Оплата горюче-смазочных материалов
На данную подстатью относятся расходы на:
• приобретение горюче-смазочных материалов и всех видов специального топлива, включая их доставку и складирование;
• аренду емкостей, барж, танкеров для хранения горючего, средств заправки, перекачки, контроля качества горючего и смазочных материалов.
Прочие расходные материалы и предметы снабжения
На данную подстатью относятся расходы на приобретение малоценных предметов, используемых для хозяйственных и производственных целей при стоимости одного предмета на дату приобретения не более 50-кратного, установленного законодательством Российской Федерации, минимального размера оплаты труда за единицу, независимо от срока их полезного использования, а также предметов со сроком полезного использования менее 12 месяцев, независимо от их стоимости.
Командировки и служебные разъезды
На данную статью относятся расходы на служебные командировки, при перемещении работников (оплата проезда, суточных, квартирных, подъемных), компенсационные выплаты работникам; подъемные пособия и суточные при перемещении по службе.
Расходы на служебные командировки включают в себя:
• расходы по оплате командировок внутри страны и за границу в соответствии с законодательством Российской Федерации (расходы по найму жилого помещения, оплата проезда к месту командировки и обратно к месту постоянной работы, оплата услуг по предварительной продаже проездных документов (комиссионный сбор), суточные, возмещение расходов за пользование в поездах постельными принадлежностями, оплата страховых платежей по обязательному страхованию пассажиров на транспорте и т.д.).
Компенсационные выплаты работникам включают в себя:
• расходы на выплаты командированным работникам для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ денежных средств, необусловленных конкретными расходами (надбавки к заработной плате взамен командировочных расходов, суточные, расходы по проезду к месту командировки и обратно к месту постоянной работы, расходы по найму жилого помещения и другие) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подъемные пособия и суточные при перемещении по службе включают в себя: расходы на выплату суточных и подъемных при перемещении по службе; расходы по оплате проездных документов; возмещение расходов по найму жилых помещений перемещаемым сотрудникам национальной обороны, государственной безопасности, правоохранительной деятельности и членам их семей.
Транспортные услуги
На данную статью относятся расходы учреждений и организаций, финансируемых по смете доходов и расходов, на оплату услуг, оказываемых сторонними организациями на основании заключенных договоров на: наем транспорта; текущий ремонт и техническое обслуживание собственного транспорта.
Расходы по договорам на: оплату найма железнодорожного, водного, воздушного, автомобильного, гужевого и других видов транспорта для перевозки пассажиров, доставки грузов, выполнения оперативно-служебных мероприятий и т.д.
Оплата услуг связи
На данную статью относятся расходы учреждений и организаций, финансируемых по смете доходов и расходов, по оплате за предоставление в пользование телефонных и телеграфных каналов связи, каналов передачи информации.
Расходы по оплате радиосвязи, мобильных телесистем и других средств связи.
Расходы по оплате за пересылку почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств.
Расходы по оплате абонентной платы за радиоточки и др.
Оплата коммунальных услуг
На эту статью относятся расходы учреждений и организаций, финансируемых на основании смет доходов и расходов, по оплате всех видов коммунальных услуг и аренды помещений, земли и другого имущества согласно выставленным счетам, а также расходы на оплату электрической и тепловой энергии.
Эта статья включает следующие подстатьи и элементы расходов:
Оплата содержания помещений;
Оплата потребления тепловой энергии;
Оплата отопления и технологических нужд;
Оплата потребления газа;
Оплата котельно-печного топлива;
Оплата потребления электрической энергии;
Оплата водоснабжения помещений;
Оплата аренды помещений, земли и другого имущества;
Оплата льгот по коммунальным услугам;
Прочие коммунальные услуги.
Б. Капитальные расходы
В рамках указанной группы отражаются бюджетные средства на капитальные вложения в основные средства; создание государственных запасов и резервов; приобретение земли, нематериальных активов и других активов; капитальные трансферты.
Капитальные вложения в основные средства
На данную подгруппу относятся расходы на строительство объектов производственного назначения, непроизводственного назначения, жилищного строительства, а также на приобретение оборудования, не входящего в сметы строек. Капитальные расходы на приобретение оборудования и предметов длительного пользования, предусмотренные в расходах на содержание учреждений и организаций.
