Сделай Сам Свою Работу на 5

Намеренные искажения информации обнаруживаются только по их последствиям.





Организация коммерческой деятельности фирмы

При организации коммерческой деятельности фирм на рынке информационных услуг и продуктов необходимо учитывать тот факт, что существующие на российском рынке информационные потребности не могут быть полностью удовлетворены в силу, как отмечалось ранее, неплатежеспособности клиентов, либо отсутствия соответствующей инфраструктуры. В этих условиях фирмы прилагают усилия по увеличению объема производства и сбыта информационных продуктов без уменьшения, а часто и при повышении цены на товар. Реализуется такая политика за счет активного маркетинга и постоянного совершенствования информационного продукта, его модификации.

Однако стабилизация экономики требует динамичного и равномерного развития как сферы производства, так и сферы потребления. Это приобретает наибольшую актуальность для сферы информационного бизнеса в России, поскольку рынок информационных услуг и продуктов находится в стадии становления.

Организация коммерческой деятельности фирмы требует:

1. Разработки и учета системы государственного регулирования сферы информационного производства с позиций обеспечения льгот для отечественных производителей в условиях жесткой конкуренции с западными производителями.



2. Учета особенностей и тенденций становления и развития рынка информационных услуг и продуктов в России.

3. Реализации маркетингового подхода в выработке ценовой стратегии фирмы.

4. Организации системы управления качеством удовлетворения информационных потребностей клиентов.

5. Организации системы профессиональной подготовки специалистов для сферы информационного бизнеса.

Факторы, сдерживающие совершенствование коммерческой деятельности на рынке
информационных услуг и продуктов

Совершенствование коммерческой деятельности фирмы с учетом развития рынка информационных услуг и продуктов приобрело ярко выраженную организационно-экономическую направленность, поскольку наибольшее внимание сегодня уделяется институциональной характеристике его основных субъектов - производителей и потребителей информационных услуг и продуктов, а также различных посредников, стоящих между ними.



Процесс производства информации приобрел общественно осознанный характер. Это обстоятельство способствовало значительному ускорению процесса устаревания информационного ресурса, а также тому, что основное поле конкурентной борьбы между отдельными корпорациями и между странами переместилось из традиционных капиталоемких отраслей хозяйства в сферу НИОКР и наукоемких производств. Важнейшим орудием конкурентной борьбы на рынке становятся нематериальные активы компаний (патенты, лицензии, ноу-хау). Все это требует при организации функционирования фирм сферы информационного бизнеса совершенствования методов и механизмов исследования информационного рынка, которые заключаются в изучении спроса на информационные услуги и продукты со стороны основных ее потребителей, каковыми выступают производственные предприятия.

Логика общественного движения информации, по мнению автора [10], требует от производителей информационных услуг и продуктов изучения проблем управления нововведениями на предприятии (инновационного менеджмента), причем не только микроэкономического содержания инновационных процессов, но и их макроэкономических предпосылок. Методологическую основу инновационного менеджмента составляет управление жизненными циклами нововведений, закономерности которого выражают взаимодействие законов экономического и технологического развития. Это, в свою очередь, ставит перед производителями информационных услуг и продуктов, как одну из первоочередных, задачу изучения жизненного цикла информационной услуги, как на этапе ее производства, так потребления. Это обеспечит фирме учет, с одной стороны, потребительских предпочтений клиентов, с другой - гибкое реагирование на изменения рыночной конъюнктуры. Другими словами, данные исследования обеспечат конкурентоспособность фирме на рынке информационных услуг и продуктов.



Информация, овеществленная в продуктах материального производства, вносит существенный вклад в национальный доход, и в дальнейшем ее удельный вес в стоимости совокупного общественного продукта будет существенно возрастать. Следовательно, важнейшей задачей в этой области является разработка методов экономической оценки информационных продуктов, в частности методик ценообразования, планирования и учета. Для решения этой задачи необходимо разработать методики оценки информации в стоимостной форме, овеществленной в продуктах материального производства. Однако данный подход в сфере информационного производства целесообразнее рассматривать с позиций обеспечения конкурентоспособности информационного продукта посредством реализации маркетингового подхода в выработке ценовой стратегии фирмы, а также разработки и дальнейшего учета комплексной оценки качества информационной услуги за счет организации системы контроля качества удовлетворения информационных потребностей клиента.

