Сделай Сам Свою Работу на 5

Динамико-статичные формы («путешествие»)





1. Игра-путешествие имеет и другие названия: «маршрутная игра», «игра на преодоление этапов», «игра по станциям», «игра-эстафета». Необходима для информирования воспитанников, отработки каких-либо умений, формирования взглядов, отношений и ценностей, организации коллективного планирования деятельности коллектива.

2. Экскурсия – специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции. Существуют учебные, производственные и краеведческие экскурсии.

3. Экспедиция – коллективное путешествие куда-либо, посещение каких-либо объектов с исследовательской целью.

4. Поход – дальняя прогулка или путешествие, специально организованное передвижение на определенное (достаточно протяженное) расстояние, в ходе которого предполагаются остановки (привалы). Совместное путешествие может привести к улучшению межличностных отношений в группе, расширяется кругозор участников, создаются благоприятные условия для формирования ценностного отношения к природе и историческому наследию.

5. Парад (карнавальное шествие) – ритуальное передвижение участников с целью демонстрации внешней красоты костюмов, строя и т.д.



Формы организации воспитательного дела

I Классификация Подласого И.П отражает основные направления воспитательной деятельности, следуя которым, воспитательные дела делятся на: этические, социально-ориентированные, эстетические, познавательные, спортивно-физкультурные, экологические, трудовые.

II Автор классификации КТД Иванов И.П. берет за основу характер общей практической заботы: трудовая забота, общественно-полезная забота и т.п. Следуя данному принципу, формы воспитательных дел делятся на следующие группы:

1. Познавательные дела – вечер веселых задач, пресс-бой, вечер разгадывания тайны, рассказ-эстафета, турнир знатоков, устный журнал.

2. Трудовые дела – трудовые атака, десант, подарок далеким друзьям, трудовая почта, трудовая фабрика, трудовой сюрприз.

3. Художественные дела – конкурс-молния, кукольный театр, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий.

4. Общественно-политические дела – День Победы, День ВМФ, День знаний и т.п.



5. Спортивные дела - «бой неуловимых», веселая спартакиада и т.п.

III В основу классификации воспитательных дел, разработанной Кудиновым Ю. положен состав участников совместной деятельности:

1. Первый блок дел «отряд для себя» - разнобой, марафон, академия веселых наук, журнал-эстафета, поэтический театр и др.

2. Второй блок дел «отряд для других отрядов» - день творчества, вечер дружбы, диспут, карнавал, игротека, смехоград и т.п.

3. Третий блок «отряды на пользу Родине» - ремонт школы, день памяти и т.п.

Несмотря на вышеобозначеные различия, и воспитательное мероприятие, и воспитательное дело имеют идентичную структуру, включающую в себя несколько взаимодействующих между собой компонентов: анализ ситуации, определение цели, планирование, подготовку, осуществление дела (мероприятия), подведение итогов.

Подведение итогов осуществляется на основе серьезного анализа степени эффективности поставленных задач. Основной формой анализа воспитательного мероприятия является индивидуальный педагогический анализ. Результативность воспитательного дела определяется посредством коллективного обсуждения (схема обсуждения представлена в приложении 1).

В современной теории и практике накоплен обширный опыт анализа воспитательного мероприятия. Многообразие его видов обеспечивает возможность разносторонней и объективной оценки результативности воспитательного процесса. При этом, с одной стороны, огромное число (порой диаметрально противоположных, взаимоисключающих друг друга подходов, схем анализа воспитательного мероприятия) дезориентирует организатора, а с другой - позволяет творчески, исходя из конкретной ситуации, оценить воспитательные возможности мероприятия с разных позиций, выявить неповторимый, индивидуальный стиль профессиональной деятельности педагога. Выбор вида анализа определяется его целью, спецификой содержания и форм организации.



Традиционно выделяют следующие виды анализа воспитательного мероприятия:

  1. Краткий (оценочный) анализ - общая оценка мероприятия, характеризующая решение воспитательной, познавательной и развивающей задач.
  2. Структурный (поэтапный) анализ - выявление и оценка доминирующих структур (элементов) мероприятия,их целесообразность и взаимосвязь.
  3. Системный анализ - рассмотрение воспитательного мероприятия как единой системы с точки зрения решения главной воспитательной задачи.
  4. Аспектный анализ - детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели мероприятия.
  5. Содержательный анализ – анализ мероприятия, учитывающий специфику его содержания.
  6. Полный система аспектных анализов, включающих оценку комплексных задач мероприятия,
  7. Структурно-временной анализ - оценка использования времени мероприятия на каждом его этапе.
  8. Комбинированный анализ - оценка (одновременная) основной цели и структурных элементов мероприятия.
  9. Психологический анализ - изучение выполнения психологических требований к организации и проведения мероприятия.

