Сделай Сам Свою Работу на 5

Метод постоянных раздражителей





Этот метод предписывает предъявление наблюдателю в каждой отдельной пробе только одного раздражителя, выбранного из фиксированного набора, включающего от 4 до 9 раздражителей. При определении абсолютного порога (RL)наблюдатель в каждой пробе дает ответ в форме «да/нет». При определении дифференциального порога (DL) наблюдатель, сравнивая тестовый раздражитель из определенного набора с предъявляемым в каждой пробе эталоном, дает ответ в форме «больше чем/меньше чем». После предварительного опробования тестовых раздражителей их набор формируется т. о., чтобы они заключали порог в вилку и чтобы все они (в идеале) давали какой-то процент реакций обнаружения или различения, но ни один из них не воспринимался в 100% случаев.

Психофизические методы шкалирования надпороговых раздражителей

П. м. шкалирования представляют собой собрание самых различных методов, общее у к-рых только то, что они предписывают правила, по к-рым испытуемые (прямо или косвенно) присваивают значения числовой шкалы физ. стимулам. Эти методы часто использовались для проверки нек-рых психофизических законов. Среди них — методы бисекции, субъективно равных интервалов, фракционирования и оценки величины.



При использовании метода бисекции (bisection)испытуемому дается инструкция отрегулировать величину переменного раздражителя т. о., чтобы результирующее ощущение казалось ему равноудаленным от ощущений, вызываемых двумя постоянными раздражителями, задающими границы интервала, к-рый нужно разделить пополам. Эта процедура многократно повторяется, после чего вычисляется среднее арифметическое подобранных испытуемым значений переменного раздражителя. Метод субъективно равных интервалов (equal-appearing intervals)— разновидность метода категорий — предоставляет наблюдателю возможность относить предъявляемые раздражители к одной из «равношироких» категорий, число к-рых (напр., 5) задается экспериментатором и не меняется в ходе опыта. Первыми предъявляются крайние по величине раздражители и идентифицируются как таковые, чтобы служить опорными точками для последующих суждений. После классиф. наблюдателем всех раздражителей их субъективные значения, определяемые как усредненные, или медианные, категории, представляются графически в виде функции от объективной величины раздражителя. Метод фракционирования (fractionation)требует от наблюдателя в каждой пробе создавать (путем регулировки или подстройки) новый раздражитель, составляющий заранее определенную часть (напр., половину) предъявляемого ему раздражителя. Это делается для каждого из раздражителей, входящих в стимульный набор. Метод оценки величины (magnitude estimation)широко используемая процедура, предоставляющая возможность наблюдателю оценивать величину раздражителей, приписывая им числа. Более сильные по сравнению с эталонным стимулом раздражители получают обычно большие числовые значения, а более слабые — меньшие. Для каждого раздражителя вычисляется среднее арифметическое или среднее геометрическое числовых оценок, полученных на группе испытуемых. Полученные средние субъективных оценок величины раздражителя представляются графически в виде функции от реальной величины раздражителя.



Теория обнаружения сигналов

Мотивация, ожидание и отношение наблюдателя вызывают смещение рез-тов измерения относительно истинного значения в психофизических экспериментах по определению порогов. Так, при использовании метода постоянных раздражителей, в пустых пробах («пробах-ловушках»), когда наблюдателю не предъявляют никаких раздражителей, все равно появляются ответы «да». Такая реакция в теории обнаружения сигналов (ТОС) называется ложной тревогой. Безошибочное обнаружение раздражителя (ответ «да» при его наличии) называется попаданием. Изменения мотивации, ожиданий или отношения могут увеличивать процент попаданий, но ценой повышения доли ложных тревог.



В каждом из трех осн. методов ТОС — «да — нет», оценки и вынужденного выбора — задается случайная последовательность проб (напр., 200), в к-рых сигнал либо подается на фоне каких-то др., случайных сигналов (пробы «сигнал + шум»), либо отсутствует (пробы «чистого шума»). При использовании метода «да — нет» задача наблюдателя — давать ответ «да» в пробах с наличием сигнала и ответ «нет» в пробах с его отсутствием. В процедуре оценивания реакция наблюдателя сводится к выбору из заданного набора оценочных категорий той, к-рая отражает степень его уверенности в наличии сигнала в данной пробе. В эксперименте с вынужденным выбором предлагаются ситуации выбора из двух или более альтернатив (напр., при разнесении интервалов наблюдения во времени), одна и только одна из к-рых содержит сигнал плюс шум. Наблюдатель должен выбрать ту из них, в к-рой вероятнее всего содержится сигнал.

Влияние мотивации, ожиданий и отношения на реакции испытуемых в психофизических экспериментах трактуется как критерий наблюдателя, оцениваемый по проценту ложных тревог. На этот критерий можно влиять, изменяя долю проб с сигналом (и соответственно информируя наблюдателя), инструктируя наблюдателя быть более расслабленным либо, наоборот, более внимательным и точным или изменяя выплаты за возможные реакции. Если процент попаданий откладывать по оси ординат, а процент ложных тревог — по оси абсцисс, полученные точки будут соответствовать различным уровням критерия наблюдателя, а построенная по ним кривая будет называться рабочей характеристикой приемника (РХП). Различные кривые РХП порождаются сигналами разного уровня, тогда как все точки одной кривой РХП отображают один уровень обнаружительной способности наблюдателя. Т. о., появляется возможность разграничить действие сенсорных и внесенсорных факторов.

