Сделай Сам Свою Работу на 5

Формирование финансовых ресурсов организаций социальной сферы





Государство для выполнения возложенных на него функций должно располагать определенным объемом финансовых ресурсов. В процессе распределения и перераспределения национального дохода часть его, используемая в стоимостной форме, образует фонд денежных ресурсов государства, предназначенный для обес­печения расширенного воспроизводства, удовлетворения разнооб­разных потребностей населения и других целей.

Государство сосредоточивает в своих руках этот фонд, который в свою очередь распределяется на несколько целевых фондов, в том числе на фонд финансового обеспечения социально-быто­вой инфраструктуры. Из этого фонда финансируются предприя­тия, организации и учреждения, оказывающие социально-культур­ные и коммунально-бытовые услуги.

Экономической основой создания такого фонда является на­циональный доход, созданный в сфере материального производ­ства, прошедший распределение через фонды накопления и по­требления. В фонд финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры направляется выраженная в денежной форме часть фонда накопления национального дохода, которая предназ­начена для прироста непроизводственных фондов. Из фонда же потребления поступают весь объем общественных фондов потреб­ления и часть фонда оплаты по труду работников материального производства, направляемая семьями этих работников на оплату социально-культурных и коммунально-бытовых услуг.



Таким образом, в основе формирования фонда финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры лежит как при­бавочный, так и часть необходимого продукта.

Рассмотрение финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры следует начать с анализа распределения общего фонда финансовых ресурсов государства по двум основным на­правлениям: на финансирование расширенного воспроизводства и финансирование мероприятий, связанных с удовлетворением социально-культурных и коммунально-бытовых потребностей населения. Распределение финансовых ресурсов государства по двум направлениям использования фонда финансового обеспече­ния социально-бытовой инфраструктуры необходимо рассматри­вать в рамках распределительных отношений, имея в виду коли­чественный и качественный аспекты распределения. Количествен­ный аспект связан с объемом фонда финансовых ресурсов, предназначенных для развития и содержания социально-бытовой инфраструктуры, качественный — с принципами и каналами рас­пределения этого фонда.



При этом следует иметь в виду, что наличие тесной связи меж­ду распределением и материальным производством предопреде­ляет связь между развитием производительных сил и распредели­тельным процессом.

Количественный аспект. На распределение ресурсов между про­изводственной и непроизводственной сферами в значительной мере оказывают влияние экстенсивный и интенсивный пути эко­номического развития.

В условиях экстенсивного пути развития наибольшая часть ресурсов направляется в сферу производства. Следует отметить, что в России в течение многих веков экономика в основном раз­вивалась экстенсивно. При этом подавляющая часть инвестици­онных ресурсов направлялась в сферу материального производства. Это было вызвано необходимостью ускоренного наращивания производственного потенциала для преодоления экономического отставания страны. Однако эта вынужденная мера привела к дис­пропорции в развитии сферы материального производства и со­циально-бытовой инфраструктуры.

Многолетняя ориентация большей части ресурсов на расшире­ние производства, на создание новых рабочих мест, с одной сто­роны, и замедленные (из-за отсутствия ресурсов) темпы роста социально-бытовой инфраструктуры — с другой, в условиях на­учно-технического прогресса неоправданна. Экономические по­тери, не говоря уже о социальных, из-за слабого развития инфра­структуры могут быть значительными.



Практика последних десятилетий показала, что новое промыш­ленное строительство, не подкрепленное социально-культурным и жилищно-коммунальным строительством, не только не дало ожидаемого экономического эффекта, но и приводило к потерям из-за текучести кадров, неосвоения мощностей, низкой фондоот­дачи и т.д. Негативные последствия недостаточного развития со­циально-бытовой инфраструктуры, особенно в районах освоения земель, общеизвестны.

И наоборот, в регионах, на предприятиях с развитой социаль­но-бытовой инфраструктурой перечисленных выше недостатков нет, достигнут экономический и социальный эффект. Все это сви­детельствует о необходимости увеличения темпов роста средств, выделяемых на социально-бытовую инфраструктуру, за счет сни­жения темпов роста ресурсов, направляемых на развитие матери­ального производства. Но такое изменение в распределении ре­сурсов связано с интенсификацией.

Одной из важных черт современного этапа экономического развития страны является необходимость перехода к интенсифи­кации народного хозяйства. Интенсификация экономики вносит существенные коррективы в распределительные отношения. С повышением производительности труда в сфере материального производства открываются более широкие возможности для выс­вобождения работников в непроизводственную сферу, для ее не­уклонного развития.

Таким образом, по мере интенсификации труда в сфере мате­риального производства снижается потребность в наращивании мощностей предприятий путем их экстенсивного развития. Одно­временно с этим растет масса прибавочного продукта как в целом, так и в расчете на одного работающего в данной сфере. Это, в свою очередь, позволяет увеличивать долю прибавочного продукта, ис­пользуемого для развития непроизводственной сферы.

По данным ООН, в индустриально развитых странах, где уже достигнут высокий уровень интенсификации производства, удель­ный вес капитальных вложений в непроизводственную сферу пре­вышает 50%.

Качественный аспектраспределения финансовых ресурсов на социально-бытовую инфраструктуру связан с принципами распределения фонда финансового обеспечения социально-бытовой ин­фраструктуры и каналами доведения средств до потребителей. Рас­пределение этих ресурсов также находится во взаимодействии с развитием производства.

Развитие производительных сил осуществляется как в отрасле­вом, так и в территориальном разрезах. Поэтому и распределение конечных результатов производства, прибавочного и необходимо­го продуктов, а именно они являются источниками финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры, должно осуще­ствляться в отраслевом и территориальном разрезах. Тем самым предопределяется использование в распределении фонда финан­сового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры двух принципов — ведомственного и территориального.

