Последовательные стратегии
Для устранения ограничений, присущих планам поперечных исслед. и продольных исслед. с единственной когортой, были предложены неск. последовательных стратегий. Термин «последовательный» означает, что потребная выборочная база (sampling frame)представляет собой последовательность выборок, наблюдаемых в неск. ситуациях измерения (периодах). Последовательные стратегии могут быть лучше поняты путем проведения различия между планом выборочного исслед. (sampling design)и планом анализа (analysis design), несмотря на их тесную связь. План выборочного исслед. указывает клетки матрицы когорта — возраст, к-рые должны выбираться в конкретном исслед. развития. План анализа указывает на то, каким образом эти выбранные клетки могут быть организованы в целях анализа эффектов возраста, когорты и времени измерения. Рис. 1 представляет типичную матрицу когорта возраст, показывающую все варианты последовательных планов, а тж иллюстрирует смешивание трех интересующих нас параметров. А и С представлены строками и столбцами матрицы, тогда как Т является параметром, заключенным в клетках данной матрицы. Ведутся споры в отношении того, возможно ли вообще, и если да, то как получить несмешанные оценки эффектов возраста, когорты и времени измерения.
Рис. 1. Схема поперечных и продольных последовательностей и возможных планов анализа, выводимых из общей модели развития
Заполненные клетки таблицы представляют время измерения
Поднимаемые в них вопросы довольно сложны, носят специальный технический характер и выходят за рамки этой статьи.
Планы выборочного исследования
Можно выделить 2 типа последовательных планов выборочного исслед.: планы многократного наблюдения группы индивидуумов до заполнения клеток матрицы и планы использования независимых выборок индивидуумов (каждая наблюдается только один раз), извлекаемых из одних и тех же когорт до заполнения клеток матрицы. Матрица, показанная на рис. 1, могла бы быть получена на основе любого из этих подходов. Используя терминологию Балтеса, можно обозначить эти 2 плана как продольную и поперечную последовательности соответственно. Поперечная последовательность означает воспроизведение поперечного исслед. того же самого диапазона возрастов, к-рые оцениваются по меньшей мере в двух различных периодах времени, с получением оценки для каждого возрастного уровня по множеству когорт, где каждая выборка измеряется только один раз. В отличие от него, продольная последовательность предполагает измерение по меньшей мере двух когорт в отношении того же самого диапазона возрастов. Оценки для каждой когорты тж получаются в двух или более временных точках. Решающее различие между ними, однако, состоит в том, что продольная последовательность обеспечивает данные, позволяющие оценивать внутригрупповые изменения индивидуумов наряду с индивидуальными различиями в таких изменениях. Пример набора данных, содержащего как поперечные, так и продольные последовательности, можно найти у Шайи и Герцога.
Планы анализа
Данные, собранные в соответствии со схемами, подобными приведенным на рис. 1, допускают множество альтернативных стратегий анализа. Каждая строка этой матрицы может рассматриваться как продольное исслед. с единственной когортой, каждая диагональ как поперечное исслед. и каждый столбец как исслед. с временным лагом (сравнение поведения в определенном возрасте в последовательных когортах). Последовательные планы выборочного исслед., к сожалению, не позволяют произвести полное разделение компонентов функции В = f(A, С, Т)вследствие очевидной линейной зависимости этих трех факторов. Тем не менее, есть основания полагать, что данная модель обеспечивает 3 различных плана анализа в виде рассмотрения изолированного эффекта любых двух из этих компонентов с одновременным допущением постоянства или нерелевантности третьего на основе теорет. или эмпирических соображений.
Касаясь минимального набора планов, представленных на рис. 1, Шайи предполагает, что когортно-последовательная стратегия (cohort-sequential strategy)позволит отделить возрастные изменения от когортных различий при условии незначительных эффектов времени измерения. Временная последовательная стратегия (time-sequential strategy)позволит отделить возрастные различия от различий, связанных с периодом измерения, при условии лишь незначительных эффектов когорты. Наконец, поперечно-последовательная стратегия (cross-sequential strategy)позволит отделить когортные различия от различий, связанных с периодом измерения. Временная последовательная стратегия, разумеется, исключает возможность повторных измерений (т. е. один и тот же индивидуум не может иметь один и тот же возраст в двух различных временных точках), однако ее преимущество состоит в оценке возрастных различий для целей соц. политики, причем по тем зависимым переменным, для к-рых эффекты когорты, по-видимому, оказываются минимальными. Это тж подходящая стратегия для оценки эффектов времени измерения (периода) в исслед., охватывающих широкий диапазон возрастов/ когорт.
