Сделай Сам Свою Работу на 5

Информатизация в бюджетной системе РФ





ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Управление общественными финансами: сущность и функции

 

Управление финансами — это система форм, методов и приемов, с помощью которых осуществляется управления денежным оборотом и финансовыми ресурсами. В процессе управления финансами ор­ганами управления осуществляются следующие функции: финансо­вое планирование; оперативное управление финансами; финансо­вый контроль.

Финансовое планирование предусматривает составление средне­срочных и текущих планов образования и использования финансо­вых ресурсов. В управлении общественными финансами осуществ­ляется составление сводных финансовых балансов, перспективных финансовых планов, проектов бюджетов, смет доходов и расходов бюджетных организаций.

Оперативное управление финансами включает комплекс дейст­вий по исполнению плановых заданий, связанных с формировани­ем финансовых ресурсов и финансовым обеспечением мероприя­тий, предусмотренных плановыми документами.

Финансовый контроль предусматривает проверку законности, правильности образования денежных средств, их эффективного и целевого использования.



Управление финансами находится в темной связи с проводимой государством финансово-бюджетной политикой, с действующим финансовым механизмом. В связи с переходом к рыночным отно­шениям, приватизацией государственной собственности изменился финансовый механизм. Это нашло выражение прежде всего в пере­воде взаимоотношений между государством и приватизированными предприятиями на налоговую основу.

Изменились межбюджетные отношения. Территориальные бюджеты (региональные, местные) получили большую самостоя­тельность, в первую очередь в сфере расходования средств. Терри­ториальные органы власти стали самостоятельно определять на­правления использования бюджетных ресурсов. Были внесены из­менения в формирование территориальных бюджетов. В выше­стоящих бюджетах (федеральном, региональных) были созданы фонды финансовой помощи, из которых в нижестоящие бюджеты стали поступать трансферты, размер которых определялся по еди­ной методике, учитывающей налоговый потенциал и численность населения территорий.



Бюджетный дефицит все в большей мере стал покрываться не за счет ресурсов Центрального банка России, а на основе выпуска го­сударственных ценных бумаг. С организацией фондового рынка изменился порядок перераспределения средств субъектами хозяйст­вования. Это стало возможным на основе эмиссии корпоративных ценных бумаг и их продажи и покупки на фондовых биржах.

С созданием частных страховых компаний в стране стал функ­ционировать страховой рынок и частные страховые фонды.

Из государственного бюджета были выведены средства соци­ального страхования и созданы государственные социальные внебюджетные фонды (пенсионный, обязательного медицинского страхования, социального страхования).

Существенные изменения произошли в управлении финансами. Были созданы новые финансовые и контрольные ведомства (Феде­ральная налоговая служба, Счетная палата и др.).

Вес это не могло не отразиться на процессе управления финан­сами. Этот процесс осуществляется в первую очередь учреждения­ми, относящимися к представительным и исполнительным органам власти. Представительными органами власти, участвующими в про­цессе управления общественными финансами, являются государст­венная, республиканские, краевые, областные, городские, район­ные думы, депутаты которых рассматривают, утверждают бюджеты, контролируют ход их исполнения.

Исполнительные органы власти в лице Правительства РФ, тер­риториальных администраций и подведомственных им функцио­нальных подразделений организуют составление и исполнение тер­риториальных бюджетов, формирование внебюджетных фондов, ведение финансовой отчетности по пополнению бюджетов, смет бюджетных учреждений, заслушивают отчеты о ходе и исполнении бюджетов, а в лице финансовых органов ведут контроль за эффек­тивным использованием бюджетных средств.



 

Органы управления общественными финансами

В Российской Федерации

 

На федеральном уровне непосредственное управление финансами осуществляется Министерством финансов РФ и учреждениями, входящими в его систему: Федеральной службой по финансовому мониторингу, Федеральной налоговой службой, Федеральной служ­бой финансово-бюджетного надзора РФ, Федеральной службой страхового надзора, функционально-отраслевыми подразделениями исполнительных органов.

