Сделай Сам Свою Работу на 5

Ожидание, контроль и мотивация сближения





Познания и убеждения людей играют доминирующую роль в М. Убеждения сказываются на ценностях, ожидании будущих рез-тов и апперцепции окружающих событий. Челов. М. всегда изучалась с учетом таких когнитивных процессов. Напр., литература no M. достижения показывает, что лица с высокой «потребностью в достижении» научаются стремлению достигать совершенства в выполнении уже в раннем возрасте. Уверенность в своих силах является ключевым аспектом их мотивационной тенденции.

Мн. теоретики утверждают, что люди функционируют эффективно, когда они верят в возможность достижения положительных рез-тов и когда они считают, что обладают контролем над характером тех событий, к-рые с ними происходят. Одна из первых теорий, подчеркивавших важность воспитания у детей уверенности в себе и бесстрашия (готовности браться за новые вещи и прилагать усилия даже тогда, когда успех не гарантирован), была предложена А. Адлером. Литература по «локусу контроля подкрепления» свидетельствует, что люди, к-рые считают себя лишенными возможности контролировать происходящие с ними события, оказываются более тревожными и реже выбирают линии поведения, приводящие к положительным исходам. Дети, воспитываемые не столько с помощью похвалы и вознаграждения, сколько в духе поощрения инициативы и опоры на собственные силы, с большей вероятностью сохраняют социально конструктивное поведение. Лабораторные исслед. детей и взрослых показали, что внутренняя (интринсивная) М. и самоуправление подкрепляют поведение более эффективно, чем внешняя (экстринсивная) М. и регулируемые извне вознаграждения.



Взаимосвязь соц. М., ожидания, усилий и рез-тов деятельности была обнаружена в отношении широкого разнообразия условий и решаемых задач. В частности, установлено, что дети с выраженной потребностью в достижении предпочитают ставить перед собой реалистичные и умеренно высокие цели и что постановка умеренно высоких целей приводит к более высоким рез-там деятельности как у детей, так и у взрослых. В отличие от них, дети с выраженной боязнью неудачи, как правило, выбирают нереалистичные цели: либо слишком высокие, либо слишком низкие. Т. о., соц. М. и М. задачи (task motivation)видоизменяют ожидания индивидуумов, а ожидания, как выяснилось, формируют поведение и в то же время являются одним из его рез-тов.



В исслед. выученной беспомощности было обнаружено, что животные тж могут изменять свое поведение в зависимости от имеющихся у них возможностей контролировать ситуацию. Т. о., контроль как над отрицательными, так и над положительными исходами оказывает серьезное влияние на поведение и М. не только людей, но и животных. Однако именно у людей саморегуляция и символические процессы приобретают главное значение в определении М. и ее воздействия на поведение. Кроме того, альтруизм, любовь и мн. др. положительные пути сближения людей друг с другом предоставляют широкий простор и направление для челов. М. и деятельности.

См. также Приобретенные побуждения, Вознаграждения, Самодетерминация

Е. Д. Фергюсон

 

Мощность статистических критериев (power of tests)

 

Проверка гипотезы предполагает сопоставление двух конкурирующих гипотез. Нулевая гипотеза указывает на невозможность редких, необычных событий. Альтернативная гипотеза, напротив, утверждает, что такие события возможны. Напр., нулевая гипотеза могла бы гласить, что две группы имеют одинаковое среднее или что корреляция между двумя переменными равна нулю. Альтернативная гипотеза может быть направленной или ненаправленной. Направленная гипотеза указывает направление эффекта: в группе 1 среднее выше, чем в группе 2, или корреляция между двумя переменными больше нуля. Ненаправленная гипотеза указывает только на существование эффекта, не определяя его направления: две группы имеют разные средние или корреляция между двумя переменными отлична от нуля. Статистики начинают с предположения, что нулевая гипотеза верна, и отвергают ее только в том случае, если наблюдаемые результаты весьма маловероятны при этом предположении. Основываясь на некоторых допущениях в отношении проводимого исслед., напр., предполагая случайный характер выборки и нормально распределенную зависимую переменную, исследовать может вычислить вероятность отвергнуть нулевую гипотезу в тех случаях, когда она верна (α) и когда верна альтернативная гипотеза (мощность критерия). Поскольку исследователь хочет прийти к правильному выводу, надежные исследования планируются таким образом, чтобы обеспечить низкий уровень а и большую мощность. При низком уровне а крайне мало шансов отвергнуть правильную нулевую гипотезу, а при большой мощности критерия больше шансов принять правильную альтернативную гипотезу.



