Сделай Сам Свою Работу на 5

Проект рубок главного пользования





ЛЕСОВОДСТВО

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

по подготовке и оформлению

курсовых проектов

 

Гомель 2007

 

Министерство образования Республики Беларусь

 

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

 

М. С. ЛАЗАРЕВА, Л. К. КЛИМОВИЧ

 

 

ЛЕСОВОДСТВО

 

 

Гомель 2007

УДК 630(075.8)

ББК 43.4 Я73

Л 171

 

Рецензенты:

В. Ф. Багинский, профессор кафедры лесохозяйственных дисциплин учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины», доктор сельскохозяйственных наук, член-корреспондент;

В. М. Ефименко, доцент кафедры лесохозяйственных дисциплин учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины», кандидат сельскохозяйственных наук, старший научный сотрудник

 

Рекомендовано к изданию научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

 

Лазарева, М. С.

Л 171 Лесоводство [текст]: практическое руководство по подготовке и оформлению курсовых проектов для студентов специальности 1-75 01 01 «Лесное хозяйство»/ М. С. Лазарева, Л. К. Климович; М-во образования РБ, Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины. – Гомель: УО «ГГУ им. Ф. Скорины», 2007. – .

 



ISBN

 

В практическом руководстве приводятся требования к разработке разделов курсового проекта по лесоводству: проектов рубок главного пользования, рубок ухода, мероприятий по повышению продуктивности насаждений. Даны разъяснения по расчету экономической эффективности рубок главного пользования и рубок ухода. Приведены нормативные и справочные материалы.

Руководство предназначено для студентов специальности 1-75 01 01 «Лесное хозяйство».

 

УДК 630 (075.8)

ББК 43.4 Я73

© Лазарева, М.С., Климович, Л. К. 2007

ISBN © УО «ГГУ им. Ф. Скорины», 2007

 

 

Содержание

Введение………………………………………………….……...
1 Содержание проекта и его оформление…….……………….
2 Общая часть …………………………......................................
3 Специальная часть ….………………………………………..
3.1 Проект рубок главного пользования……………………...
3.1.1 Сплошные рубки…………………………………………
3.1.2 Постепенные рубки……………………………….………
3.1.3 Добровольно–выборочные рубки………..………………
3.2 Проект рубок ухода за лесом…………..…………………..
4 Проект мероприятий по повышению продуктивности насаждений по …лесхозу (лесничеству)………………………...  
5 Мероприятия по охране и безопасности работы при выполнении лесосечных и других лесохозяйственных работ…..  
6 Расчет экономической эффективности запроектированных лесохозяйственных мероприятий……………………………...  
6.1 Расчет экономической эффективности равномерно–постепенной и сплошной рубок………………………………..  
6.2 Расчет экономической эффективности рубок ухода в молодняках…………………………………………………………  
Литература ……………………………………………………...
Приложение А Форма титульного листа курсового проекта..
Приложение Б Форма задания по курсовому проекту………
Приложение В Распределение лесохозяйственных организаций по геоботаническим подзонам (по «Правилам рубок…»)…………………………………………………………...    
Приложение Г Возраста рубок главного пользования (по «Правилам рубок…»)…………………………………………...  
Приложение Д Шкала оценки естественного возобновления по хвойным и твердолиственным породам (по Рожкову Л. Н. с соавторами)……………………………………………………    
Приложение Ж Нормативы для назначения сплошных рубок с сохранением подроста (по «Правилам рубок…»)………….  
Приложение К Нормативы количества подроста, обеспечивающего средозашитные функции леса при производстве равномерно–постепенных и группово–выборочных рубок (по «Правилам рубок…»)………………………………………  
Приложение Л Основные лесообразующие породы и допустимая к ним примесь других пород при лесовосстановлении на вырубках (по «Правилам рубок…»)………………………..    
Приложение М Приоритетные способы рубок главного пользования в сосновых, еловых, дубовых и мягколиственных насаждениях республики (по «Правилам рубок…»)……    
Приложение Н Виды рубок ухода (по «Правилам рубок…»).
Приложение П Параметры основных организационно–технических элементов рубок главного пользования (по «Правилам рубок…»)…………………………………………...    
Приложение Р Орудия и машины, применяемые для содействия естественному возобновлению леса (по Рожкову Л. Н. с соавторами)……………………………………………………    
Приложение С Образец оформления технологической карты………………………………………………………………...  
Приложение Т Нормативы рубок ухода для основных лесообразующих пород Беларуси (по «Правилам рубок…»)……..  
Приложение У Нормы выработки на лесосечные работы при проведении рубок главного пользования……………………..  
Приложение Ф Нормативы прямых затрат на основных видах лесохозяйственных работ (по Рожкову Л. Н. с соавторами)………………..………………………………………………    
Приложение Х Тарифные ставки и поправочные коэффициенты к действующим сборникам НВиР……………………….  
Приложение Ц Таксы на древесину лесных пород, отпускаемых на корню………………………………………………..  
Приложение Ш Примерный выход сортиментов при рубках ухода в % от вырубаемой массы (по Рожкову Л. Н. с соавторами)……………………………..………………………………    
Приложение Щ Оптовая цена 1 м3 заготовленной древесины от рубок ухода (по Рожкову Л. Н. с соавторами)………….....  
Приложение Э Нормы выработки на механизированные уходы в молодняках…………………………………………....  
Приложение Ю Нормы выработки на механизированные уходы в молодняках с применением катка КОК-2 в агрегате с трактором ТДТ-55………………………………………….....    

