Сделай Сам Свою Работу на 5

XVII век в истории России





 

Смутное время.XVII век принес многочисленные испытания России и ее государственности. После смерти в 1584 г. Ивана Грозного его наследником и царем стал слабый и болезненный Федор Иванович (1584-1598). Началась борьба за власть внутри страны. Такая ситуация вызывала не только внутренние противоречия, но и усиленные попытки внешних сил ликвидировать государственную самостоятельность России, На протяжении практически всего столетия ей приходилось отбиваться от Речи Посполитой, Швеции, набегов крымских татар – вассалов Османской империи, противостоять католической церкви, стремившейся отвратить Россию от православия.

В начале XVII в. Россия пережила период, который называют Смутным временем. XVII в. положил начало крестьянским войнам; на этот век приходятся мятежи городов, знаменитое дело патриарха Никона и раскол православной церкви. Поэтому этот век В.О. Ключевский назвал бунташным.

Смутным временем охватывает 1598-1613 гг. За эти годы на русском троне побывали царский шурин Борис Годунов (1598-1605), Федор Годунов (с апреля по июнь 1605), Лжедмитрий I (июнь 1605 – май 1606 гг.), Василий Шуйский (1606-1610), Лжедмитрий II (1607-1610), Семибоярщина (1610-1613).



Борис Годунов одержал победу в нелегкой борьбе за престол между представителями высшей знати и был первым русским царем, получившим трон не по наследству, а путем выборов на Земском соборе. За свое недолгое правление он проводил миролюбивую внешнюю политику, решив на 20 лет спорные вопросы с Польшей и Швецией; поощрял экономические и культурные связи с Западной Европой. При нем Россия продвинулась в Сибирь, окончательно разгромив Кучума. В 1601-1603 гг. на Россию обрушился «глад великий», вызванный неурожаями. Годунов принимал определенные меры по организации общественных работ, разрешил холопам уходить от своих господ, раздавал голодающим хлеб из государственных хранилищ. Однако улучшить положение не удавалось. Усугубляло взаимоотношения власти и крестьян аннулирование в 1603 г. закона о временном восстановлении Юрьева дня, что означало усиление крепостничества. Недовольство масс вылилось в восстание холопов, которое возглавил Хлопок Косолап. Это восстание многие историки считают началом Крестьянской войны.



Высшим этапом Крестьянской войны начала XVII в. (1606-1607) было восстание Ивана Болотникова, в котором участвовали холопы, крестьяне, посадские люди, стрельцы, казаки, а также присоединившиеся к ним дворяне. Война охватила Юго-Запад и Юг России (около 70 городов), Нижнее и Среднее Поволжье. Восставшие разгромили войска Василия Шуйского (нового русского царя) под Кромами, Ельцом, на реках Угра и Лопасня и др. В октябре-декабре 1606 г. восставшие осадили Москву, однако из-за начавшихся разногласий – предательства дворян потерпели поражение и отступили к Калуге, а затем в Тулу. Летом-осенью 1607 г. вместе с отрядами холопа Ильи Горчакова (Илейки Муромца, ?–ок. 1608) восставшие сражались под Тулой. Осада Тулы продолжалась четыре месяца, после чего город был сдан, восстание подавлено. Болотников был сослан в Каргополь, ослеплен и утоплен.

В такой острый момент была предпринята попытка польской интервенции. Правящие круги Речи Посполитой и католической церкви намеревались расчленить Россию и ликвидировать ее государственную самостоятельность. В скрытой форме интервенция выразилась в поддержке Лжедмитрия I и Лжедмитрия II. Открытая интервенция под руководством Сигизмунда III началась при Василии Шуйском, когда в сентябре 1609 г. был осажден Смоленск и в 1610 г. состоялся поход на Москву и ее захват. К этому времени Василий Шуйский был свергнут дворянами с престола, и в России наступило междуцарствие – Семибоярщина. Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и склонилась призвать на русский престол польского короля малолетнего Владислава, католика, что было прямым предательством национальных интересов России. Кроме того, летом 1610 г. началась шведская интервенция с целью отторгнуть от России Псков, Новгород, северо-западные и северо-русские области.



