Сделай Сам Свою Работу на 5

Психологическая энциклопедия





Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах

(Raymond Corsini, Alan Auerbach "Concise Encyclopedia оf Psychology

Андрогиния (androgyny)

Хотя идея о том, что один человек может сочетать в себе как маскулинные, так и феминные качества, впервые была высказана Карлом Юнгом в эссе «Анима и анимус», совр. психология уделяла ей мало внимания до тех пор, пока Сандра Бем не ввела понятие А. С ее точки зрения, маскулинность и феминность представляют собой комплементарные аспекты положительных черт личности и образцов поведения, - и потому, в принципе, один и тот же человек может быть мужественным и женственным, блюсти личные и коллективные интересы, проявлять инструментальность и экспрессивность, в зависимости от того, насколько эти модальности соответствуют ситуации.

Хотя исследователи отказались от первоначального понимания А. как рецепта психич. здоровья, само понятие А. оказалось весьма полезным для психологии. В частности, дискуссии в этой области привели к тому, что психологи стали уделять больше внимания многомерности понятий пола и гендера. Будущие исслед. в данной области могут быть направлены на то, каким образом соц. определения половых ролей включаются в состав личной идентичности, в структуру Я и в механизм обработки воспринимаемой людьми информ. о соц. действительности.



См. также Ролевые ожидания, Полоролевое развитие, Половые роли

Р. К. Унгер

Аномалии половых хромосом и вызванные ими расстройства (sex chromosome disorders)

Нормальная половая дифференциация на генетически и фенотипически мужской и женский типы происходит до рождения; процесс этот проходит через определенные этапы. Первый этап относится ко времени зачатия, когда вклад XX или XY хромосом определяет генетический пол. На 2-м месяце беременности начинается дифференциация гонад на яичник или тестикулы. В течение 3-го месяца беременности гормональный секрет тестикул (андрогены) обусловливает дифференциацию внутренних и внешних мужских половых органов. Отсутствие андрогенов, наблюдаемое в большинстве случаев у генетических женщин, обусловливает у них внутреннюю и внешнюю дифференциацию половых органов. Иногда генетические или гормональные расстройства проявляются в неоднозначной дифференциации, затрудняя точное определение пола ребенка при рождении. Джон Мани и его сотрудники, наблюдая поведение таких индивидуумов, показали, что окружение (т. е. воспитание и обращение как с мальчиком или девочкой) определяет гендерную роль и идентичность в большей степени, чем генетические или морфологические факторы.



Аномалии П. х. могут возникать при мейозе (деление клеток с образованием гамет - клеток, содержащих лишь половину полного набора хромосом) или при митозе (деление всех клеток после стадии гамет). Генетические аберрации при мейозе оставляют организм с недостаточным или избыточным количеством П. х.; аберрации при мейозе приводят к мозаичности (комбинации более чем одного хромосомного паттерна у одного индивидуума). Может тж наблюдаться обрыв, а не полное отсутствие П. х., следствием чего является различная патология внутренних и наружных половых органов. Выпадение или излишек П. х. представляют собой наиболее отчетливые аномалии П. х.

Единственной совместимой с жизнью потерей половой хромосомы является наличие Х-хромосомы без партнерской половой хромосомы. Мужской вариант этого синдрома () всегда сопровождается летальным исходом. Синдром Тернера (генетический кариотип 45/ХО - наличие лишь одной П. х. при всего 45 хромосомах) наблюдается в одном случае на 7 тыс. новорожденных, но гораздо чаще при самопроизвольных выкидышах. Из женщин с синдромом Тернера ок. половины представляют собой «чистый» генетический кариотип 45/ХО; др. половина имеет разнообразную структуру П. х., обычно обусловленную дефектом во второй хромосоме. Главным признаком этого расстройства является дисгенез гонад (недоразвитие яичника) и бесплодие. Фенотипически внутренние и внешние половые органы остаются неразвитыми, при наступлении пубертатного периода отсутствуют менструации, а вторичные половые признаки могут развиваться лишь после терапии эстрогеном. У этих женщин наблюдается тж отчетливый комплекс врожденных аномалий - низкий рост, патология шейных позвонков, широкие сосцы, придающие груди щитообразный вид. Индивидуумам с синдромом Тернера придается женская гендерная роль, они воспитываются как девочки с типично женской гендерной ролью и идентичностью.



Индивидуумы с синдромом Кляйнфельтера - расстройства, при котором к нормальному 46/ХY кариотипу (чаще всего 47/XXY)добавляется по меньшей мере одна Х-хромосома, фенотипически принадлежат к женскому полу, имеют малый до среднего размер полового члена, чрезвычайно малый размер дисфункциональных тестикул, округленные бедра и тенденцию к развитию груди по женскому типу. При этом часто наблюдается высокая заболеваемость хроническими легочными расстройствами и патологией печени, а также снижение интеллекта. Отмечается тж повышенная заболеваемость психич. расстройствами и отклонения сексуального предпочтения, хотя у этих индивидуумов снижено половое влечение, возможно, вследствие недостаточной секреции тестостерона. В психиатрических больницах и исправительных учреждениях достаточно часто встречаются лица, страдающие этим нарушением. Индивидуумы с генетическими кариотипами более чем одной дополнительной Х-хромосомы (напр., 49/ХХХХY) демонстрируют более выраженную умственную отсталость, генитальную недоразвитость и др. аномалии физ. развития. Синдром Кляйнфельтера встречается в 1 случае на 400 живорожденных; часты комбинации с др. генетическими аномалиями (мозаичность).

