Сделай Сам Свою Работу на 5

с государственными контрольными органами





Целевое и рациональное использование средств бюджета нахо­дится под особым контролем государства. Для этого только на уровне Федерации созданы следующие специализированные кон­трольные органы: Счетная палата РФ, федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. В свою оче­редь, субъекты РФ также имеют специализированные органы кон­троля. К ним относятся: контрольно-счетные палаты субъектов РФ, контрольно-ревизионные управления финансовых органов субъектов РФ, а в ряде случаев казначейства и специализирован­ные финансовые структуры при правительстве. На муниципальном уровне также имеются специальные службы, осуществляющие контроль за использованием средств муниципалитета.

Кратко рассмотрим специфику взаимоотношений с каждой из перечисленных выше структур.

Счетная палата РФ. Напомним, что Федеральный закон о Счет­ной палате был принят 11 января 1995г. № 4-ФЗ. Палата начала действовать с мая 1995 г.

В соответствии с этим Законом Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчет­ным ему.



Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные уч­реждения, их союзы, ассоциации и другие структуры вне зависи­мости от видов и форм собственности, если они получают, пере­числяют, используют средства из федерального бюджета или ис­пользуют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральными законами или федераль­ными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Таким образом, контроль Счетной палаты РФ распространя­ется далеко не на всех субъектов хозяйствования. Большинство юридических лиц не имеют никакого отношения к средствам фе­дерального бюджета или федеральных внебюджетных фондов и, соответственно выпадают из сферы контроля со стороны Счетной палаты, чего нельзя сказать о бюджетных организациях, финан­сируемых из федерального бюджета, на которые в полной мере этот контроль распространяется и все стороны деятельности ко­торых он охватывает.



Бюджетные организации обязаны представлять Счетной пала­те всю информацию, необходимую для обеспечения ее функций. При проведении ревизий и проверок Счетная палата получает от проверяемых организаций всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию.

Отказ или уклонение должностных лиц организаций от своев­ременного предоставления необходимой информации или доку­ментации по требованию Счетной палаты, а также предоставле­ние ложной информации влекут за собой ответственность, уста­новленную законодательством.

Инспектора Счетной палаты имеют ряд полномочий. При вы­полнении своих служебных функций по проведению контроля они имеют право:

• беспрепятственно посещать бюджетные организации, вклю­чая воинские части и подразделения;

• входить в любые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения, если иное не предусмотрено закона­ми РФ;

• опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, скла­ды и архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений и злоупотреблений — изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия и копии или опись изъятых документов.

К мерам воздействия относятся:

• представление. По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата направляет органам государственной власти, руководителям проверяемых предприятий, организаций представления для принятия мер по устранению выявленных на­рушений, возмещению причиненного государству ущерба и при­влечению к ответственности должностных лиц, виновных в нару­шении законов и бесхозяйственности.



Представление должно быть рассмотрено в указанный срок, а если срок не указан — в течение 20 дней со дня его получения. О принятом по представлению решении и о мерах по его реали­зации Счетная палата уведомляется незаменительно.

В случае выявления хищения государственных денежных или материальных ресурсов, а также иных злоупотреблений Счетная палата незамедлительно передает материалы проверок или реви­зии в правоохранительные органы.

• предписание. При выявлении нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой или иной деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в свя­зи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях умыш­ленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рас­смотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учрежде­ний, организаций обязательные для исполнения предписания;

• при неоднократном неисполнении или ненадлежащем испол­нении предписаний коллегия Счетной палаты может по согласо­ванию с Государственной Думой принять решение о приостановле­нии всех видов финансовых и расчетных операций по счетам прове­ряемых предприятий, организаций.

Аналогично Счетной палате РФ функционируют и контрольно-счетные палаты субъектов РФ. Однако их контрольные полномо­чия распространяются только на средства данного субъекта РФ и не охватывают средства других субъектов РФ или Федерации.

Исключительно важное место в контроле за финансами бюджет­ных организаций, финансируемых из федерального бюджета и фе­деральных внебюджетных фондов, имеет Федеральное казначейство.Федеральное казначейство начало функционировать в соответствии с положением о федеральном казначействе РФ, утвержденном по­становлением Совета Министров от 27 августа 1993 г. № 864. БК РФ значительно расширил права Федерального казначейства.

В соответствии с БК РФ ст. 267 Федеральное казначейство осу­ществляет предварительный и текущий контроль за ведением опе­раций с бюджетными средствами всех получателей бюджетных средств, кредитными организациями и другими участниками бюд­жетного процесса по исполнению бюджета и бюджетам государ­ственных внебюджетных фондов.

Особенно большое значение имеет предварительный контроль, осуществляемый Федеральным казначейством. Именно он позво­ляет не только выявить нарушителей финансовой дисциплины, но и самое главное — предотвратить эти нарушения. Казначейство становится одним из самых важных инструментов контроля за де­нежными потоками бюджетных организаций, только оно спо­собно сохранить и довести деньги до конкретного получателя, исполнить взятые государством обязательства и не допустить махинаций с бюджетными средствами.

В начале XXI в. структуры, аналогичные Федеральному казна­чейству, стали создавать и субъекты РФ, в частности Москва.

Состояние финансов бюджетных организаций на уровне Фе­дерации контролирует еще одна структура — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. №198 «Вопросы федеральной службы финансово-бюджетного надзора» определены функции этой контрольной структуры. К которым, в частности, относится проведение ревизий и проверок правомер­ности и эффективности использования средств федерального бюд­жета, государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

За финансами бюджетных организаций также осуществляют контроль федеральные министерства.Согласно ст. 269 БК РФ они контролируют использование бюджетных средств нижестоящими получателями в части обеспечения целевого использования и сво­евременного возврата бюджетных средств, предоставления отчет­ности и внесения платы за пользование бюджетными средствами. Для этого они проводят проверки подведомственных структур.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие признаки отличают бюджетную организацию от дру­гих организаций?

2. По каким признакам можно классифицировать бюджетные организации?

3. Назовите особенности организации финансов бюджетных учреждений.

4. Могут ли бюджетные организации самостоятельно зарабаты­вать денежные средства и каким образом?

5. В чем особенности взаимоотношений бюджетных учрежде­ний с кредитной системой?

6. В чем особенности взаимоотношений бюджетных учрежде­ний с внебюджетными фондами?

7. Какая структура ведет учет бюджетных средств, выделяемых бюджетным учреждениям, и в чем этот учет заключается?

8. Какая структура ведет учет самостоятельно заработанных бюд­жетными учреждениями доходов и в чем этот учет заключается?

9. Как строится налогообложение бюджетных учреждений и в чем его особенности по сравнению с налогообложением других юридических лиц?

10. Какие государственные специализированные контрольные органы осуществляют контроль за состоянием финансов бюджет­ных учреждений?

11. Какие меры воздействия использует Счетная палата РФ по отношению к нарушителям финансовой дисциплины?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.