Окончание интервенции. Борьба за Смоленск.В таких условиях отстоять независимости Российского государства и изгнать интервентов можно было только всем народом. Эту задачу удалось выполнить народному ополчению во главе с нижегородским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским. После освобождения в октябре 1612 г. Москвы, провала двух попыток Сигизмунда (1612, 1617) снова захватить русскую столицу польская интервенция завершилась Деулинским1 перемирием с Речью Посполитой в 1618 г. уже при новом царе из новой династии Романовых – Михаиле Романове (1596-1645). По этому соглашению Польша получила Смоленские (кроме Вязьмы), Черниговские и Новгород-Северские земли. Всего к полякам отошло 19 русских городов, в том числе и Смоленск.

На годы царствования Михаила, помимо завершения польской интервенции, приходится окончание шведской интервенции, когда в 1617 г. в Столбово (близ Тихвина) был заключен «Вечный мир». Швеция возвращала России Новгород, Старую Руссу, Порхов, Ладогу, Гдов с уездами. Однако многие русские города оставались за Швецией. Кроме того, Россия обязывалась уплатить шведам 20 тыс. руб. и оставалась без выхода к Балтийскому морю.

В 1632-1634 гг. велась Русско-Польская (Смоленская) война за возврат захваченных в годы польской интервенции Смоленских и Черниговских земель. Закончилась она капитуляцией русской армии, окруженной под Смоленском. Ее командующий М. Шеин (?-1634) был обвинен боярами в измене и повешен. По Поляновскому миру Смоленск и Северские земли оставались за Польшей. Россия выплатила ей контрибуцию в 20 тыс. руб., хотя с этого момента польский король отказался от притязаний на московский трон.

Беспокойство доставляло России Крымское ханство – вассал Турции, являвшейся в то время сильным государством. В 1637 г. донские казаки захватили Азов, принадлежавший Турции, который они удерживали пять лет. По решению Земского собора 1642 г. казакам было предложено во избежание осложнений оставить этот порт.

Несмотря на многочисленные войны при первом Романове Россия расширила свои связи с Западом; в Россию приезжали иностранцы, особенно немцы. Запад продавал России огнестрельное оружие, в русской армии служили завербованные наемные офицеры и солдаты. Голландский купец А. Виниус основал близ Тулы первый завод для производства железных и чугунных изделий. В эти годы в России побывал путешественник А. Олеарий (1603-1671), оставивший описание своего путешествия в Московию.

Соборное Уложение 1649 г. и укрепление самодержавия.Царствование вступившего на трон после смерти Михаила Алексея Михайловича (1629-1676) ознаменовано исключительно важными для России внутри – и внешеполитическими событиями.

При Алексее Михайловиче, прозванном Тишайшим, были предприняты меры к укреплению самодержавия. Создан Приказ тайных дел, усилился аппарат управления – увеличилось число приказов.

Крупнейшим событием общественно-политической жизни России стало составление и принятие в 1649 г. Соборного Уложения – первого русского законодательного памятника, изданного типографским способом в количестве 2 тыс. экземпляров. Оно было разослано для руководства всем воеводам по городам и во все московские приказы и переведено почти на все европейские языки. Соборное Уложение содержит около тысячи статей, сгруппированных в 25 глав. В первых девяти главах зафиксированы меры наказания за преступления против церкви и царской власти. Предусматривалось сожжение на костре, если критиковались бог и церковь. Подвергался казни человек, обвиняемый в измене и оскорблении чести государя, а также бояр, воевод. Обнаживший в присутствии царя оружие наказывался отсечением руки. Таким образом, в Соборном Уложении ограждалась личность государя, честь государева двора, защищались православие, феодальный строй. Землевладение закреплялось как привилегия господствующего феодального класса, ограничивалось церковное землевладение. Крепостное право получило законодательное оформление: Юрьев день отменялся совсем, феодалы полностью могли распоряжаться собственностью, трудом и личностью крестьянина. В целом Соборное Уложение свидетельствовало о централизации государственной власти, повышении роли дворянства в укреплении государством и движении России к абсолютной монархии. В скором времени земские соборы утратили свою роль.