Каждая из этих последовательных стратегий анализа может быть распространена сверх того на контроль эффектов эксперим. отсева и эффектов тестирования или экспериментирования. Однако, каждый дополнительно контролируемый параметр потребует одной дополнительной совокупности данных.
Когда данные собираются в форме продольных последовательностей с целью изучения интраиндивидуальных различий в изменениях с течением времени, для анализа данных можно использовать как когортно-последовательную, так и поперечно-последовательную стратегию. У возрастных психологов, по-видимому, вызовет больший интерес когортно-последовательный план, т. к. он эксплицитно дифференцирует интраиндивидуальные изменения внутри когорт и усредненные индивидуальные различия между когортами. Кроме того, этот план позволяет осуществлять проверку согласованности возрастных функций в последовательных когортах, предлагая тем самым большую внешнюю валидность в сравнении с той, к-рую бы обеспечил продольный план с единственной когортой.
Критическое допущение когортно-последовательного плана состоит в постулировании отсутствия эффектов времени измерения, содержащихся в собираемых данных. Это допущение может оказаться оправданным в экономическом отношении для мн. психол. переменных, однако нек-рые переменные все же могут находиться под влиянием «чистых» эффектов периода измерения или смешанных эффектов, представленных специфическими видами угроз внутренней валидности, связанных с различиями в критериях/инструментах измерения или поведении экспериментатора от ситуации к ситуации тестирования. Возникает вопрос о том, каким образом отразились бы нарушения допущения об отсутствии эффектов времени измерения (Т)на когортно-последовательном анализе. Логический анализ позволяет предположить, что в этом случае будут искажаться все оцениваемые эффекты, хотя наиболее прямым доказательством этому послужило бы значимое взаимодействие С с А. Однако, отсутствие статистически значимого взаимодействия еще не гарантирует соотв. отсутствия Т-эффектов. Такие эффекты в широких исслед. могут локализовываться в небольшом подмножестве случаев, из-за чего могут оказываться ошибочными общие оценки эффектов.
Осн. следствие этой интерпретационной неопределенности последовательного анализа состоит в том, что при нарушении допущений, лежащих в основе конкретного плана, будет в той или иной степени страдать точность оценок всех эффектов. Однако, острота этой интерпретационной проблемы может быть снижена путем оценки относительного правдоподобия смешиваемых Т-эффектов, разумеется, при наличии сильной теории в отношении природы и направления оцениваемых и смешиваемых эффектов. Практ. применение сильной теории к последовательным планам требует точного определения смешиваний в невалидном плане для получения оценок этих смешиваемых эффектов.
Несмотря на то что всегда предпочтительнее оценивать эффекты «истинных» параметров из адекватного плана, основанного на корректных ограничивающих допущениях, изучающий возрастное развитие психолог зачастую должен довольствоваться менее оптимальным планом либо по соображениям, связанным с временными затратами, либо из-за природы изучаемого явления. Отсюда, при выборе наиболее предпочтительного плана, к-рый следует применить в конкретном исслед., нужно руководствоваться не только соотв. литературой, но и теорет. предположениями самого исследователя.
См. также Когортные различия, «Загрязнение» (статистическое), Исследование методом двойного ослепления, Экспериментальные планы, Жизненные события, Лонгитюдные исследования, Методология (научных) исследований
К. У. Шайи
Последствия депривации (deprivation effects)
Ребенок иногда оказывается депривированным уже на момент рождения вследствие развития в пренатальных условиях, могущих вызывать повреждения тела и НС и жестко ограничивать экспрессию наследственных задатков новорожденного, к-рые в иных обстоятельствах оказали бы влияние на то, каким человеком он стал бы впоследствии.
