История развития физической культуры и спорта в мире.
Лекция 1
Физическая культура и спорт. Физическая культура в общекультурной и профессиональной деятельности различных слоев населения.
1. История развития физической культуры и спорта в мире.
2. История развития физической культуры и спорта в России.
3. Физическая культура и спорт (ФКиС) как социальные феномены общества.
4. Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте.
1.
История развития физической культуры и спорта в мире.
Из многочисленных теорий возникновения физической культуры и спорта чаще всего упоминаются три: культовая, игровая и трудовая. По мнению исследователей Древнего мира Ф. Рейнака, К. Дима, В. Кербса, физические упражнения в те далёкие времена служили своеобразным «аккомпанементом» широко распространённым тогда магическим действиям. В раннем неолите (VIII—III тысячелетия до н. э.) люди, беззащитные перед грозными силами природы, пытались гак-то умилостивить их с помощью различных обрядов (например, жертвоприношения, магические действия). Ритуальные процедуры должны были обеспечить победу в предстоящей битве, успех в охоте, хороший урожай. Использовались они и при инициациях — посвящении юношей и девушек во взрослых мужчин и женщин. Ритмичные танцы под барабан вокруг костров и игрища отдалённо напоминают современные фитнес и аэробику. Среди ритуальных движений встречались и необходимые в практической жизни. Метание копья либо стрельба из лука в нарисованное на скале или земле животное развивали глазомер, вырабатывали точность движений руки, меткость и вооружали человека навыками, нужными для успешной охоты. Колдуны и маги, шаманы и знахари создавали самые разнообразные, порой уникальные системы оздоровительных упражнений.
В ГОСУДАРСТВАХ ДРЕВНЕГО МИРА
Следы физической культуры и спорта были обнаружены в ранних государствах (IV—III тысячелетия до н. э.). Ритуальные соревнования в честь бога Мардука, покровителя Вавилона, более чем на тысячу лет предварили древнегреческие Олимпиады. В эти соревнования входили стрельба из лука, борьба на поясах, фехтование на мечах, кулачный бой, скачки в седле, гонки на колесницах, метание копья и охота.
В Индии и Персии в древности были широко распространены охота, верховая езда, фехтование на мечах, гонки на колесницах, стрельба из лука, игры с мячом и палкой. В Индии возникли конное поло, шахматы, хоккей на траве и другие игры. В Персии появились школы, где детей обучали верховой езде, метанию дротиков, стрельбе из лука.
На клинописных табличках, на стенах древнеегипетских пирамид учёные обнаружили изображения более 400 видов физических упражнений и игр. Среди них борьба, соревнования лучников, плавание, гребля, гонки на колесницах и др. Б Древнем Египте в специальных помещениях устраивались соревнования по бегу, прыжкам и метаниям, поднятию тяжестей, борьбе и кулачному бою, фехтованию, а также различные спортивные игры. В погребальных надписях фараоны прославляли свою физическую подготовку и спортивные достижения.
Наивысшего расцвета физическая культура и спорт достигли в VIII—IV вв. до н. э. в Древней Греции, и прежде всего в Спарте и Афинах — государствах, в которых возникли две различные системы физического воспитания.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
В Средние века (V—XVII вв.) в области воспитания и образования главенствовала христианская религия. Проповедовался аскетизм, заботы о теле считались греховными. В школах и университетах занимались только духовным воспитанием молодежи. И всё же полностью физическая культуране исчезла, поскольку была необходима для подготовки воинов-рыцарей. От них требовались сила и мощь, ловкость и мастерство для достижения главнойцели — победить и уничтожить врага. Считая достойным занятием лишь военное дело, рыцари значительнуючасть жизни проводи ли в походах и сражениях.
Будущих воинов обучали верховой езде, фехтованию, охоте, плаванию, стрельбе из лука, игре в шашки, стихосложению. Отводилось время на подвижные и военные игры — французский же де пом (прообраз теннисе), английский суль (прототип футбола), датский гольф, осаду замка и штурм городских стен. Рыцари увлекались также борьбой, метанием молота и копья, прыжками в длину, соколиной, псовой и конной охотой. Для проверки их боевых качеств устраивались турниры.
В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И В НОВОЕ ВРЕМЯ
Бурное развитие производства и торговли, рост городов, Великие географические открытия в эпоху Ренессане стремительно изменили не только облик мира, но и взгляд на человека. Общество вновь обратилось к эллинским идеалам гармонии, красоты духа, дополненной телесным совершенством. А вслед за тем возникло новое мировоззрение — гуманизм (от лат, humanus — «человечный»). Его идеологи одну из главных задач общества видели в воспитании здоровых, сильных, жизнерадостных и счастливых людей, всесторонне приспособленных к жизни. В разработанных тогда педагогических системах важное место отводилось физической подготовке.