При кариотипе 47/ХYY (обозначаемом как «супермужской») имеется по меньшей мере одна лишняя П. х. Фенотип является мужским. Лишняя Y-хромосома обусловливает рост значительно выше среднего, но не влияет на выраженность к.-л. др. признаков, к-рые можно было бы обозначить как «супер»-мужские. У этих больных часто наблюдается бесплодие, умственная отсталость и делинквентное поведение с импульсивностью и неспособностью предвидеть последствия своих поступков. Хотя эти лица чаще обычного находятся в исправительных учреждениях, вероятно, было бы неправильно заключить, что кариотип 47/ХYY является генетическим маркером преступной деятельности. Повысить вероятность противоправного поведения могут такие его побочные факторы, как умственная отсталость, импульсивность и физ. мощь (возможно, производящая устрашающее впечатление).

При кариотипе 47/XXX (обозначаемом как «суперженский») нет отчетливых физ. признаков, хотя IQ может быть несколько ниже нормы. Эти женщины имеют типичную женскую гендерную роль/идентичность. Хотя они способны к деторождению, у них повышена частота дисменорей и раньше наступает менопауза; их потомство имеет повышенную вероятность получить XXY или XXX хромосомную аномалию. Добавочные Х-хромосомы имеют следствием нарастание степени умственной отсталости, и возможно, что излишек хромосом любого рода связан со снижением уровня интеллекта.

См. также Хромосомные нарушения, Наследственные болезни

Б. И. Торн

Термин «гендер» в настоящее время подвергается переоценке в литературе; термин «роль» не дифференцирует многообразие ожиданий, а «стресс» является настолько неопределенным понятием, что нек-рые психологи предпочитают его не использовать. Термин «гендер» был введен в употребление в поведенческих и соц. науках с целью отличить обозначаемое им понятие от понятия пола. Такое разделение этих понятий возникло в феминистской литературе, чтобы подчеркнуть, что анат. не есть судьба, поскольку пол задается биологически, а гендер создается культурой. «Мужской» и «женский» - пример разграничения по половому признаку, тогда как «маскулинный» и «феминный» - пример гендерного описания. Термин «половая роль» все же иногда используется в психол. литературе как синоним «гендерной роли» в силу сложившейся традиции.

Разнообразные ожидания, связанные с ролями, часто конфликтуют между собой. Антропологи дихотомизировали эти традиционные гендерные роли как роли, совмещенные с природой - для женщин и с культурой - для мужчин, или как роли в области личных, семейных и домашних занятий, предназначенные для женщин, и роли в области общественных и политических занятий, предназначенные для мужчин.

Исслед. стресса обычно включают изучение: а) стрессоров, б) развития стресса, напр. восприятия и переживания опасности или утраты контроля, и в) реакций на стресс, таких как психосоматические заболевания. Как правило, источники стрессоров является внешними, однако люди могут тж создавать их для себя сами. Напр., женщины, занимающие руководящие должности, могут считать, что они должны работать гораздо лучше, чем их коллеги-мужчины. Индивидуальная предрасположенность и когнитивная оценка играют важную роль при определении степени напряженности ситуации. Ситуация, к-рую одни считают потенциально стрессовой, может расцениваться другими как благоприятная. Не все стрессы дисфункциональны. Нек-рые люди нуждаются в стрессовых ситуациях, напр. занимаются альпинизмом или прыгают с парашютом. Стресс тж может быть скрытым и не замечаться наблюдателем или даже оказавшимся под его воздействием человеком.

Г.-р. с. возникает преим. тремя путями. Во-первых, стресс может быть результатом соц. определенных гендерных ролей и связанных с гендером аттитюдов и занятий (напр., достойная и квалифицированная работница не повышается в должности вопреки официально провозглашаемой политике компании). Во-вторых, стресс может возникать вследствие нарушений соц. определенных гендерных ролей. Традиционные половые и гендерные различия осн. на дихотомии мужчин и женщин в типовых взаимоотношениях как единственно приемлемой соц. нормы. За нарушение этой нормы следуют негативные санкции. Традиционные понятия гендерных ролей оказываются слишком ригидными и узкими в условиях существования мн. вариаций в челов. взаимоотношениях. Напр., высокий процент самоубийств и суицидальных попыток среди лесбиянок в США, вероятно, является следствием их неспособности справиться с отрицательными аттитюдами и отчаянием. Третья причина стресса проистекает из двусмысленностей, обнаруживаемых в самом определении гендерных ролей, к-рые не являются статичными. Понятие семьи геев или лесбиянок для многих представляет собой проблему из-за предрасположенности об-ва рассматривать семейные отношения в аспекте деторождения, пола и власти.

Анализ ролевого стресса может фокусироваться на одной или неск. группах переменных и осуществляться в контексте трех параллельных, но взаимосвязанных систем: а) физиологической, б) психологической и в) социальной. Из множества возможных компонентов и субкомпонентов соц. системы здесь будут частично и кратко рассмотрены только пять: а) соц. ин-ты (работа и сфера занятости, семья), б) соц. связи, в) соц. стадии, или жизненный цикл, г) соц. образы и идентичность, и д) соц. изменения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.