Сделай Сам Свою Работу на 5

Роспуск Государственной Думы невозможен





• в течение одного года со дня ее избрания;

• в течение 6 месяцев до окончания полномочий Президента РФ;

• с момента выдвижения Госдумой обвинения против Президента РФ;

• в период действия в РФ военного или чрезвычайного положения.

Статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации: конституционно-правовое регулирование.

Член парламента именуется парламентарием, или членом парламента. В Федеральном Собрании - парламенте Российской Федерации парламентариями, соответственно, являются депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации.

Конституционно-правовой статус парламентария представляет совокупность закрепленных Конституцией, федеральными законами и государственно-властных полномочий, обеспеченных соответствующими гарантиями. Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Депутат Государственной Думы не может одновременно являться членом Совета Федерации, депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Статус депутата Государственной Думы определяется Конституцией РФ, Федеральными законами «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы и др. Конституционно-правовой статус депутата характеризуют три элемента: 1) депутатский мандат; 2) права и обязанности депутата; 3) гарантии депутатской деятельности.



Статус парламентариев в двухпалатном парламенте имеет свои особенности. Депутат Государственной Думы работает на профессиональной постоянной основе. Он не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работники органов прокуратуры, избранные депутатами Государственной Думы, приостанавливают свою службу в ранее занимаемых должностях на период осуществления депутатских полномочий. Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания депутата и прекращается с момента начала работы Государственной Думы нового созыва. Каждому депутату выдается удостоверение депутата - документ, дающий право беспрепятственно посещать все органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения, воинские части и общественные объединения. Кроме того, каждому депутату выдается нагрудный знак.



Членом Совета Федерации является избранный народом представитель законодательных или исполнительных органов государственной власти субъекта Федерации, уполномоченный осуществлять законодательную власть и иные полномочия в Совете Федерации. Срок полномочий члена Совета Федерации определяется сроком его полномочий в качестве главы законодательного, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Полномочия члена Совета Федерации начинаются с момента принятия Советом Федерации решения о признании его полномочий. Главы законодательного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ представляют в Совет Федерации документы, подтверждающие их полномочия как главы соответствующего органа государственной власти субъекта РФ в течение 7 дней со дня их избрания на эти должности. В случае прекращения полномочий главы соответствующего органа государственной власти субъекта РФ автоматически прекращаются его полномочия как члена Совета Федерации.

В предусмотренных законом случаях возможно досрочное сложение депутатом Государственной Думы (членом Совета Федерации) своих полномочий. Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случаях: утраты гражданства РФ; письменного заявления о сложении своих полномочий; избрания депутатом иного представительного органа власти; поступления на государственную службу; занятия другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; роспуска Государственной Думы; смерти. Досрочно полномочия члена Совета Федерации прекращаются в случаях: утраты гражданства РФ, вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена Совета Федерации, признания недееспособным в судебном порядке, объявления судом умершим, смерти.



Императивный и свободный мандаты. В конституционном праве понятие мандата трактуется в двух значениях: 1) как документ, который подтверждает полномочия депутата, предоставленные ему избирателями, интересы которых он представляет, и 2) как основы, на которых базируются взаимоотношения между депутатом и избирателями. В сущности депутатский мандат может быть императивным и свободным.

Императивный мандат определяет такую форму взаимоотношений депутата и избирателей, при которой депутат, ответственный перед избирателями, совмещает свою депутатскую деятельность с основной работой на предприятии, в учреждении, организации. Сущность императивного мандата в том, что каждый депутат обязан выражать волю избирателей, ответственен перед ними, может быть отозван ими. Как правило, такие наказы вносились в период избирательной кампании во время встреч кандидатов в депутаты с избирателями. Наказы передавались кандидатом в исполнительный комитет местного Совета или Президиум Верховного Совета, которые обобщали все поступившие наказы и составляли план мероприятий по их реализации. Они имели обязательное значение для избранного депутата. Реформа избирательной системы конца 90 годов привела к отказу от обязательности наказов. Сейчас если такие наказы (пожелания, просьбы) и вверяются депутату, то они носят рекомендательный характер. В то же время законодательные акты отдельных субъектов РФ признают императивный характер мандата депутатов законодательного органа власти и представительного органа местного самоуправления.