Обычно исследователи выбирают уровень α = 0,05. В этом случае они отвергают нулевую гипотезу только если выборочные результаты попадают в 5%-ную краевую область распределения возможных исходов, построенного при условии справедливости нулевой гипотезы. Когда нулевая гипотеза отвергается, исследователь делает вывод о значимости полученных результатов и указывает вероятность их значимости, т. е. уровень а, связанный с данным исходом. Напр., он может сделать вывод, что полученная корреляция значима на уровне р < 0,05, подразумевая, что нулевая гипотеза об отсутствии корреляции могла быть отвергнута с вероятностью ошибки (α) меньше 0,05. Расположенный ближе к краям распределения результат имеет еще меньшую вероятность значимости: р < 0,01 или р < 0,001.

Так как традиционный подход предусматривает выбор низкого уровня а, исследователи должны проявлять осторожность, чтобы поддерживать разумно высокую мощность используемых критериев. Оценки мощности критериев можно получить еще до сбора данных, и исслед. с недостаточной мощностью можно перепланировать, чтобы ее увеличить. Есть четыре основных стратегии повышения мощности: выбор более высокого уровня а, формулирование направленных гипотез, увеличение объема выборки и усиление эффекта.

С повышением уровня а возрастает мощность. Чем выше а, тем больше вероятность отвергнуть нулевую гипотезу и, следовательно, прийти к заключению о том, что верна правильная альтернативная гипотеза. Однако вместе с повышением уровня а возрастает риск отвергнуть верную нулевую гипотезу — ошибка, к-рой следует избегать. Уровни а выше 0,05 традиционно считаются неприемлемыми, но они все же могут использоваться в ситуациях, когда мощность критерия крайне важна, а ошибочное отклонение нулевой гипотезы обходится не слишком дорого.

Второй способ повысить мощность — формулирование направленных гипотез. Это дает исследователю возможность сосредоточиться на α-риске только тех исходов, которые согласуются с направленной гипотезой. Напр., критерий для оценки коэффициента корреляции при использовании ненаправленной гипотезы и α = 0,05 мог отвергнуть нулевую гипотезу для полученных корреляций, лежащих ниже -0,60 или выше +0,60. Следовательно, ожидается, что исходы (т. е. наблюдаемые корреляции), попадающие в интервал от -0,60 до +0,60, наступают в 95% случаев проведения такого исслед., тогда как исходы, лежащие за пределами этого интервала, наступают только в 5% случаев, — при условии истинности нулевой гипотезы. Однако если исследователь уточнит гипотезу, преобразуя ее в направленную и предполагая положительную корреляцию, используемый критерий мог бы теперь отвергнуть нулевую гипотезу для всех корреляций, лежащих выше +0,55, так как в этом случае 5% ожидаемых корреляций при данной нулевой гипотезе превышают эту величину. Если наблюдаемая корреляция оказалась равной 0,58, исследователь не мог бы отвергнуть нулевую гипотезу в пользу ненаправленной альтернативной гипотезы, но смог бы сделать это в пользу направленной гипотезы. Концентрируя α-риск на одном конце множества возможных исходов, исследователь получает более мощный критерий. К сожалению, если направленная гипотеза задает ложное направление эффекта, исследователь не получит значимых результатов и впадет в заблуждение. Так, получив корреляцию -0,63, исследователь из предыдущего примера мог бы отвергнуть нулевую гипотезу в случае применения ненаправленного критерия, но не смог бы этого сделать при направленной проверке, нацеленной исключительно на оценку положительной связи. Поэтому исследователи формулируют направленные гипотезы только тогда, когда противоположный результат невозможно помыслить, опираясь на предшествующие исслед., теорию или логику. Напр., если все проведенные до этого исслед. обнаружили положительную связь между двумя переменными, исследователь будет чувствовать себя уверенно, проводя направленную проверку гипотезы.