 





Введение

Успешное решение задач лесохозяйственной отрасли, связанных с перестройкой системы организации и ведения лесного хозяйства республики в связи с переходом на самоокупаемость и самофинансирование, возможно лишь при условии высокой квалификации специалистов–лесоводов. В деле подготовки инженеров лесного хозяйства одной из основополагающих дисциплин является лесоводство. Преподавание материала по дисциплине основывается на достижениях отечественной и зарубежной лесной науки и передовом опыте лесохозяйственной практики.

Важное место в учебном процессе занимает курсовое проектирование. Целью курсового проекта по лесоводству является закрепление студентами теоретических знаний, овладение методами современных систем ведения лесного хозяйства, приобретения навыков самостоятельного решения прикладных задач. Курсовое проектирование нацелено на разработку важных мероприятий лесохозяйственного производства с обоснованием параметров организационно-технических показателей рубок, направленных на выращивание высокопродуктивных высококачественных устойчивых древостоев.

Проект выполняется на материале конкретных реально существующих лесохозяйственных предприятий, с учетом определенных природных и экономических условий. В свете экологически ориентированного лесоводства перед студентами стоит задача выбора для определенных лесорастительных условий оптимальной технологии и техники, чтобы сохранить целостность лесной среды, не снижая актуальности вопросов повышения доходности лесного хозяйства.

Разработка курсового проекта невозможна без использования нормативно–правовых документов, справочных материалов, отраслевых норм выработки на различные виды лесохозяйственных работ, стандартов и др., которые не всегда имеются в библиотеке или на кафедре в достаточном количестве. Большое количество справочного материала, представленного в данном руководстве, преследует цель облегчить студентам разработку курсового проекта и выполнение необходимых для этого расчетов.

1 Содержание проекта и его оформление

Курсовой проект – одна из форм развития навыков самостоятельной творческой исследовательской работы студентов и контроля знаний, полученных студентами во время обучения.

Выполнение курсовых проектов является одной из форм подготовки специалистов с высшим образованием.

Курсовой проект выполняется студентом самостоятельно, носит исследовательский характер и представляет собой заключительный этап экспериментального или теоретического исследования.

Задачами выполнения курсового проекта являются:

- закрепление, углубление и обобщение знаний, полученных студентами в период обучения;

- применение полученных знаний при решении конкретных задач;

- подготовка к выполнению дипломной работы;

- формирование умений пользоваться справочной и научной литературой, нормативными актами, кодексами, периодическими изданиями, таблицами, диаграммами, справочниками и конкретными данными в отдельных отраслях и на предприятиях;

- приобретение навыков самостоятельной работы при постановке задачи исследования, анализе и обобщении изучаемого материала, а также следуемых выводов и предложений.

Курсовой проект излагается литературным языком кратко и четко. Терминология и определения должны быть едиными во всем тексте и соответствовать общепринятым, используемым в научно-технической литературе, (Г)ОСТам.