Депутатский мандат может быть «императивным» и «свободным». Сущность первого заключается в том, что каждый депутат обязан выражать волю избирателей, ответственен перед ними, может быть отозван ими.

Свободный (общенациональный) мандат отображает такую форму взаимоотношений депутата с его избирателями, при которой депутат юридически не связан наказами избирателей и не может быть ими отозван. Свободный, или общенациональный, мандат означает неответственность депутата перед избирателями, отсутствие у последних права отзыва депутата.

Законодательный процесс в Российской Федерации.

Законодательный процесс в РФ – это совокупность определенных действий Федерального Собрания РФ, направленных на принятие нормативно-правовых актов.

Стадии законодательного процесса: 1) законодательная инициатива; 2) предварительное рассмотрение законопроектов; 3) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе; 4) принятие закона; 5) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации; 6) подписание Президентом РФ и обнародование закона.

Существует особая стадия законотворческого процесса – преодоление разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой РФ. Эта стадия не всегда присутствует в законотворческом процессе, а только в случае возникновения таких разногласий по содержанию текста закона.

Правом законодательной инициативы обладают субъекты, перечисленные в Конституции РФ. Все субъекты законодательной инициативы в Федеральное Собрание РФ вправе вносить законопроекты по вопросам, относящимся к их ведению, и в пределах своей компетенции. Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в управлении документационного обеспечения Аппарата Государственной Думы, где заводится электронная регистрационная карта, в которой отражаются все стадии законодательного процесса.

Предварительное рассмотрение законопроекта в Государственной Думе начинается по истечении 14 дней. Предварительное рассмотрение законопроекта осуществляется специальным комитетом по рассмотрению законопроекта. На этой стадии законопроект должен пройти правовую экспертизу.

После предварительного рассмотрения законопроект представляется в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Думы не позднее чем за 14 дней.

Рассмотрение законопроекта может проходить в трех чтениях. Законопроект может быть принят в первом же чтении, только если не возникает никаких разногласий по тексту законопроекта. В противном случае должна быть проведена процедура урегулирования разногласий.

После прохождения всех согласительных процедур (либо при их отсутствии после первого же чтения) законопроект должен быть принят. С этого момента законопроект считается федеральным законом.

Федеральный закон, принятый Государственной Думой, не может быть подписан Президентом РФ и обнародован, если не был одобрен Советом Федерации.

Одобрение Совета Федерации может быть в выраженной (в виде постановления Совета Федерации) и молчаливой формах (в виде отсутствия какого бы то ни было ответа на законопроект в течение 14 дней со дня его поступления на рассмотрение Совета Федерации).

Подписание и обнародование федерального закона, принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации, осуществляется Президентом РФ в течение 14 дней со дня его поступления.

Президент РФ обладает правом отлагательного вето в отношении поступивших к нему на подпись федеральных законов. Отлагательное вето означает, что Президент РФ обладает не абсолютным правом в отношении воспрепятствования обнародованию «неугодных» федеральных законов, а ограниченным, так как Федеральное Собрание может в установленной форме преодолеть вето Президента РФ (в этом случае Президент обязан подписать закон в течение 7 дней).

 

 

Государственные органы субъектов Российской Федерации: правовой статус, виды, полномочия.

Одним из элементов конституционно-правового статуса субъектов РФ является наличие собственной системы органов государственной власти.

Самостоятельность субъектов РФ предполагает, что они самостоятельно устанавливают виды (систему) органов, их компетенцию, отношения между ними и т. п. Однако самостоятельность субъектов РФ в этом вопросе существенно ограничена.

Государственная власть во всех субъектах РФ организована на основе принципа разделения власти.

