гражданские права человека.

Функции социальной инфраструктуры

Воспроизводство трудоспособного населения страны (региона). Подготовка квалифицированных трудовых ресурсов. Создание благоприятной среды обитания человека.

 

Рис. 4.1. Сущность и функции социальной инфраструктуры

Материально-производственная, политическая и культурно-духовная сферы, которые влияют на социальную инфраструктуру, в целом остаются внешними по отношению к ней и потому относятся к среде, определяющей возможности удовлетворения социальных потребностей населения. Все сферы связаны между собой сетью коммуникаций и имеют неодинаковое значение для функционирования социальной жизни общества.

В этой сфере складываются и удовлетворяются потребности во благах, необходимых для самореализации творческого потенциала человека личности, путем предоставления набора материальных и духовных ценностей через системы образования, медицинского, социального и бытового обслуживания.

Элементы социальной инфраструктуры обладают различной степенью сложности и предназначены для выполнения главной функции - социального воспроизводства людей, в реализации которой существенное значение имеет социальная работа.

Первичным элементом социальной защиты (Рис. 4.2) является понятие "потребности социального субъекта". Под социальным субъектом понимается как отдельная личность, так и социальные группы людей, которые формируются на основе общности потребностей согласно социальному статусу или групповым предпочтениям.

 

Потребности социального субъекта (материальные и духовные потребности личности или социальной группы).

 

Ценностные ориентации (идеалы, интересы, устремления).

 

Инфраструктура общего пользования (производственная, социальная, трудовая, культурная).

 

Учреждения и организации, обеспечивающие процессы образования, медицинского, бытового и транспортного обслуживания, социальной защиты.

 

Рис. 4.2. Структура социальной инфраструктуры

Первичность данного элемента обусловлена тем, что существует объективное противоречие между растущими потребностями личности и возможностями их удовлетворения. Это противоречие, является стимулом общественного развития и источником самореализации каждой личности.

Материальные и духовные потребности личности формируются под воздействием экономических условий и многочисленных социокультурных факторов. Потребности характеризуются, с одной стороны, минимально приемлемым и гарантированным обществом уровнем качества жизни, с другой - уровнем возможностей и запросов самих личностей с учетом их предпочтений.

Важной составляющей социальной деятельности личности или социальной группы являются ценностные ориентации. Ценности воплощаются в идеалах, интересах, устремлениях людей и определяют поведение социальных субъектов. Ценностные ориентации формируются в ходе социализации, закрепляются всей совокупностью жизненного опыта, поэтому они являются одной из стабильных их характеристик.

Система ценностных ориентаций в обществе имеет многоуровневую структуру, которая включает в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Ее вершину составляют ценности, приближенные к идеалу. В соответствии с ценностными ориентациями формируется социальная инфраструктура как составная часть инфраструктуры общего пользования.

Инфраструктура общего пользования создается и обновляется за счет налоговых поступлений в бюджеты различных уровней. По своему составу инфраструктура общего пользования может рассматриваться в расширенном варианте. Кроме производственной и социальной составляющей в инфраструктуру общего пользования нередко включают также промежуточные элементы в виде трудовой, культурной и других сфер.

Под социальной инфраструктурой понимается устойчивая совокупность разнородных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекса потребностей в целях воспроизводства человека и общества. Социальная инфраструктура является сферой взаимодействия экономической и культурной среды, а также социальных субъектов в целях обеспечения условий для рациональной организации жизни и общественного развития.

По своему внутреннему содержанию социальная инфраструктура представляет собой систему социальных учреждений. При этом многообразные потребности индивидов, семей и общества в целом удовлетворяются широким и многообразным набором продукции, работ и услуг.

Социальная инфраструктура может характеризоваться числом социальных учреждений, обеспечивающих процессы образования, медицинского, бытового и транспортного обслуживания, социальной защиты, а также числом мест в них, объемом предоставляемых социальных услуг. Качество социальной инфраструктуры может оцениваться достаточностью ресурсов для удовлетворения потребностей населения.