Приобретение и модернизация оборудования и предметов длительного пользования
Данная статья включает следующие подстатьи:
Приобретение и модернизация оборудования и предметов длительного пользования производственного назначения;
Приобретение и модернизация непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных и муниципальных учреждений.
Капитальное строительство
На данную статью относятся расходы по оплате государственных и муниципальных договоров (контрактов) на: строительные работы; работы по монтажу оборудования; инструмент и инвентарь, включаемый в сметы строек; прочие капитальные работы и затраты на:
• возведение, расширение, реконструкцию постоянных зданий и сооружений и связанные с ними работы;
• освоение участков, подготовку и связанные с этим снос строений и планировку территорий строительства;
• приобретение оборудования и его доставку на склад или место монтажа;
• работы по сборке и установке технологического, энергетического, подъемно-транспортного и другого оборудования на месте его постоянной эксплуатации;
• работы по монтажу и установке конструкций и оборудования; а также прочие капитальные работы и затраты, в состав которых входят проектные и изыскательские работы.
Капитальный ремонт
На данную статью относятся расходы по оплате договоров подряда на капитальный ремонт жилого фонда, капитальный ремонт объектов производственного и непроизводственного назначения, капитальный ремонт военных объектов и прочий капитальный ремонт с осуществлением полной разборки агрегатов, замены и восстановления всех изношенных конструкций, зданий и сооружений.
Данная статья включает следующие подстатьи: Капитальный ремонт жилого фонда;
Капитальный ремонт объектов производственного назначения, за исключением капитального ремонта военных объектов;
Капитальный ремонт объектов непроизводственного назначения, за исключением капитального ремонта жилого фонда;
Капитальный ремонт военных объектов;
Прочий капитальный ремонт.
Создание государственных запасов и резервов
На данную подгруппу относятся расходы на создание, обновление и пополнение всех видов государственных запасов и резервов.
Приобретение земли, нематериальных активов и других активов
К данной подгруппе относятся расходы на приобретение в собственность земельных участков и различных нематериальных активов.
Капитальные трансферты
На данную подгруппу относятся расходы на капитальные трансферты, предусматривающие трансферты внутри страны, трансферты бюджетам других уровней, трансферты предприятиям и организациям, трансферты финансовым организациям, прочие трансферты внутри страны и капитальные трансферты за границу.
Планирование расходов в бюджетных организациях
Финансовое планирование в учреждениях, состоящих на бюджете, основано на составлении различных смет.
На основе натуральных показателей (численность обслуживаемых лиц, площадь помещения и т.д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов.
Бюджетные сметы могут быть нескольких видов.
Индивидуальные сметы составляются для отдельного учреждения или для проведения отдельного мероприятия.
Общие сметы составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий.
Сметы расходов на централизованные мероприятия разрабатываются ведомствами для финансирования и мероприятий, осуществляемых в централизованном порядке (закупка оборудования, строительство, ремонт и т.д.).
Сводные сметы объединяют индивидуальные сметы и сметы на централизованные мероприятия, т.е. это сметы в целом по ведомству.
В смете бюджетного учреждения отражаются:
1. Реквизиты учреждения (его наименования; бюджет, из которого производится финансирование; подпись лица, утвердившего смету; печать учреждения и т.д.).
2. Свод расходов (фонд зарплаты; материальные затраты; фонд производственного и социального развития; фонд материального поощрения; другие фонды).
3. Свод доходов (финансирование из бюджетов; дополнительные платные услуги населения; оказание услуг по договорам с организациями; прочие поступления).
4. Производственные показатели учреждения.
5. Расчеты и обоснования расходов и доходов.
Образец сметы расходов бюджетного учреждения приведен на с. 20.
Утвержденные сметы бюджетных учреждений являются их финансовыми планами на определенный период времени.
С составлением смет бюджетных учреждений решаются следующие задачи:
• обеспечение бюджетных учреждений государственным финансированием;
• анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании средств;
• контроль за эффективным и экономным расходованием средств.