Третий способ повысить мощность — увеличить объем выборки. Статистики, основанные на выборках большего объема, более устойчивы и, следовательно, обеспечивают более точную оценку характеристик генеральной совокупности. Эта прибавка в точности повышает вероятность того, что будет подтверждена правильная альтернативная гипотеза. Фактически, проводимые на очень больших выборках исслед. могут обладать излишней мощностью в плане проверки гипотез, потому что такие исслед. позволяют отвергнуть нулевую гипотезу при получении незначительных, хотя и статистически значимых результатов. Например, полученная на большой выборке корреляция 0,20 может значимо отличаться от нуля, но такая связь, по-видимому, слишком слаба, чтобы представлять практ. интерес.

Величина эффекта — это сила изучаемой связи. Исслед., для к-рого выбраны переменные с большей величиной эффекта, обладает большей мощностью. Напр., для доказательства того, что разные виды птиц несут яйца разного размера, следовало бы сравнить страусов и колибри, а не кур и уток, поскольку в первом случае величина эффекта будет гораздо больше, чем во втором. Исслед., в к-рых изучаются переменные с большой величиной эффекта, дают больше шансов отвергнуть нулевую гипотезу, чем исслед., рассчитанные на обнаружение более тонких эффектов. Исследователи могут отобрать переменные с сильными связями и выбрать способы измерения или контроля переменных, максимизирующие величину эффекта, с тем чтобы повысить мощность критериев проверки гипотез.

Исследователи стремятся работать с низкими уровнями а и мощными статистическими критериями, чтобы повысить шансы получения верных выводов. Они обычно поддерживают а на уровне не выше 0,05 и используют разные стратегии увеличения мощности. Хорошо спланированное исслед. может отличаться относительно небольшой величиной а, направленной гипотезой, большим объемом выборки или значительной величиной эффекта. Исследователь учитывает все эти варианты выбора при планировании исслед., к-рое, по всей вероятности, пополнит достоверной информ. базу психол. знаний.

См. также Ошибки I и II рода, Проверка нулевой гипотезы, Тесты для отбора кандидатов

М. Эллин

 

Мужской протест (masculine protest)

 

Понятие М. п. было введено А. Адлером в 1910 г. и использовано З. Фрейдом в работе от 1911 г. о случае Шребера. Несомненно, Фрейд, как и Адлер, замечал часто встречающийся, вполне осознаваемый или, по меньшей мере, прямо наблюдаемый феномен (неоднократно подтвержденный позднее), проявляющийся в том, что мн. женщины предпочитают быть мужчинами, в то время как мужчины хотят быть «настоящими мужчинами».

В конечном счете Адлер включил это желание быть «настоящим мужчиной» в более широкий контекст и круг понятий, таких как стремление к власти или совершенству, превосходству и, наконец, к победе. Фрейд, напротив, объяснял М. п. как функцию комплекса кастрации и зависти к пенису.

См. также Адлерианская психология, Личность, Транссексуализм

Г. Л. Ансбахер

 

Музыкотерапия (music therapy)

 

Музыка использовалась с доисторических времен для того, чтобы вызывать экстаз и энтузиазм, возбуждать агрессию перед битвой, облегчать или выражать чувства, налаживать связь, совершать исцеление и т. д.

Исслед. показывают, что некоторые эмоции — радость, грусть, любовь, страстное желание и спокойствие — часто могут быть вызваны с помощью музыки, что не относится к таким эмоциям как гнев, страх, ревность и зависть. Изучению подверглось также влияние на эмоциональное состояние и поведение мажорных и минорных аккордов, темпа, высоты звука, ритма, гармонии и мелодии. Быстрый темп представляется наиболее мощным элементом, вызывающим состояние возбуждения. Выразительность музыки в большей степени связана с мелодиями, чем с ритмом и темпом. Тональные и ритмические рисунки оказывают влияние на координацию, равновесие, телесный ритм и вызывают креативные или эстетические реакции, а также модулируют различные оттенки настроения. Установлено также, что музыка расширяет объем внимания, снижает стресс, способствует самовыражению, стимулирует ассоц. и образы воображения и способствует процессу запоминания.

При проведении М. пациенты могут слушать или исполнять музыку. Музыка также используется в комбинации с элементами танца. Положительный эффект М. достигается даже у больных с серьезными нарушениями психики.