Система показателей оценки социальной инфраструктуры обычно включает:

количественные и качественные характеристики результатов образовательной деятельности, состояния здоровья граждан, жилищного обеспечения, социальной защиты, социального обслуживания;

степень удовлетворенности потребностей индивидов, социальных групп в жилье, медицинском и бытовом обслуживании, образовании, культурно-духовном общении, политическом участии;

соотношение платности и бесплатности социальных услуг, степень доступности платных услуг различным группам и слоям населения.

Интегрированным показателей эффективности структуры и функционирования социальной инфраструктуры служит качество социального обеспечения населения, основным исполнителем которого выступает социальная защита.

Объектом социальной защиты являются люди, которые могут быть представлены количественными и качественными характеристиками. При этом оценка общества складывается из состояния их здоровья, интеллектуального потенциала и культурно-нравственных ценностей. Отметим, что все личности, социальные группы и слои общества выступают в качестве объектов и субъектов социального управления.

4.3. Современные тенденции социальной защиты населения

Человечество в процессе своего развития пришло к необходимости закрепить право человека на помощь и поддержку в нормативных правовых актах. Так в ст. 25 Всемирной декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., отмечается право каждого человека на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Основополагающие положения о ценности человеческой жизни находят отражение не только в межгосударственных документах, но и в конституциях национальных государств с учетом их исторических традиций и предпочтений. В конституциях многих государств они определены либо как система социального обеспечения, либо как система социальной защиты.

Образуя систему социальной солидарности, помощи и поддержки, государственные институты осуществляют контроль над общественным благосостоянием и качеством жизни населения, а через механизмы распределения и перераспределения материальных и социальных благ реализуют социальную защиту социально уязвимых групп населения.

В современных условиях все страны, которые объявили себя как социальное государство, осуществляют функции социальной защиты работающих, а также взяли на себя обязательства по заботе о неимущих и неработающих. При этом сложились три типа социального государства (Техн, с. 48), в каждом из которых определены основные принципы, приоритеты оказания государственной социальной помощи и степень ответственности государства.

Либеральная, корпоративная и общественная модель социального государства различаются, прежде всего, основными принципами (Табл.4.2), а также функциями по социальной защите населения. Либеральная модель социального государства наиболее характерна для американского индивидуализма. При этом государство сохраняет максимальные доходы граждан с высокой ставкой налогообложения, стимулирует способы повышения доходов, создает систему государственного и негосударственного социального страхования и помощи.

Корпоративная модель социального государства характерная для японского опыта, где государство создает организационно-правовое пространство для деятельности корпораций по пенсионному обеспечению, частичной оплате медицинских услуг, образованию, организации отдыха работников корпорации.

Таблица 4.2.

Основные модели социального государства

Либеральная Корпоративная Общественная
Человек сам несет ответ-ственность за личное и семейное благополучие. Ответственность за инди-видуальное благополучие несет корпорация. Ответственность за благо-состояние человека несет общество.

 

Общественная модель социального государства реализована на скандинавской опыте с принципом "от каждого по возможности, каждому по жизненным потребностям". При этом "богатый платит за бедного, здоровый за больного, молодой за старого". Государство несет полную за реализацию декларированного принципа поддержки через систему социального обеспечения и механизмы перераспределения доходов с использованием высокой ставки налогов.

Применительно к социальным рискам человека и возможностям государства модели социального государства отражают своеобразный контракт между обществом и государством, в котором через систему социального обеспечения или социальной защиты государство декларирует свои возможности, намерения и объемы помощи населению при определенных условиях.

Особое место занимает китайский опыт государственной пенсионной системы, где по состоянию на 1014 г. только каждый четвертый человек пожилого возраста имеет право на получение пенсии в размере 900-1360 юаней (4210-6362 руб.) с обязанностью детей в сельской местности обеспечить родителям благосостояние в старости. Аналогичный опыт имел место в Великобритании, в частности в 1834 г. был принят "Закон о бедности" (Техн, с. 40), где устанавливалось, что бедные, старики, дети и больные не обладают правами на получение общественной помощи, и в этом случае вся нагрузка ложилась на семью.