 

Министерство финансов РФ: функции и структура. В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным Поста­новлением Правительства РФ № 237 от 6 марта 1998 г., на Мини­стерство финансов РФ возложены следующие основные функции:

• подготовка предложений и реализация мер по совершенст­вованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;

• разработка проектов федерального бюджета и прогноза кон­солидированного бюджета РФ;

• исполнение в пределах своей компетенции федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

• осуществление контроля за целевым использованием средств федерального бюджета;

• подготовка предложений и реализация мер, направленных на совершенствование структуры государственных расходов;

• совершенствование методов бюджетного планирования и порядка бюджетного финансирования, осуществление мето­дического руководства в этой сфере, а также в области со­ставления и исполнения федерального бюджета;

• разработка и реализация единой политики формирования структуры государственных заимствований; осуществление в ус­тановленном порядке эмиссии государственных ценных бумаг;

• лицензирование деятельности страховых организаций и осуществление надзора за их деятельностью; ведение едино­го государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

• реализация необходимых мер по выполнению обязательств РФ по кредитным соглашениям с иностранными государст­вами и международными финансовыми организациями;

• установление порядка ведения бухгалтерского учета и со­ставления отчетности об исполнении федерального бюдже­та, смет расходов бюджетных организаций, форм учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюдже­та, бюджетов субъектов РФ.

Министерство финансов РФ принимает участие:

• в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную пер­спективу;

• разработке и осуществлении мер по финансовому оздоров­лению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

• подготовке предложений по основным направлениям кре­дитной, денежной политики РФ, улучшению состояния рас­четов и платежей в экономике;

• подготовке федеральных целевых программ, обеспечивая в установленном порядке их финансирование за счет средств федерального бюджета;

• разработке и финансировании федеральных инвестицион­ных программ;

• разработке предложений по совершенствованию системы фе­деральных органов исполнительной власти и их структуры;

• разработке предложений об установлении размера ставок таможенного тарифа и порядка взимания таможенных по­шлин;

• разработке порядка и осуществлении контроля за поступле­нием доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;

• разработке предложений по развитию рынка ценных бумаг в РФ;

• подготовке проектов межправительственных и межгосудар­ственных договоров в области финансовых, кредитных и ва­лютных отношений.

Основными задачами Министерства финансов РФ являются:

• разработка и реализация стратегических направлений еди­ной государственной финансовой политики;

• составление проекта и исполнение федерального бюджета;

• обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое разви­тие страны, эффективность хозяйствования, а также осуще­ствление мер по развитию финансового рынка;

• концентрация финансовых ресурсов на приоритетных на­правлениях социально-экономического развития Россий­ской Федерации и ее регионов, целевое финансирование общегосударственных потребностей;

• разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов и об источниках ее погашения;

• совершенствование методов финансово-бюджетного плани­рования, финансирования и отчетности;

• осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и государствен­ных внебюджетных фондов.

Министерство финансов РФ имеет следующую структуру: Цен­тральный аппарат Министерства финансов РФ; Федеральная служ­ба по финансовому мониторингу; Федеральная налоговая служба; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральная служба страхового надзора; Федеральное казначейство.

В состав Центрального аппарата Министерства финансов РФ входят следующие департаменты и отделы.

1. Департамент бюджетной политики включает следующие отделы: Отдел бюджетного законодательства; Отдел бюджетного планирова­ния; Отдел межгосударственных финансов; Отдел организации ис­полнения федерального бюджета; Сводный отдел анализа и прогно­зирования доходов; Отдел анализа и прогнозирования доходов от прямых налогов и прочих платежей; Отдел анализа и прогнозиро­вания доходов от косвенных налогов и ресурсных платежей; Отдел резервных фондов; Отдел бюджетной политики в сфере государст­венной службы; Отдел финансового обеспечения судебной систе­мы; Отдел нормативного правового обеспечения государственной службы; Отдел оплаты труда государственных служащих и анализа административных расходов; Отдел методологии бюджетного учета, бюджетной отчетности и бюджетной классификации; Отдел мето­дологии формирования расходных обязательств и исполнения бюд­жетов.