Экономическая классификация расходов (наименование статьи)
| Код
| Исчислено учреждением
| Утверждено
| | | | в том числе по кварталам
| статьи
| строки
| ВСЕГО
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ
| 100 000
|
|
|
|
|
|
|
| ЗАКУПКИ ТОВАРОВ И ОПЛАТА УСЛУГ
| 110 000
|
|
|
|
|
|
|
| Оплата труда государственных служащих — всего,
| 110 100
|
|
|
|
|
|
|
| в том числе: оплата труда гражданских служащих
| 110 110
|
|
|
|
|
|
|
| Начисления на оплату труда (страховые взносы на государственное социальное страхование граждан)
| 110 200
|
|
|
|
|
|
|
| Приобретение предметов снабжения и расходных материалов — всего,
| 110 300
|
|
|
|
|
|
|
| в том числе: медикаменты
| 110 310
|
|
|
|
|
|
|
| мягкий инвентарь и обмундирование
| 110 320
|
|
|
|
|
|
|
| продукты питания
| 110 330
|
|
|
|
|
|
|
| оплата горюче-смазочных материалов
| 110 340
|
|
|
|
|
|
|
| прочие расходные материалы и предметы снабжения
| 110 350
|
|
|
|
|
|
|
| Командировки и служебные разъезды
| 110 400
|
|
|
|
|
|
|
| Оплата транспортных услуг
| 110 500
|
|
|
|
|
|
|
| Оплата услуг связи
| 110 600
|
|
|
|
|
|
|
| Оплата коммунальных услуг,
| 110 700
|
|
|
|
|
|
|
| в том числе: оплата содержания помещений
| 110 710
|
|
|
|
|
|
|
| оплата потребления котельно-печного топлива
| 110 720
|
|
|
|
|
|
|
| оплата освещения помещений
| 110 730
|
|
|
|
|
|
|
| оплата водоснабжения помещений
| 110 740
|
|
|
|
|
|
|
| оплата аренды помещения
| 110 750
|
|
|
|
|
|
|
| оплата льгот по коммунальным услугам
| 110 760
|
|
|
|
|
|
|
| Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг — всего
| 111 000
|
|
|
|
|
|
|
| в том числе:
оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря
| 111 020
|
|
|
|
|
|
|
| оплата текущего ремонта зданий и сооружений
| 111 030
|
|
|
|
|
|
|
| прочие текущие расходы
| 111 040
|
|
|
|
|
|
|
| учебники
| 111 040
|
|
|
|
|
|
|
| в том числе трансферты населению — всего
| 130 300
|
|
|
|
|
|
|
| выплата пенсий и пособий
| 130 310
|
|
|
|
|
|
|
| стипендии
| 130 320
|
|
|
|
|
|
|
| прочие трансферты населению
| 130 330
|
|
|
|
|
|
|
| КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ В ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ
| 240 000
|
|
|
|
|
|
|
| Приобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных учреждений
| 240 120
|
|
|
|
|
|
|
| Капитальный ремонт объектов непроизводственного назначения, исключая капитальный ремонт жилого фонда
| 240 330
|
|
|
|
|
|
|
| ИТОГО РАСХОДОВ
| 800 000
|
|
|
|
|
|
|
|
Методы планирования. Основными методами планирования бюджетных расходов являются программно-целевой и нормативный.
Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделения бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и социальных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программам и проектам и их концентрации и целевому использованию, улучшению контроля. В свою очередь все это повышает уровень эффективности освоения средств.
В последнее десятилетие в нашей стране данный метод бюджетного планирования и финансирования неуклонно расширяется. Этому способствуют разработка и осуществление многих федеральных и региональных экономических, социальных, экологических и других программ. Следует полагать, что в перспективе этот метод будет находить все более широкое распространение.
Объем средств, выделяемых для осуществления мероприятий и проектов, определяется на основе сметного порядка планирования и финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемные показатели деятельности (число коек, число учащихся, число групп, классов и т.д.), время функционирования учреждений и финансовые нормы. При планировании мероприятий по социальной защите населения (пенсии, пособия и др.) учитываются численность получателей этих средств и установленные нормы выплат.
Планирование средств на финансирование бюджетных мероприятий, составление смет бюджетных учреждений в значительной мере основано на использовании нормативного метода планирования расходов и выплат. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами являются либо денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.), либо нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т.д.), либо нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т.д.).
Нормы могут быть обязательными (устанавливаемые правительством или территориальными органами власти) или факультативными (устанавливаемые ведомствами).
Бюджетные нормы могут быть простыми (для отдельных видов расходов) и укрупненными (для совокупности расходов или для учреждения в целом).
Совершенствованию бюджетного планирования и финансового обеспечения бюджетных учреждений должен содействовать переход к формированию региональных и местных бюджетов на основе минимальных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм.
Такой порядок формирования бюджетов территорий обусловлен Законом РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» 1993 г. (ст. 7) и Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. (ст. 27), БК РФ 1998 г. (ст. 65).