Уже к концу ХIХ века ситуация в мире существенно изменилась в виду, в первую очередь, революционных волнений в Европе. Во многих странах начинает внедряться принцип личных накоплений, инициируются технологии социального страхования, государство обязывает работодателей содержать нетрудоспособных.

В частности в России того периода социальная помощь оказывалась сиротам, незаконнорожденным, прокаженным, хронически больным, умалишенным, увечным, престарелым, безработным, нищим, семьям нижних чинов, призванным на действительную службу, беспризорным детям, инвалидам, слепым, глухим. Во Франции, кроме того, помощь оказывалась семьям, имеющим двое и более детей, вдовам, душевно больным.

Исторический опыт свидетельствует о необходимости превентивного характера помощи по предупреждению и преодолению социальных аномалий, в частности сочетания так называемых работных домов для прокормления нищих, в том числе получения пищи, крова, одежды, пристанища и смирительных домов, которые принимали не только профессиональных нищих, но и иных клиентов (Техн, с. 70): "рабов непотребных", "рабов ленивых", "сыновей и дочерей, кои родителям своим непослушны", людей "неистового и соблазнительного жития".

Технологии социальной поддержки населения советского периода были основаны на мифе о возможности создания коммунистического "города счастья" за счет государственной системы социального обеспечения и социального страхования, а также подключения предприятий, которые брали на себя решения проблем обеспечения своих работников жильем, охраной здоровья и содержания ведомственной социальной инфраструктуры. В период строительства "социализма с человеческим лицом" и перестройки была окончательно разрушена стратегия модернизации социальной защиты населения на основе "социального мифа" (Тех, с.74).

В новейший период истории система социальной защиты населения России ориентируется на опыт создания "государства социального благоденствия" атлантического, американского типа путем поиска "сверху" рационального варианта управления, о чем свидетельствуют неоднократные попытки реформирования социальной сферы. Наиболее слабыми сторонами системы социальной защиты в настоящее время по-прежнему остается неоправданное социальное расслоение населения, а также неспособность или нежелание органов власти выравнивать доходы населения.

Нынешняя власть, как бывало и в прошлом, использует систему социальной защиты не как институт выравнивания доходов, представляя интересы наименее защищенных слоев населения в условиях свободного рынка, а как инструмент решения своих политических задач, поэтому она направлена на поддержку демографического большинства - пенсионеров и престарелых, как основных "государственных выборщиков" (Техн, с 75-76).

Вопросы для проверки уровня знаний:

1. Сущность и цели социальной защиты населения.

2. Сравнение пассивной и активной социальной защиты.

3. Меры социальной защиты основных категорий населения.

4. Состав производственной инфраструктуры.

5. Взаимосвязь социальной работы и состояния инфраструктуры.

6. Состав и задачи социальной инфраструктуры.

7. Функции инфраструктуры.

8. Система показателей состояния инфраструктуры.

9. Особенность пенсионной системы в Китае.

10. Зависимость социальной работы о модели государства.

 


Глава 5. Система социальной работы

5.1. Формирование профессии социальный работник

Социальная работа как вид профессиональной деятельности и благородная профессия формировалась на протяжении всей истории человечества на основе гуманных представлений о помощи и взаимопомощи. Согласно исследованиям великого русского ученого Петра Алексеевича Кропоткина (1842-1921), который происходил из одного из самых древних русских родов, ведущих начало от Рюриковичей, взаимопомощь как социально-исторический процесс выступает важнейшим фактором эволюционного развития человечества.

В течение длительного времени складывались этические нормы представлений о взаимодействии между отдельными субъектами, группами, слоями общества, между властью и обществом. Первые исторические модели помощи сложились в античных государствах на основе нравственных начал филантропии (человеколюбия), а помощь как социальное действие (добродетель) получает нравственную, экономическую и правовую основу. Социальные добродетели человека являлись средством контроля и регулятором поведения людей в обществе.