2. Департамент бюджетной политики в отраслях экономики включает следующие отделы: Сводный отдел; Отдел бюджетной по­литики в области транспорта, дорожного хозяйства и связи; Отдел бюджетной политики в сфере землепользования, недропользования и экологии; Отдел бюджетной политики в области гражданской промышленности и энергетики; Отдел бюджетной политики в об­ласти сельского хозяйства и рыболовства; Отдел бюджетной поли­тики в области формирования федеральных целевых программ, программ развития регионов; Отдел бюджетной политики в области жилищных субсидий и методологии финансирования бюджетных капитальных расходов.

3. Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки включает отделы: Сводный отдел; Отдел бюджетной политики в сфере образования; Отдел бюджетной политики в сфере здравоохранения и физической культуры; Отдел бюджетной поли­тики в сфере научной и научно-технической деятельности и граж­данского назначения; Отдел бюджетной политики в сфере социаль­ного обеспечения и программ государственной занятости населе­ния; Отдел обязательного социального страхования и государствен­ных внебюджетных фондов; Отдел бюджетной политики в сфере культуры и средств массовой информации.

4. Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборон­ного заказа включает отделы: Отдел сводного анализа в сфере на­циональной обороны, безопасности государства и правоохрани­тельной деятельности", Отдел нормативного правового обеспечения в сфере государственной военной и правоохранительной службы; Отдел бюджетной политики в сфере национальной обороны; Отдел бюджетной политики в сфере безопасности государства и правоох­ранительной деятельности; Отдел бюджетной политики в сфере юс­тиции, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; Отдел бюджетной политики в сфере военно-технического сотрудничества; Отдел бюджетной политики в сфере государствен­ного оборонного заказа, мобилизационной подготовки экономики и материального резерва.

5. Департамент межбюджетных отношений включает отделы: Сводный отдел; Отдел организации бюджетного процесса в субъек­тах РФ; Отдел мониторинга и взаимоотношений с бюджетами субъ­ектов РФ: Отдел муниципальных образований; Отдел реформы жи­лищно-коммунального хозяйства; Отдел методологии межбюджет­ных отношений.

6. Департамент международных финансовых отношений, госу­дарственного долга и государственных финансовых активов вклю­чает отделы: Отдел международного сотрудничества; Отдел взаимо­отношений с международными банками; Отдел внешнего долга; Отдел внешних активов; Отдел государственных внутренних акти­вов; Отдел внутреннего долга; Отдел методологии и регулирования долга субъектов РФ и муниципальных образований; Отдел учета, анализа и отчетности; Отдел по управлению средствами Стабилиза­ционного фонда.

7. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики включает отделы: Отдел координации и контроля деятельности Федеральной налоговой службы, анализа и общих вопросов; Отдел применения общих правил законодательства о налогах и сборах; Отдел налогообложения прибыли (дохода) организаций; Отдел на­логообложения доходов граждан и единого социального налога; От­дел имущественных и прочих налогов; Отдел налогов и доходов от использования природных ресурсов; Отдел косвенных налогов; От­дел международного налогообложения; Отдел таможенных плате­жей; Отдел нормативного регулирования определения таможенной стоимости.

8. Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчет­ности включает отделы: Отдел регулирования финансово-бюджетного надзора и финансового мониторинга; Отдел методоло­гии бухгалтерского учета и отчетности; Отдел нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности; Отдел регули­рования аттестации, лицензирования и повышения квалификации аудиторов, координации контроля в сфере обязательного аудита и деятельности профессиональных аудиторских объединений.

9. Департамент финансовой политики включает отделы: Отдел пенсионной реформы; Отдел финансовых рынков и имуществен­ных отношений; Отдел регулирования лотерейной деятельности и производства защищенной полиграфической продукции; Отдел ре­гулирования страховой деятельности; Отдел организации комплекс­ных выплат; Отдел банковской деятельности; Отдел денежно-кредитной политики.