Внешняя политика. В XVII в. началась освободительная война украинского народа против польско-шляхетского гнета. Она длилась с 1648 по 1654 гг., ее возглавил гетман Украины Богдан Хмельницкий (ок. 1595-1657). В октябре 1653 г. на Земском соборе было одобрено предложение правительства царя Алексея принять Украину «под высокую государству руку». В 1654 г. Переяславская рада единодушно высказалась за воссоединение Украины с Россией, имеющее прогрессивное значение для судеб украинского и русского народов. Украина сохраняла особое государственно-политическое устройство – гетманство.

Такое решение вызвало несогласие Речи Посполитой, и война с Россией продолжалась в 1654-1667 гг. Россия вела борьбу за возврат Смоленских и Черниговских земель, Белоруссии и воссоединения Украины с Россией. В 1654-1655 гг. русские войска разбили основные силы Речи Посполитой, освободили Смоленщину и большую часть Белоруссии. Военные действия, возобновленные в 1658 г., шли с переменным успехом. С 1660 г. инициативу перехватили польские войска. В 1667 г. было заключено Андрусовское перемирие, по которому Польша возвращала России Смоленские и Черниговские земли и признавала воссоединение с Россией Левобережной Украины.

Одновременно с Речью Посполитой Россия в 1656-1658 гг. вела войну со Швецией за выход к Балтийскому морю. На начальном этапе русские войска одерживали крупные победы, в 1657-1658 гг. военные действия шли с переменным успехом. Эта война завершилась подписанием в 1661 г. Кардисского мира, по которому Россия выхода к Балтийскому морю не получила.

В течение всего XVII в. большую опасность для России на юге представляло Крымское ханство (вспомните осаду Азова). В 1681 г. был заключен Бахчисарайский мир. По этому соглашению границей между Крымом и Россией признавался Днепр; на 20 лет Крымское ханство обязалось не поддерживать врага Российского государства. Но в 1686 г. Россия расторгла этот договор, так как по «Вечному миру», заключенному с Речью Посполитой, Россия и Польша объединились для борьбы против турецко-татарской агрессии.

Внутриполитическая обстоновка. Сложной при первых Романовых была внутриполитическая обстановка страны. С 1630 по 1650 гг. восставали жители – 30 городов Великого Устюга, Новгорода, Воронежа, Курска, Владимира, городов Сибири и др. Наиболее крупные восстания были в Москве (1648), Пскове и Новгороде (1650). Они были подавлены, а их активные участники казнены.

XVII в. принес серьезные потрясения русской церкви. К середине этого века в русском обществе нарастало недовольство церковью, поддерживавшей порядки, усиливающие угнетение простого народа, а также неблаговидным поведением многих церковнослужителей, отсутствием единообразия церковной службы. В религиозных книгах и церковных обрядах накопились существенные разночтения; священные каноны толковались противоречиво. В каждой местности были свои традиции совершения культа. Порядок проведения богослужения расходился с греческим чином. Таким образом назрела необходимость реформы церкви. В 1653-1660 гг. патриарх Никон (1605-1681) провел церковную реформу. Она унифицировала церковные обряды и установила единообразие богослужения для всех православных церквей. За образец был принят греческий чин, все священные и богослужебные книги исправлялись по греческим образцам, для богослужения допускались иконы только греческого письма.

Несмотря на то, что реформу патриарха Никона поддерживали государь Алексей Михайлович, его ближайшее окружение и высшее духовенство, произошел раскол русской церкви. Против реформы церкви выступили попы и протопопы в Москве (И. Неропов, С. Внифатьев), в Суздале (Н. Пустосвят), в Юрьевце – Аввакум Петров и других городах. Их стали называть раскольниками.