Приложения

Помимо использования для поиска ответов на вопросы теорет. психофиз., различные П. м. широко применяются для решения практ. задач как в области психологии, так и за ее пределами. Сведения о нормальных зрительных и слуховых порогах (и, в несколько меньшей степени, о порогах др. органов чувств) учитываются при проектировании оборудования и анализе челов. факторов в инж. психол., а тж используются практ. медициной в качестве эталонов сравнения при постановке клинического диагноза. Методы шкалирования надпороговых раздражителей применяются в промышленности и торговле для оценки предпочтений. Методы ТОС тж находят самое широкое применение: от оценки пределов «чистой» сенсорной чувствительности до принятия решений в медицине.

См. также Аудиометрия, Методы эмпирического исследования, Психофизика, Научный метод

Дж. Г. Робинсон

 

Психохирургия (psychosurgery)

 

П., по определению, подразумевает удаление или иное разрушающее воздействие на морфологически нормальную ткань головного мозга для купирования тяжелой, устойчивой к лечению и истощающей психиатрической симптоматики. Хотя Э. Валенстайн, основываясь на данных археологических находок, указывал в работе The psychosurgery debate: scientific, legal and ethical perspectives на использование метода трепанации еще в 2000 г. до н. э., впервые широкое применение психохирургических процедур при лечении психиатрических пациентов началось в конце 1930-х гг., достигло пика в 1960-х и пошло на убыль в 1970-х.

В первой половине XX в. наиболее часто используемой методикой П. была фронтальная лоботомия, при к-рой с обеих сторон иссекались волокна в лобных долях. Вначале эта операция выполнялась путем введения режущего инструмента через отверстия, посверленные в костях свода черепа или в верхних костях глазницы, и поворотом данного инструмента. Более точное разрушение мозговой ткани стало возможным в 1950-х гг., после изобретения стереотаксического инструмента, удерживавшего голову в фиксированном положении; нож или электрод теперь можно было ввести в ткань мозга в точке, заданной тремя координатами согласно карте или атласу головного мозга. Т. о., появилась возможность удалять или разрушать точно локализованные участки мозга.

Наиболее эффективные участки-мишени для купирования психиатрической симптоматики оказались расположенными в медиальной и вентральной зонах лобных долей (обозначены треугольниками на рис. 4). Позднее, в качестве мишеней для П. были предложены др. участки мозга с точно определенными связями со специфическими зонами лобных долей.

 

Рис. 4. Мишени» психохирургии

Треугольниками обозначены точки приложения метода в лобных долях. Незаштрихованными кружками отмечены точки для цингулотомии. Черные кружки соответствуют «мишеням» в таламусе. Добавочные точки находятся в миндалине (ромб) и в гипоталамусе (квадрат)

 

Поскольку психохирургическое вмешательство выполняется на неизмененной патоморфологически ткани мозга, эта практика вызвала большую полемику. Национальная комиссия по защите участников биомедицинских и поведенческих исслед. поддержала ряд тщательных расследований применения и эффективности П.

На основе критического анализа разнообразной и обширной информ. эта комиссия разраб. для министерства здравоохранения и соц. обеспечения США ряд рекомендаций, касающихся использования П. В частности, министерству рекомендуется всячески поддерживать проведение оценочных исслед. безопасности и эффективности методик П., кроме того, министерству направлен подробный перечень заболеваний и показаний к ограниченному применению этих методик в отношении постоянно содержащихся в психиатрических учреждениях больных. Очевидно, что П. — это тема, поднимающая большое количество этических, научных и правовых вопросов, и вряд ли можно найти легкое решение в споре о допустимости ее применения.

См. также Головной мозг, Повреждения головного мозга, Лоботомия, Нейрохирургия

М. Оскар-Берман

 

Психоэндокринология (psychoendocrinology)

 

Возникшая в середине XX в. потребность в более полном понимании биолог. основ и коррелятов поведения и психол. процессов привела к образованию новых биоповеденческих дисциплин, таких как психобиология, нейропсихология, психофармакология и социобиология. П. можно определить как область науки, к-рая изучает взаимосвязи эндокринной системы и поведения, а именно влияние секретов эндокринных желез, наз. гормонами, на поведение и, наоборот, воздействия поведения и психол. стимулов на функционирование эндокринной системы. Накоплены недвусмысленные экспериментальные, клинические и натуралистические доказательства того, что гормоны действительно играют существенную роль в определении разнообразных форм поведения у людей и животных. С др. стороны, показано, что поведение, опыт и психол. стимулы оказывают влияние на функционирование эндокринной системы и секрецию гормонов.

Осн. задачами П. яв-ся: а) установление ковариации и корреляции между эндокринологическими и поведенческими событиями; б) выявление нейроэндокринных механизмов, имеющих отношение к этой корреляции; в) уяснение значения эндокринного влияния для адапт. организма к среде, а тж для физ. и психич. здоровья.

Истоки и основания

Когда был установлен факт внутренней секреции желез и открыты первые гормоны, нек-рые психологи начали исследовать возможную роль секретов эндокринных желез в эмоциональных реакциях и проявлениях темперамента.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.