Исследовательские данные подтверждают предположение, что мн. дети уже с рождения обнаруживают повышенную раздражительность с симптомами нервной гиперактивности; нек-рые рождаются с психич. задержкой, вызванной плохим питанием или алкоголизмом матерей; нек-рые с рождения вынуждены справляться с симптомами отнятия вследствие пагубной склонности матерей к героину, морфию или метадону; одни дети рождаются с синдромом Дауна (монголизмом) из-за возраста матерей, а другие — с волчьей пастью вследствие приема их матерями в период беременности нек-рых лекарств; нек-рые же рождаются с грубыми дефектами только потому, что их матерей подвергали, с диагностическими целями, большим дозам рентгеновского облучения в течение первых двух месяцев беременности. Мы только начинаем осмысливать последствия для детей ядерных аварий и испытаний ядерного оружия.
На первом году жизни у ребенка нет более насущной потребности, чем иметь тесную, постоянную связь с матерью или ее долговременным заменителем. За исключением голода, болезни пли явного телесного повреждения, никакой др. фактор не сказывается столь существенно на всех сторонах будущего развития и благополучия ребенка (Spitz, 1949). Безуспешные попытки установить постоянную эмоциональную связь в течение первого года жизни заканчиваются общей регрессией развития к эмбриональному уровню функционирования и, в конечном счете, смертью. В более позднем возрасте неудачи в установлении эмоционального контакта с матерью имеют следствием снижение темпов развития, неспособность развить контроль телесных функций, пониженный уровень развития интеллекта, памяти и способности к подражанию, усиление общей апатии и, для мн. детей, смерть. В проведенном Рене Спитцем 5-летнем исслед. приютских детей 37% подкидышей, к-рых он наблюдал, умерли на первом году исслед. Одни из самых серьезных повреждений у детей, лишенных тесной, непрерывной, интерактивной связи с постоянно ухаживающими за ними взрослыми, обнаружены в социально-эмоциональной сфере и заключаются в их неспособности строить отношения с другими. Их неглубокие чувства, недостаток эмоциональной реактивности, задержка речевого развития и трудности в подчинении правилам или улаживании недоразумений и конфликтов с др. людьми неоднократно отмечались исследователями.
Мн. дети живут с родителями, к-рые не могут дать им материнской ласки и заботы. В проведенном Хаймовиц исслед. детей, помещенных в больницу с подозрением на диагноз, известный как синдром чахлости (failure-to-thrive syndrome), у трети таких детей были обнаружены проблемы преим. эмоционального характера, вызванные тонким, неявным нарушением материнской функции.
Исслед., проведенные Г. Харлоу на детенышах макак показали, что присутствие и доступность яв-ся важными свойствами материнского поведения. Обезьянки в экспериментах Харлоу, воспитанные неживыми, «суррогатными матерями», сделанными из проволоки, обтянутой махровой тканью, выглядели здоровыми и довольными, но, когда их помещали к др. обезьянам, были неспособны к нормальному соц. или сексуальному поведению. Те из самок, к-рые все же оказывались оплодотворенными после проведенного с огромными трудностями спаривания, обнаруживали грубые отклонения в материнском поведении, колеблющиеся от полного безразличия к новорожденному до открытого нападения на своего детеныша.
Отсутствие материнского тепла приводит к серьезным последствиям. Сирс, Маккоби и Левин опубликовали данные, согласно к-рым лишение материнского тепла связано с развитием проблем питания или альтернативного симптома — ночного энуреза.
Люди нуждаются в связях и близости с другими на протяжении всей жизни. Исходя из потребности людей в общении, внимании и признании Э. Берн разработал свое понятие строуксов («поглаживаний»), в качестве к-рых может выступать «любой акт, выражающий признание (и одобрение) присутствия другого». Берн считал, что человек, испытывающий пренебрежение окружающих, обречен. Жизнь тех, кто лишен «поглаживаний», вскоре заканчивается безумием или смертью.