Постепенно помощь отдельным людям стала распространяться на слои населения. В условиях социального неравенства помощь как форма добродетели стала восприниматься мерой натуральной компенсации путем перераспределения материальных благ. Однако со временем стали проявляться негативные последствия помощи для общества, формирующие социальное иждивенчество, желание существовать за счет активной деятельности других, например институт "паразитов" в Древней Греции и Античном Риме.

Следует отметить, что в настоящее время в России отмечаются факты "предприимчивости", когда увечных ветеранов локальных конфликтов используют для сбора подаяний, развозят по людным местам, обеспечивают ночлегом и пищей, но отбирают собранные средства, оставляя только "для мотивации" на вечернее угощение спиртным напитком.

Определенные особенности в технологии помощи привнесла церковь, исходя из христианских принципов человеколюбия, практически возвела бедность в нравственный общественный принцип, когда бедность стала рассматриваться в качестве добродетели.

В последующем с изменением характера производства, когда бедность и нищенство становятся социальной угрозой и фактором нестабильности, к проблеме помощи подключается государство и нищенство как социальный институт объявляет вне закона. В то же время государство не вмешивается в религиозную духовную жизнь, рассматривает монастыри и монастырские земли как средство реабилитации работающей там монашеской братии.

Ответственность за благосостояние в обществе государство решает двумя способами: адресная помощь "достойным бедным" - старикам, инвалидам, вдовам, сиротам; применение санкций к "недостойным бедным" преимущественно путем их трудоустройства, в том числе организация общественных работ, особенно при решении массовых проблем голода.

Новые взгляды на государственную социальную помощь связаны с институтом страхования, который охватывает все трудоспособное население. Внедрение медицинского и пенсионного страхования стало основой получения гарантированного государством индивидуального права человека на помощь, заработанную трудом как вкладом в общественное благосостояние.

Основные факторы эволюции социальной работы (Табл. 5.1) связаны с производственными факторами, изменениями в социальной политике и организации социального страхования (Техн, с. 43), которые перенесли акценты на взаимоотношения государства и личности.

В частности, промышленная революция позволила резко повысить производительность общественного труда и качество жизни населения, перенести акценты с материальных форм помощи на обучение человека заблаговременно предвидеть возможность наступления негативных ситуаций и самостоятельно преодолевать свои проблемы.

Таблица 5.1.

Факторы эволюции социальной работы

Факторы Изменения Результаты
1. Рост производитель-ности общественного тру-да в результате промыш-ленной революции. 2. Направленность социальной политики на защиту прав человека. 3. Внедрение системы медицинского и социаль-ного страхования. Смещение акцентов на обучение человека способам самостоятельно решать свои проблемы. Индивидуальный подход социальных работников к запросам каждого клиента. Сближение государства с интересами личности, сведе-ние рисков к минимуму. Концентрация внимания социальных работников на работе с нуждающимся в конкретной ситуации. Внедрение в практику психологических методов работы. Заинтересованность чело-века в результатах труда и будущих гарантиях.

 

Конечно, каждому человеку невозможно исключить возможность возникновения трудной жизненной ситуации, поэтому социальные работники не только определяют формы и объем необходимой помощи в конкретной ситуации, но выясняют также причины возникновения проблем и рекомендуют способы их устранения в будущем. При этом происходит концентрация внимания социальных работников на соблюдении государственных гарантий и предупреждении негативных тенденций.

Направленность государственной социальной политики на защиту прав человека сочетает гуманность с рациональностью путем трудовой общественной морали, когда труд как вклад в общественное благосостояние гарантирует право на получение государственного обеспечения. Изменения практических интересов социальных работников в соответствии с социальной политикой реализуется в их индивидуальном подходе к запросам каждого клиента с учетом его трудового вклада и законных государственных гарантий.

Таким образом, наряду с социальной помощью, социальной поддержкой и социальными услугами происходит внедрение в практику социальной работы психологических методов взаимодействия с клиентами в целях сокращения сроков их реабилитации к трудовой деятельности, которая нередко способствует преодолению трудной жизненной ситуации в процессе заинтересованного индивидуального или коллективного труда.