Протопоп Аввакум (1620-1682) был идеологом староверия, старообрядцев. Они требовали возврата к прежним обрядам и традициям: читать и петь во время службы одновременно разное несколькими голосами (реформа устанавливала единоголосие); крестное знамение производить двумя перстами, а не тремя, как полагала реформа; поклоны при богослужении должны оставаться поясными, а не земными, как вводила реформа; они требовали возврата к ходу посолонью, а не крестному ходу навстречу солнцу, как предусматривала реформа.

На стороне старообрядцев оказалось множество горожан, крестьян, стрельцов. Раскол церкви стал формой социального протеста народных масс.

Все положения реформы были одобрены земскими соборами 1654-1656 гг.; раскольников осудили и отлучили от церкви. Священника Аввакума сослали в Даурию ( Забайкалье), возвращали в Москву, снова ссылали, затем расстригли, прокляли и сожгли.

Социальный протест раскольников по сути направлялся в фанатизм и аскетизм, мистику; сторонники раскола отрицали все новое и иноземное; враждебно относились к светской культуре, знаниям. Поэтому оценивать раскол как подлинно прогрессивное явление нельзя, хотя благодаря староверию сохранилось много письменных памятников прошлых веков.

Вмешательство Никона во внутренние и внешнеполитические дела государства, оправдываемое тем, что «священство выше царства» (церковь выше монарха), привело к разрыву патриарха с царем. Земский Собор 1666-1667 гг. лишил Никона патриаршества и сослал.

В период царствования Алексея Михайловича произошла крупнейшая в истории России Крестьянская война 1670-1671 гг. Ее предводитель – Степан Разин (ок. 1630-1671) донской казак, атаман, сначала воевавший с крымскими татарами, затем с турками. В 1667 г. с отрядом казацкой бедноты он совершил поход на Волгу и Яик, затем в Персию по Каспийскому морю. Весной 1670 г. возглавил Крестьянскую войну, в которой проявил себя способным организатором и военачальником. Обещал уничтожить рабство, освободить крестьян от власти бояр и дворян. Наряду с казачеством в войне участвовали народы Поволжья. Восставшие взяли Царицын, Астрахань, Саратов, Самару, осадили Симбирск, но войскам Разина было нанесено поражение. Атаман ушел на Дон, но был предан домовитыми казаками, пленен и казнен в Москве. После казни Разина война еще продолжалась, отдельные отряды выступали во многих городах Поволжья, Галицкого уезда, в Соловецком монастыре.

Начало царствования Петра 1. С 1682 по 1696 гг. русский престол занимали сыновья царя Алексея от разных браков – Петр (1672-1725) и Иван (1666-1696). Поскольку они были малолетними, то правительницей являлась их сестра царевна Софья (1657-1704), правившая с 1682 по 1689 гг. В этот период усилилась роль князя В. Голицына (1643-1714), фаворита царевны.

В 1689 г. Петр I достиг совершеннолетия, женился и проявил стремление к борьбе со старыми отжившими боярскими традициями. Софья предприняла попытку с помощью стрельцов, недовольных созданием полков нового строя, потерей многих своих привилегий, лишить власти Петра. Однако она потерпела неудачу. Петра поддержали Преображенский и Семеновский полки, многие бояре и дворяне, московский патриарх и даже некоторые стрелецкие полки. Петр удержал трон, наказал бунтовавших стрельцов, расформировал стрелецкое войско, Софью постригли в монастырь.

В 1696 г. умер Иван V, Петр стал единодержавным правителем. Первой задачей Петра было продолжение борьбы за Крым. Он направил свои действия на овладение Азовом – турецкой крепостью в устье Дона. Но из-за плохо подготовленной осадной техники и отсутствия судов русские войска потерпели неудачу. Тогда Петр приступил к строительству флота на р. Воронеж. Построив за один год 30 крупных судов, увеличив вдвое сухопутную армию, Петр в 1696 г. блокировал Азов с моря и овладел им. Для закрепления на Азовском море он соорудил крепость Таганрог.