Приведем примеры разных видов анализа воспитательного мероприятия.

Схема системного анализа воспитательного мероприятия

(Аверкиева Г.В.)

1.Общая характеристика:

· Тема воспитательного мероприятия, ее актуальность и ценность в связи с общими целями воспитания, особенностями данного ученического коллектива, интересами и пожеланиями школьников.

· Форма проведения, возраст и количество участников, краткое описание хода мероприятия.

2.Цели и задачи мероприятия (воспитательные, познавательные, развивающие).

3.Охарактеризуйте:

· Содержание мероприятия (обоснованность отбора и дозировки, познавательная и воспитательная ценность подобранного материала; занимательность, логичность, доступность, соответствие возрастным особенностям учащихся, их интересам, познавательным возможностям, степени активности и самостоятельности, особенностям ученического коллектива).

· Конкретную обстановку проведения данного мероприятия (интерьер помещения; наличие наглядных пособий на стенах и стендах, место расположения участников, наличие технических средств, усиливающих воспитательное воздействие).

· Структуру (взаимосвязь этапов, продуманность начала и окончания, соразмерность частей с точки зрения используемого времени).

· Форму организации мероприятия (соответствие задачам и содержанию, оптимальность в выборе, целесообразность применения).

· Степень подготовленности мероприятия (четкость в организации, качество и целесообразность использования оформления, грамотность в распределении обязанностей рганизаторов).

· Умения и профессиональные качества организатора (коммуникативные способности, техника и культура речи, умение создать необходимую эмоциональную атмосферу, поддерживать дисциплину и порядок, увлечь участников темой, вовлечь их в активное действие, импровизировать, быстро реагировать на неожиданные ситуации, убежденность, эмоциональность, контакт с учащимися).

· Отношение участников к происходящему, наличие спадов и подъемов интереса, степень их активности.

· Общую эмоциональную обстановку во время мероприятия (используемые приемы, воздействующие на чувства, степень эмоционального восприятия, способы выражения эмоциональной активности).

Общая оценка мероприятия

· Насколько достигнута цель мероприятия? Какова его реальная воспитательная, развивающая и познавательная ценность? Что при подготовке и проведении снизило или усилило воспитательный эффект по сравнению с ожидаемым? Проанализируйте трудности, которые Вы испытали при подготовке и проведении дела. В чем Вы видите причины этих затруднений?

· Как проявили себя непосредственные организаторы и участники мероприятия? Как они справились с заданиями по его подготовке и проведению? Какие качества личности школьников выявились в ходе мероприятия? Оправдались ли Ваши ожидания?

· Какие «корректировки» внесла жизнь в подготовку и проведение мероприятия по сравнению с задуманным планом? Что не учтено было в обосновании мероприятия при планировании?

Каково Ваше общее впечатление от проведенного дела? От общения с учащимися? Каковы пожелания на будущее относительно содержания и форм организации

 

Анализ воспитательного мероприятия эстетической направленности
(Ю. Самсонов)

1. Конкретность задач (целей) мероприятия. Их соответствие возрастным и культурным особенностям воспитанников. Адекватное восприятие этих задач воспитанниками (и «артистами», и зрителями).

2. Оптимальный подбор фактов и явлений культуры (разных жанров и видов), предназначенных для воспитанников при:

· прослушивании музыки;

· восприятии живописи;

· наблюдении за танцорами и т.д.

3. Количественное соотношение произведений-образцов с особенностями восприятия данного возраста. Соответствие произведений-образцов эстетическому культурному уровню воспитанников.

4. Характер условий для самореализации воспитанников в различных видах и жанрах эстетической деятельности.

5. Характер обсуждения проблем, связанных с произведения ми-образцами. Их актуальность, значимость и соответствие возрасту воспитанников.

6. Возможность выражения своих мыслей и чувств воспитанниками.

7. Развитие воспитанников в различных аспектах:

· в интеллектуальном;

· в эмоциональном;

· в художественно-эстетическом.

8. Соотнесение количества «артистов» с количеством «зрителей».

9. Дальнейшее использование эстетической продукции как условия (средства) для совершенствования (саморазвития) художественного вкуса воспитанников.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.