Система органов государственной власти субъекта РФ в общем плане включает:

законодательный (представительный) орган государственной власти;

высшее должностное лицо субъекта РФ (глава региона);

высший исполнительный орган государственной власти;

иные органы государственной власти.

Функционирующие на территории субъекта РФ территориальные органы федеральных органов государственной власти (исполнительных, судебных) в систему органов государственной власти субъекта РФ не входят.

Законодательный орган государственной власти в субъекте РФ один (высший и единственный). Он является постоянно действующим. Название законодательного органа определяется субъектом РФ самостоятельно – это может быть совет (государственный, верховный, областной и пр.), собрание (государственное, законодательное, народное и пр.), дума (краевая, областная, окружная, городская, губернская, государственная). Количественный состав законодательных органов субъектов РФ может значительно различаться от, например, 15 до несколько сотен депутатов.

В двухпалатных парламентах одна из палат (обычно называемая верхней) формируется, как правило, из представителей территориальных единиц субъекта РФ, причем в отличие от другой (нижней) палаты здесь возможно отступление от принципа равного представительства.

Формируются законодательные органы субъектов РФ исключительно путем выборов депутатов населением региона. Срок полномочий региональных парламентов не может превышать пяти лет. Полномочия законодательного органа субъекта РФ достаточно широки и направлены на реализацию основных его функций: представительства, законодательной и контрольной.

В отличие от законодательной власти исполнительную власть в субъекте РФ осуществляет система органов, включающая высший исполнительный орган государственной власти (правительство, администрацию) и иные органы исполнительной власти (министерства, департаменты, комитеты, управления и т. п.). Система исполнительных органов государственной власти устанавливается законом субъекта РФ, а их структура в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. В отличие от федеральной схемы институциональной организации государственной власти высшее должностное лицо субъекта РФ (глава региона) однозначно определен в качестве главы (руководителя) высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта.

Высший исполнительный орган субъекта РФ формируется главой региона, но законодательством субъекта РФ может быть установлена необходимость получения согласия на назначение некоторых должностных лиц парламента субъекта РФ. Однако ситуация, при которой весь состав регионального правительства формируется с участием законодательного органа, недопустима. Полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ являются традиционными исходя из того, что он является органом общей компетенции и осуществляет управление всеми основными сферами жизнедеятельности на региональном уровне.

Говоря об организации судебной власти в субъектах РФ, необходимо иметь в виду следующее. в реализации принципа разделения власти на региональном уровне участвуют только конституционные (уставные) суды, которые созданы пока далеко не во всех субъектах РФ. В тех субъектах РФ, где отсутствуют собственные конституционные (уставные) суды, баланс властей обеспечивают федеральные суды, функционирующие на территории этих субъектов, к юрисдикции которых отнесено в том числе разрешение споров публично-правового характера с участием региональных органов государственной власти.

Система органов государственной власти субъекта РФ может включать и иные органы. В частности, в отдельных субъектах РФ учреждены надпарламентские органы, например, Великий Хурал в Тыве, Конституционное собрание в Дагестане. В некоторых субъектах РФ предусмотрены органы государственной власти на уровне ниже регионального: в районах, городах и т. п. Конституционный Суд РФ признал допустимым создание таких органов государственной власти, но при обязательном соблюдении ряда условий, а именно: эти органы не могут быть подчинены региональным органам государственной власти, они должны формироваться путем выборов населением соответствующей территории и обладать собственными полномочиями, они не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления, равно как и делегировать свои полномочия данным органам

Институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Эта должность учреждена в целях обеспечения гарантий госзащиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Уполномоченный назначается на должность госдумой большинством голосов от общего числа депутатов. Это должно быть лицо не моложе 35, имеющее российское гражданство, познания в области права и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный на заседании госдумы приносит присягу. Не допускается занимание должности более двух раз подряд.

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан РФ, находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия, бездействие госорганов.

