Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные категории курса.





Анализисточников показывает, что разные авторы и педагогические школы предлагают разные дефиниции основных дидактических категорий. Обратимся к наиболее авторитетным современным авторам.

П.И.Подласый определяет образование как результат обучения, то есть формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование — это объём систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел человек. Поэтому главным критерием образованности можно считать системность знаний и системность мышления. Образованный человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений (т. е. теоретическим путём). Большая доля истины содержится в древнем афоризме: «Образование есть то, что остаётся, когда всё выученное забывается».

Обучение — это специально организованный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Основу обучения составляют знания, умения и навыки (ЗУНы). Обучение имеет воспитывающий характер: это значит, что в процессе обучения формируются важнейшие мировоззренческие, социальные, нравственные, эстетические и другие установки. В воспитании также содержатся элементы обучения. Поэтому мы, обучая — воспитываем, а воспитывая — обучаем.. Области понятий «воспитание» и «обучение» частично перекрываются (Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. - С. 22-25).



Многие авторы подчёркивают, что в основе образования лежит педагогический процесс , движение от целей образования к его результатам путём обеспечения единства обучения и воспитания. Термин «педагогический процесс», впервые введённый в научный оборот П.Ф.Каптеревым в конце 19 века, сегодня трактуется, в частности, В.А.Сластёниным как специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу усвоения содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в её развитии и саморазвитии ( Педагогика/ Под ред. В.А.Сластёнина. - М., 1997. - С.83-87).



4. Системный подход в педагогике. Педагогическая система. Современное понимание педагогики и педагогического процесса основано на системном подходе. Системный подход- это направление в науке, в основе которого лежит изучение объектов как систем. Любое явление мы рассматриваем либо как материальную, либо как идеальную (абстрактную) систему. Система (греч. «целостная», «оставленная») - это совокупность множества элементов, находящихся в определённых отношениях, связях, зависимости друг с другом и образующих определённую целостность, неразрывное единство.

Материальные системы подразделяются на системы неорганическойприроды (физические, химические, геологические и др.) и живые системы (организмы, популяции, виды, экосистемы). Особый класс материальных живых систем представляют социальные системы (от простейших социальных объединений до социально-экономической структуры общества).

Абстрактные, идеальные системы — это понятия, гипотезы, теории, научныезнания о системах, логические системы и др..

Почему же педагогические явления необходимо рассматривать с позиций системного подхода? Ответ лежит на поверхности. В педагогической деятельности мы имеем дело с таким сложным объектом, как ребёнок. Не учитывая многоаспектности и неоднозначности этого феномена, мы не можем надеяться на получение ожидаемого результата.

Системный подход ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта. Но при этом возникает вопрос: «Возможно ли целостное познание человека в науке и культуре?».



Научное (рационалистическое) знание в принципе не даёт целостного представления о человеке. По самой сути наука ориентирована на изучение специфических сторон целостного объекта. Поэтому любая из человековедческих наук (биология, психология, социология, культурология и др.) рассматривает человека не в целом, а в определённой проекции.

На построение целостного знания о человеке претендует философия. Она ставит такие фундаментальные вопросы человеческого бытия, как место и отношение человека к миру, отношение мира к человеку, пределы познания, родовая сущность и назначение человека, его отличие от животного, бытие в природе, обществе и культуре, проблема смысла жизни и её ценности, смерти и бессмертия и т.д.. Философское знание о человеке имеет аксиологический (ценностный и мировоззренческий) статус. Однако философские концепции рассматривают человека как часть системы (натуралистические и социологические концепции).

Одной из форм общественного сознания является религия. Попытку целостного познания человека предпринимает и христианская антропология как христианское учение о целостном человеке, его происхождении, назначении в мире и вечности. Источниками христианской антропологии являются тексты Священного Писания, Священное Предание Церкви, опыт веры христианских подвижников и труды богословов. Религиозное учение о человеке строится на основе веры. Главные вопросы христианской антропологии относятся к сфере духовной жизни человека. Христианская антропология — это учение об отношениях Бога и его создания — человека. В диалог с Богом человек вступает как уникальная личность со своими молитвами, мольбами, переживаниями, покаянием, надеждой. Христианская антропология избегает отвлечённых рассуждений и идеализаций. В этом её принципиальное от-личие от научной антропологии и философии. Надо признать, что религиозное знание о человеке не является истинным, объективным и авторитетным для всего научного и педагогического сообщества.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что комплексной, и общепринятой науки о человеке не существует. Поэтому возникла необходимость интеграции наук о человеке в единую комплексную дисциплину — человековедение, или антропологию. Термин «антропология» в узком, специальном смысле слова закреплён за дисциплиной, изучающей природное происхождение человека и его рас, изменчивость строения тела человека во времени и территориально.

В 19 веке Л.Фейербах ввёл в философию антропологический принцип. В его понимании антропология — это универсальная наука о человеке, включающая комплекс человековедческих знаний. Антропологический принцип занял прочные позиции и в педагогике и образовательной сфере. К этому имеются историко-научные предпосылки. Ещё в 19 веке К.Д.Ушинский в своей работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» ввёл в научный оборот понятие «педагогическая антропология». Он был убеждён, что педагогика должна опираться на всю совокупность наук, способствующих обоснованию целей и средств воспитания (в широком смысле). Философия, психология и история способствуют определению целейвоспитания. А такие науки, как анатомия, физиология и патология человека, психология, география, статистика, политэкономия и история (история религии, цивилизации, философских систем, литературы, искусства, воспитания), помогают выработать знания о средствах достижения педагогических целей.