10. Правовой департамент включает отделы: Отдел правового обеспечения государственной долговой политики, оборонного ком­плекса и правоохранительных органов, финансового рынка и меж­бюджетных отношений; Отдел правового обеспечения бюджетной политики, деятельности подведомственных организаций и система­тизации нормативных актов; Отдел правового обеспечения налого­вой и таможенно-тарифной политики, контроля и надзора, аудита, бухгалтерского учета и отчетности; Отдел судебной защиты.

 

Территориальные финансовые органы Министерства финансов РФ. Территориальные финансовые органы, являясь функциональными подразделениями территориальных администраций, входят в систе­му Министерства финансов РФ. Этим обеспечивается единство бюджетной базы, денежной системы, форм бюджетной документа­ции, принципов бюджетного процесса, единство порядка формиро­вания доходов, финансирования расходов бюджетов всех уровней, ведения бухгалтерского учета средств всех звеньев бюджетной сис­темы.

Территориальные финансовые органы обеспечивают: разработку и реализацию единой финансовой политики территориальной ад­министрации, составление и исполнение территориального бюдже­та, исполнительно-распорядительные функции в сфере управления финансами территории. В соответствии с этими основными они осуществляют также следующие функции:

(1) в области формирования единой финансовой политики

• совершенствуют систему управления финансами облас­ти, района, города, поселения;

• совершенствуют систему аккумуляции финансовых ре­сурсов;

• определяют порядок формирования и использования целевых бюджетных фондов;

• формируют территориальную бюджетную политику;

• определяют порядок мобилизации доходов и финанси­рования расходов;

• концентрируют финансовые ресурсы на приоритетных направлениях социально-экономической деятельности развития территории;

• готовят предложения по финансовому обеспечению тер­риториальных программ и заказов;

(2) в области решения задач финансового воздействия на оптими­зацию развития экономики и социальной сферы территории

• осуществляют разработку финансового, налогового и кредитного механизмов финансово-экономических мер по развитию рыночных отношений, повышению эффек­тивности экономики территории;

• участвуют в прогнозировании финансовой базы соци­ально-экономического развития на финансовый год, среднесрочную и долгосрочную перспективы;

(3) в области управления бюджетным процессом

• формируют проекты бюджетов, обеспечивают их испол­нение, корректируют бюджетные назначения с учетом динамики цен и поступлений доходов в бюджет, осуще­ствляют контроль за исполнением бюджета, целевым и рациональным использованием средств, выделяемых из бюджета комплексам, предприятиям, учреждениям и ор­ганизациям;

• совершенствуют структуру бюджетных расходов с учетом проводимых преобразований в экономике и необходимо­сти выборочной поддержки отдельных отраслей народно­го хозяйства, развития социально-культурной сферы;

(4) в области обеспечения доходов бюджета

• готовят предложения по совершенствованию территори­ального налогового законодательства;

(5) в области обеспечения эффективного взаимодействия звеньев единой финансовой системы

• осуществляют методическое руководство деятельностью органов администрации в области финансово-бюджет­ного планирования, финансирования производственной и социально-культурной сфер;

• готовят предложения об укреплении территориальных финансов; координации деятельности финансовых орга­нов и органов территориальной администрации;

(6) в области развития и регулирования финансового рынка

• участвуют в разработке политики формирования, функ­ционирования и развития рынка ценных, бумаг;

• участвуют в регулировании рынка ценных бумаг, анали­зе финансовых аспектов развития фондового рынка и разработке предложений по его совершенствованию.

Территориальные финансовые органы определяют источники формирования территориальных целевых бюджетных фондов, а также осуществляют методическое руководство бухгалтерским уче­том и отчетностью бюджетных организаций и учреждений, оказы­вают методическую помощь предприятиям, организациям и учреж­дениям, финансируемым из бюджета, по приведению их систем бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с требованиями законодательства.

