Сделай Сам Свою Работу на 5

Воспитание ребенка 2-3 лет





Развитие речи малыша и его ознакомление с окружающим миром.

Цель: познакомить родителей с особенностями развития речи малыша, рассказать о роли художественной литературы в развитии речи и речевом общении.

Неповторима прелесть первых детских слов! Проходят годы, ребенок подрос, но не забываются первые произнесенные слова, такие дорогие родительскому сердцу. На протяжении раннего возраста, развитие речи ребенка происходит неравномерно. В начальной стадии развивается главным образом понимание речи окружающих, а умением говорить малыш, как правило, овладевает позже. Наряду с тем, что малыш овладевает активной речью, он еще много лепечет.
Это игра звуками – не праздная забава, а упражнения органов речи и слуха.
Постепенно ребенок осваивает и грамматический строй речи. Это усвоение безусловно, носит неосознанный характер и основывается на подражании тем образцам, которые дают ему взрослые своими высказываниями. Первые предложения, употребляемые ребенком, состоят из двух, трех слов, еще не согласующихся между собой. Правда ребенок еще не редко ошибается в падежных окончаниях, в согласовании прилагательных с существительными. В таких случаях надо спокойно поправить ребенка. Например, по аналогии с предложением «капаю землю лопаткой» говорит «капаю савкой». В таких случаях надо поправить ребенка и обязательно предложить ему повторить сказанное в правильном варианте.
В овладении речью решающее значение имеют два фактора: развитие потребности в речевом общении и подражание.
В семьях, где ребенка излишне опекают, не воспитывают самостоятельности, стараются предугадать малейшее его желание, у ребенка развивается потребность в речевом общении. Взрослые даже говорят за него самого, не побуждают к самостоятельным высказываниям.
Важная роль в развитие речи ребенка принадлежит художественному слову. Даже совсем маленькие дети любят слушать и очень рано начинают реагировать на ритмически организованную речь. Стихи, потешки, прибаутки, особенно сопровождаемые игровыми действиями, радуют детей на протяжении раннего детства. Им доступны простейшие сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок». Малыши этого возраста живо воспринимают, быстро запоминают и начинают повторять коротенькие стихи.
Больше возможности для развития речи открываются во время прогулок с ребенком. Яркое, летнее солнце, зеленая листва кустарников, или пушистые снежинки – все это привлекает ребенка и может послужить темой для разговора с ним. Но при условии, что это время вы посвящаете ребенку, а не общению со своими знакомыми. Если же вас что-то беспокоит или настораживает в речевом общении ребенка, следует обратиться за консультацией к специалисту – логопеду.





КАК ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ С МАЛЫШОМ.

Слишком быстрая речь взрослых, невнятное произношение мешают ребенку отчетливо воспринимать и правильно воспроизводить звуки и слова.
С малышом надо говорить не спеша, размеренно, четко произнося звуки, не загромождать речь словами, недоступными пониманию ребенка. (а так же лишними словами – «вот», «так»).
Новые слова и выражения надо вводить так, чтобы ребенок мог понять их смысл. Следует с самого начала приучать ребенка к тому, чтобы за словами и выражениями, которые он употреблял, стояло конкретное содержание.
Речевое общение совершенно необходимо для того, чтобы уже у маленького ребенка наметилось различное отношение к хорошему и плохому, добру и злу, к красивому и безобразному. Затем отсюда вырастут подлинные нравственные чувства и понятия зрелого человека.

 

 

Режим дня для детей 2-3 лет

 

 

Мероприятие время
Пробуждение и утренний туалет 7.00-8.00
Завтрак 8.00-8.30
Игры и занятия 8.30-9.40
Легкий второй завтрак 9.40-10.00
Прогулка 10.00-1.00
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду 11.00-11.30
Обед 11.30-12.00
Подготовка ко сну и сон 12.00-15.00
Постепенный подъем, водные процедуры, гимнастика 15.00-15.30
Полдник 15.30-16.00
Игры, занятия, вечерняя прогулка 16.00-19.30
Ужин 19.30-20.00
Подготовка ко сну 20.00-20.30
Ночной сон 20.30-6.30

Развитие детей 2-го – 3-го года жизни очень отличается от годовалых малышей и конечно им требуется свой режим дня. Такие дети уже могут долго бодрствовать, в среднем до 5-6 часов. Для таких детей в зависимости от их особенностей устанавливают один или два дневных сна. Как правило, в 3 года дети уже переходят на один дневной сон. Иногда родители сами хотят перевести ребенка на режим дня с одним дневным сном. Это следует делать только в том случае, если ребенок не проявляет признаки утомления (не становится слишком вялым или возбужденным, нормально ест). Промежутки между кормлением в среднем составляют 3-4 часа. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, первое кормление следует проводить не позже, чем через 1 час после пробуждения, а последнее кормление не позже, чем за 1 час до сна. Очень важно правильно организовать режим занятий т. к. дети этого возраста еще не способны длительно концентрировать внимание. Мы предлагаем Вам примерный график для детей в возрасте 2 - 3 лет. Учитывая то, что многие дети в этом возрасте могут посещать ясли, предлагаемый график адаптирован к ясельному режиму дня ребенка. На его основе Вы можете скорректировать свой режим дня для своего ребенка. Указанные часы пробуждения зависят от того, как далеко расположен детский сад, который посещает малыш.