В 1697 г. он отправился с «Великим посольством» в Европу, сочетая дипломатическую миссию с многообразными познавательными задачами в кораблестроении, военном деле, ремесле.

Экономика России в XVII в.В XVII в. производительные силы России в целом эволюционировали. Значительно выросла численность населения, составлявшая к концу века 10,5 млн. человек. В России насчитывалось 335 городов. В этот период в России известны плющильные молоты, сверлильные станки, бумажные мельницы. Построено 55 мануфактур, главным образом металлургических. Для создания промышленных предприятий в Россию привлекается иностранный капитал, причем на льготных условиях.

Постепенно углубляется процесс общественного разделения труда, определяется специализация сельскохозяйственных и промышленных местностей, ремесло превращается в мелкотоварное производство – все это ведет к усилению товарообмена. Поместная форма землевладения способствует разложению натуральности хозяйства. Развивается производство на базе переработки сельскохозяйственного сырья: в вотчинах занимаются винокурением, производством сукон, полотна, создают мукомольные и кожевенные предприятия.

В России начинается процесс первоначального накопления капитала, хотя в отличие от Англии он протекал в феодальной форме – богатства накапливались у крупных землевладельцев. Происходила дифференциация населения, появляются богатые и бедные, появляются «гулящие» люди, т.е. лишенные средств производства. Они становятся вольнонаемными. Наемными рабочими могли быть крестьяне-отходники. Статус наемного работника получает законодательное подтверждение в Соборном Уложении. Все это свидетельствует о зарождении капиталистических отношений. Способствует этому и систематический рост торговли с европейскими и азиатскими странами. Российский рынок включается в систему мирового рынка, мировых экономических связей. В Западные страны Россия продает пушнину, лес, деготь, поташ, коноплю, пеньку, канаты, холсты. Если прежде в Архангельск прибывало ежегодно 20 кораблей, то в XVII в. – 80. В числе ввозимых товаров предметы потребления для феодальных верхов и серебряная монета как сырье для изготовления отечественных денег. С Восточными странами Россия торговала через Астрахань. Важную роль играли города Дагестана и Азербайджана. В XVII в. начались торговые отношения с Китаем, Индией.

В развитии внутренней торговли также начинается новый этап. Торговые связи приобретают национальный характер. По торговым оборотам Москва занимала первое место – насчитывалось 120 торговых специализированных рядов и 4 тыс, торговых помещений.

В XVII в. продолжалось активное освоение Сибири. Русские вышли к берегам Тихого океана, Камчатки, Курильских островов. В 1645 г. первопроходец Василий Поярков вышел по Амуру в Охотское море. В 1648 г. Семен Дежнев (ок. 1605-1673) открыл пролив, отделяющий Азию от Северной Америки. В 1649-1653 г. Ерофей Хабаров (ок. 1610 – после 1667) из Якутии совершил поход в Даурию (Забайкалье) и дошел до Амура.

Землепроходцы составляли карты Сибири, чертежи, обзоры, росписи городов, отдельных районов и всего региона в целом. В 1672 г. был составлен «Чертеж Сибирских земель». Постепенно происходили заселение Сибири, ее колонизация, основывались города-крепости, служившие им опорными пунктами для дальнейшего продвижения. Их называли острогами. Так, в 1619 г. возник Елисейский острог, в 1628 г. – Красноярский острог и др.

Расширилась торговля центральных областей с Уралом, Сибирью, Дальним Востоком, с южными окраинами. Центрами торговли были крупные ярмарки, имеющие всероссийское значение, Макарьевская с XVI в., Ирбитская с первой половины XVII в., Свенская, Архангельская.