Оформление курсового проекта производится в соответствии с требованиями СТП 98-04. «Стандарт предприятия. Курсовые работы. Общие положения и требования к построению, содержанию и оформлению», введенному 1 сентября 1998 года приказом ректора университета № 762 к-з от 14 сентября 1998 года (1).

Титульный лист является первой страницей курсового проекта и оформляется в соответствии с приложением А.

После титульного листа подшивается задание на курсовой проект (приложение Б).

Далее следует реферат, который отражает сокращенное изложение содержания курсового проекта с основными фактическими сведениями и выводами. Реферат к курсовому проекту содержит сведения о полном объеме (в страницах), количестве иллюстраций, таблиц, использованных источников, приложений. Текст реферата отражает: объект исследования и цель работы; метод исследования; полученные результаты и их новизну; область применения; экономическую эффективность.

Объем текста реферата – не более одной страницы машинописного текста (850 знаков).

После реферата с новой страницы размещают содержание к работе и, при необходимости, продолжают на следующих листах.

Содержание включает в себя названия всех структурных частей курсового проекта, названия всех разделов и подразделов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала соответствующей части проекта.

Во введении кратко излагается предыстория и состояние изучаемой проблемы, актуальность и цель работы, новизна полученных результатов и их практическая значимость. Объем «Введения» не должен превышать трех страниц текста.

Специальная (основная) часть курсового проекта содержит основные результаты выполненной работы, их обобщение и оценку.

Основную часть работы разбивают по разделам (разделы, при необходимости, делят на подразделы и пункты).

Объем основной части курсового проекта не должен превышать 35 страниц машинописного текста, не включая графический материал и таблицы.

Заключение содержит краткие выводы по результатам разработанного студентом курсового проекта, оценку полноты решений поставленных задач, разработку рекомендаций и исходных данных по конкретному использованию результатов курсового проекта, оценку экономической эффективности внедрения.

Объем «Заключения» не должен превышать 2 страниц.

Список использованных источников содержит сведения об источниках, использованных при разработке курсового проекта.

Источники располагают в порядке появления ссылок в тексте курсового проекта и нумеруют арабскими цифрами.

В приложения включают материалы, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть и необходимы для полноты восприятия выполненного курсового проекта, оценки его научной и практической значимости или рекомендации по их использованию.

В приложения включают материалы, дополняющие курсовой проект:

- таблицы вспомогательных цифровых данных, иллюстрации вспомогательного характера;

- описание машин и механизмов, используемых при предлагаемых технологиях рубок;

- рекомендации по использованию результатов исследований;

- иллюстрации, таблицы и распечатки с ПЭВМ, выполненные на листах формата А3.

Таким образом, содержание проекта и его оптимальный объем:

1 Введение – 1 страница

2 Общая часть – 5 страниц

3 Специальная часть:

3.1 проект рубок главного пользования – 10 страниц;

3.2 проект рубок ухода – 10 страниц;

3.3 проект мероприятий по повышению продуктивности насаждений по …лесхозу (лесничеству) – 5 страниц;

3.4 мероприятия по охране и безопасности работы при выполнении лесосечных и других лесохозяйственных работ – 3 страницы;

3.5 расчет экономической эффективности запроектированных мероприятий – 4 страницы

4 Заключение – 1 страница

5 Литература – 1 страница

6 Приложения.

Страницы текста курсового проекта и включенные в проект схемы, иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 (210х297 мм, такими форматами также считаются все форматы, находящиеся в пределах от 203х288 мм до 210х297 мм). Допускается представлять иллюстрации и таблицы на листах формата А3 (297х420 мм).

Текст курсового проекта выполняют на одной стороне листа белой бумаги. При компьютерном наборе печать производят через одинарный межстрочный интервал шрифтом 13-14 пунктов. Высота строчных букв, не имеющих выступающих элементов, должна быть не менее 2 мм. Рекомендуется использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определениях, терминах, важных особенностях, применяя шрифты разной гарнитуры, выделение с помощью рамок, разрядки, подчеркивания и др. Допускается (по решению кафедры) рукописное оформление курсовой работы в объеме, соответствующем машинописном представлении.

Текст курсового проекта печатают, соблюдая следующие размеры полей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее – не менее 15 мм, нижнее – не менее 20 мм.

В тексте курсового проекта допускаются только общепринятые сокращения.