Для выполнения своих задач и функций территориальные орга­ны финансов обладают необходимыми полномочиями. Они имеют право:

(1) получать от территориальных органов исполнительной вла­сти, налоговых органов, предприятий и учреждений, финан­сируемых из территориального бюджета, сведения и мате­риалы, необходимые для составления проекта бюджета, от­чета о его выполнении;

(2) получать от распорядителей кредитов по внебюджетным средствам материалы с расходовании этих средств, планы и отчеты;

(3) получать от организаций и учреждений, в том числе банков­ских, сведения и материалы, необходимые для осуществления контроля за рациональным целевым расходованием средств, выделяемых из бюджета.

Задачи и функции структурных подразделений территориальных финансовых органов проиллюстрируем на примере бюджетного управления и управления доходов.

 

Бюджетное управление (отдел) — важнейшее структурное подразделение территориального финансового органа. Основными его задачами являются:

(1) подготовка предложений по совершенствованию бюджетной систе­мы и бюджетных отношений, включая межбюджетные отношения на соответствующей территории;

(2) участие в разработке и реализации единой финансовой, бюджетной политики;

(3) составление проектов территориальных бюджетов и формирование бюджетного послания глав территориальных администраций на со­ответствующий финансовый год;

(4) рассмотрение вопросов о целесообразности и размерах оказания финансовой помощи из бюджета различным отраслям экономики и муниципальным образованиям;

(5) участие в осуществлении финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств, выделяемых из бюджета.

В соответствии с возложенными на него задачами бюджетное управле­ние выполняет следующие основные функции:

(1) подготавливает предложения и реализует, меры по совершенствова­нию бюджетной системы, развитию и совершенствованию бюджет­ных отношений на соответствующей территории;

(2) разрабатывает проекты территориальных законов и формирует бюджетное послание на соответствующий финансовый год;

(3) готовит проекты нормативных актов по вопросам составления бюджета и прогноза на соответствующий финансовый год;

(4) составляет роспись расходов бюджета;

(5) совместно с соответствующими исполнительными органами разра­батывает предложения по определению источников финансирова­ния расходов, связанных с предоставлением льгот и государствен­ных гарантий в части социальной защиты отдельных категорий граждан;

(6) участвует в подготовке предложений, направленных на совершен­ствование структуры бюджетных расходов, улучшение состояния расчетов и платежей;

(7) осуществляет краткосрочное планирование по кассовому исполне­нию бюджета на следующий месяц;

(8) совместно с управлением казначейства участвует в определении ли­митов бюджетных обязательств для получателей средств бюджета;

(9) составляет перспективный финансовый план;

(10) участвует в осуществлении контроля за целевым и рациональным использованием средств бюджета;

(11) участвует в подготовке предложений о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности в отраслях народного хозяйства и бюджетной сфере;

(12) участвует в подготовке заключений по предложениям о предостав­лении ссуд за счет средств бюджета;

(13) участвует в подготовке предложений по выделению средств из ре­зервного фонда территориальной администрации на непредвиден­ные расходы;

(14) участвует в работе по подготовке предложений по совершенствова­нию механизма межбюджетных отношений с муниципальными об­разованиями;

(15) разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных на­логов в бюджеты муниципальных образований;

(16) разрабатывает предложения о формах и объемах финансовой по­мощи муниципальным образованиям;

(17) составляет аналитические материалы, расчеты и отчетные данные по бюджетам муниципальных образований для осуществления фи­нансово-бюджетного планирования и финансирования расходов;

(18) осуществляет анализ хода исполнения бюджетов муниципальных образований, рассматривает отчетность об исполнении их бюдже­тов, разрабатывает данные ожидаемого исполнения по доходам и расходам, подготавливает предложения об исполнении бюджетов муниципальных образований.