Произошли сдвиги в социальной структуре российского общества. Утверждение в XV-XVI вв. поместной формы землевладения выдвинуло дворянство, а в XVII в. укрепились позиции купечества. Внутренняя торговля превращается в сферу приложения купеческого капитала. Купечество выделяется в особую группу и подразделяется на корпорации: гостей, гостиную сотню, суконную сотню.

Российское правительство поддерживало купечество. В 1653 г. был принят закон о внутренней и внешней торговле России: Торговая уставная грамота, заменившая множественность торговых сборов единой торговой рублевой пошлиной, в размере 5% с оборота. В 1667 г. принят Новоторговый устав, имеющий протекционистский характер и защищающий русское купечество от иностранной конкуренции.

В XVII в. в России была проведена реформа государственных финансов, хотя она по-прежнему носила феодальный характер. Вместо посошной подати в 1678 г. вводилось подворное обложение, что расширяло число налогоплательщиков. Была изменена также система других прямых налогов.

В 1649-1652 гг. в России проведена реформа, получившая название «Посадское строение», в соответствии с которым в городах ликвидировались белые слободы1, их слили с посадами. Теперь тягло на государя должно было нести все городское население. «Посадское строение» было проведено в общегосударственном масштабе.

В 1679 г. различные подати, собиравшиеся с ремесленного и торгового населения посадов, были объединены в единый налог – «стрелецкие деньги» или «стрелецкую подать». Внедрялась система откупов – форма сборов налогов. «Наддача», получаемая откупщиком за право сбора налога, являлась источником первоначального накопления капитала.

Появились органы государственного контроля: в 1655-1678 гг. существовал Счетный приказ, который в конце века был заменен Ближней канцелярией. В 1654 г. проведена денежная реформа, по которой вводились в обращение медные деньги с принудительным курсом – медная копейка приравнивалась к серебряной. Реформа закончилась неудачно. Медные деньги обесценились. Ответом на такую денежную политику был Медный бунт в Москве в 1652 г. Бунт был подавлен, но правительство было вынуждено отменить медные деньги, они были изъяты из обращения.

* * *

 

Эпоха XVI-XVII вв. была переломной не только для Европы, но и для России. Здесь завершился процесс складывания единого государства и определился его тип как многонационального централизованного государства. Сложилась государственная система крепостного права. В то же время в России усилилась тенденция разложения натуральности хозяйства, начинается формирование единого всероссийского рынка. Государство увеличивает свою территорию, активно участвует в географических открытиях и все более вовлекается в орбиту общеевропейской политики и торговли. Так же, как в странах Западной Европы, в России в эту эпоху проявилась тенденция ослабления церкви и продвижения государственного устройства от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Не увенчались успехом и попытки папства втянуть Россию в сферу влияния католицизма.

Вопросы для самопроверки

1. Раскройте, как складывалась в России сословно-представительная монархия в XVI в. – XVII в. и как происходил переход к абсолютной монархии во второй половине XVII в.

2. Какие сферы общественно-политической и экономической жизни затрагивали реформы Ивана IV, какое значение они имели?

3. Как вы оцениваете опричнину?

4. Расскажите об основных событиях внешней политики России в XVI-XVII вв. и их последствиях.

5. Чем было обусловлено Смутное время, какую роль оно сыграло в пробуждении национального самосознания?

6. Раскройте основные этапы закрепощения крестьян в России, покажите роль государства в этом процессе.

7. Охарактеризуйте содержание и значение Соборного Уложения 1649 г.

8. Что стало причиной раскола церкви в России в XVII в., к чему он привел?

9. Раскройте причины и характер сословных и классовых противоречий в России в XVI-XVII вв., формы их разрешения.

Глава 10. Европа в XVIII в.

 

• Ранние буржуазные государства и просвещенный абсолютизм в Европе

• Великая французская революция

• Экономическое развитие стран Европы в XVIII в.

10.1. Ранние буржуазные государства и просвещенный
абсолютизм в Европе

Просвещение – необходимая ступень в культурном развитии. «Имей мужество пользоваться собственным умом!» – так немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804) определил суть умонастроений своей эпохи, которую называли веком Просвещения. После Возрождения и Реформации это был третий духовный переворот, практически полностью покончивший со средневековой системой ценностей.