Современная педагогическая антропология, опирающаяся на учение К.Д.Ушинского, не исследует конкретные педагогические проблемы, а выступает как методология науки о воспитании (т. е. её принципиальная основа). В то же время она обобщает биологические, психологические, социологические данные о бытии человека в образовательном процессе.

Благодаря этому становится возможным построение целостного знания о человеке (ребёнке) как индивиде, субъекте, личности, индивидуальности и, наконец, универсуме, то есть как существе природном, телесном,, как социальном индивиде, как участнике культурной жизни общества, как субъекте сознательной и творческой деятельности, как сложно организованном, развивающемся цельном мире. Только такое целостное представление о человеке поможет педагогу избежать обезличенно-формальных, утилитарно-прагматических отношений с учеником. Педагогическая антропология наполняет сферу межличностных отношений такими категориями, как «жизнь, свобода, смысл, совесть, достоинство, творчество, духовное развитие, вера, риск, трагедия, самостановление» и др..

Таким образом, педагогическая антропология, являясь комплексным, системным знанием о человеке, поставляет данные для определения целей и содержания образования, для образовательной диагностики и прогностики, для педагогической терапии, для выстраивания стратегии и тактики самосовершенствования человека.

Педагогическая система представляет собой множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединённых общей образовательной целью развития личности. Структурно педагогическая система есть совокупность педагогической теории и педагогической технологии. Первая отвечает на вопрос «Что ? Чего мы хотим достичь?», а вторая — на вопрос «Как? Какими методами и средствами мы этого достигнем?». Педагогическая теория содержит ценности, цели, принципы, многообразие видов деятельности (отличающихся по своему содержанию), характер взаимодействия субъектов и мотивы деятельности. Второй блок — педагогическая технология — содержит условия, формы, средства, методы и приёмы, коррекцию, анализ и оценку деятельности.

5. Педагогическая теория. Теория обучения, её сущность и структура. Теория (греч. - рассматриваю, следую) в широком смысле — это комплекс, система взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование, объяснение каких-либо явлений. Теория в узком смысле слова — это высшая форма организации научного знания, например, теория относительности Эйнштейна, молекулярно-кинетическая теория (где идеализированным объектом является идеальный газ). Педагогическая теория (первая, концептуальная, часть педагогической системы) направлена на изучение образовательной ситуации.

Разновидностью педагогической теории является теория обучения — система знаний о процессе обучения. На какие вопросы отвечает теория обучения:

1) зачем учить? Речь идёт о целях обучения. Известно, что согласно теории Гербарта надо учить главным образом для того, чтобы развивать формальное мышление ребёнка, а по Дьюи, надо развивать «мышление для жизни». В разных социальных условиях — разные цели образования и обучения. Даже в одной и той же педагогической ситуации у разных слоёв населения могут быть разные цели обучения;

2) какое место занимает обучение на разных возрастных этапах развития ребёнка?

3) чему и сколько надо учить? Речь идёт о содержании образования, которое будет варьироваться в зависимости от типа воспитательной системы школы, уровня развития науки, контингента учащихся, материально-технического оснащения процесса обучения, подготовки педкадров;

4) кого учить? Важен индивидуальный подход к учащимся, учёт особенностей контингента. Это особенно актуально при многообразии типов образовательных учреждений, методик и программ;

5) кому учить? Какими должны быть педагогические кадры?

6) когда учить? Речь о соответствии обучения сензитивным периодам развития ребёнка. В частности, психологическая закономерность требует формировать теоретическое мышление до 14 лет;

7) как учить? Методы обучения являются центральным звеном технологии обучения;

8) какими должны быть образовательные учреждения и как они функционируют?

9) каковы ожидаемые и реальные результаты образования? Должны быть выработаны критерии оценки эффективности обучения при условии сравнения различных дидактических систем не только с точки зрения усвоенных ЗУНов, но и уровня креативности учащихся, их здоровья, адаптации в социуме и т. д.

 

6. Педагогическая технология. Системный подход ставит перед педагогикой проблему соотношения педагогической теории и педагогической практики (технологии). Они тесно связаны и взаимообусловлены. Теоретически мы знаем ответы на многие вопросы, но лишь практика позволяет определить, какой подход даёт лучший результат. Учитель должен владеть и педагогической теорией, и педагогическими технологиями.

Понятие «технология» пришло к нам из промышленной сферы, где оно означало строго регламентированную совокупность приёмов по обработке чего-либо. По определению профессора Ф.А.Фрадкина, педагогическая технология- это системное, концептуальное, нормативное, объективированное (то есть практически воплощённое, реализованное) инвариантное описание деятельности учителя и ученика, направленной на достижение образовательной цели. Добавим, что технологии присущ определённый алгоритм деятельности, воспроизводимый в разных условиях с одинаковым результатом. Различают макротехнологию, присущую целому ряду пед.систем и отличающуюся вариативностью в рамках одного течения (например, технологии развивающего обучения), и микротехнологию, характерную для данной конкретной пед.концепции и отличающуюся инвариантностью, неизменностью (например, технология традиционного усвоения Гербарта).

Технология обучения — это совокупность способов реализации педагогической идеи, входящей в теорию обучения. Технология обучения включает (см. выше) условия, формы, средства, методы, приёмы обучения, коррекцию, анализ и оценку деятельности учащихся.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.