Согласно этим актам Правительством России должны быть разработаны и утверждены Советом Федерации и Государственной Думой минимальные государственные социальные и финансовые нормы в целом по Российской Федерации. На основе этих норм субъекты Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные нормы с учетом особенностей развития отдельных территорий. Доведенные до местных органов власти нормы являются основой для составления смет бюджетных учреждений и разработки на их основе минимального бюджета территории. Тем самым бюджеты территорий будут обеспечиваться минимальным объемом финансовых ресурсов, а составление бюджетов будет основано на объективной нормативной основе.
Примером свода таких финансовых нормативов может служить принятый Московской областной Думой в 2001 г. Закон «О нормативах бюджетной обеспеченности, применяемых при составлении приказа консолидированного бюджета Московской области».
В этом документе устанавливаются величины следующих нормативов:
1. Нормативы (в натуральном выражении) потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства (потребления тепловой энергии на отопление муниципального жилья и на горячее водоснабжение, водоснабжение муниципального жилья, водоотведения, потребления газа и т.д.) на одного жителя в месяц.
2. Затраты на текущий и капитальный ремонт жилищного фонда установлены в процентах от первоначальной (с учетом переоценки) балансовой стоимости.
3. Нормативы (в денежном выражении) в системе образования. Установлены в расчете на год на содержание единицы контингента (воспитанника, обучающегося) по видам образовательных учреждений.
4. Нормативы (в денежном выражении) в системе здравоохранения. Установлены в расчете на год на текущее содержание (одной койки в больницах, одного амбулаторно-поликлинического учреждения, на оказание одному жителю скорой медицинской помощи и т.д.).
5. Нормативы (в денежном выражении) социальной защиты населения. Установлены в расчете на год на текущее содержание одной койки в домах-интернатах, на текущее содержание учреждений социальной защиты (на одного жителя) и т.д.
6. Нормативы (в денежном выражении) в системе культуры. Установлены в расчете на год на содержание библиотек, музеев, театрально-зрелищных организаций.
7. Нормативы (в денежном выражении) на содержание органов муниципального управления. Установлены в расчете на год на одного жителя муниципального образования.
Нормативы установлены по видам учреждений, мероприятий, видам обслуживаемого бюджетными учреждениями контингента лиц, по месту расположения бюджетных учреждений (в городской, сельской местности), категории, присвоенной бюджетным учреждениям и др.
В соответствии с бюджетными правами, предоставленными исполнительным органам власти, они вправе при составлении смет расходов подведомственных бюджетных учреждений увеличивать в пределах имеющихся бюджетных средств расходы на содержание учреждений.
Расчет отдельных видов затрат. Составление смет расходов бюджетных организаций основано на подготовке расчетов показателей различных статей расходов. Алгоритмы этих расчетов неодинаковы и связаны с видами расходов. В свою очередь показатели расходов рассчитываются либо на единицу обслуживаемых бюджетными организациями потребителей услуг, либо на основе норм расходов, либо на основе сложившегося уровня расходов за предыдущие годы.
Расчет фонда оплаты труда основан на учете следующих показателей: плановое число штатных должностей, средний размер должностного оклада, надбавки, доплаты и прочие денежные выплаты основному персоналу, оплата труда внештатных сотрудников. Размер фонда оплаты труда основного персонала зависит от размера тарифной ставки 1-го разряда и тарифного коэффициента. Фонд оплаты труда (ФОТ) рассчитывается по формуле:
ФОТ = Ч × ТКср × Ст,
где Ч — численность работников;
ТКср — средний тарифный коэффициент;
Ст — тарифная ставка 1-го разряда.
Имеются отраслевые особенности определения фонда оплаты труда. Например, расчет фонда затраты преподавателей городских школ определяется по формуле:
ФОТ = (Зср + П + Рср) × (8,5К1 + 305К2),
где Зср — средняя ставка зарплаты учителя в месяц;
П — число педагогических ставок на один класс по группе классов;
Рср — средний расход на проверку тетрадей в одном классе по группе классов, установленной исходя из тарификации;
К1К2 — количество классов на 1 января и 1 сентября планируемого года соответственно по группе классов (I–IV, V–IX, X–XI).
Средняя ставка зарплаты учителя (Зср) рассчитывается по формуле:
где Ф — фонд зарплаты учителей соответствующей группы классов за месяц;
Н — норма нагрузки учителя в месяц;
У — общее число учебных занятий по соответствующей группе классов.