Жалоба должна быть подана уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того, когда заявителю стало известно о нарушении. Жалоба должна содержать ФИО и адрес заявителя, изложение существа решений или действий, бездействия, нарушивших, по мнению заявителя его права и свободы.

Также должны иметься копии принятых решений по жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке. Жалоба не облагается госпошлиной. Жалобы лиц, находящихся в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются уполномоченному.

Получив жалобу, уполномоченный вправе:

1. принять её к рассмотрению

2. разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод.

3. передать жалобу госоргану, органу местного самоуправления или должностному лицу, у

к компетенции которого относится разрешение жалобы.

4. отказать в принятии жалобы к рассмотрению, если есть мотив.

Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет о принятом решении. В случае начала рассмотрения жалобы он информирует об этом орган или лицо. Действие, бездействие которого обжалуется.

По результатам рассмотрения жалоб уполномоченный вправе:

1. обратиться в суд с заявлением

2. обратиться в компетентные госорганы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного, административного производства или уголовного дела.

3. обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в силу решения суда.

4. изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты при рассмотрении дела в порядке надзора.

5. обратиться с жалобой в конституционный суд РФ.

Судебная система Российской Федерации. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».

Судебная власть призвана осуществлять правосудие. Конституционные основы судебной власти-совокупность принципов и норм, определяющих взаимоотношения судебной власти с личностью, организацию и функционирование органов судебной системы.

Единство судебной власти обеспечивается соблюдением всеми судами установленных законом правил судопроизводства. Уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и арбитражное законодательство относятся к ведению федеральной власти.

Конституционный принцип организации судебной власти-сочетание профессиональных и непрофессиональный начал в организации судебной власти.

Судебная система-совокупность судов. Построена в соответствии с их компетенцией, задачами и целями. Суды бывают федеральные и субъектов.

По иерархии общие (гражданские) суды подразделяются на 3 звена:

  1. основное звено-мировые, районный судьи
  2. среднее звено-верховные судьи республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
  3. Высшее звено-верховный суд РФ.

Военные суды подразделяются:

  1. основное звено-суды армий, флотилий, соединений, гарнизонов.
  2. Среднее звено-суды видов и групп войск, военных округов, флотов
  3. высшее звено-военная коллегия верховного суда РФ.

Кроме этого суды делятся на суды первой, второй и надзорной инстанции.

Суд первой инстанции-непосредственно исследует доказательства в судебном заседании, рассматривая гражданские и уголовные дела по существу, от имени государства выносит решение по гражданскому делу и приговор по уголовному.

Суд второй апелляционной и кассационной инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц и кассационного представления прокурора проверяет законность и обоснованность решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу. Он вправе отменить или внести изменения в решение.

Суд надзорной инстанции по протестам управомоченных на то прокуроров или председателей судов и их заместителей проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений суда первой инстанции, апелляционной и кассационной инстанции или нижестоящей надзорной инстанции.

Конституционный Суд Российской Федерации. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Конституционный суд РФ-судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, один из высших федеральных органов судебной власти.

Полномочия, порядок образования и деятельности конституционного суда РФ согласно конституции устанавливается федеральным законом о конституционном суде РФ от 1994.

1. Разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации

2. Разрешает споры о компетенции:

3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

4. Дает толкование Конституции Российской Федерации.

5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

7. Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.

 

Основная функция конституционного суда РФ-осуществление конституционного контроля с целью защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия предписаний конституции на всей территории России. Конституционный контроль состоит в выявлении правовых актов госорганов и должностных лиц, противоречащих конституционным положениям, в принятии мер по устранения этих отклонений. Неконституционный акт утрачивает юридическую силу.

Конституционный суд осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный суд формируется президентом и советом федерации в установленном законом порядке, состоит из 19 судей.

Основные принципы деятельности конституционного суда: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность, равноправие сторон, устность разбирательства, непрерывность судебного заседания.

Председатель суда и его заместитель не могут входить в состав одной палаты. Персональный состав каждой палаты обновляется раз в три года.