Используемая в больницах, кабинетах психологов, консультантов, врачей и стоматологов, музыка успокаивает, снижает уровень тревоги и способствует формированию состояния пациентов, благоприятного для проведения терапии. Психодинамически ориентированные психотерапевты используют музыку для облегчения глубинного исслед. личности. Однако наиболее часто М. используется при лечении детей — с задержкой умственного развития или с физ. дефектами. Широкий спектр программ разработан для использования М. с контингентами больных разного возраста и способностей.

Д. Мотет

 

Мультикультурное консультирование (multicultural counseling)

 

Маловероятно, чтобы стратегии консультирования, не принимающие в расчет культурные условия, были точными или надлежащими. Культура в этом контексте определяется как «социальные стимулы, являющиеся продуктами поведения других людей».

Мультикультурализм (Multiculturalism)придает значение как тем аспектам, в к-рых группы отличаются одна от другой, так и тем аспектам, в к-рых они в то же время схожи друг с другом. Чрезмерный акцент на сходстве имел следствием ошибочную концепцию «плавильного тигля», не придающую различиям никакого значения. Чрезмерное подчеркивание различий имело результатом изоляцию групп друг от друга. М. к. — это общая (родовая) теория, основанная на признании «как культуроспецифичных характеристик, которые различают, так и общекультурных характеристик, которые объединяют» людей. Мультикультурализм был назван «четвертой силой» в дополнение к психодинамической, поведенческой и гуманистической психологии.

Интерес к М. к. вырос из движения за гражданские права и феминистского движения. Многие принадлежавшие к меньшинствам авторы внесли свой вклад в оформление и развитие мультикультурной перспективы, в фокусе к-рой первоначально находилась проблема подавление меньшинств культурой большинства. Сью и Сью, Касас, Аксельсон и Педерсон, Дрэганс, Лоннер и Тримбл собрали документально подтвержденные сведения о тех аспектах жизни и деятельности, в к-рых занимающиеся консультированием специалисты признавали статус-кво ценностей доминирующей культуры. Ренн обратил наше внимание на культурную инкапсуляцию консультирования под влиянием этноцентризма («мое — самое лучшее») или релятивизма («каждому — свое»). Инкапсуляция, произошедшая под давлением определяющей действительности, согласуется с допущениями доминирующей культуры, не чувствительна к культурным вариациям в об-ве, защищает существующее положение от изменения и опирается на должностные инструкции, делающие упор на техническую сторону работы консультантов.

Ли и Ричардсон указывают на ловушки широкой перспективы мультикультурализма. Этот термин может определяться настолько широко и расплывчато, что утрачивает всякий смысл. Стереотипизация каждой группы меньшинств может вести к игнорированию внутригрупповых различий, а игнорирование сходства между культурами вполне может вылиться в новую форму расизма. Существует опасность непринятия всякого традиционного консультирования как предвзятого в отношении той или иной культуры. Возможно, что консультирование никогда не будет признано заслуживающим доверия со стороны меньшинств вследствие массы несправедливостей, допущенных в прошлом.

Дсауза считает программы позитивных действий (affirmative action programs)в целом несправедливыми, неэффективными и неуместными, отражая, т. о., т. зр., к-рая противостоит мультикультурализму в консультировании и др. областях как несправедливо укрепляющему приемлемое для гос-ва поведение. Критики мультикультурализма, однако, заявляют, что навязывание приемлемого с государственной т. зр. поведения привело к разрушению традиционных ценностей. Паттерсон выступает против попыток модифицировать консультирование в направлении его приспособления к разным культурам и отстаивает универсалистскую позицию, согласно к-рой все культуры оцениваются в соответствии с тем, насколько хорошо они способствуют самоактуализации своих членов. Паттерсон отрицает необходимость использования различных навыков, акцентов и инсайтов в каждой отдельной культуре. Дрэганс, отвечая на эту критику, указывает на то, что кросс-культурные консультанты действительно не пытаются изменить культуру, скорее они предоставляют клиенту возможность измениться, и что цели консультирования не ограничиваются самоактуализацией в любой культуре, в связи с чем не обязательно отказываться от существующей теории и практики, чтобы адекватно отвечать на запросы различных культур.