При составлении индивидуального режима дня для своего ребенка необходимо учитывать, что утреннее и вечернее бодрствование желательно распределить равномерно, в течение 5-6 часов. При питании 4 раза в день кормления происходят в среднем через 4 часа, но некоторым детям необходим дополнительный прием пищи в виде кефира, фруктов, стакана молока и пр. Именно поэтому в детских садах часто включают второй завтрак. Даже в холодное время года, если температура воздуха и погода позволяют, ребенок должен гулять 2 раза в день. Малышам в этом возрасте сложно занять себя самим, необходимо заботиться о занятиях и организации игр. На улице дети лучше играют сами, поэтому занятия на улице можно организовывать через 30 минут после начала прогулки. В организации занятий важно равномерно распределить чередование самостоятельной деятельности и занятия с взрослыми. Даже в детских садах вносят поправки в режим дня, как по рекомендации врача, так и при наблюдении за детьми самой воспитательницей. Очень важно создать оптимальные условия для развития и роста своего ребенка.

Воспитание ребенка 2-3 лет

 

Воспитывая ребенка 2-3 лет, надо уделять пристальное внимание укреплению его здоровья, привитию культурно-гигиенических навыков, развитию речи, движений, расширению кругозора. Конечно же, огромное внимание должно быть уделено эмоциям и чувствам малыша, созданию у него положительных взаимоотношений с окружающими его взрослыми и детьми.

На становление личности ребенка очень большое влияние оказывает общий уклад семьи, взаимоотношения между ее членами. На втором - третьем году жизни ребенок подражает поступкам и речи окружающих. Поэтому если мать, отец, бабушка и другие члены семьи всегда спокойно и приветливо разговаривают между собой, с уважением относятся друг к другу и окружающим, бывают веселы, любят музыку, природу, соблюдают порядок, то и ребенок легко усваивает все эти особенности поведения. Если же отец или мать разрешают себе разговаривать резко, раздраженным тоном, то очень трудно заставить своё дитя вести себя иначе. Ведь в воспитании детей главное значение имеет не словесное внушение, а пример поведения близких ему людей. Поэтому родителям важно следить за собственным поведением, речью.

 

РЕЖИМ ДНЯ

 

Значение режима для детей очень велико. Правильное чередование сна и отдыха с активной деятельностью во время бодрствования предупреждает переутомление, благоприятно сказывается на физическом и психическом развитии. Часто плохое настроение детей, их капризы обусловлены недосыпанием или переутомлением. Чтобы ребёнку хорошо выспаться, необходимо соблюдать следующие условия: ложиться спать в одно и то же время, перед сном играть только в спокойные игры, прогуляться перед сном и проветрить комнату. Укрепляет положительное отношение к укладыванию и содействует быстрому засыпанию участие ребенка в процессе раздевания. Поэтому неправильно поступают те родители, которые сами раздевают ребенка, а для того, чтобы избежать протеста, отвлекают его внимание всякими рассказами. Нужно помочь ребенку раздеться самому. Если это выполнять изо дня в день, то в возрасте 2 лет ребенок научится самостоятельно раздеваться лишь при небольшой помощи взрослого, а к 3 годам он уже вполне самостоятельно будет знать порядок раздевания и аккуратно складывать снятую одежду. Уже на втором году жизни ребенок старается активно участвовать в процессе одевания. Несмотря на то, что процесс одевания сложнее, чем процесс раздевания, ребенок охотнее его выполняет, так как знает, что пойдет гулять или будет играть. А ребенок третьего года жизни обычно законно возражает: «Я сам!» И действительно, большей частью он справляется сам.

Для сохранения у ребенка хорошего аппетита очень важно соблюдать правильный режим питания. Ни в коем случае нельзя давать ребенку что-либо, а тем более сладкое, в перерывах между приёмами пищи. Меню для ребёнка должно включать в себя разнообразные блюда. Со вкусами ребенка нужно считаться: чаще давать ему ту еду, которую он любит, но неправильно всегда предлагать ребенку одни и те же любимые им блюда. Бывает, что родители дают ребенку слишком большие порции. Ребенок с удовольствием съедает полагающееся ему количество пищи, но так как в тарелку было положено больше, чем ему требуется, он отказывается от дальнейшего приема пищи. Родители начинают насильно давать ребенку еду, что может полностью испортить его аппетит. Кроме того, пища, принятая насильно, усваивается организмом хуже. Большое внимание следует уделять тому, чтобы научить ребенка есть самостоятельно. К двум годам малыш должен самостоятельно есть все виды пищи. К этому же возрасту может научиться есть хлеб с первым блюдом. На протяжении третьего года жизни надо закреплять все приобретенные ребенком умения.