Конституционный суд в заседаниях его палат решает дела, отнесённые к его компетенции и подлежащие рассмотрению только в пленарных заседаниях.

Организующими работу конституционного суда органами являются председатель, заместитель председателя и судья-секретарь. В пленарном заседании судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава на три года указанных должностных лиц, они могут переизбираться в дальнейшем. Закон предусматривает процедуру досрочного освобождения от должности. Оно может иметь место по инициативе не менее пяти судей, считающих, что эти должностные лица недобросовестно выполняют свои обязанности, злоупотребляют своими правами. Вопрос о досрочном освобождении от должности решается большинством не менее двух третей от общего числа судей конституционного суда тайным голосованием.

Закон принят 24 июня 1994. Закон определил Конституционный суд как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

 

 

Местное самоуправление: понятие и основные принципы. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Самостоятельное решение населением вопросов местного значения-суть местного самоуправления. Никакой орган не вправе вмешиваться в решение этих вопросов субъектами местного самоуправления, утверждать, отменять или приостанавливать действия их актов, если они приняты в рамках закона.

Выделяют следующие принципы:

1) принцип самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий – текстуально закреплен в Конституции РФ. Он распространяется на все основы местного самоуправления и проявляется как правовая, организационная, экономическая и финансовая самостоятельность в решении вопросов местного значения;

2) сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан (выражается в органической связи и взаимообусловленности осуществления местного самоуправления гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления);

3) неподчиненность одного муниципального образования другому муниципальному образованию в пределах своей компетенции;

4) обязательность наличия представительного органа местного самоуправления в муниципальном образовании либо осуществление его полномочий собранием (сходом) граждан;

5) приоритетная роль представительных органов местного самоуправления в системе органов местного самоуправления (их ведущая роль обусловлена тем, что представительные органы выражают волю всего населения муниципального образования, придают ей общеобязательный характер и осуществляют от его имени власть);

6) гласность деятельности по осуществлению местного самоуправления;

7) обеспечение органами государственной власти муниципальным образованиям минимальных местных бюджетов;

8) гарантированность государством минимальных государственных социальных стандартов по удовлетворению основных жизненных потребностей населения, обеспечение которых отнесено к ведению муниципальных образований;

9) государственные гарантии и поддержка местного самоуправления;

10) принцип субсидиарности, взаимодействия и сотрудничества органов местного самоуправления с органами государственной власти

 

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учётом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Органы местного самоуправления:

1. управляют муниципальной собственностью

2. формируют, утверждают и исполняют местный бюджет

3. устанавливают местные налоги и сборы

4. осуществляют охрану общественного порядка и иные вопросы местного значения.

Эти органы могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для этого материальных и финансовых средств.

В итоге, местное самоуправление-самостоятельная деятельность граждан по регулированию, управлению и решению непосредственно или через формируемые ими органами местного самоуправления значительной части вопросов местного значения в интересах населения данной территории с учётом развития общества.

Особую роль в реализации местного самоуправления играет непосредственная демократия. Она включает различные формы непосредственного волеизъявления населения или его групп, проживающих в границах административно-территориальных единиц.

Важная составная часть системы местного самоуправления-органы местного самоуправления, к которым относятся выборные органы, образуемые в соответствии с федеральным законом, законами субъектов, уставами муниципальных образований и другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Структура органов местного самоуправления включает:

1. представительный орган муниципального образования

2. глава муниципального образования

3. местная администрация, т. е. Исполнительно-распорядительный орган

4. иные органы, предусмотренные уставом и обладающие полномочиями

Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования определяется населением на местном референдуме или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе.

Основополагающие начала организации и деятельности местного самоуправления, его место и роль в системе народовластия, закрепляемые Конституцией РФ, получили развитие в Законе об общих принципах организации местного самоуправления. В нем определены единые принципы формирования и развития основ местного самоуправления в нашей стране: правовых, территориальных, организационных и финансово-экономических.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.