Ридли привлекает наше внимание к сохраняющемуся в консультировании неумышленному расизму. Встречаются консультанты, к-рые заявляют, что они не замечают цвета кожи и обращаются со всеми одинаково. А это подразумевает, что такой консультант испытывает неудобство в связи с дифференцированным подходом к различным группам. Некоторые консультанты утверждают, что все проблемы клиента имеют истоки в его культурном происхождении. Когда клиенты или терапевты переносят из опыта предыдущих отношений положительные или отрицательные чувства на конкретного терапевта или клиента, могут возникать ошибочные интерпретации. Отдельные консультанты движимы амбивалентными мотивами в своей работе с меньшинствами, что указывает на потребность во власти и доминировании, а это может приводить к неадекватной оценке. Терапевты могут реагировать неподходящим образом, когда клиент точно распознает расистские тенденции в поведении терапевта.

До недавнего времени мультикультурные проблемы не получали внимания и поддержки в профессиональном сообществе консультантов. Расовые и этнические меньшинства пока еще недостаточно представлены в этом сообществе. Национальный институт психического здоровья, Американская психологическая ассоциация и др. организации проводят политику, нацеленную на признание важности культуры. Касас связывает с новым интересом к мультикультурализму государственное и общественное одобрение благоприятных для меньшинств демографических изменений, возросшую различимость меньшинств, усилившееся давление со стороны групп борцов за гражданские права и экономические стимулы для поставщиков услуг привлекать небелых клиентов. Это открытие мультикультурализма может также быть следствием возросшего группового сознания, государственной поддержки национальных меньшинств в сфере наемного труда и образования, исполнения судебных приказов о басинге (совместной доставке школьников различной расовой принадлежности на автобусах в школу и из школы) в целях расовой интеграции и требований вести обучение на двух языках.

К воинственности движений за гражданские права, развернувшихся в 1950-х г., должна была добавиться активность движений за коммунальную (общественную) систему психич. здоровья в 1960-х г., чтобы подтвердить право всех граждан на получение услуг психиатрического здравоохранения. Градус общественного недовольства повысился еще больше, когда инакомыслие сторонников движения против войны во Вьетнаме и феминистского движения (нацеленного против неравенства) было с одобрением воспринято и поддержано в СМИ. В 1970-х годах недопотребление услуг системы психиатрического здравоохранения членами меньшинств получило статус серьезной проблемы. В 1980-х гг. наплыв беженцев из разных стран наглядно продемонстрировал важность мультикультурной перспективы в консультировании. В 1990-х гг. быстрое изменение демографической ситуации предсказывало, что к 2000 г. больше трети учеников государственных школ будут представлены небелыми детьми, что еще больше подчеркивало востребованность мультикультурного подхода в консультировании.

Барут и Мэннинг характеризуют исслед. в области мультикультурного консультирования как сосредоточенные в основном на изучении пар «черный клиент — белый консультант», использующие опросные или архивные методы и отбирающие участников из клиник психич. здоровья или психиатрических больниц. Критикуя мультикультурные исслед., Понтеротто перечисляет 10 слабых сторон таких исслед.: 1) отсутствие понятийной теоретической базы; 2) чрезмерный акцент на переменных упрощенного процесса взаимодействия консультанта с клиентом при невнимании к важным психосоциальным переменным; 3) чрезмерное доверие к данным, полученным в искусственных, оторванных от реальной жизни условиях; 4) игнорирование интракультурных различий внутри групп; 5) чрезмерная зависимость от нерепрезентативных (взятых из соображения удобства исслед.) студенческих выборок; 6) сохраняющееся доверие к мерам и средствам измерения, созданным в доминирующей культуре; 7) неспособность адекватно охарактеризовать изучаемую выборку в соответствии с культурным происхождением; 8) неспособность описать пределы обобщаемости результатов (или распространимости выводов); 9) ограниченность разнообразия изучаемых культурных меньшинств и 10) отсутствие ответственности исследователей перед изучаемыми группами меньшинств.