 

Управление доходов обеспечивает выполнение следующих возложенных на него задач:

(1) разработку прогноза доходов бюджета, составление прогнозных расчетов по доходам территориального бюджета на базе данных со­циально-экономического развития территории и оценки ожидае­мых поступлений доходов в текущем году с применением индексов цен на товары (работы, услуги) материального производства и по­требительского рынка. Разработку проекта доходов бюджета;

(2) анализ выполнения плана доходов и участие в разработке меро­приятий по обеспечению его выполнения;

(3) систематизацию нормативных актов по вопросам налогообложения;

(4) осуществление налоговой политики на территории.

Управление доходов осуществляет следующие функции:

(1) планирует поступления налоговых и неналоговых доходов;

(2) анализирует экономические показатели, необходимые для прогно­зирования поступлений доходов;

(3) составляет проекты планов поступлений доходов;

(4) вносит в течение года в установленном порядке уточнения в доход­ную часть областного бюджета;

(5) участвует в составлении перспективного финансового плана по доходам;

(6) осуществляет анализ отчетности территориальных органов Феде­ральной налоговой службы в сопоставлении с данными месячного отчета об исполнении территориального бюджета;

(7) анализирует данные о недоимке, отсроченных платежах в террито­риальный бюджет на основании отчетности органов Федеральной налоговой службы;

(8) принимает участие в разработке ставок налогов, которые в соответ­ствии с действующим налоговым законодательством устанавлива­ются субъектами РФ;

(9) обобщает, анализирует материалы и составляет объяснительные за­писки к проекту территориального бюджета и его исполнению в разрезе доходных источников;

(10) рассматривает заявления организаций по предоставлению отсрочек и рассрочек платежей по налогам и сборам, курируемым управле­нием, ведет их регистрацию и учет;

(11) рассматривает заявления и жалобы граждан по вопросам, относя­щимся к компетенции управления;

(12) участвует в пределах компетенции управления в осуществлении расчетов по погашению задолженности по платежам в территори­альный бюджет;

(13) участвует в работе комиссий Думы при рассмотрении и утвержде­нии бюджета, законопроектов по налогообложению и предоставле­нию льгот;

(14) участвует в разработке предложений по совершенствованию нало­говой политики, исходя из необходимости обеспечения условий для осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятиями, организациями и предпринимательской деятельно­сти гражданами и социально справедливого перераспределения до­ходов;

(15) взаимодействует с территориальными органами Министерства эко­номики и социального развития РФ в целях увязки прогноза до­ходной части бюджета с прогнозом социально-экономического раз­вития территории.

 

Территориальные органы Федеральной налоговой службы: задачи и функции. Территориальными органами Федеральной налоговой службы являются налоговые инспекции по соответствующей терри­тории (республике, краю, области, городу, району). Главные задачи налоговых инспекций: (1) контроль за соблюдением налогового за­конодательства; (2) контроль за правильностью начисления и свое­временностью внесения в соответствующий бюджет налогов и дру­гих платежей, установленных законодательством.

Налоговые инспекции выполняют следующие функции:

(1) ведут в установленном порядке учет налогоплательщиков;

(2) представляют финансовым органам и органам казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и пла­тежей;

(3) осуществляют возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет;

(4) анализируют отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливают на их основе предло­жения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и других платежах в бюджет;

(5) производят на предприятиях, в учреждениях и организаци­ях, основанных на любых формах собственности, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства проверки денежных документов, регистров бух­галтерского учета, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

(6) ведут учет и оценку конфискованного, бесхозяйного имуще­ства, имущества, перешедшего по праву наследования к го­сударству, и кладов;

(7) координируют проведение с правоохранительными и кон­тролирующими республиканскими органами мероприятий по усилению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

(8) контролируют своевременность представления плательщи­ками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с ис­числением и уплатой платежей в бюджет, а также проверяют достоверность этих документов в части правильности опре­деления прибыли, дохода, иных объектов обложения и ис­числения налогов и других платежей в бюджет;

(9) передают правоохранительным органам материалы по фак­там нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответ­ственность;