Страницы курсового проекта нумеруют арабскими цифрами, соблюдая нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляют на верхнем поле в правом углу без точки в конце.

Титульный лист включается в общую нумерацию страниц курсового проекта. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

Схемы, иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц.

При делении текста основной (специальной) части курсового проекта на пункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию. Разделы, подразделы и пункты основной части следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа.

Разделы «Реферат», «Содержание», «Введение», «Заключение», «Литература» не нумеруются.

Во введениидается краткий анализ основных направлений развития лесного хозяйства Республики Беларусь, указываются государственные решения по развитию лесохозяйственной отрасли. Дается характеристика нормативных требований к рубкам леса по указанным в задании группам лесов, как они соблюдаются в данном предприятии, и вытекающие из этого задачи курсового проекта по совершенствованию рубок, лесовозобновления, ухода за лесом и разработке мероприятий, повышающих продуктивность насаждений и средообразующую роль леса.

Общая часть

В общей частиуказывают:

природные и экономические условия района.

В соответствии с полученным заданием данные для разработки курсового проекта берутся из лесоустроительного проекта, годовых отчетов лесхоза, метеорологических ежемесячников, энциклопедии природы Беларуси и др.

Критериями оценки природно-экономических условий района являются:

- местоположение и характеристика предприятия;

- климат;

- рельеф местности и почвенно–грунтовые условия;

- характеристика гидрологических условий;

- транспортные пути;

- характеристика радиационной обстановки;

- потребители продукции;

- структура предприятия;

- характеристика лесного фонда.

Описывается географическое расположение лесхоза (лесничества), к какой природной зоне, лесорастительной подзоне, округу и лесорастительному району он относится (приложение В). Кратко дается характеристика климатических особенностей района: сумма осадков, средние температуры, преобладающие ветра, вероятность засухи, мощность снегового покрова, даты поздних весенних и ранних осенних заморозков, продолжительность вегетационного периода древесных растений. Приводятся описание рельефа местности и типа почв, гидрология района и другие условия, влияющие на процесс возобновления главных пород, лесоэксплуатацию и рекреационное использование лесов. Дается характеристика лесного фонда района: распределение общей площади лесхоза (лесничества) по группам и категориям защитности (хозяйственным частям), по типам леса и типам лесорастительных условий, по древесным породам, возрастам, полнотам, бонитетам, а также лесистость района исследований.

Определяется роль лесного хозяйства в экономике района. Так, промышленность и сельское хозяйство рассматриваются с точки зрения потребления древесины и использования лесных площадей для сенокошения, пастьбы скота и др. Указываются пути транспорта для вывозки леса по сезонам.

Проводится оценка влияния климатических и почвенных условий на процессы роста и возобновления основных древесных пород; определяются возможности выращивания высокопродуктивных насаждений в данных лесорастительных условиях; определяются мероприятия по повышению продуктивности лесов.

Лесоводственная оценка рубок главного пользования и рубок ухода за лесом в лесхозе дается исходя из анализа следующих сведений:

- характеристики лесосечного фонда (данные о расчетной лесосеке по площади и по массе, по главному и промежуточному пользований);

- механизации лесохозяйственных работ;

- описания технологического процесса рубок леса.

Студенту необходимо проанализировать степень оснащенности лесхоза тяговыми машинами, транспортными средствами, различными двигательными установками. Следует обратить внимание на обеспеченность лесхоза современными машинами и механизмами, использование современных, сохраняющих природную среду технологий лесозаготовок и использования при лесосечных работах ручного труда.

Технологический процесс лесосечных работ – это совокупность способов, приемов и средств (машин и механизмов) выполнения ряда операций на лесосеке и погрузочном пункте, начиная от валки деревьев и заканчивая погрузкой древесины на лесовозный транспорт. Лесосечные работы включают подготовительные, основные, вспомогательные и работы по очистке лесосек после их разработки. Каждый вид лесосечных работ состоит из отдельных операций.

До начала основных лесосечных работ выполняют подготовительные, включающие: разметку в натуре границ делянок, пасек, лесовозных дорог, трелевочных волоков, мест размещения производственных и бытовых площадок, погрузочных пунктов, убираются опасные деревья в зоне безопасности и на лесосеке.