Лабораторные исслед. сенсорной депривации взрослых говорят о том, что в таких условиях у испытуемых возникают серии галлюцинаций. Более того, в случаях продолжительного ограничения стимуляции бездействие ретикулярной активирующей системы головного мозга ведет к дегенеративным изменениям нервных клеток. Люди просто не могут бездействовать. Они нуждаются в чувстве доверия и безопасности, в известном смысле архаическом, формирующемся на первом году жизни. Когда базисный уровень доверия низок, последствием этого часто становятся постоянные придирки, ворчание и нытье, подрывающие тесные и прочные отношения на протяжении всей жизни человека.
При отсутствии самоуважения неизбежные жизненные неудачи интерпретируются как подтверждение неполноценности и справедливое наказание за несостоятельность. Результатом может быть насильственное антисоциальное поведение или, чаще, сильная самовозвеличивающая потребность в превосходстве над окружающими и в достижениях. Выживание челов. детей, рождающиеся более беспомощными и менее физически развитыми, чем большинство детенышей др. млекопитающих, полностью зависит от ухаживающих за ними взрослых. Следовательно, мы изначально получаем опыт уязвимости, к-рый оставляет свой отпечаток на всей нашей жизни.
См. также Аффективное развитие, Материнская депривация
Н. Р. Хаймовиц
Последствия стресса (stress consequences)
Признание Клодом Бернаром, а затем Уолтером Кенноном и Гансом Селье, того, что стрессогенные события влияют на внутреннюю среду организма, привело к согласованным попыткам оценить вклад физ. и психол. повреждений в индуцировать или обострение патологических состояний. В самом деле, существенное внимание было уделено не только анализу воздействия стрессоров на классические психосоматические болезни, такие как язва желудка, но и на патологии, связанные с аффективными расстройствами, сердечно-сосудистыми заболеваниями и иммунологически обусловленными болезнями, такими как неоплазия.
При возникновении физ. повреждений организма в нем повышается уровень синтеза и использования нейротрансмиттеров. Считается, что увеличившаяся активность этих трансмиттеров повышает готовность организма справляться с аверсивными стимулами на уровне поведения и, кроме того, может оказаться существенной в плане снижения риска для здоровья. Вскоре после того как индивид подвергается воздействию стрессора, в его организме может увеличиваться концентрация аминов, обеспечивая тем самым достаточные запасы нейротрансмиттера, по крайней мере, на короткий период.
Если аверсивная стимуляция оказывается относительно сильной и продолжительной, может происходить чрезмерное расходование нейротрансмиттера. При таких обстоятельствах темпы синтеза могут отставать от темпов потребления, следствием чего будет общее снижение уровней аминов. Что касается уровней норэпинефрина, эти снижения были зарегистрированы в самых разных областях мозга, включая гипоталамус, голубое пятно, гиппокамп и кору, хотя наблюдаемое снижение все же происходит быстрее в одних областях, чем в др. Изменения активности допамина, видимо, имеют место в относительно небольшом числе мозговых структур, таких как дугообразное ядро гипоталамуса, nucleus accumbens и мезо-фронтальная кора. В силу наличия связей между дугообразным ядром и гипофизом, вполне вероятно, что изменения допамина в этой области мозга имеют существенное значение для секреции гомонов гипофизом. Более того, влияние вариаций допамина на развитие патологических состояний может быть весьма глубоким, особенно если учитывать возможное вовлечение nucleus accumbens и мезокортекса в эмоциональные и психотические расстройства. Тж считается, что связанные со стрессом альтерации эпинефриновых нейронов гипоталамуса могут иметь отношение к повышению кровяного давления.
И все же аверсивную стимуляцию per se нельзя считать ответственной за наблюдаемые в этом случае снижения норэпинефрина. Скорее, первичной детерминантой истощения запасов норэпинефрина выступает способность организма справляться с атаками на него с помощью поведенческих моделей. По-видимому, в тех случаях, когда возможен поведенческий контроль над стрессором, бремя совладания разделяется между поведенческими и нейрохимическими способами.