Возможности экономической науки в решении этих задач достаточно ограничены, как в силу неопределенности понятия качества информационного продукта, так и сложностью системы неопределенностей, характеризующих экономическую сущность процессов производства, потребления и товарного обращения информационных услуг и продуктов. Центральным элементом этой системы выступает стоимостная неопределенность информации, которая ставит существенные препятствия на пути стоимостной оценки продуктов информационного производства.

Особое место в ряду этих проблем занимает ценообразование информационных продуктов: методы ценообразования, модели цены и логика построения отдельных методик ценообразования. Детальное изучение факторов, выражением которых является цена информационных продуктов, приводит к исследованию процессов ценообразования как функции маркетинга информационных услуг и продуктов.

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность информационного взаимодействия, является качество информации. По мнению В.З. Когана качество информации - это степень соответствия базовому факту. Информация должна адекватно отображать реальные процессы. В противном случае субъект социальной деятельности на основании неадекватной информации примет неадекватное решение, что способно привести к деструктивным последствиям - вплоть до распада системы деятельности [7].

По мере движения от одного информационного производства к другому, информация содержательно может сохраняться, обогащаться, теряться, а также подвергаться случайному или намеренному искажению. Так, отмеченные закономерности сформулированы в законах информационной динамики [1]:

1. Только полное копирование информационных продуктов сохраняет информацию. (Вместе с тем, отмечается, что наличие комментариев при неполном копировании продукта информационного производства, не смотря на потери, приводит к обогащению).

Никакой информационный продукт не гарантирован от случайных искажений при своем движении в общественном информационном производстве.

Намеренные искажения информации обнаруживаются только по их последствиям.

Знание закономерностей информационного производства актуально в современных условиях потому, что особенностью хозяйствования в условиях формирования рыночной экономики является производство экономической информации самим рынком. Посредством этой информации осуществляется регулирование производства и определяются дальнейшие действия руководителей фирмы, которым необходимо систематизировать, обрабатывать, анализировать поступающую информацию, разбивать по критериям необходимости, достаточности, избыточности, а также синтезировать новую информацию для решения профессиональных задач.

Особенно актуально это для фирм сферы информационного бизнеса, поскольку в процессе и по результатам маркетингового анализа такими фирмами решается двуединая задача: с одной стороны - организация собственной производственной и коммерческой деятельности, а с другой - удовлетворение информационных потребностей клиентов.

Однако в реальной жизни распространение информации наталкивается на определенные информационные барьеры, преодоление которых выступает важнейшей функцией маркетинга информационных услуг и продуктов. Всего можно выделить пять разновидностей информационных барьеров: технический, экономический, законодательный, культурно-исторический, психологический. Рассмотрим эти типы барьеров и основные возможности их преодоления.

Технический барьерпредставлял собой основное препятствие для распространения информации на ранних этапах развития человеческого общества. Многое значительные открытия в истории человечества были не скопированы у первооткрывателей, а сделаны в разных частях Земного шара независимо, поскольку эти разные части в силу технических причин почти не сообщались между собой. Виной тому во многих случаях были географические обстоятельства (океаны, горные хребты, пустыни и т.п.), выступавшие непреодолимыми преградами на пути перемещения людей и тем самым отделявшие друг от друга параллельно развивающиеся цивилизации.

Технический барьер не может быть преодолен иначе, как посредством технологического развития, и к настоящему моменту человечество достигло на этом пути значительных успехов, связав информационные ресурсы всей планеты в единую сеть посредством глобальных информационных технологий. Однако теперь на пути распространения информации встает техническая проблема иного рода, а именно - проблема поиска необходимой информации. Нередко потребители информации предпочитают самостоятельно провести исследования, если это обойдется не слишком дорого, чем тратить время на поиск требуемой информации.