Во время приёма пищи надо воспитывать у ребенка культурно-гигиенические навыки и определенные правила поведения: садиться за стол только с вымытыми руками; соблюдать чистоту и аккуратность во время еды. Стол, за которым он ест, и пол вокруг должны быть чистыми, не надо разрешать ребенку крошить и бросать хлеб. Следует сразу вытирать стол, если на него попадает пища. Закончив прием пищи, ребенок 3 лет должен сам вытирать губы салфеткой и, сказав «спасибо», выходить из-за стола, а затем ставить стул на место.

 

РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ РЕБЁНКА

 

Для развития движений малыша, для того, чтобы он стал ловким, осваивал всё более сложные движения и умел быстро, четко их выполнять, прежде всего, надо не ограничивать его, не одергивать, не мешать выполнить задуманное, а иногда и помогать. Движения, особенно новые, доставляют ребенку большое удовольствие. Он в большей мере совершенствует их в процессе самостоятельной игры, когда ходит, бегает, взбирается на возвышения, спускается и пр. Содействуют развитию движений игрушки. Прекрасной игрушкой для развития общих движений и движений рук является мяч.

Нередко ребенку нужно помочь: например, взобраться на возвышенность или спуститься с нее, научить кататься на велосипеде. Иногда приходится поощрять ребенка к движениям, помочь преодолеть страх, например, при спуске на санках с горки. Запрещать ребенку следует только те движения, которые могут нести опасность для него.

Хорошее развитие движений имеет большое значение не только для физического, но и для общего развития ребенка: он становится смелее, увереннее в своих силах, способен преодолевать страх, проявлять сообразительность и настойчивость при достижении намеченной цели.

Для того чтобы ребенок свободно двигался, ему нужна соответствующая одежда: она должна быть легкой, не стесняющей движений, из ткани, которая хорошо моется.

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

 

Своевременное и правильное развитие речи ребенка должно быть предметом постоянного внимания родителей. Повседневно общаясь с ребенком, нужно развивать его речь, знакомить с окружающим миром, научить ребенка правильно выговаривать слова.

Развитие речи ребенка происходит в двух направлениях: понимания им речи окружающих и развития его активной речи. Первое всегда опережает второе. Поскольку родители называют ребенку все, что он видит, все, что он делает, и посредством речи организуют его поведение: «Подойди ко мне», «Отнеси игрушку», никаких трудностей в развитии понимания речи у ребенка не возникает. Но в развитии активной речи самого ребенка нередко имеются задержки и некоторые недостатки. Для их предупреждения надо, начиная со второго года жизни, создать у ребенка потребность в общении, совершенствовать подражание звукам, словам, учить говорить. С ребенком приходится много заниматься, чтобы научить его правильно произносить слова, побуждая его называть окружающих лиц, предметы, движения и действия.

Иногда задержка в развитии активной речи связана с тем, что окружающие ребенка лица полностью понимают и выполняют все его желания, выраженные мимикой, жестом или каким-нибудь нечленораздельным звуком. Так поступать нельзя. Если даже ясно, чего ребенок хочет, надо побудить его выразить это желание словами.

Развитие речи ребенка неразрывно связано с расширением его знакомства с окружающим миром, со свойствами предметов, явлениями природы, с бытовой и трудовой жизнью окружающих его людей. Ребенок не только различает, но и называет цвета, величину и форму предметов.

 

ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

 

Положительные взаимоотношения со взрослыми и детьми являются основой хорошего эмоционального состояния ребенка. Эмоции, чувства, имеют очень большое значение в жизни детей. Положительные эмоции — удовольствие, радость, веселье — повышают активность ребенка, его восприимчивость, благотворно влияют на протекание всех физиологических процессов в организме, укрепляют здоровье. Поэтому так важно достичь того, чтобы радостное настроение у ребенка было преобладающим. Главными источниками удовольствия, радости ребенка является его активная деятельность, общение с близкими ему людьми. Большой интерес к окружающему, радость активной деятельности нужно всячески укреплять. Лишение ребенка возможности двигаться, заниматься каким-либо интересным предметом вызывает у него огорчение и плач. Очень ценным является чувство радости, удовольствия, возникающее у ребенка при завершении им определенного действия или движения (собрать все кольца пирамидки, залезть на диван, построить из кирпичиков домик). Поддерживают хорошее настроение у ребенка и ласковый взгляд, поощрительное слово со стороны близких ему лиц, их сочувствие в его игре, но особенно радуют его веселые, подвижные игры («догонялки», жмурки, прятки).

Неверно поступают те родители, которые, жалея ребенка, делают все, как он захочет. В результате можно «воспитать» ребенка так, что он будет считать, что он – центр вселенной, и всё должно делаться только для него.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.