Нек-рые теоретики высказывали предположение, что неудача в совладании со стрессором поведенческими способами может вызвать когнитивные изменения, в рез-те к-рых чел. осознает себя «беспомощным», не имеющим возможности решать свою судьбу, а это, в свою очередь, может вести к депрессии. Альтернативная т. зр. состоит в том, что депрессия есть следствие нейрохимических альтераций, а эти альтерации могут возникать у нек-рых людей, когда поведенческий контроль над аверсивными событиями оказывается невозможным. Согласно этой последней т. зр., чувства беспомощности и безнадежности могут вызываться такими нейрохимическими изменениями, а эти когнитивные процессы, вместе с умственной жвачкой и раздумьями о своем несчастном положении, способны еще больше усиливать нейрохимическую неустойчивость. Возможно, что именно этот порочный круг нейрохимических и когнитивных событий в конечном счете является ответственным за поддержание аффективного расстройства.
По всей видимости, в добавление к генетическим различиям в реагировании на аверсивную стимуляцию, разнообразные организменные, средовые и связанные с личным опытом факторы влияют на степень нейрохимических изменений, активизируемых стрессорами.
Особо критический фактор в определении нейрохимической неустойчивости связан с действием хронического стресса. Хотя острый стресс почти наверняка вызывает снижение концентрации норэпинефрина, контрольные уровни норэпинефрина регистрируются у животных, к-рые неоднократно подвергаются воздействию аверсивной стимуляции. Если стрессор продолжает действовать, непрекращающаяся нейрохимическая активность может оказаться чрезмерной для организма, вследствие чего могут возникнуть еще большие изменения адаптивного характера. В частности, может произойти ухудшение регулирования (снижение чувствительности) норэпинефриновых рецепторов, противодействующее эффектам повышенного расхода нейротрансмиттера.
Несмотря на то, что хроническая подверженность стрессу закапчивается адапт., предшествующий опыт может иметь следствием сенситизацию или обусловливание нейрохимического изменения. И действительно, уязвимость к вызываемым стрессом нейрохимическим отклонениям может усиливаться ранее пережитой травмой. В дополнение к вариациям нейрохимической активности, стрессоры производят глубокие изменения гормональной активности и стероидов.
Хотя традиционно считалось, что функционирование иммунной системы не зависит от Ц. н. с., возможное влияние психол. факторов на иммунореактивность привлекает все большее внимание исследователей. Действительно, накоплено огромное количество данных, свидетельствующих о связях между деятельностью Ц. н. с. и иммунными функциями, а такие переменные, как стресс, признаются факторами, способными влиять на уязвимость организма к иммунологически обусловленным болезням.
Неоднократно сообщалось о том, что аверсивная стимуляция может влиять на иммунореактивность у животных и людей. По-видимому, острая экспозиция аверсивным стимулам приводит к подавлению В- и Т-лимфоцитов, а тж макрофагов и естественных «клеток-убийц» (NK). Принимая во внимание потенциальное участие NK-, Т- и В-клеток в защите организма против новообразований in vivo,нек-рых вирусов и микробных болезней, вклад аверсивной стимуляции в развитие широкого множества болезненных состояний кажется вполне вероятным.
Как и в случае нейротрансмиттеров Ц. н. с., воздействие стрессоров на функционирование иммунной системы может изменяться под влиянием ряда средовых факторов и факторов, связанных с личным опытом. Напр., хотя острое воздействие стрессора вызывает иммуносупрессию, вслед за хронической экспозицией стрессору наблюдается иммунофасилитация. Причину дифференциальных эффектов острых и хронических стрессоров еще предстоит установить, однако вклад в них нейротрансмиттеров Ц. н. с. просто невозможно не заметить, особенно в свете нейрохимической адапт., к-рая происходит после неоднократной реакции организма на стресс.
В полном соответствии с нейроиммуномодуляцией, вызываемой стрессорами, существует немало свидетельств в пользу предположения о том, что стрессогенные события могут влиять на возникновение и развитие опухолевых тканей. Было обнаружено, что переживание острого стресса усиливает развитие опухоли. Несомненно, существенным признаком возможного увеличения опухоли является контролируемость стрессора. Кроме того, на развитие опухоли влияют соц. факторы и жилищные условия. Наконец, действие стрессора, по-видимому, усиливает рост метастазов. Опосредуется ли вызываемый стрессорами рост опухоли изменениями нейротрансмиттеров, гормонов и кортикоидов или изменениями метаболизма, еще предстоит установить.