Современная практика социальной работы несет в себе не только заботу о правах человека как альтруистическое начало, но и имеет глубокие рациональные корни с точки зрения сохранения, адаптации и интеграции человеческих ресурсов в условиях глобализации производства, роста конкуренции и экологической нагрузки на окружающую природную среду.

Внедрение системы медицинского, пенсионного и социального страхования представляет собой исторически обусловленную необходимость предвидения и гарантии государственного социального обеспечения человека в процессе производственной деятельности, после ее завершения и в случаях возникновения трудной жизненной ситуации.

Впервые Отто фон Бисмарк ввел общенациональную систему медицинского страхования в Германии и тем самым обозначил направления социальных преобразований в европейских странах. Закон об обязательном страховании в Великобритании позволил создать пенсионную систему, которая гарантирует социальную поддержку в старости. Рациональное начало системы страхования заключается в сохранении трудового капитала, активизации трудовой активности населения и наращивании национального богатства.

Система страхования способствует сближению целей государства с интересами личности, сведение рисков к минимуму, когда при наступлении трудной жизненной ситуации у конкретного человека используются средства, накопленные трудом всего сообщества, тем самым проявляется заинтересованность человека в развитии своего трудового потенциала и будущих гарантиях, которые зависят от достижения результатов труда.

Особо следует остановиться на социальной помощи людям с ограниченными возможностями, которая направлена преимущественно на получение комплекса реабилитационных услуг, что позволяет им находиться в условиях независимого проживания, реализовать свои потенциальные способности в процессе посильного труда.

Для таких категорий людей более важное значение приобретает не получение вознаграждения за труд, а возможность участия в общественной жизни и ощущение себя как полноправного гражданина своей страны. Наглядным примером замечательных результатов труда людей с ограниченными возможностями стали итоги зимних параолимпийских игр в Сочи. Одновременно достигаются задачи сохранения и восстановления трудового и социального капитала, снижения потребления ресурсов в системе здравоохранения и государственного социального обеспечения.

5.2. Условия и цели социальной работы

Профессиональная деятельность социальных работников во многом определяется системой сложившихся экономических взаимоотношений, которые имеют существенные различия. Несмотря на различие условий социально-экономического развития социальные отношения в обществе имеют определенные общие положения по социальной работе. Так в июне 2001 г. Международная федерация социальных работников (МФСР) и Международная ассоциация школ социальной работы (МАШСР) достигли соглашения о принятии международных правил социальной работы.

В частности определено (Техн, с. 230), что "Профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений, содействует укреплению способности людей и повышению их уровня благополучия. Используя положения теории поведения человека в общественных системах, социальная работа способствует взаимодействию людей с окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы".

Такой подход следует считать основополагающим в работе социальных работников. В то же время на их деятельность оказывают влияние множество других факторов, включая политическую систему государства, модель рыночной экономики, развитость гражданского общества.

Шведские экономисты Кьелл Нордстрем и Йонас Риддерстрале считают (Техн, с. 232), что в глобальном мире экономические отношения реализуются по четырем основным моделям (Табл. 5.2), которые основаны на своих принципах и роли государства.

Таблица 5.2.

Основные модели экономических отношений

Модель Принцип Роль государства
1. Северо-американская. 2. Европейская.     3. Азиатско-коллективистская.   4. Некоторых стран Восточной Европы и Латин-ской Америки. Делай все, что хочешь.   Делай все, что хочешь, но до определенного предела. Мы все знаем, что мы делаем, и правительство знает, что мы делаем. Делай то, что я хочу, иначе я тебя уничтожу. Минимальная роль государства в регулировании рынка. Сильный государственный аппарат, имеющий возможность регулировать рынок. Сильный государственный аппарат, взаимное доверие.   Государственные решения мотиви-рованы материальной заинтересован-ностью узкой группы лиц, принимаю-щих решения (клептократия).

 

Северо-американская модель экономических отношений основана на невмешательстве государства в экономические отношения по принципу "делай все, что хочешь" в пределах действующего законодательства при минимальном государственном регулировании рынка. Главная национальная идея государства заключается во всемерном поощрении предпринимательской активности и предоставлении возможности быстрого обогащения наиболее активной части населения, не считаясь с моральными нормами. Малообеспеченным группам населения создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий.