В зависимости от технологического процесса основные лесосечные работы включают следующие операции:

- валка деревьев;

- очистка деревьев от сучьев;

- раскряжевка хлыстов на сортименты;

- пакетирование сортиментов, хлыстов или деревьев;

- трелевка (подвозка) заготавливаемой древесины;

- сортировка древесины;

- штабелевка (складирование) древесины;

- погрузка древесины на лесовозный транспорт.

Пример описания технологического процесса.

В лесхозе имеется ___бригад, в т. ч. по ___________ лесничеству – ___. Для выполнения рубок промежуточного пользования в каждом лесничестве имеется по ___ комплексных бригады с одним (или более) трактором. Подготовительные работы выполняет бригада, состоящая из вальщика и тракториста. Работы выполняются бензопилой Stihl и при необходимости трактором.

В __________лесхозе проведение осветлений и прочисток в дубовых молодняках проводятся вручную (топорами) или бензопилами Stihl, порубочные остатки оставляются на волоках для перегнивания. При проведении прореживаний и проходных рубок древесина заготавливается хлыстами. Технологический процесс при этом состоит из следующих операций: валки деревьев, обрезки сучьев и трелевки хлыстов. На валке леса применяется бензопила Stihl. Валку деревьев выполняет вальщик с помощником. Деревья на пасеках валят под углом 45 градусов к волоку в направлении трелёвки. Поваленные деревья очищают от сучьев с помощью бензопилы Stihl или топорами. Топорами обрубают сучья на деревьях мягколиственных пород, а бензопилой – у хвойных и твердолиственных пород. Обрезанные сучья складывают в кучи и используют для укрепления волоков, а в непожарный период сжигают. Трелевка хлыстов на погрузочный пункт осуществляется колесными тракторами за комель.

При осветлениях и прочистках назначение деревьев в рубку проводится по верховому методу, то есть в рубку назначаются второстепенные породы, мешающие росту главной. При прореживаниях и проходных рубках назначают комбинированный метод, т. е. деревья вырубают из всех частей полога.

Вышеописанный технологический процесс обеспечивает выполнение плановых показателей. Аналогично описывается технологический процесс при рубках главного пользования.

Лесоводственная оценка рубок главного пользования в целом по лесхозу дается по результатам возобновления, производительности главных пород и сохранению природной среды. Дается оценка использования потенциальных возможностей естественного возобновления хозяйственно–ценных древесных пород при выборе способов рубки и параметров организационно-технических элементов. По данным лесного фонда района с учетом экономических условий и типов леса делается прогноз оптимального соотношения объемов сплошных лесных культур, естественного возобновления и комбинированного метода лесовозобновления.

Устанавливается объем рубок ухода (отдельно: осветления, прочистки, прореживания и проходные рубки) по лесхозу, средняя интенсивность рубки деревьев в смешанных молодняках, в чистых средневозрастных хвойных насаждениях, средняя повторяемость уходов.

Указываются причины, вызвавшие необходимость проведения санитарных рубок в данном лесхозе (лесничестве), целесообразность их проведения.

Техникоэкологическое обоснование проектируемых мероприятий.

Дается анализ существующего технологического процесса рубок, отмечаются положительные стороны и недостатки.

Например, в лесничествах имеется только по одному трелевочному трактору на две бригады, что не способствует рациональной организации работ. Часть машин и механизмов устарела и часто простаивает в ремонте. Велика доля ручного труда, отсутствует комплексная переработка заготавливаемого сырья, тракторы оборудованы чокерными приспособлениями, а трелевка древесины с использованием подобного оборудования приемлема не для всех условий произрастания и др.

Таким образом, установив недостатки технологического процесса, студент при проектировании рубок главного и промежуточного пользований с учетом индивидуального задания вносит предложения по его модернизации.

В задании к курсовому проекту каждому студенту даны лесоводственно–таксационные показатели нескольких насаждений, в которых необходимо назначить проектируемые мероприятия (рубки главного пользования и рубки ухода (РУ)). Насаждения относятся к разным группам лесов и категориям защитности, отличаются по породному составу, возрасту, структуре, условиям произрастания, полноте, продуктивности и ходу естественного возобновления леса. Учитывая особенности каждого насаждения, устанавливается вид намечаемой рубки и обосновывается целесообразность ее проведения.