Все более значительная доля уже опубликованных результатов научных и практических исследований теряется, стареет, дублируется. Ученые и специалисты, квалификация которых позволяет им получить новую информацию, тратят время на поиск и оценку уже имеющихся данных. По некоторым расчетам, полное использование учеными всей информации, уже зафиксированной совокупным информационным производством общества, позволило бы сократить затраты на науку примерно вдвое. Преодоление технического информационного барьера такого рода предполагает необходимость дальнейшего совершенствования систем хранения и обработки информации.

Экономический барьеримеет место в том случае, когда цена научно-технической информации не может служить материальной основой согласования взаимно противоречивых экономических интересов продавца информации и ее покупателя.

Напомним, что цена потребителя научно-технической информации выражает верхний (максимальный) уровень цены, при котором потребитель, применяющий этот информационный продукт в производстве, сможет покрыть издержки и получить среднюю прибыль на вложенный в данную информацию капитал. Цена производителя научно-технической информации выражает нижний (минимальный) уровень цены, при котором производитель окупит затраты на производство информационного продукта и получит среднюю прибыль на вложенный в информационное производство капитал.

Если макроэкономическая ситуация в обществе такова, что верхний предел цены информации оказывается ниже ее нижнего предела, это означает, что экономическая конъюнктура неблагоприятна для инновационных процессов, поскольку они несут убытки и производителям, и потребителям научно-технической информации. Такая ситуация имеет место, в частности, в периоды экономических кризисов, когда падение физических объемов производства сужает границы применения машин, значительно удлиняет срок их окупаемости и препятствует мобилизации финансовых ресурсов, необходимых для осуществления модернизации производства.

Преодоление экономического барьера - задача чрезвычайно сложная, и она принципиально не может быть решена путем выбора надлежащей ценовой стратегии производителя научно-технической информации, поскольку экономическая природа данной ситуации кроется в макроэкономических причинах. Создание макроэкономических предпосылок инновационного процесса, оживляющее рынок научно-технической информации, предполагает коренное изменение характера экономической конъюнктуры, лежащее за пределами экономических возможностей и функций информационного маркетинга.

Законодательный барьерпроявляется в форме различных ограничений, накладываемых действующим законодательством на процессы распространения научно-технической информации. Наиболее распространены законодательные ограничения на продажу, копирование и коммерческое использование информации, связанные с проблемами интеллектуальной собственности и, охраны авторского права. Само существование таких форм информационных продуктов, как патенты, лицензии, ноу-хау, предполагает наличие известных ограничений на распространение содержащейся в них информации.

Другой часто встречающийся тип законодательных барьеров связан с международной передачей технологий. В частности, существует ряд международных организаций, одной из основных функций которых является контроль над экспортом из западных стран в СНГ передовых технологий, с целью его недопущения. Хорошо известны также ведомственные барьеры на пути движения научно-технической информации. В советской экономике были нередкими случаи, когда нововведения не внедрялись в производственный процесс из-за того, что были предложены независимыми изобретателями, а не головным научным институтом ведомства, к которому относилось данное предприятие.

Особый вариант законодательных барьеров представляют собой режимные барьеры, препятствующие распространению стратегически важной информации. Режим секретности целого ряда исследований (и результатов этих исследований) не является, как это принято думать, предметом исключительной компетенции органов государственной власти. Режимные ограничения, действующие в ряде частных корпораций, нередко не менее строги. В частности, результаты более чем 90% всех мировых научно-инженерных разработок, приблизительно 80% прикладных теоретических и около 20% фундаментальных исследований засекречиваются посредством режима секретности частных фирм, выступающих потребителями данной научно-технической информации.

