Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема: Педагогические технологии





Задание № 7.

Задание для контрольной работы №2

Направление подготовки: 440301 Педагогическое образование

Профиль подготовки: начальное образование, музыка

Дисциплина -Теория обучения и педагогические технологии

Форма обучения: заочная

3 курс, 5 семестр

Тема: Педагогические технологии

 

При выполнении всех заданий обязательно указывайте используемый источник, в конце работы представьте список использованных источников.

 

1. Дайте определение сущности педагогической технологии (используйте при этом не менее 2 источников).

 

Педагогическая технология— это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Понятие «педагогическая технология» обозначает приемы работы в сфере обучения и воспитания[2].

 

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модельсовместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов)[4].

 

Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий[5].



 

 

2. Охарактеризуйте основные признаки педагогических технологий, критерии технологичности.

 

 

Педагогическая технология характеризуется рядом признаков. В. П. Беспалько выделяет следующие:

1) четкая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания;

2) структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению;

3) комплексное применение дидактических, технических, в том числе и компьютерных, средств обучения и контроля;

4) усиление, насколько это возможно, диагностических функций обучения и воспитания;

5) гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения[2].

 

 

Критерии технологичности.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).

1) Концептуалъностъ. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.



2) Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью

3) Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

4) Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

5) Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами [4].

 

 

Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. В. В. Пикан выделяет наиболее существенные признаки таких технологий:

1) Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Так, можно различать технологии процесса передачи знаний и технологии развития личности.

2) Технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата.



3) Технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения.

4) Элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой - гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками.

5) Органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности [5].

 

 

3. Укажите в чем отличие понятий «методика обучения» и «технология обучения».

 

 

Следует отличать педагогическую технологию от методики обучения.Отличие заключается в том, что педагогические технологии удается воспроизводить и тиражировать и при этом гарантировать высокое качество учебно-воспитательного процесса или решение тех педагогических задач, которые заложены в педагогической технологии. Методики часто не гарантируют должного качества.

Вместе с тем методика может быть доведена до уровня технологии. Например, имеется определенная методика оценки знаний. Если она отвечает объективности, надежности, валидности, то ее можно назвать педагогической технологией [2].

 

Понятие педагогической технологии часто предметного и локального уровней почти полностью перекрывается понятием методик обучения; разница между ними заключается лишь в расстановке акцентов. В технологиях более представлена процессуальная, количественная и расчетная компоненты, в методиках - целевая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочная стороны. Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если» (если талантливый учитель, если способные дети, хорошие родители...) [4].

 

Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие "методика" выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом [5].

 

 

4. Перечислите основания классификации педагогических технологий.

 

 

По многочисленным сходствам и общим признакам можно выделить следующие технологии:

1) по уровню применения: общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные);

2) по философской основе: научные и религиозные, гуманистические и авторитарные;

3) по научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористические, интериоризаторские, развивающие;

4) по ориентации на личностные структуры: информационные (формирование знаний, умений и навыков); операционные (формирование способов умственных действий); эвристические (развитие творческих способностей); прикладные (формирование действенно-практической сферы);

5) по характеру модернизации традиционной системы обучения: технологии по активизации и интенсификации деятельности учащихся; технологии на основе гуманизации и демократизации отношений между учителем иучащимися; 6)

6) технологии на основе дидактической реконструкции учебного материала и др

Педагогические технологии также классифицируются по доминированию целей и решаемых задач; по применяемой форме организации обучения; по доминирующим методам, которым отдается предпочтение, и другим основаниям.

В каждой технологии автор должен видеть:

- уровень ее применения;

- философскую основу;

- ведущую концепцию усвоения знаний;

- отличительный характер содержания образования;

- организационные формы обучения;

- преобладающий метод обучения;

- категорию обучаемых [2].

 

По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обучения) выделяются следующие классы педагогических технологий.

1) По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

2) По философской основе:материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.

3) По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.

4) По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие.Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и суггестивные.

5) По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам - ЗУН); операци- онные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы – ДПС).

6) По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально - ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии), проникающие технологии.

 

7) По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П.

Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий):

- взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся);

- цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем);

- рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным);

- ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств) [4].

 

Соответственно этапам решения педагогической задачи вне зависимости от их содержания и временных рамок можно различать взаимосвязанные общие и частные технологии.

К общим относятся технологии конструирования, например процесса обучения и его осуществления.

Частные - это технологии решения таких задач обучения и воспитания, как педагогическое стимулирование деятельности учащихся, контроль и оценка ее результатов, и более конкретных - типа анализа учебной ситуации, организации начала урока и др[5].

 

5. Представьте в таблице особенности следующих педагогических технологий: репродуктивная технология обучения, технология развивающего обучения, технология программированного обучения, технология проблемного обучения, проектная технология, игровая технология; приведите примеры авторских технологий.