Члены Комитета по обучению и тренингу 17 отделения (Консультирование) Американской психологической ассоциации разработали меморандум о компетентности в области М. к., выделив три вида компетентности, придающих значение сознаванию, знанию и умению. Компетентность, предполагающая сознавание, требует от консультанта: а) сознавать свое собственное культурное наследие, ценя и уважая культурные различия между людьми; б) сознавать, как свои собственные культурные ценности могут влиять на клиентов из др. культур; в) сознавать и спокойно признавать расовые и мировоззренческие различия между клиентами и консультантом и г) знать и сознавать, когда клиента, принадлежащего к определенному меньшинству, следует направить к другим специалистам. Четыре компонента компетентности, связанных со знанием, требуют от консультанта: а) хорошего понимания социально-политических сил, влияющих на отношения между культурами меньшинства и большинства; б) конкретных знаний о культуре клиента; в) полных и ясных знаний общей теории и традиционной практики консультирования; г) осведомленности об экономико-правовых барьерах, мешающих членам меньшинств пользоваться услугами, предоставляемыми в сфере психич. здоровья. Наконец, три вида умений, входящих в структуру компетентности в области мультикультурного консультирования, предполагают, что: а) все квалифицированные консультанты должны владеть широким (соответствующим уровню мастерства) арсеналом вербальных и невербальных способов реагирования, адекватных конкретному культурному контексту; б) консультанты должны уметь точно и вовремя посылать и принимать вербальные и невербальные сообщения в различных культурных контекстах; в) консультанты должны уметь вести защиту или (в случае необходимости) добиваться изменения системы или института, действуя от имени своих клиентов, принадлежащих к иной культуре.

См. также Билингвизм, Консультирование, Кросс-культурное консультирование, Кросс-культурная психология, Кросс-культурные учебные программы, Культурные различия, Культур-шок, Социальное влияние

П. Б. Педерсен

 

Мультимодальная терапия (multimodal therapy)

 

Многие клиницисты используют многомерные и многогранные процедуры обследования и лечения, к-рые они часто обозначают термином М. т. Однако, хотя деятельность большинства психотерапевтов внешне выглядит эклектичной и мультимодальной, лишь немногие в действительности являются мультимодальными терапевтами. Это отличие является весьма важным. Эффективный терапевт обычно проводит некоторую модификацию клинических процедур в зависимости от любой из большого числа переменных. М. т., по существу, является той терапией, к-рую, в отличие от деклараций своей деятельности, опытные психотерапевты проводят в действительности. Поскольку М. т. прошла четко определенное ист. развитие, имеет соответствующую систематизированную теорию и широкий репертуар технических приемов, она может вытеснить системы, ограничивающие свободу и инициативу психотерапевтов, и позволить обойтись без эклектицизма, широко распространенного сейчас в психотерапии.

Мультимодальный подход предлагает интегративный план обследования и лечения, в к-ром пациент рассматривается целостно в рамках своего соц. окружения. Этого достигают, не жертвуя точностью оценки. Людей беспокоит множество специфических проблем, решение к-рых предполагает широкий спектр определенных вмешательств. Обращаясь к уникальным переменным, мультимодальные психотерапевты избегают «втискивания» клиентов в устоявшиеся лечебные процедуры. Вместо этого они индивидуализируют лечебный процесс с тем, чтобы более полно соответствовать ожиданиям и другим личным требованиям клиента. Они используют операциональные средства для того, чтобы «говорить на языке клиента».

Мультимодальное обследование клиента предполагает оценку каждой области профиля BASIC I. D.:поведения (В = behavior), аффекта (А = affect), ощущений (S = sensation), умственных образов (I = imagery), когниций (С = cognitions), межличностных отношений (I = interpersonal relationships)и медикаментозных/биолог. факторов (D = drugs / biological factors). Тщательное изучение каждой из этих семи модальностей дает представление о главных ингредиентах психологической конституции чел. Оценить взаимодействие между различными модальностями — напр., как определенные паттерны поведения влияют на аффективную сферу или, наоборот, подвергаются влиянию аффектов, ощущений, мысленных образов, когниций и значимых отношений, — значит очень многое узнать об индивидууме и его соц. связях.

