Структура сводного финансового баланса (общегосударственный уровень)
ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10.1. Сводное финансовое планирование
Кругооборот ВВП совершается в материально-вещественной и стоимостной форме. В ходе оборота ВВП в стоимостной форме возникают финансовые отношения по поводу создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов. Управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Финансовое планирование обеспечивает сбалансированность народно-хозяйственных, межотраслевых пропорций, позволяет определить пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
На общегосударственном и территориальных уровнях финансовое планирование обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Каждый финансовый план решает задачи организации и управления финансами в конкретном звене управления. В систему финансовых планов входят:
• сводные финансовые балансы, составляемые на общегосударственном и территориальных уровнях;
• перспективные финансовые планы;
• федеральный и территориальные бюджеты;
• финансовые планы коммерческих организаций;
• финансовые планы (сметы) бюджетных организаций.
Сводный финансовый баланс — это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.
В нашей стране сводные финансовые балансы на общегосударственном уровне стали составляться в 30-х годах XX в. Большой вклад в теорию и методологию составления таких балансов внесли Н.М. Валуйский, В.А. Галанов, A.M. Ляндо, Н.С. Марголин, B.C. Павлов, В.Г. Пансков, Г.Я. Шахова.
Сводный финансовый баланс государства. Составление сводного финансового баланса — это подготовительный этап разработки адресного финансового плана, т.е. бюджета. Сводный финансовый баланс государства позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы; обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов; произвести прогнозные финансовые расчеты; разработать направления финансовой политики.
Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ на основе макроэкономических показателей. Схему основных показателей сводного финансового баланса, составляемого на общегосударственном уровне, иллюстрирует табл. 10.1.
Таблица 10.1.
Структура сводного финансового баланса (общегосударственный уровень)
Доходы
|
| Прибыль
|
| % ВВП
|
| Амортизация
|
| % ВВП
|
| Налоговые доходы
|
| % ВВП
|
| В том числе
|
| налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ
|
| % ВВП
|
| Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ
|
| % ВВП
|
| Налог на совокупный доход
|
| % ВВП
|
| Налоги на имущество
|
| % ВВП
|
| Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
|
| % ВВП
|
| Налоги и взносы на социальные нужды
|
| % ВВП
|
| Неналоговые доходы
|
| % ВВП
|
| В том числе
|
| Доходы от внешнеэкономической деятельности
|
| % ВВП
|
| Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
|
| % ВВП
|
| Прочие неналоговые доходы
|
| % ВВП
|
| Средства государственных внебюджетных фондов
|
| % ВВП
|
| Итого доходов
|
| % ВВП
|
| Расходы
|
| Средства, оставшиеся в распоряжении организаций
|
| % ВВП
|
| Общегосударственные вопросы
|
| % ВВП
|
| Национальная оборона
|
| % ВВП
|
| Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
|
| % ВВП
|
| Национальная экономика
|
| % ВВП
|
| Образование
|
| % ВВП
|
| Культура, кинематография, СМИ
|
| % ВВП
|
| Здравоохранение и спорт
|
| % ВВП
|
| Социальная политика
|
| % ВВП
|
| Прочие расходы
|
| % ВВП
|
| Расходы государственных внебюджетных фондов
|
| % ВВП
|
| Всего расходов
|
| % ВВП
|
| Превышение доходов над расходами
|
| % ВВП
|
| Справочно: ВВП
|
|
Территориальное сводное финансовое планирование. Если сводное финансовое планирование на общегосударственном уровне базируется на разработанной в нашей стране методологии и многолетнем опыте, то составление сводного финансового баланса территорий началось сравнительно недавно. Хотя первые попытки подготовки сводных финансовых балансов в союзных республиках СССР были сделаны еще в 30-х годах, разрабатываемые в них финансовые балансы охватили лишь финансовые ресурсы, создаваемые и используемые в хозяйстве, подведомственном республиканским исполнительным органам власти.
Вопрос о разработке сводного финансового баланса, отражающего движение всех финансовых ресурсов на территории, стал ставиться экономистами лишь в 70-е годы прошлого века. Существенный вклад в создание методологии разработки сводных финансовых балансов союзных республик внесли И.А. Аветисян, О.Д. Василик, Т.Т. Тулебаев.
Еще сложнее обстояло дело с разработкой сводного финансового баланса на областном, городском, районном уровнях. Только в середине 70-х годов в НИФИ Минфина СССР Г.Б. Поляк приступил к разработке методических основ составления такого баланса. Подготовленные им впервые в 1978 г. в нашей стране Методические рекомендации по составлению сводного финансового баланса города прошли экспериментальную апробацию в отдельных городах и послужили основой составления таких балансов для областного, районного и городского уровней. В середине 80-х годов такие балансы стали составляться во всех автономных республиках, краях, областях и крупных городах СССР.
Необходимость разработки территориальных сводных финансовых балансов обусловлена рядом факторов:
(1) разработкой программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территории, по экономическому и социальному развитию;
(2) значительными финансовыми затратами на осуществление таких программ. Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий, намеченных этими программами, необходимы координация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средств ведомств и предприятий. Это, в свою очередь, требует разработки в регионе (т.е. на территории области, района, города) сводного финансового баланса;
(3) необходимостью сведения воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов хозяйственных предприятий и организаций, территориального бюджета, внебюджетных фондов и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории. Это позволяет иметь полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы.
Основная задача территориального сводного финансового баланса — определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (как централизованных, аккумулированных и перераспределяемых территориальными бюджетами, так и децентрализованных, т.е. ресурсов предприятий, организаций и внебюджетных фондов).
Планирование финансовых ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов региона, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.
Информационной базой при разработке сводного финансового баланса региона являются: данные территориальных экономических, финансовых, статистических органов, функциональных подразделений территориальных органов власти, экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития региона, показатели проектов планов экономического и социального развития территории, данные территориального бюджета, внебюджетных фондов, балансов доходов и расходов всех предприятий и организаций, расположенных на территории независимо от их ведомственной подчиненности.
Сводный финансовый баланс на территориальном уровне имеет следующий состав показателей (табл. 20.2).
Составление территориального сводного финансового баланса позволяет:
• достигнуть единства в экономическом и социальном развитии территории;
• точнее определить объемы финансовых ресурсов, имеющихся в регионе и необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных территориальной программой;
• сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, используемые в регионе;
• повысить качество бюджетного планирования;
• скоординировать использование финансовых ресурсов как территориальных органов, так и предприятий, расположенных в регионе;
• концентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных в каждый конкретный период направлениях экономического и социального развития территории;
• изыскать внутрирегиональные резервы для финансирования мероприятий, намеченных территориальными программами;
• наиболее эффективно использовать денежные средства, выделяемые государством для развития производства, социальной и производственной инфраструктуры в регионе;
• осуществлять действенный контроль за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов;
• активнее воздействовать на формирование всех разделов территориальной программы;
• добиваться сочетания территориальных и ведомственных интересов.
Таблица 10.2.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|