Таблица 1 – Характеристика педагогических технологий

Вид технологии Сущность Особенности Преимущества Недостатки
Репродуктивная технология Суть - обучение по схеме: изучение нового — закрепление — контроль — оценка[2]. Главные методы обучения— объяснение в сочетании с наглядностью; ведущие виды деятельности учащихся — слушание и запоминание; главное требование и основной критерий эффективности — безошибочное воспроизведение изученного. Действия учителя связаны с объяснением, показом действий, оценкой их выполнения учащимися и корректировкой [2]. Экономична, облегчает учащимся понимание сложного материала, обеспечивает достаточно эффективное управление образовательно-воспитательным процессом, в нее органически вписываются новые способы изложения знаний[2]. Располагает незначительными возможностями индивидуализации и дифференциации учебного процесса, слабо развивает мыслительный потенциал учащихся[2].
Технология развивающего обучения Ускорение развития школьников за счет повышения эффективности обучения[2]. Решающая роль отводится принципу обучения на высоком уровне трудности, который характеризуется тем, что раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление. Если учебный материал и методы его изучения таковы, что перед школьниками не возникает препятствий, которые должны быть преодолены, то развитие детей идет слабо. Дидактические идеи технологии развивающего обучения: идея стимулирования рефлексии учащихся в различных ситуациях учебной деятельности. Поскольку процедуры рефлексии тесно связаны с процедурой самоконтроля и самооценки, им в обучении (согласно технологии развивающего обучения) также придается очень большое значение[2]. Учебный материал становится более обширным и глубоким, ведущая роль отводится теоретическим знаниям, при этом однако не понижается значение практических умений и навыков учащихся[2]. Исследования Института психологии РАН показали, что дети с врожденными замедленными динамическими характеристиками личности обречены на неизбежные затруднения при работе в едином для всего класса темпе. Поэтому требования обучать всех быстрым темпом и на высоком уровне сложности выполнимы не для всех учеников[2].
Технология программированного обучения Технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств (программированного учебника, особых обучающих машин, ЭВМ и др.)[2]. Характерные черты технологии программированного обучения: - разделение учебного материала на отдельные небольшие, легко усваиваемые части; - включение системы предписаний по последовательному выполнению определенных действий, направленных на усвоение каждой части; - проверка усвоения каждой части; - фиксирование результатов выполнения контрольных заданий, доступных как самим учащимся так и педагогу. Основное средство реализации технологии программированного обучения — обучающая программа, предписывающая последовательность действий по овладению определенной единицей знаний. В основе обучающих программ три принципа программирования: линейное, разветвленное и смешанное[2]. Обеспечивает каждому учащемуся возможность осуществления учения в соответствии с его индивидуальными особенностями (темп обучения, уровень обученности и др.)[2]. В специальной литературе не удалось обнаружить необходимых сведений, но обобщение имеющейся информации позволяет сделать выводы о том, что недостатками в применении технологии программного обучения могут являться: - большие затраты времени на обучение; - положительные стороны группового обучения не используются; - технология не в полной мере развивает самостоятельность в обучении.
Технология проблемного обучения Предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества[2]. При проблемном обучении преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учеником задачу (проблему), заинтересовывает его, пробуждает у него желание найти способ ее разрешения. Ключевое понятие проблемного обучения - проблемная ситуация[2]. Способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения[2]. Большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся[2].
Проектная технология Организация учебной деятельности по решению практических задач, взятых из повседневной жизни[2]. Целью продуктивного обучения является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о мире[2]. Такой подход обеспечивал формирование практических умений и навыков[2]. Последовательность и систематичность обучения нарушалась, что снижало образовательную подготовку учащихся[2].
Игровая технология Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр[4].   Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом [4]. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний -общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс[4].   В специальной литературе не удалось обнаружить необходимых сведений, но обобщение имеющейся информации позволяет сделать выводы о том, что недостатками в применении игровых технологий может являться следующее: -не все ученики могут одинаково хорошо усвоить материал в процессе игры; внимание участников игры может быть направлено непосредственно на выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержание материала.  
Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова) Комплект образовательных дисциплин, имеющий общекультурное значение и обеспечивающий всестороннее и гармоническое развитие[4]. В учебно-воспитательном процессе представлены все основные направления гуманитарной культуры, из которых ребенок может выбрать то, что соответствует его интересам, то есть используется модель дифференцированного обучения по интересам. Веер культурологических направлений дифференциации включает восемь учебных отделений. 1. Отделение музыкальной культуры. 2. Отделение изобразительного искусства. 3. Отделение языковой культуры. 4. Отделение нравственно-патриотического воспитания. 5. Отделение экологической культуры. 6. Отделение физической культуры. 7. Отделение математической культуры. 8. Отделение прикладного творчества[4]. 1)Наилучшие условия для развития и реализации задатков и способностей; 2)Удовлетворение имеющихся интересов; 3)Усиление мотивации к учёбе, самоопределение ребёнка; 4)Раннее развитие способностей профориентация, специализация[4]. 1) Отсутствие точных и надёжных способов диагностики специальных интересов ребёнка; 2)Не обеспечивается всестороннее развитие личности; 3)Излишняя целенаправленность мешает приобрести общий гарантированный минимум знаний и умений во всех областях [4].

 

 

6. Представьте развернутую характеристику одной из педагогических технологий (на выбор).

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.