См. также Гомеостаз, Нейрохимия, Психофизиология, Стресс
X. Энисмен
Посредничество в конфликте (conflict mediation)
П. в к. определяется как усилия нейтральной третьей стороны, к-рая по просьбе конфликтующих сторон помогает им в достижении приемлемого разрешения их конфликта. П. в к. отличается от арбитража тем, что арбитражный суд навязывает конфликтующим сторонам вынесенное им решение после того, как эти стороны потребовали вмешательства нейтрального судьи. От судебного процесса оно отличается тем, что противные стороны представлены противоборствующими адвокатами, каждый из к-рых стремится добиться «победы» для своего клиента. П. в к. возвращает возможность разрешить конфликт и ответственность за его разрешение людям, непосредственно вовлеченным в него. Посредник помогает сторонам найти свой собственный выход из конфликта.
П. в к. как форма разрешения споров впервые приобрело широкую известность в период существования итальянских городов-государств в XIV и XV вв. С тех пор оно распространилось на отношения между конкретными людьми, орг-циями и странами. Диапазон применения П. в к. крайне широк: от улаживания супружеских ссор и конфликтов до переговоров с целью достижения полюбовного соглашения.
Процесс П. в к. обеспечивает:
1. Сокращение судебных издержек.
2. Уменьшение нагрузки на суды.
3. Снижение уровня стресса и напряжения у участников спора.
4. Предоставление возможности одержать победу обеим сторонам (исход «выигрыш/выигрыш»).
5. Создание условий, в к-рых участники спора могут стать авторами соглашения вместо того, чтобы оказаться жертвами навязанного судебного решения.
Посредник — это, в первую очередь, фасилитатор, создающий оптимальные условия для совместного изучения конфликтующими сторонами спорных вопросов, осознания ими общих целей и понимания того, как видится проблема противной стороной. Посредник действует как связной, интерпретатор, катализатор и «мастер уговоров», не высказывая никаких суждений о достоинствах позиций и не вынося никаких официальных решений о победе или поражении любой из сторон.
Посредник помогает конфликтующим сторонам:
1. Взаимодействовать друг с другом.
2. Обозначить существенные вопросы и отделить их от эмоциональных.
3. Определить и уточнить предмет спора.
4. Произвести переоценку своих позиций.
5. Осознать и признать цели высшего порядка.
Посреднику следует:
1. Определять позиции сторон и задавать прямые вопросы с целью пополнения информ. и прояснения заблуждений сторон.
2. Стараться объективно выслушивать то, что в действительности говорят стороны.
3. Наблюдать за действиями и речью конфликтующих сторон. Язык тела и невербальное поведение — важные источники информ.
4. Контролировать (протоколировать) ход слушаний.
Вступительная речь
Вступительная речь посредника направлена на введение осн. процедурных правил. Эти предварительные действия посредника имеют решающее значение для успешности переговоров. Процедура представления должна быть нацелена на снижение напряжения и знакомство сторон с подходом к разрешению конфликта без проигрыша сторон. Моменты, к-рые должны быть охвачены во вступительной речи, включают:
1. Приветствие участникам процесса.
2. Представление посредника (или группы посредников) и участников.
3. Объяснение предстоящего процесса.
4. Объяснение осн. условий конфиденциальности и беспристрастности.
5. Объяснение осн. правил:
1) начальные выступления истца/ответчика;
2) перерывы;
3) проведение закрытых совещаний;
4) приглашения и вызовы;
5) письменные соглашения.
Стадии посредничества
Стадии посредничества включают совместное обсуждение проблемы, сбор информ., поиск решения проблемы и заключение сделки.
Если стороны не смогли четко сформулировать взаимные претензии в своих начальных выступлениях во время совместной встречи, посредник должен найти способ сохранить эту информ. т. о., чтобы ни одна из сторон не «потеряла свое лицо». Он должен быть гибким и уметь справляться с неопределенностью и меняющимися обстоятельствами. Посредник должен быть предельно внимателен к разногласиям сторон и проявлять уважение к их чувствам, особенно во время совместного обсуждения. Это позволяет ему собрать максимально возможную информ. о проблеме, включая информ. о субъективных мнениях и чувствах, часто занимающих центральное место в спорах. Рез-ты совместного обсуждения часто прорабатываются с каждой стороной на закрытых совещаниях.