Один из наиболее важных тактических приемов, используемых в М. т., называется трекинг (tracking — прослеживание). Некоторые люди склонны вызывать у себя отрицательные эмоции тем, что фиксируются сначала на ощущениях (S) (напр., легком головокружении и усилении сердцебиения), с к-рыми они связывают негативные когниций (С) (напр., мысли о болезни и смерти), после чего у них сразу появляются аверсивные образы (I) (напр., представления о больничной обстановке и страдании), завершающиеся кульминацией в виде дезадаптивного поведения (В)(напр., лишенного необходимости избегания). Приведенная выше последовательность — SCIB — требует иной стратегии лечения, чем другой паттерн, напр., BICS. Прослеживая точную последовательность событий, ведущих к аффективному расстройству, психотерапевт способствует пониманию клиентом значения предшествующих звеньев патогенетической цепи и делает его способным к самостоятельному принятию адекватных мер.

Компетентный Мультимодальный психотерапевт конструирует профили модальностей, которые служат «планом терапии». Когда лечение заходит в тупик, для решения более специфических проблем используются профили второго порядка (Second Order BASIC I. D. Profiles). При лечении в стационаре используются и некоторые дополнительные методы М. т.

См. также Новаторские психотерапии, Психотерапия

А. Лазарус

 

Мышечная релаксация (muscle relaxation)

 

М. р. можно рассматривать как одну из методик в рамках более общего понятия «релаксация», предназначенную для достижения полного мышечного и «психич.» расслабления. Прогрессивная релаксация является, вероятно, наиболее широко используемой процедурой в США.

Врач Джекобсон заинтересовался тем, что мн. люди, подвергаясь чрезмерным стрессовым воздействиям, находятся в постоянном напряжении, будучи не в состоянии эффективно расслабиться. Он опубликовал книгу, в к-рой детально описал комплексы упражнений, направленных на вызывание последовательного напряжения и расслабления отдельных мышц и мышечных групп.

Джозеф Вольпе представил теорет. и практ. анализ психотерапевтической техники, к-рую он назв. систематической десенсибилизацией. Она представляет собой сокращенную форму прогрессивной релаксации, чрезвычайно эффективную для достижения полного расслабления мышц.

Одна часто используемая сокращенная процедура выглядит следующим образом: пациент принимает удобную позу на кушетке или в кресле. Через неск. минут приступают к релаксации мышц кисти, для чего пациент получает инструкцию сжать пальцы рук в кулаки, удержать напряжение в течение неск. секунд, затем расслабить кулаки и оставить их в свободной позе. Аналогичную инструкцию по последовательному напряжению и расслаблению пациент получает относительно мышц предплечья и плеча. Далее эта процедура распространяется на группы лицевой мускулатуры, шеи, плечевого сустава, верхние мышцы спины, грудную мускулатуру, мышцы эпигастрия и нижние мышцы спины. Наконец, внимание уделяется мышцам бедра, ягодиц и икроножной мускулатуре.

Помимо специфических упражнений мышечного напряжения и расслабления, пациент получает тж инструкцию дышать глубоко и ритмично. Параллельно с глубоким дыханием инструктор или терапевт использует тж суггестивные формулы для сообщения чувства тепла, комфорта и спокойствия. Это внушение дополняет или усиливает общую релаксацию, достигаемую путем упражнений по напряжению и расслаблению. Для большинства людей прогрессивная релаксация представляется одним из наиболее эффективных средств достижения М. р. Она используется весьма широко как оси. или вспомогательная методика терапевтического вмешательства.

См. также Биологическая обратная связь, Новаторские психотерапии, Стресс

В. В. Венрих

 

«Мягкий» детерминизм (soft determinism)

 

М. д. занимает промежуточное положение между позициями строгого детерминизма и полного индетерминизма. Именно такую промежуточную позицию занимал А. Адлер в своей персоналистской, субъективной и феноменологической психологии, хоть он никогда не пользовался этим термином в своих работах. М. д. означает, что поведение определяется не прихотью или случаем, а носит вполне упорядоченный, закономерный и предсказуемый характер, хотя и в пределах индивидуального творчества.

Сторонники М. д. придерживаются телеологических взглядов, утверждая, что поведение преимущественно контролируется индивидуумом, более конкретно — теми целями, к-рые он ставит перед собой. Цели и задачи подвержены изменениям, а это значит, что вместе с ними соответствующим образом изменится и поведение индивидуума, отражающее его личные, субъективные, феноменологические взгляды.