Просвещение было мощным интернациональным движением. Оно составило главное содержание внутренней жизни Западной Европы в первые три четверти XVIII в.

Просвещение – необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. В основах своих Просвещение демократично. Просвещение цепко держится за идею формального права, усматривая именно в нем гарантию гуманизма. Просвещение не привязано к определенной хронологии. Распад феодальных отношений в разных странах происходил в разное время. Англия и Голландия опередили другие страны Европы, за ними следовали Франция, Германия.

Просвещение XVIII в. было крупным явлением европейской жизни, и влияние его отразилось не только на умственном развитии европейского общества, но и на всестороннем освещении и критике устаревших, сохранившихся от Средневековья форм быта. Просвещение вступило в борьбу с теми сторонами прежнего строя, которые не отвечали требованиям современности.

Английское Просвешение. Особая роль Англии в истории Европейского Просвещения заключалась прежде всего в том, что она была его родиной и во многих отношениях и первопроходцем. В основных чертах политическая программа Английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632-1704), который рассматривал государство как продукт взаимного соглашения людей. На первый план он выдвигал моральные критерии поведения людей в обществе. Не гражданские законы, а нормы нравственности, которые устанавливаются «по скрытому и молчаливому согласию», должны быть, по мнению Локка, естественным регулятором межличностных отношений.

Конституционные идеи Локка в значительной мере воплотились в политическом строе Англии, так как в нем реализовался классовый компромисс буржуазии и дворянства. Провозглашая высшей целью счастье конкретного человека, а не человечества в целом, английские просветители имели в виду прежде всего личное преуспевание. Локк подчеркивал: «Мы рождаемся на свет с такими способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь и которые во всяком случае могут повести нас дальше того, что мы можем себе представить: но только упражнение этих сил может сообщить нам умение и искусство в чем-либо вести нас к совершенству»1. Подчеркивая значение личного творческого усилия каждого человека, его знаний и опыта, английские просветители как нельзя лучше уловили потребности общества XVIII в.

В XVIII в. в Англии старые формы государственной власти наполнились новым содержанием. В 1701 г. парламент принял два документа, которые лишали возможности возврата на британский престол династии Стюартов. Первый документ Билль о престолонаследии передавал престол представителям Ганноверской династии. Второй документ – «Статус об устройстве королевства» – вводил парламентаризм – ответственность министров перед парламентом. Фактическое усиление власти парламента произошло во время правления королевы Анны (1665-1714). В то же время королевская власть деградировала, и при Георге II (1683-1760) король потерял право вето в отношении принятых парламентом законов и не мог принимать участия в заседаниях правительства. Парламент состоял из двух палат – палаты лордов и палаты общин. В борьбе парламента с королем активное участие принимали две политические партии – тори и виги, созданные еще в XVII в.

В течение 45 лет (с 1714 г.) Англией управлял не король, а министры из партии вигов, защищающие интересы крупной буржуазии. Положение изменилось в 1760 г. с приходом к власти короля Георга III (1738-1820), все 60 лет его правления правящей партией оставалась тори, защищающая интересы сторонников абсолютизма.

Конституционная по сути и парламентарная монархия, установившаяся в Великобритании в первой половине XVIII в., оказалась именно предтечей того политического строя, установление которого влекло за собой укрепление и победу новых капиталистических отношений.

Французское Просвещение.Идея нравственного возрождения общества политическими методами – народным восстанием, огосударствлением широких сфер общественной жизни придала особое своеобразие французскому Просвещению, выдающимися представителями которого были Жан Жак Руссо (1712-1778), Шарль Луи Монтескье (1689-1755), Вольтер (1634-1778), Дени Дидро (1783-1784) и др.