После того, как слушания достигли той точки, когда участники уже выплеснули, по крайней мере, часть своих эмоций, связанных с конфликтом, становится возможным переход к поиску решения проблемы и заключению сделки. Важно, что участники спора могут теперь принимать активную роль в процессе и непосредственно сообщать о своих потребностях и требованиях друг другу. Это создает у спорящих сторон ощущение «хозяев положения», к-рое и заставляет их выполнять итоговое соглашение. Степень причастности сторон к разрешению спора пропорциональна их приверженности достигнутому соглашению. В течение этой фазы посредник направляет спорщиков на:
1. Разраб. компромиссных решений.
2. Установление целей высшего порядка. Если участники спора осознают, что цели обеих сторон м. б. достигнуты только с помощью объединенных усилий, тогда разрешение проблемы становится крайне важным.
3. Нахождение синтеза. Посредник может установить, что ценности конфликтующих сторон абсолютно противоположны, и тогда он может помочь выработать третью позицию, не обязательно компромиссную.
4. Использование возможности элегантно отступить. Посредник должен помочь каждой из сторон отступить не «теряя лица».
5. Выявление и предложение возможностей, неочевидных для участников спора.
6. Сокращение расхождений сторон путем подчеркивания сходства и минимизации различий.
Если слушания заходят в тупик, посредник должен за приемлемое время найти из него выход. Это требует терпения и умений. Если стороны не хотят продолжать переговоры, посредник должен искать мотивационные факторы, способные обеспечить прорыв. Эти факторы обычно обнаруживаются на начальной фазе, когда конфликтующие стороны выражают свои чувства и потребности. Посредник должен вернуться к этой информ. и использовать ее для того, чтобы открыть путь к заключительной сделке.
Для достижения стадии заключения соглашения посредник должен:
1. Быть позитивно настроенным.
2. Взять в свои руки руководство процессом.
3. Оставаться нейтральным.
4. Помогать участникам спора увидеть альтернативы и возможные варианты.
5. Быть конкретным.
6. Подчеркивать области согласия.
7. Сужать область тупика.
8. Описывать, но не оценивать.
9. Контролировать понимание.
10. Проверять гипотетические альтернативы.
11. Проводить различие между потребностями и желаниями.
12. Быть внимательным к чувствам.
Если посредник выполняет перечисленные выше функции, большинство спорщиков, вероятно, достигнут стадии соглашения.
См. также Разрешение конфликта
Ш. Левитон, Дж. Л. Гринстоун
Постмодернизм (postmodernism)
В эпоху Просвещения центром научной и философской мысли был человек. Психология как наука базировалась на концепции отдельной личности (individual subjects), наделенной внутренней душой (soul), а позднее — внутренним психич. аппаратом. Психология как наука заняла прочное положение в совр. мышлении, прежде всего это относится к бихевиоризму и к нек-рым тенденциям в когн. психол. Наблюдалось общее стремление к получению внешнего подтверждения, поиску универсальности и абстрактной рациональности, а тж достижению соизмеримости. Современность охватывает не только рационализм Просвещения, но и противодействие ему со стороны романтизма. Гуманистическая психология, возникшая в 60-х гг. XX в., в период активного движения молодежи против традиционных культурных ценностей, оставаясь частью совр. научной мысли, образовала противоположный бихевиоризму полюс. Эта поляризация коснулась поисков внешнего подтверждения, дихотомии универсального и индивидуального, столкновения рационализма сторонников технического прогресса с чрезмерной эмоциональностью приверженцев романтизма и противопоставления количественной соизмеримости и качественной уникальности.
Бихевиоризм и гуманизм превратились в две стороны одной и той же совр. монеты — абстракции человечества от его собственной культуры. Можно даже говорить о двойной абстракции: психика (the psyche), изучаемая совр. психологией в форме сознания или поведения, рассматривается в отрыве как от ее культурного содержания, так и от ее соц. и ист. контекстов. Культурное содержание и культурный контекст воспринимаются как случайные и локальные, а психол. процессы — как эссенциальные и универсальные.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|