Достаточно высокий экономический потенциал Соединенных Штатов Америки, которые в течение двухсот лет не вели войну на своей территории, сочетается с трудноразрешимыми экономическими и социальными проблемами. В первую очередь это чрезвычайно высокий внутренний долг, минимальные государственные социальные гарантии, подавляющая платность социальных услуг высокого качества, унизительное положение коренного населения (индейцев), вынужденных проживать в фактически организованном гетто.

Тревожным является насаждение уверенности в превосходстве нации, что обусловило чрезвычайную агрессивность поведения в мире, особенно после окончания Второй мировой войны, непрерывная милитаризация экономики, провоцирование локальных конфликтов в различных регионах земного шара, как реальную угроза стабильности в мире.

Вызывает обоснованную тревогу также практика использования долларов как средства международной валюты, которая в годы Второй мировой войны была подкреплена золотым запасом. В настоящее время продолжается бесконтрольное печатание доллара без его подкрепления золотым запасом, что чревато негативными экономическими и социальными последствиями.

Европейская модель регулируемого государством рынка создает благоприятные условия как для экономического роста, так и для развития социальной сферы. Вместе с тем поспешные действия по созданию единого экономического пространства из стран с различным уровнем развития уже приносят первые негативные последствия.

Особое место в европейской модели занимает скандинавский опыт социально-экономического развития. Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на преодоление имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В руках государства всего находится около 4% основных фондов, а доля государственных расходов составляет 70% ВВП, причем более половина из них направляется на социальные нужды. Естественно это возможно только при высокой ставке налогообложения.

Такая модель получила название "функциональная социализация", когда функция производства ложится на частные предприятия, действующие в конкурентной рыночной среде, а функция обеспечения высокого качества жизни населения, включая занятость, образование, здравоохранение, социальное страхование, транспорт, социальная инфраструктура - на государство.

Азиатско-коллективистская модель социально-экономического развития в наиболее ярко выраженном виде представлена на примере японского опыта. Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения, в том числе и заработной платы от роста производительности труда. Это позволяет снизить себестоимость и достичь конкурентоспособности продукции на мировом рынке.

Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознании населения, приоритете интересов нации перед интересами конкретного человека и его готовности населения на определенные материальные жертвы во имя процветания страны.

Клептократия как влияние ограниченной группы лиц на вектор социально-экономического развития некоторых стран Восточной Европы и Латинской Америки характерна возможностью резких изменений ситуации, прежде всего, путем военных переворотов и хронической недооценкой значения уровня жизни населения. Примерами могут быть Румыния, Албания, Украина, Чили и некоторые другие страны, для которых общественная стабильность и качество жизни населения зависят от положения лиц, дорвавшихся до власти, как правило, на определенный непродолжительный период.

5.3. Сущность и функции социальной работы

История социальной работы берет свое начало с древних времен от общественных столовых для нуждающихся в античных государствах, создания работных и смирительных домов во времена Екатерины II до формирования современных центров оказания материально-бытовой и психологической помощи, медицинской и социальной реабилитации людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Таким образом социальную работу можно представлять в узком и широком смысле.

Традиционное представление о социальной работе в узком смысле - это оказание социальных услуг категориям людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Ее оказывают люди благотворительной профессии, которых американский ученый Саймон Паттен в 1900 г. предложил называть социальными работниками (social workers).

Около двадцати лет в мировой практике шла дискуссия, так как Мери Ричмонд настаивала на более широком термине "социальное лечение", который вплоть до 1920-х гг. был широко распространен за рубежом. В конечном счете, термин "социальная работа" как профессия по оказанию помощи людям в трудной жизненной ситуации с тех пор окончательно закрепился в мировом профессиональном сообществе.

В настоящее время в мировой практике функции социальной работы представляются чаще всего в расширенном смысле как комплекс по предупреждению возникновения трудных жизненных ситуаций, оказанию социальной помощи нуждающимся и их реабилитации к нормальному образу жизни в обществе.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.