Ведомственный принцип распределения финансовых ресурсов используется предприятиями в рамках решаемых ими производ­ственных задач и для обеспечения их работников необходимым объемом социально-бытовых услуг.

В соответствии с территориальным принципом средства на социально-бытовую инфраструктуру выделяются территориаль­ным органам власти для развития административно-территориаль­ных единиц, обеспечения их жителей услугами предприятий и учреждений социально-бытовой инфраструктуры.

Применение в экономике этих принципов предопределяет на­личие двух каналов финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры: территориального — по линии территориальных органов власти, а также ведомственного — по линии предприятий. Использование этих принципов и каналов распределения средств неодинаково и обусловливается задачами, стоящими перед стра­ной на отдельных этапах ее развития.

Применение ведомственного принципа распределения ресур­сов и ведомственного канала финансового обеспечения социаль­но-бытовой инфраструктуры вызывается экстенсивным путем развития экономики.

Экстенсивный путь связан с новым строительством, освоени­ем новых территорий и их обустройством. В этих условиях наи­более реальной возможностью освоения ресурсов, выделенных на социально-бытовую инфраструктуру, является использование ве­домственного канала, когда ресурсы предоставляются ведомствам, наделенным необходимыми строительными мощностями для со­здания с производственными объектами предприятий и учрежде­ний социально-бытовой инфраструктуры. По такому принципу создавались новые предприятия с обслуживающим социально-бытовым комплексом в сложившихся городах и все новые населенные пункты, возникшие в послереволюционный период. Со­циально-бытовая инфраструктура в них была в ведомственном подчинении и финансировалась по ведомственным каналам. В результате до 1993 г. примерно 60% жилой площади, 30% мощ­ностей водопроводно-канализационного хозяйства, 20% мощно­стей прачечных, 28% общего количества гостиничных мест нахо­дились в ведомственном подчинении.

В определенной мере ведомственный канал финансирования социально-бытовой инфраструктуры будет использоваться и при интенсивном развитии экономики, что объясняется специфичес­кими особенностями развития некоторых отраслей народного хо­зяйства. Например, освоение некоторых видов полезных ископа­емых связано с вахтово-экспедиционным методом работ. Есте­ственно, что инфраструктура в этих условиях может быть лишь ведомственная. Необходимость привлечения трудовых ресурсов в отрасли со специфическими или тяжелыми условиями труда тре­бует предоставления работникам особых условий жизни, что ве­дет к созданию ведомственной инфраструктуры.

Тем самым и в перспективе часть финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры будет осуществляться по ве­домственному каналу.

С экономической и социальной точки зрения более приемлем территориальный принцип распределения ресурсов на развитие социально-бытовой инфраструктуры, финансовое обеспечение ее по линии территориальных органов власти. Население всех реги­онов должно обеспечиваться необходимой социально-бытовой инфраструктурой независимо от наличия в них развитого эконо­мического потенциала.

Территориальный путь развития социально-бытовой инфра­структуры больше соответствует интенсивным методам развития народного хозяйства. Интенсификация связана с сокращением объемов нового строительства, требованием лучшего использова­ния имеющегося экономического потенциала.

Действительно, по мере освоения новых территорий насыще­ния городов промышленными объектами снижается необходи­мость в создании новых рабочих мест и в расширении ведомствен­ных каналов финансового обеспечения социально-бытовой инф­раструктуры. Кроме того, в городах, как правило, развиваются предприятия не одного ведомства. При этом каждое предприятие, создавая свои социально-бытовые объекты, усиливает параллелизм в развитии инфраструктуры. Все это вызывает необходимость ее концентрации. К этому времени укрепляется материальная база местных органов власти и они все в большей мере берут на себя руководство развитием сферы услуг на подведомственной им тер­ритории. Предприятия постепенно начинают передавать объекты социально-бытовой инфраструктуры в ведение местных органов власти, что способствует улучшению руководства и развитию са­мой инфраструктуры. Таким образом, развитие инфраструктуры подчиняется общим экономическим законам, в соответствии с которыми развитие производительных сил идет в направлении концентрации и специализации производства, т.е. и в сфере ус­луг также протекает процесс концентрации и специализации.

Исходя из этих экономических предпосылок руководство со­циально-бытовой инфраструктурой в максимальной степени дол­жно быть сконцентрировано в едином центре. Таким центром в населенных пунктах становятся местные органы власти.

Таким образом, с интенсификацией народного хозяйства, по­вышением роли местных органов в экономике усиливается тен­денция к концентрации социально-бытовой инфраструктуры в их ведении, к расширению территориального канала распределения финансовых ресурсов государства на развитие непроизводствен­ной сферы.

Исходя из этих предпосылок, система финансового обеспече­ния социально-бытовой инфраструктуры должна включать следу­ющие основные элементы: образование финансовых ресурсов, предназначенных на инфраструктуру; распределение и перерас­пределение финансовых ресурсов; каналы финансирования инф­раструктуры; планирование финансового обеспечения, объедине­ние финансовых ресурсов, методы финансирования.

В целом эту систему можно представить в виде схемы (рис. 2.1).

 

 

Рис. 2.1

 

Вопросы для самопроверки

1. Каково социально-экономическое значение социальной сфе­ры?

2. Перечислите основные принципы финансового обеспечения социальной сферы.

3. Охарактеризуйте особенности финансового обеспечения со­циальной сферы.

4. Каково назначение бюджетных дотаций в финансировании организаций социальной сферы?

5. Дайте характеристику бюджетному и ведомственному кана­лам финансирования социальной сферы.

6. Укажите основные элементы системы финансового обеспе­чения социальной сферы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.