Например, социалисты-утописты Томас Мор (1478—1535) и Томмазо Кампанелла (1568—1639), крупнейший славянский мыслитель, педагог-гуманист и писатель Ян Амос Комен-ский (1592—1670) утверждали, что физическая культура является необходимым элементом гармоничного развития личности, и поэтому занятия гимнастикой и военные упражнения должны быть поставлены на государственную основу.
По мнению английского философа Джона Локка (1632—1704), для «воспитания здорового духа в здоровом теле» необходимы жёсткий режим закаливания, простая пища, пребывание на воздухе и солнце. А французский философ и педагог-просветитель Жан Жак Руссо (1712—1778) в трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762 г.) советовал развивать у детей двигательные навыки и умения, используя полную свободу движений, игры, купание в холодной воде.
Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827) в своей системе развивающего обучения объединял физическое воспитание (упражнения с тяжестями, борьба) с трудовой и бытовой деятельностью. В книге «Элементарная гимнастика» (1807 г.) он подразделил все движения на элементарные (в суставах плеча, бёдер и т. П.) и сложные (бег, прыжки, танцы и др.). Благодаря такой классификации его система получила название «суставная гимнастика».
Под влиянием идей Локка, Руссо и Песталоцци физическое воспитание утвердилось и заняло важное место в школьных программах и системах образования.
Новые времена — новые нравы. Бурное развитие капитализма в Европе и Северной Америке сделало «героем дня» личность иного склада — человека целеустремлённого и предприимчивого, способного трудиться от зари до зари и побеждать в жёсткой схватке за место под солнцем. Другими словами, человека выносливого, стойкого к лишениям, обладающего волей к победе, каковы персонажи книг Р. Стивенсона и Дж. Лондона: в борьбе с грозными силами природы или с себе подобными они выигрывали кто — деньги, кто — счастье, а кто — и жизнь. Много позже, в конце XX в., тот же идеал воплотился и в героях голливудских кинофильмов. Для воспитания таких качеств недостаточно физической подготовки, это — доблести истинного спортсмена.
2.
У народов проживающих на территории современной России, физическая культура зародилась (как и во всем мире) в первобытном обществе. На Севере и Дальнем Востоке люди уже в IV—III тысячелетиях до н. э. передвигалисьна лыжах. Нанайцы, манси, ненцы состязались в метании копья, дротиков, топора, устраивали гонки на нартах, игры в медведя и оленя. Прибрежные народы (коряки, нивхи, алеуты и др.) из китовых костей и тюленьих шкур строили быстроходные маневренные каяки (прообраз соврееной байдарки).
О древних славянах Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского» писал: «Думая… что главная красота мужа есть крепость в теле, сила в руках и лёгкость в движениях, славяне мало пеклись о своей наружности… Мать, воспитывая детей, готовила их быть воинами и непримиримыми врагами тех людей, которые оскорбили её ближних… Народные игры и потехи, доныне разнообразные в землях славянских: борьба, кулачный бой, беганье взапуски, — остались также памятником их древних забав…
Подготовка славянина начиналась с двух лет. В четыре его сажали на коня, приучали к игрушечному деревянномуоружию. К 12 годам мальчик овладевал бросковой и ударной техникой борьбы и получал в руки боевое оружие, а в 16 — посвящался в воины.
Восточные славяне были искусными гребцами. На лодках они доходили до Чёрного моря, до острова Крит и южных берегов Италии, осаждали Царьград. Византийский император Маврикий (VI в.) высоко оценивал воинское умение славян: «Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище… с выгодой для себя пользуются внезапными атаками, хитростью, и днём и ночью изобретая много разнообразных способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом всех людей». Важное место в физическом воспитании славян занимали игрища, состоявшие из плясок, песен, хороводов и состязаний (городки, бабки, «чур» — подобие хоккея, взятие «города», медвежьи бои, культовые игры с быком, охотничьи игры и т. П.).
Позднее особой популярностью стали пользоваться борьба, верховая езда, стрельба из лука, поднятие и метание камней, разнообразные подвижные игры.
В конце XVII — первой четверти XVIII в, решающее влияние на создание системы военно-физической подготовки в России оказала военная реформа Петра I. В организованных молодым царем Семёновском и Преображенском полках вначале главное внимание уделялось «потехам» — военным играм. Это были марш-броски, рукопашные схватки, штыковой бой, преодоление преград, форсирование рек, штурм искусно построенных крепостей. В таких сражениях принимало участие до 40 тыс. солдат. Особенно масштабные «боевые» действия происходили под селом Кожуховом в 1694 г. «Потехи» стали хорошей школой для солдат и позволили повысить боеспособность русской армии.