В психологии Адлера место центрального конструкта занимало творческое Я. Именно эта тема стала главным предметом разногласий Фрейда и его последователей с Адлером и его коллегами.

Выдвигая творческое Я в качестве важнейшего теорет. конструкта своей теории, Адлер ввел в психологию своего рода принцип неопределенности, аналогичный принципу Гейзенберга в физике: среда и наследственность, совместно действуя на ребенка, в лучшем случае определяют только вероятности тех или иных событий.

Для большого числа людей, родившихся в одинаковых условиях и имеющих сходную наследственность, могут быть сделаны весьма точные вероятностные прогнозы. Напр., весьма вероятно, что 80% чернокожих детей из неполных семей, живущих в трущобах, не получат среднего образования. Однако для одного конкретного ребенка, выбранного из этой большой группы, точные предсказания, основанные на средовых и генетических факторах, просто не могут быть сделаны.

Когда мы пытаемся дать прогноз в отношении конкретного ребенка, мы должны учесть творческую способность этого ребенка. На его поведение, конечно же, влияют и наследственность, и условия среды. Детям (и взрослым) свойственно делать одинаковые выводы из сходных обстоятельств, но тот, кто хочет сделать прогноз относительно будущего того или иного индивидуума, должен знать, какую пользу последний извлек из своего опыта.

См. также Адлерианская психология, Детерминизм/индетерминизм, Свобода воли, Философия науки

Т. Эдгар

 

 

_Н_

 

Надежность диагнозов (reliability of diagnoses)

 

Надежность клинических психиатрических диагнозов стала предметом особой заботы с тех пор, когда в конце XIX в. Э. Крепелин предпринял первые попытки создать систематическую классиф. психич. расстройств. Диагноз и классиф. выполняют ряд важных функций: а) административную, включающую ведение статистического учета; б) клиническую, как средство установлении этиологии, выбора метода лечения и прогноза; в) исследовательскую, в особенности в тех исслед,, где психиатрический диагноз определяет принадлежность к эксперим. и контрольной группе или где диагноз обычно используется в качестве зависимой или независимой переменной. Полезность диагноза для достижения этих целей зависит, в частности, от сто надежности.

Н. д. относится к согласованности, с к рой клиницисты будут выставлять тот же диагноз тому же самому индивидууму (межэкспертная надежность), или к согласованности, с к-рой единственный клиницист будет выставлять тот же диагноз тому же самому индивидууму в двух различных случаях (ретестовая надежность). Очевидно, в любой измерительной или описательной процедуре заложена возможность некоторой «ошибки» измерения. В случае клинического диагноза такая ошибка может проистекать из множества различных источников, включ. скучающего, уставшего, нерадивого или немотивированного наблюдателя; пациента с ограниченной памятью или пытающегося утаить или исказить информ.; слабую различительную способность диагностического оценочного инструмента; шум или другие условия, отвлекающие внимание от процесса диагностики.

Для изучения Н. д. применялись два основных эксперим. метода. Первый метод оценивает относительную частоту, с к-рой различные клиницисты выставляют различные диагнозы очевидно схожим пациентам. Исслед. показали, что клиницисты нередко имеют «предпочитаемые» диагностические категории, т. е. каждый клиницист имеет тенденцию помещать большинство пациентов в ограниченное число категорий с исключением из рассмотрения др. категорий.

Второй метод изучения надежности сравнивает диагнозы, вынесенные двумя или более клиницистами одному и тому же пациенту (т. е. оценивает межэкспертную надежность). Проверка Эшем степени согласованности между двумя или тремя клиницистами, к-рые интервьюировали пациентов совместно, но приходили к диагнозу независимо друг от друга, показала, что диагноз зависит не только от выставляющего его клинициста, но и от диагностируемого пациента. Согласие в отношении основных диагностических категорий пациентов (умственная отсталость, психоз, невроз, психопатическая личность и психич. норма) между двумя клиницистами составляло 51%, а между тремя — 46%. Однако в отношении более специфических диагностических подкатегорий согласие между двумя клиницистами достигалось в 49% случаев, а среди трех клиницистов — лишь в 20% случаев. В другом исслед. использовалась большая выборк

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.