(10) предъявляют в суд и арбитражный суд иски: (а) о ликвида­ции предприятия любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ, о признании регистрации предприятия недействительной в случаях нарушения установленного порядка создания пред­приятия или несоответствия учредительных документов тре­бованиям законодательства и взыскании доходов, получен­ных в этих случаях; (б) о признании сделок недействитель­ными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам; (в) о взыскании неосновательно приобре­тенного не по сделке, а в результате других незаконных дей­ствий;

(11) обеспечивают правильность применения финансовых санк­ций, предусмотренных законодательством РФ и республик в ее составе за нарушение обязательств перед бюджетом, ад­министративных штрафов за эти нарушения, допущенные должностными лицами предприятий, учреждений, органи­заций и гражданами, и своевременность взыскания средств по ним;

(12) производят осмотр, фиксацию содержания и изъятия у предприятий, учреждений и организаций документов, сви­детельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов от налогообложения.

(13) получают от предприятий, учреждений, организаций, фи­нансовых органов и банков документы, на основании кото­рых ведут оперативно-бухгалтерский учет (по каждому пла­тельщику и виду платежа) сумм налогов и других платежей, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм финансовых санкций и административных штрафов;

(14) приостанавливают операции предприятий, учреждений, ор­ганизаций и граждан по расчетным и другим счетам в бан­ках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить) государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтер­ских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других до­кументов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет;

Система налоговых органов построена в соответствии с админи­стративным и национально-территориальным делением, принятым в Российской Федерации. Основным элементом в этой системе явля­ются государственные налоговые инспекции по районам, городам, кото­рые выполняют основную нагрузку по непосредственному контро­лю за исполнением налогового законодательства всеми физически­ми и юридическими лицами на обслуживаемой территории

Структура районной, городской налоговой инспекции утвержда­ется на основании социально-демографических, экономических и географических характеристик района, города, объема выполняемой работы и других факторов, учитываемых при создании внутриструктурных подразделений. В крупных городских и районных налоговых инспекциях создаются отделы и группы по видам взимания нало­гов. Их работа строится по отраслевому принципу.

Областные, городские налоговые инспекции имеют следующие основные функциональные подразделения.

1. Отдел учета налоговых поступлений и отчетности.

2. Отдел анализа и прогнозирования налоговых поступлений.

3. Отдел учета и информирования налогоплательщиков.

4. Отдел контрольной работы.

5. Отдел работы с крупнейшими и проблемными налогопла­тельщиками.

6. Отдел принудительного взыскания недоимки.

7. Отдел прочих налоговых и неналоговых поступлений.

8. Отдел ресурсных платежей.

9. Отдел косвенных налогов.

10. Отдел налогообложения прибыли (дохода).

11. Отдел налогообложения физических лиц.

12. Отдел единого социального налога (взноса).

13. Отдел оперативного контроля и применения.

14. Отдел контроля в сфере производства и оборота алкоголь­ной и табачной продукции.

15. Контрольно-ревизионный отдел.

В районных налоговых инспекциях и в инспекциях небольших городов число подразделений существенно меньше.

 

Информатизация в бюджетной системе РФ

 

Одним из важных факторов эффективности управления экономиче­скими процессами является развитие автоматизированных информа­ционных систем (АИС). Рост информационных потоков в области финансов, в деятельности финансовых органов требует разработки и внедрения в практику АИС «Финансы», т.е. системы, объеди­няющей работников финансовых органов, специалистов в области информационных технологий и электронно-вычислительную тех­нику для решения функциональных задач, возложенных на финан­совые органы по осуществлению бюджетного процесса.

АИС «Финансы» начала разрабатываться с середины 70-х годов, сначала в НИФИ Минфина СССР, а затем в созданном в 1977 г. Главном вычислительном центре Министерства финансов.

В соответствии со структурой финансовой системы страны в раз­личных ее звеньях (в центральных, региональных и местных финан­совых органах) используются следующие программные продукты.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.