Политические взгляды Руссо изложил в сочинении «Об общественном договоре», в котором на первый план выдвигает общество, доказывая, что обществу раньше принадлежала вся власть, которую оно по договору передало правителям, чтобы они пользовались этой властью в интересах самого общества. Но поскольку правители стали злоупотреблять властью в ущерб обществу, Руссо предлагает обществу вновь взять власть в свои руки для создания демократически-республиканского государства. В таком государстве каждый полноправный член общества должен принимать непосредственное участие в управлении, законодательстве и суде. Таким образом, по мнению Руссо, будет достигнуто гражданское равенство.

Главный труд Монтескье «О духе законов» содержал идеи права и государства, а потому был актуален для многих европейских монархов. В нем Монтескье проводит мысль о том, что законодательство и государственное устройство каждой страны должны приспосабливаться к ее климатическим и почвенным условиям, а также к религии, характеру и степени развития ее народа. Из различных форм государственного правления он отдает предпочтение республиканской, применение ее на практике считает возможной при условии одинакового развития всех граждан и готовности их к роли правителей. Он не видел возможности в современных государствах для республиканской формы правления, поэтому останавливается на конституционной монархии, в которой исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная – выборным народным представителям. Суд должен быть независимым от администрации.

По своим политическим взглядам Вольтер был монархистом, состоял в дружбе и переписке с многими европейскими монархами. Чтобы обладание самодержавной властью не привело к злоупотреблениям и произволу, по мнению Вольтера, государи должны быть философски образованны, окружены философами и руководствоваться философией, которая гарантирует справедливость и полезность их распоряжений. Вольтер проповедовал начала гуманности и справедливости, настаивал на коренном преобразовании средневековых форм судопроизводства, на отмене пыток, призывал к отмене крепостного права, к уничтожению феодальных привилегий.

Большое влияние на общество оказали и так называемые энциклопедисты – члены кружка философа Дидро, издававшие с 1751 по 1776 гг. «Энциклопедию наук, искусств и ремесел». Они критиковали существующие взгляды и порядки, призывали к судебной реформе, религиозной свободе, уничтожению сословных привилегий, освобождению крестьян, народному представительству и другим демократическим правам и свободам граждан.

Просвещенный абсолютизм.Во второй половине XVIII в. в связи с общеевропейским экономическим и демографическим подъемом в правящих кругах европейских государств все более нарастало осознание необходимости модернизации экономической и политической системы. Это общеевропейское явление традиционно именуется просвещенным абсолютизмом.

Суть политики просвещенного абсолютизма состояла в том, чтобы, не меняя по существу государственных форм абсолютной монархии, в рамках этих форм, сверху проводить реформы в экономической, политической, культурной областях, направленные на модернизацию устаревших явлений феодального порядка. Наиболее углубленно монархическую концепцию просвещенного абсолютизма дал прусский король Фридрих II Великий (1712-1786), оставивший после себя 30-томное собрание сочинений. Под влиянием идей просветителей Фридрих II издал свод законов – «Фридрихов кодекс», вводивший в Пруссии равный для всех суд, установил полную веротерпимость, отменил пытки. Однако увлечение идеями Просвещения у Фридриха II было неглубоким, о чем можно судить по его практическим делам. Так, весь социальный строй Пруссии, с преобладанием дворянства над прочими сословиями, он оставил без изменения.

Более последовательно проводил политику просвещенного абсолютизма Иосиф II (1741-1790), который после смерти отца Франца Стефана стал германским императором, а после смерти матери Марии Терезии унаследовал австрийские владения. В свое десятилетнее царствование в Австрии (1780-1790) он провел целый ряд реформ, главная из которых освобождение крестьян от крепостной зависимости, наделение их землей. Наиболее глубоко и последовательно реформы Иосифа II затронули судопроизводство («Иосифовский законник»). Однако он же ликвидировал автономию земель и провинций империи Габсбургов, поощрял германскую колонизацию Венгрии, Трансвильвании, Галиции.

Просвещение политизировало общественное сознание и способствовало росту революционных настроений в обществе.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.