Специальная часть

3.1 Проект рубок главного пользования

3.2 Проект рубок ухода за лесом

Проект рубок главного пользования

Рубки главного пользования (РГП) проводятся в спелых и перестойных древостоях для заготовки древесины и восстановления леса (2).

С учетом целевых функций лесов и лесорастительных условий в насаждениях проводятся сплошные (сплошнолесосечные) и несплошные (постепенные и выборочные) рубки главного пользования. При сплошных рубках весь древостой на лесосеке, за исключением семенных деревьев, вырубается в один прием, а при несплошных рубках древостой вырубается в несколько приемов.

Основной территориальной единицей рубок главного пользования является лесосека, или, другими словами, участок леса, отведенный в РГП.

В Беларуси наиболее перспективными рубками главного пользования являются: сплошнолесосечные полосные, равномерно-постепенные, группово–постепенные (группово–выборочные), длительно–постепенные, полосно–постепенные и добровольно–выборочные рубки.

В республике проведение всех видов рубок строго регламентировано, т. е. основные правила и требования к проведению рубок леса изложены в нормативных документах и за их нарушение лесопользователи несут ответственность, предусмотренную законодательными актами РБ. При разработке курсового проекта перед студентами стоит задача научиться пользоваться специальной литературой и действующими отраслевыми нормативными материалами (3 - 10).

Одним из основных руководящих документов являются «Правила рубок леса в Республике Беларусь» (2004) (3), далее по тексту «Правила…». Поэтому уже при выборе и обосновании проектируемых мероприятий студенты будут обращаться к этому документу (часть материалов из «Правил…» приводится в приложениях).

Так, возраста рубок главного пользования для различных древесных пород в зависимости от группы лесов приведены в приложении Г. Для выбора способа РГП проводится оценка хода естественного возобновления по специальным шкалам, помещенным в приложениях Д, Ж, К. Выбор целевой древесной породы и желательную к ней примесь, приоритетные способы рубок главного пользования в насаждениях основных лесообразующих пород проводится в соответствии с приложениями Л, М. Выбор вида рубок ухода осуществляется в соответствии с приложением Н.

Целью данного раздела является обоснование организационно-технических элементов (ОТЭ) рубки, систем машин и механизмов, разработка наиболее рациональной технологической схемы проведения лесосечных работ, установление способа очистки лесосек и назначение мероприятий по содействию естественному возобновлению леса. Студент разрабатывает проект сплошной и несплошной рубок. При этом определение наиболее целесообразного варианта рубки осуществляется по экономической эффективности (сравнивается несколько вариантов и выбирается лучший для данных условий).

Дается краткий анализ РГП в лесхозе (лесничестве) за последние 5 лет, приводится соотношение сплошных и несплошных рубок, анализируется степень выполнения плана по видам рубок, указывается причина несоответствия запланированного объема рубок фактическому.

В текстовой части проекта каждого вида рубки необходимо подробно описать характеристику древостоя, подроста, подлеска, живого напочвенного покрова, рельефа и почвы. При выборе вида рубки, прежде всего, обращается внимание на группу лесов, категорию защитности, затем уже на другие особенности насаждения. Дается обоснование способа рубки и указываются его достоинства и возможные недостатки по сравнению с другими рубками главного пользования. Обоснование целесообразности проведения принятой рубки в том или ином типе леса проводится с учетом биологических особенностей главной породы, происхождения и состава насаждения, условий возобновления, а также в зависимости от степени механизации лесозаготовительных работ и экономических условий района.

Общим требованием для каждой проектируемой рубки является вычерчивание технологической схемы лесосеки с волоками, зоной безопасности, погрузочной площадкой (верхним складом) и прилегающей дорогой. На рисунке 1 показаны варианты проектирования транспортной сети на лесосеках различной площади и формы.

 

 

Б

Рисунок 1 – Транспортная сеть на лесосеках компактной формы площадью более 5 га (А), менее 5 га (Б) и на узких лесосеках (В, Г): 1 – вывозка железной дорогой; 2 – автовывозка; 3 – направление вывозки; 4 – волоки магистральные; 5 – волоки пасечные; 6 – зона безопасности

(по Тихонову А. С. (16)).

 

Параметры основных организационно-технических элементов рубок главного пользования приведены в приложении П.