Преодоление законодательных барьеров требует ясного осознания того простого факта, что режим секретности служит внешним выражением экономических интересов как непосредственно хозяйствующих субъектов, так и государственной власти, регулирующей их деятельность. Следовательно, одними лишь законодательными мерами (например, лоббированием в пользу принятия соответствующих законодательных актов) невозможно побудить обладателей соответствующей информации к ее свободному и беспрепятственному распространению. Логика развития их экономических интересов постепенно приводит к трансформации законодательных ограничений, однако темпы этой трансформации бывают сравнимы со скоростью морального износа соответствующей информации.

Другим (нелегальным) способом преодоления законодательных барьеров является промышленный и научно-технический шпионаж, а также кража информации во всех ее видах и формах.

Культурно-исторический барьерна пути распространения информации обусловлен трудностью восприятия информации, относящейся к инородному для ее потребителя культурно-историческому слою (образовательному, профессиональному, национальному и т.д.). Частично наличие этого барьера носит субъективный характер и может быть устранено посредством повышения культурного, образовательного уровня потребителя научно- технической информации или получения им соответствующей профессиональной подготовки. Однако частично наличие данного барьера объективно: оно обусловлено особенностями источников соответствующей информации (например, исторической эпохи или отдельных индивидов). В частности, археологи не всегда могут понять смысл записей и знаковых отметок, сделанных представителями древних эпох, так же как и назначение используемых ими предметов. Чтобы адекватно воспринять эту информацию, необходим более высокий уровень развития не отдельных потребителей информации, а системы научных знаний в целом.

Важную составную часть культурно-исторического барьера составляет знаковый (в частности, языковый) барьер. Использование незнакомых потребителю естественных и искусственных языков и отдельных языковых конструкций, специальной символики, профессиональной лексики, жаргонных оборотов, узкодиалектных или архаичных речевых форм существенно затрудняет передачу информации и ставит значительные препятствия на пути ее распространения. Этот барьер частично преодолевается путем издания научно-популярной литературы, осуществления переводных научных изданий, а также комментариев, реферативных работ и т.д.

Преодоление культурно-исторического барьера отчасти является функцией так называемого миссионерского (обучающего) маркетинга, направленного не столько собственно на рекламу наукоемких средств производства и потребительских товаров, сколько на обучение потенциальных потребителей обращению с новой техникой, а также на обеспечение гарантийного ремонта, наладки, монтажа, установки и прочих видов обслуживания этой техники в течение определенного периода времени.

Психологический барьерсвязан с трудностью распространения информации, возникающей вследствие негативного отношения к потенциальному источнику информации или к ее потенциальному потребителю. Здесь причинами могут быть определенные этические нормы, мировоззренческие соображения, установки (в частности, недоверие к источнику информации и т.д.).

Преодоление психологического барьера на пути распространения информации является одной из важных функций информационного маркетинга. Подтверждение высокой репутации как производителей, так и потребителей информации, преодоление взаимного недоверия, обоснование существующих методик ценообразования информационных продуктов и взаимное согласование цен верхнего и нижнего пределов выступают важными составными частями активной, наступательной маркетинговой стратегии на рынке информационных продуктов.

Сфера информационного бизнеса не является пока определяющей на рынке труда России. Тем не менее, информационный бизнес уже сегодня играет серьезную роль в снижении темпов роста безработицы. По мере становления инфраструктуры информационного бизнеса это влияние будет усиливаться.

Среди факторов, сдерживающих совершенствование коммерческой деятельности фирм сферы информационного бизнеса, немаловажное место занимает недоступность для большинства как физических, так и юридических лиц мирового информационного пространства ввиду отсутствия современных средств информационных и коммуникационных технологий. При этом следует подчеркнуть, что наряду с финансовыми причинами такого положения действует фактор, связанный с профессиональной неподготовленностью кадров в социально-экономической сфере к решению профессиональных задач в современной информационной среде. Зачастую специалисты имеют очень приблизительные сведения как о самой технологии, так и о собственном месте в ней. Поэтому ими допускаются необоснованные решения профессиональных задач.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.