В XVIII в. Дворянская молодёжь первоначальное образование получала в школах, гимназиях и кадетских корпусах, где основными средствами физического воспитания являлись «рапирная наука»,верховая езда, стрельба из пистолета, танцы, игры.
Интересовались спортивными играми и при императорском дворе: там увлекались шахматами и шашками. А «профессор мячиковой игры», выписанныйЕкатериной II из Франции, обучал молодых дворян. Кроме того, они с азартом играли в волан, лапту, горелки, крокет и др. В России появились аристократические спортивные клубы.
Некоторые общественные деятели предлагали ввести обязательную физическую подготовку в программу российских учебных заведений всех уровней. Так, например, известный журналист и издатель Н. И. Новиков возглавил общественное движение за создание школ для народа. Он первым в России применил понятие «физическое воспитание.
В начале XIX в. В России начали открываться частные учебные заведения по фехтованию, стрельбе, гимнастике, плаванию. Строились манежи, тиры, ипподромы, катальные горы. Издавались пособия с изложением правил и основ техники, тактики и методики обучения фехтованию, плаванию, стрельбе и другим видам спорта.
Глубокие изменения во всех областях жизни, включая и физическую культуру, привели к тому, что дворянские клубы уже не удовлетворяли потребности общества в спорте. И в конце XIX в. Стали возникать новые, более демократичные клубы, культивировавшие любительский спорт.
Первыми из них были Санкт-Петербургский речной яхт-клуб и Речной яхт-клуб в Москве. Позже такие же клубы возникли в Киеве, Николаеве, Одессе, Ревеле. Большую роль в зарождении российского спорта сыграли Общество велосипедистов УНИОН, Русское гимнастическое общество, Кружок любителей тяжёлой атлетики В. Краевского в Санкт-Петербурге, боксёрская «Арена» М. Кистера в Москве.
Клубы и общества в других видах спорта объединялись в союзы, устраивали состязания, устанавливали контакты с зарубежными спортивными ассоциациями. Начала создаваться система региональных спортивных соревнований, которые обычно проводились на призы императора или великих князей. В конце XIX столетия российские спортсмены получили известность на международной арене. В то же время появился и профессиональный спорт. Сильнейшие борцы и гиревики выступали за деньги на арене цирка. Разыгрывались ценные призы в гонках велосипедистов на треке, конников на ипподроме, мотогонщиков и авиаторов.
Рекорды доступны не каждому. Другое дело массовый спорт. В СССР привилегиями пользовался массовый спорт. Крупнейшими соревнованиями были в стране Спартакиады. 1928г. Состоялась первая из них. Особое место в массовом спорте в Советском Союзе занимало место выполнения нормативов всесоюзного комплекса ГТО – «Готов к труду и обороне СССР». Он был принят в 1931г. И включал в себя физические упражнения из разных видов спорта – легкой атлетики, гимнастики, плавания, лыжных гонок, стрельбы, велосипедного спорта и т. Д.
3.
Физическая культура (ФК) – часть общей культуры человека, направленная на его гармоничное развитие, укрепление и восстановление здоровья. Физическая культура и спорт основаны на различной двигательной активности человека. Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания. Она выступает одним из факторов социокультурного бытия, обеспечивающего биологический потенциал жизнедеятельности, способ и меру реализации способностей студента.
В России предмет «ФК» как обязательная учебная дисциплина в ВУЗе был утверждён Советом Народных комиссаров в 1929 году. Так 76 лет назад было официально узаконено вузовское физическое воспитание.
Цель преподавания ФК в ВУЗе и СУЗе – повышение физической и умственной работоспособности студентов, совершенствование физических качеств, формирование у них ФК личности, привитие будущим специалистам знаний, умений и навыков использования средств ФК в своей профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
· понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
· знание научно-практических основ физической культуры и ее роли в формировании здорового образа жизни;
· формирование мотивационно-целостного отношения к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
· овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и самосовершенствование психологических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
· обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;
· приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
4.
В России 13 января 1999 года принят Государственной Думой, 27 января 1999 года одобрен Советом Федерации и 29 апреля подписан президентом РФ Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Новая редакция закона принята Государственной Думой 16 ноября 2007 года и одобрена Советом Федерации 23 ноября 2007 года.
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте.
Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе:
1) вид программы - спортивное соревнование по определенному виду спорта или одной из его дисциплин, в результате которого осуществляется распределение мест и (или) медалей среди участников спортивного соревнования;
2) вид спорта - часть спорта, которая признана в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона обособленной сферой общественных отношений, имеющей соответствующие правила, утвержденные в установленном настоящим Федеральным законом порядке, среду занятий, используемый спортивный инвентарь (без учета защитных средств) и оборудование;
3) военно-прикладные и служебно-прикладные виды спорта - виды спорта, основой которых являются специальные действия (в том числе приемы), связанные с выполнением военнослужащими и сотрудниками некоторых федеральных органов исполнительной власти (далее - лица, проходящие специальную службу) своих служебных обязанностей, и которые развиваются в рамках деятельности одного или нескольких федеральных органов исполнительной власти;
4) массовый спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях;
5) национальные виды спорта - виды спорта, исторически сложившиеся в этнических группах населения, имеющие социально-культурную направленность и развивающиеся в пределах одного субъекта Российской Федерации;
6) общероссийская спортивная федерация - общероссийская общественная организация, которая создана на основе членства, получила государственную аккредитацию и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд;
7) объекты спорта - объекты недвижимого имущества или комплексы недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения;
8) организатор физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия - юридическое или физическое лицо, по инициативе которого проводится физкультурное мероприятие или спортивное мероприятие и (или) которое осуществляет организационное, финансовое и иное обеспечение подготовки и проведения такого мероприятия;
9) официальные физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия - физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, включенные в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
10) подготовка спортивного резерва - многолетний целенаправленный учебно-тренировочный процесс по видам спорта в организациях различных организационно-правовых форм, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта;
11) профессиональный спорт - часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату;
12) спорт - сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним;
13) спорт высших достижений - часть спорта, направленная на достижение спортсменами высоких спортивных результатов на официальных всероссийских спортивных соревнованиях и официальных международных спортивных соревнованиях;
14) спортивная дисквалификация спортсмена - отстранение спортсмена от участия в спортивных соревнованиях, которое осуществляется общероссийской спортивной федерацией за нарушение правил вида спорта, положений (регламентов) спортивных соревнований, за использование запрещенных в спорте средств (допинга) и (или) методов (далее - допинговые средства и (или) методы), нарушение норм, утвержденных международными спортивными организациями, и норм, утвержденных общероссийскими спортивными федерациями;
15) спортивная дисциплина - часть вида спорта, имеющая отличительные признаки и включающая в себя один или несколько видов, программ спортивных соревнований;
16) спортивная федерация - общественная организация, которая создана на основе членства и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд;
17) спортивное сооружение - инженерно-строительный объект, созданный для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий и имеющий пространственно-территориальные границы;
18) спортивное соревнование - состязание среди спортсменов или команд спортсменов по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания, проводимое по утвержденному его организатором положению (регламенту);
19) спортивные мероприятия - спортивные соревнования, а также учебно-тренировочные и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов;
20) спортивные сборные команды Российской Федерации - формируемые общероссийскими спортивными федерациями коллективы спортсменов, относящихся к различным возрастным группам, тренеров, ученых, специалистов в области физической культуры и спорта для подготовки к международным спортивным соревнованиям и участия в них от имени Российской Федерации;
21) спортивный судья - физическое лицо, уполномоченное организатором спортивного соревнования обеспечить соблюдение правил вида спорта и положения (регламента) о спортивном соревновании, прошедшее специальную подготовку и получившее соответствующую квалификационную категорию;
22) спортсмен - физическое лицо, занимающееся выбранными видом или видами спорта и выступающее на спортивных соревнованиях;
23) спортсмен высокого класса - спортсмен, имеющий спортивное звание и выступающий на спортивных соревнованиях в целях достижения высоких спортивных результатов;
24) тренер - физическое лицо, имеющее соответствующее среднее профессиональное образование или высшее профессиональное образование и осуществляющее проведение со спортсменами учебно-тренировочных мероприятий, а также осуществляющее руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов;
25) физическое воспитание - процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры;
26) физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития;
27) физическая подготовка - процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик;
28) физическая реабилитация - восстановление (в том числе коррекция и компенсация) нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием средств и методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, которые направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья;
29) физкультурные мероприятия - организованные занятия граждан физической культурой;
30) физкультурно-спортивная организация - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность физкультурно-спортивных организаций, применяются соответственно к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.
Основные принципы законодательства о физической культуре и спорте:
1) обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения;
2) единство нормативной правовой базы в области физической культуры и спорта на всей территории Российской Федерации;
3) сочетание государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта;
4) установление государственных гарантий прав граждан в области физической культуры и спорта;
5) запрет на дискриминацию и насилие в области физической культуры и спорта;
6) обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
7) соблюдение международных договоров Российской Федерации в области физической культуры и спорта;
8) содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите;
9) взаимодействие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг (включая противодействие применению допинга) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта (далее - федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления со спортивными федерациями;
10) непрерывность и преемственность физического воспитания граждан, относящихся к различным возрастным группам;
11) содействие развитию всех видов и составных частей спорта с учетом уникальности спорта, его социальной и образовательной функций, а также специфики его структуры, основанной на добровольной деятельности его субъектов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|