Назначение насаждений в рубку главного пользования производится в следующей последовательности (в соответствии с «Правилами…»):

- участки леса, требующие срочной рубки по состоянию (поврежденные пожарами, ветром, снегом, насекомыми, в результате грибных заболеваниях и т. д.), а также древостои, вышедшие из подсочки с применением серной кислоты;

- недорубы прошлых лет;

- насаждения с перспективным подростом светолюбивых целевых древесных пород и с созданными под пологом лесными культурами;

- одноярусные низкополнотные (полнота 0,4 и ниже) и насаждения, вышедшие из подсочки по обычной технологии;

- малоценные в селекционном отношении насаждения;

- прочие спелые и перестойные насаждения.

Все запроектированные виды рубок главного пользования и их организационно-технические элементы заносятся в сводную ведомость РГП (таблица 1).

Таблица 1 – Ведомость древостоев, назначенных в рубку главного пользования по ……………. лесхозу (лесничеству)

Квартал, выдел Площадь, га Плотность загрязнения почв радионуклидами (I, II или III зоны) Состав насаждения по ярусам, возраст по элементам леса,   Класс возраста Бонитет/ тип леса/ тип лесорастительных условий Полнота Характеристика подроста Целевая порода Способ рубки Запас на лесосеке, м3 Организационно-технические элементы рубки, в том числе проектируемые мероприятия по лесовосстановлению
элемент леса общий запас в том числе назначено в рубку
Леса I группы
                           
Леса II группы
                           

Сплошные рубки

Не одно поколение лесоводов воспитано на принципе Г.Ф. Морозова «рубка и возобновление – синонимы». И в настоящее время лесовод должен всегда помнить, что конечной целью рубок главного пользования должна быть замена спелого леса новым поколением.

Основным комплексным показателем применения сплошных рубок является лесоводственное состояние подроста. При одной и той же полноте верхнего яруса жизнеспособность подроста может быть различной. С увеличением возраста жизнеспособность и перспективность подроста снижается.

Сплошные рубки главного пользования с предварительным (естественным или искусственным) возобновлением существенно отличаются от рубок с последующим возобновлением.

РГП с предварительным естественным лесовозобновлением проводят на участках с древостоями, под пологом которых имеется жизнеспособный подрост хозяйственно–ценных пород, способный при одноприемной вырубке древостоя адаптироваться к резко изменившимся условиям и сформировать молодой лес. Обычно это участки одновозрастных низко– и среднеполнотных древостоев хвойных, твердолиственных и мягколиственных пород.

Сплошные рубки с предварительным искусственным лесовозобновлением не нашли широкого применения.

Сплошные рубки с последующим естественным возобновлением проводят в группах типов леса, где подрост под пологом отсутствует и без помощи человека его появление проблематично. В этом случае одновременно с вырубкой древостоя проводятся специальные мероприятия по содействию возобновления леса (частичное удаление подстилки, минерализация поверхности почвы и ее рыхление и др.), что обеспечивает возобновление целевой породы. В основном, это коренные сложные сосняки и ельники, дубравы и другие типы леса, где велика конкуренция травянистой растительности, велика вероятность возобновления нежелательных древесных пород (мягколиственных) или при отсутствии источников естественного возобновления леса.

В связи с существенными лесоводственными различиями сплошных рубок предварительного и последующего возобновления в свое время были выделены: узко– средне– и широколесосечные рубки.

По «Правилам…» система сплошных рубок в лесах РБ допускает применение:

- сплошнолесосечных полосных рубок при ширине лесосек до 100 м с непосредственным, реже чересполосным или кулисным примыканием;

- сплошно–участковых (или участковых) рубок при рубке отдельных таксационных выделов площадью до 5,0 га в хвойных и твердолиственных и до 10,0 га в мягколиственных древостоях.

Сплошные рубки проводятся, в основном, в лесах II группы. В лесах I группы сплошные рубки допускаются:

- в перестойных, распадающихся насаждениях;

- в насаждениях, поврежденных пожарами, вредителями, грибными заболеваниями с прогрессирующим усыханием деревьев;

- в низкополнотных насаждениях;

- в насаждениях, где несплошные рубки не могут проводиться из-за высокой опасности ветровала;

- в спелых насаждениях, где невозможно обеспечить естественное возобновление целевых пород.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.