В медицинских учреждениях годовой фонд зарплаты рассчитывается по формуле:
ФОТ = Зср × Сд × 12,
где Зср — среднемесячная ставка заработной платы, определяемая для группы медперсонала по тарификационному списку (врачи, средний медперсонал, младший медперсонал, административно-хозяйственный персонал);
Сд — среднегодовое количество должностей по группе медперсонала.
Начисления на оплату труда рассчитываются на основе ставок обязательных взносов по единому социальному налогу, включая тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Планирование расходов на приобретение предметов снабжения несходных материалов ведется по видам материалов.
Расходы на приобретение медикаментов рассчитываются на основе установленных денежных норм, которые складываются из фактически сложившихся расходов за прошлый год с учетом изменений, связанных с применением медикаментов в текущем году.
Расходы на продукты питания определяются по установленным нормам, которые выражаются в стоимостной и натуральной формах. В медицинских учреждениях нормы дифференцированы о лечебным отделениям в зависимости от профиля заболеваний.
В целом величину расходов на продукты питания в медицинских учреждениях можно рассчитывать по формуле:
Рп = К × Д × Р,
где Рп — расходы на продукты питания;
К — среднегодовое количество коек;
Д — среднее количество дней пребывания больного на койке;
Р ― среднедневной расход на питание одного больного.
Расходы на мягкий инвентарь и обмундирование определяются на основе либо норм, установленных при утверждении бюджета на планируемый год, либо норм, установленных постановлением правительства.
Расходы на командировки и служебные разъезды планируются исходя из утвержденных правительством норм расходов на эти цели.
Расходы на транспортные услуги рассчитываются на основе установленных норм. Нормы расходов на топливо для транспортных средств установлены на 100 км пробега. Норма пробега установлена для различных видов автомашин. Норма расхода масел и смазочных материалов установлена на 100 л общего расхода топлива.
Оплата услуг связи планируется исходя из фактических затрат за прошлые годы, намеченных расходов и действующих тарифов на услуги связи в планируемом году.
Оплата коммунальных услуг планируется раздельно по вилам услуг. При этом учитываются установленные нормы потребления услуг либо данные о фактических объемах их потребления, а также действующие тарифы на их оплату. Расчет ведется по формуле:
С = Р × Т,
где С — сумма платежей за коммунальную услугу;
Р — норма потребления услуги или величина планируемого потребления услуги в будущем периоде;
Т — величина тарифа за услугу.
Расходы на содержание помещений планируются на основе разрабатываемых для каждого вида учреждений средних норм расходов расчете на 1 кв. м помещения и среднегодовой площади.
Расходы на отопление определяются исходя из норм потребления топлива, тепловой энергии на 1 куб. метр помещения, цен и тарифов на них, действующих в конкретной местности.
Оплата потребления электроэнергии рассчитывается на основании потребляемого количества электроэнергии, тарифов за нее и величины площади помещений. Величина расходов зависит от мощности электроаппаратуры, продолжительности пользования ею, величины площади помещений, величины тарифов за электроэнергию.
Расходы на водоснабжение рассчитываются на основе показателей затрат воды по водомеру и тарифа платы за 1 куб. м воды.
Расходы на текущий ремонт зданий, оборудования и инвентаря определяются на основе дифференцируемых по видам учреждений норм расходов, устанавливаемых в процентах к балансовой стоимости ремонтируемых объектов.
Капитальные расходы устанавливаются исходя их планов развития учреждений, расширения их материально-технической базы.
Расходы на капитальный ремонт зданий и оборудования определяются на основании перечня работ, выполняемых в соответствии с актами дефектов и технической документации по установленным нормам затрат и расценкам выполнения ремонтных работ. Например, сумма затрат на ремонт здания не должна превышать 3,14% его восстановительной стоимости.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое бюджетная классификация?
2. Каково назначение бюджетной классификации?
3. Перечислите виды бюджетной классификации.
4. Что представляют собой классификации расходов бюджетов РФ?
5. Каков состав статей текущих расходов?
6. Перечислите подстатьи затрат на оплату труда.
7. Назовите подстатьи затрат на приобретение предметов снабжения и расходных материалов.
8. Перечислите подстатьи расходов на коммунальные услуги.
9. Назовите состав капитальных расходов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|