с государственными контрольными органами
Целевое и рациональное использование средств бюджета находится под особым контролем государства. Для этого только на уровне Федерации созданы следующие специализированные контрольные органы: Счетная палата РФ, федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. В свою очередь, субъекты РФ также имеют специализированные органы контроля. К ним относятся: контрольно-счетные палаты субъектов РФ, контрольно-ревизионные управления финансовых органов субъектов РФ, а в ряде случаев казначейства и специализированные финансовые структуры при правительстве. На муниципальном уровне также имеются специальные службы, осуществляющие контроль за использованием средств муниципалитета.
Кратко рассмотрим специфику взаимоотношений с каждой из перечисленных выше структур.
Счетная палата РФ. Напомним, что Федеральный закон о Счетной палате был принят 11 января 1995г. № 4-ФЗ. Палата начала действовать с мая 1995 г.
В соответствии с этим Законом Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему.
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и другие структуры вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральными законами или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.
Таким образом, контроль Счетной палаты РФ распространяется далеко не на всех субъектов хозяйствования. Большинство юридических лиц не имеют никакого отношения к средствам федерального бюджета или федеральных внебюджетных фондов и, соответственно выпадают из сферы контроля со стороны Счетной палаты, чего нельзя сказать о бюджетных организациях, финансируемых из федерального бюджета, на которые в полной мере этот контроль распространяется и все стороны деятельности которых он охватывает.
Бюджетные организации обязаны представлять Счетной палате всю информацию, необходимую для обеспечения ее функций. При проведении ревизий и проверок Счетная палата получает от проверяемых организаций всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию.
Отказ или уклонение должностных лиц организаций от своевременного предоставления необходимой информации или документации по требованию Счетной палаты, а также предоставление ложной информации влекут за собой ответственность, установленную законодательством.
Инспектора Счетной палаты имеют ряд полномочий. При выполнении своих служебных функций по проведению контроля они имеют право:
• беспрепятственно посещать бюджетные организации, включая воинские части и подразделения;
• входить в любые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения, если иное не предусмотрено законами РФ;
• опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений и злоупотреблений — изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия и копии или опись изъятых документов.
К мерам воздействия относятся:
• представление. По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата направляет органам государственной власти, руководителям проверяемых предприятий, организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законов и бесхозяйственности.
Представление должно быть рассмотрено в указанный срок, а если срок не указан — в течение 20 дней со дня его получения. О принятом по представлению решении и о мерах по его реализации Счетная палата уведомляется незаменительно.
В случае выявления хищения государственных денежных или материальных ресурсов, а также иных злоупотреблений Счетная палата незамедлительно передает материалы проверок или ревизии в правоохранительные органы.
• предписание. При выявлении нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой или иной деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений, организаций обязательные для исполнения предписания;
• при неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, организаций.
Аналогично Счетной палате РФ функционируют и контрольно-счетные палаты субъектов РФ. Однако их контрольные полномочия распространяются только на средства данного субъекта РФ и не охватывают средства других субъектов РФ или Федерации.
Исключительно важное место в контроле за финансами бюджетных организаций, финансируемых из федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов, имеет Федеральное казначейство.Федеральное казначейство начало функционировать в соответствии с положением о федеральном казначействе РФ, утвержденном постановлением Совета Министров от 27 августа 1993 г. № 864. БК РФ значительно расширил права Федерального казначейства.
В соответствии с БК РФ ст. 267 Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами всех получателей бюджетных средств, кредитными организациями и другими участниками бюджетного процесса по исполнению бюджета и бюджетам государственных внебюджетных фондов.
Особенно большое значение имеет предварительный контроль, осуществляемый Федеральным казначейством. Именно он позволяет не только выявить нарушителей финансовой дисциплины, но и самое главное — предотвратить эти нарушения. Казначейство становится одним из самых важных инструментов контроля за денежными потоками бюджетных организаций, только оно способно сохранить и довести деньги до конкретного получателя, исполнить взятые государством обязательства и не допустить махинаций с бюджетными средствами.
В начале XXI в. структуры, аналогичные Федеральному казначейству, стали создавать и субъекты РФ, в частности Москва.
Состояние финансов бюджетных организаций на уровне Федерации контролирует еще одна структура — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. №198 «Вопросы федеральной службы финансово-бюджетного надзора» определены функции этой контрольной структуры. К которым, в частности, относится проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.
За финансами бюджетных организаций также осуществляют контроль федеральные министерства.Согласно ст. 269 БК РФ они контролируют использование бюджетных средств нижестоящими получателями в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, предоставления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами. Для этого они проводят проверки подведомственных структур.
Вопросы для самопроверки
1. Какие признаки отличают бюджетную организацию от других организаций?
2. По каким признакам можно классифицировать бюджетные организации?
3. Назовите особенности организации финансов бюджетных учреждений.
4. Могут ли бюджетные организации самостоятельно зарабатывать денежные средства и каким образом?
5. В чем особенности взаимоотношений бюджетных учреждений с кредитной системой?
6. В чем особенности взаимоотношений бюджетных учреждений с внебюджетными фондами?
7. Какая структура ведет учет бюджетных средств, выделяемых бюджетным учреждениям, и в чем этот учет заключается?
8. Какая структура ведет учет самостоятельно заработанных бюджетными учреждениями доходов и в чем этот учет заключается?
9. Как строится налогообложение бюджетных учреждений и в чем его особенности по сравнению с налогообложением других юридических лиц?
10. Какие государственные специализированные контрольные органы осуществляют контроль за состоянием финансов бюджетных учреждений?
11. Какие меры воздействия использует Счетная палата РФ по отношению к нарушителям финансовой дисциплины?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|