Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е годы.
История
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочного отделения
1 курс
Разработала: Дымченко Е.В.
преподаватель истории
2015г.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочного отделения по дисциплине "История" разработаны для обучающихся по специальностям среднего профессионального образования (базовой подготовки) (далее - СПО) 130405 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых, 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение Междуреченский горностроительный техникум
Разработчик: Дымченко Е.В., преподаватель ГБОУ Междуреченского горностроительного техникума
Рассмотрена и одобрена цикловой комиссией социально-экономических дисциплин:
протокол № ____ от «____»____________ 20___ г.
Председатель ЦК _________________ Якушенко С.А.
Рекомендована к использованию в учебном процессе методическим советом
ГБОУ СПО МГСТ
протокол № ___от «____»__________ 20___ г. __________Титова Н.В.
Введение
История (греч. Historia) - рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что известно. Таково первоначальное значение интересующего нас термина. С течением времени содержание этого понятия расширилось. Изучение основ современного состояния исторической науки - составная часть гуманитарного образования студентов. Ее предметом является упорядоченное изучение деятельности и действий людей, всей совокупности отношений в человеческом обществе. «Содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли научного знания служит исторический процесс, то есть ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах».
Корни исторических знаний уходят в глубокую древность. Необходимость запоминать события, факты и передавать следующим поколениям уроки жизни возникла с формированием сознания человека.
Родиной исторической науки принято считать Древнюю Грецию. «Отцом истории» называют одного из первых представителей научного знания - Геродота (481 - 425 гг. до н.э.), изложившего в своем труде «История» не только собранные им сведения об историческом прошлом различных народов, но и географическую, этнографическую, политическую информацию об Ойкумене (совокупности областей Земли, заселенных, по представлениям древних эллинов, людьми). Но Геродот лишь механически описал все, что было ему известно; его книгу нельзя назвать критической, в которой сопоставлялись бы источники информации, рассматривались различные точки зрения на то или иное событие. Лишь с течением времени сформировалась специальная отрасль исторической науки-источниковедение, занимающаяся классификацией и изучением различных видов исторических источников. Именно на основе их всестороннего изучения мы можем судить о тех или иных сторонах развития человеческого общества. История как наука многогранна. Она включает:
1. Изучение процесса развития всего человеческого общества (всемирная история);
2. Исследование отдельных стран,, регионов, континентов (история Европы, история Азии и Африки и т.д.);
3. Изучение различных направлений исторического процесса, жизни и деятельности человеческого общества (история экономики, искусства, науки и техники и др.);
4. Отрасль знания, находящуюся на стыке нескольких дисциплин -философию истории, которая призвана выяснять общие закономерности, основные принципы, тенденции в развитии человеческого общества. В советское время, при господстве марксистского понимания исторического процесса существовала однозначная трактовка различных событий и явлений, на Западе же философии истории в XX веке уделялось особое внимание. Многие труды зарубежных мыслителей в этой области стали теперь общедоступными.
С историей также тесно связаны вспомогательные исторические дисциплины (уже упоминавшееся источниковедение, историческаягеография, палеография, нумизматика, ономастика, геральдика,генеалогия и др.), без которых само накопление исторического знаниябыло бы невозможным. Сбор и анализ знаний относительно ранних этапов истории человечества, истории дописьменной, происходит благодаря таким наукам как археология и этнография.
История выполняет социальные, научно -познавательные и воспитательные функции.
Основными задачами изучения дисциплины «История» являются: -расширение кругозора студентов;
- развитие всех мыслительных процессов;
- воспитание интереса к истории Родины;
- формирование толерантного мировосприятия.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально- экономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
Настоящее пособие включает в себя содержание дисциплины «История», перечень учебной литературы , задания для контрольной работы, методические рекомендации по ее выполнению, экзаменационные вопросы по дисциплине.
Безусловно, основным для студентов заочной формы обучения является самостоятельное освоение содержания дисциплины. Обязательным требованием для допуска к экзамену или зачету является выполненная на положительную отметку контрольная работа. Цель контрольной работы - закрепление изученного материала. Контрольная работа состоит из трёх заданий различной формы (теоретические вопросы, тестовые задания, раскрытие исторических понятий).
Изучение учебного материала должно предшествовать выполнению контрольной работы. Студент должен ознакомиться с содержанием программы, подобрать рекомендованную учебную литературу, разобраться в основных понятиях каждой темы, подробно изучить материал, необходимый для выполнения задания. При затруднении вновь вернуться к учебному пособию, справочнику, словарю. В отдельных случаях учебное пособие может и не дать прямой ответ на поставленный вопрос, -это значит, что студент должен самостоятельно делать выводы на основе проработанного материала. Если самостоятельно преодолеть затруднения не удается, следует обратиться за консультацией к преподавателю.
Содержание дисциплины
Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е годы.
Тема 1.Основные тенденции развития СССР к 1980-м годам.
Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг.
Формирование политического курса нового руководства. Экономическая и научно-техническая политика в СССР конца 60-х - начала 80-х годов. Конституция СССР 1977г.
Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики.
Диссидентское движение в СССР. Построении в СССР развитого социалистического общества. Неосталинизм.
Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура.
Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Процесс духовного переосмысления прошлого. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Россия в условиях становления информационного общества. Постмодернизм в культуре.
Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами третьего мира.
СССР и вьетнамская война США. Разрядка международной напряженности. Обострение международной напряженности. Отношения с социалистическими странами..
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|