Особенности воспитания и обучения в Древнем Египте.
Предмет, задачи, методология.
Предмет – сложный и многогранный процесс развития образования как важнейшей сферы духовной культуры общества. Задачи: 1) изучение закономерностей воспитания как общечеловеческого и общественного явления, его зависимости от изменяющихся потребностей общества; 2) выявление рациональных и гуманистически ориентированных средств; 3) анализ пути развития педагогической науки и обобщение положительного, что накоплено в предыдущие исторические эпохи; 4) констатация исторически верной картины состояния мировой и отечественной школы и педагогики на каждом этапе социально-исторического развития. Методологическая основа: 1) принцип концептуального подхода позволяет рассматривать развитие образования с позиций государственной педагогики, народной педагогики и с точки зрения духовности; 2) принцип научного историзма позволяет сделать научную объективную оценку изучаемых процессов и явлений, не допуская искажений в угоду господствующей идеологии и политики; 3) системный подход позволяет рассматривать развитие образовательного процесса в целом, выделять его составные части, выявлять взаимосвязи между ними, определять их место и роль в целостной системе; 4) культурологический подход позволяет рассматривать каждую педагогическую систему с учётом культуры своего времени; 5) цивилизационный подход позволяет привнести социологические предпосылки в оценку развития педагогических идей.
Концепции происхождения воспитания.
Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания.
К числу традиционных относятся:
1. Эволюционно-биологическая Представители этой концепции Ш.Летурно – франц. социолог, А.Эспинас, Дж.Симпсон сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве, связывали воспитание с природным стремлением к продолжению рода, с так называемым естественным отбором. По этой концепции воспитание появилось и имеет место не только в человеческом обществе, но и в мире животных и птиц, насекомых.
2. Психологическая концепция. С позиции этой концепции (предств. Амер. Ученый П.Монро) воспитание также основывается на инстинкте, но объясняет происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. При таком подходе как и в первой концепции игнорируются социальные корни воспитания, которые сводятся только к психологическому процессу.
3. Биосоциальная концепция (трудовая) Авторы биосоциальной концепции (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин) допускали существование воспитания только в человеческом обществе, понимали его как процесс сознательной человеческой деятельности, связывали воспитание с появлением трудовой деятельности.
4. Духовно-культурологическая концепция возникновения воспитания, созданная немецким педагогом Карлом Шмидтом (1819 – 1864 гг.), утверждает, что воспитание появилось, когда человек стал замечать и понимать необходимость знаний и умений, которые получают свое воплощение во всех областях жизни, дают возможность духовного развития человека, обусловливают возникновение и развитие культуры.
Особенности социализации и воспитания в первобытном обществе.
Воспитание как особый вид человеческой деятельности зародилось в первобытном обществе около 40-35 тыс. лет назад. Цели воспитания формировались стихийно и носили практический характер: подготовка к жизни, овладение навыками добывания пищи, изготовление орудий труда и охоты. Т.о., воспитание в первобытном обществе возникло как потребность людей к передаче опыта выживания. Существенным фактором развития воспитания стала эволюция изготовления и использования орудий труда. Вскоре передача опыта по изготовлению орудий труда и по их применению в быту становится непременным условием существования самого первобытного общества. Воспитание в первобытном обществе имело целью развить трудовые умения, сообщить знания о нормах поведения в различных ситуациях. Воспитание – равное для всех, не выделялось из бытовых отношений общины. Средствами воспитания были ритуалы, праздники, табу. При переходе в более взрослую группу юноши и девушки подвергались испытаниям – инициациям. Постепенно передача опыта старших младшим начало приобретать черты особого вида деятельности. Мощным средством передачи опыта стала возникшая у первобытных людей речь.
Особенности воспитания и обучения в Древнем Египте.
III тыс. до н.э. Целью обучения была подготовка к профессии, которой традиционно занимались члены семьи (ремесленники, торговцы, музыканты, писцы, медики и т.д.). Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. В логике такого идеала шло обучение и воспитание. Воспитание мело существенные различия в зависимости от имущественного и социального положения и соответствовало потребности государства и общества. Для детей аристократии открывались дворцовые школы, где учили чтению, истории, праву, военным дисциплинам. Для подготовки судей и жрецов открывались жреческие школы. Там изучали чтение, письмо, счёт, право, астрономию, астрологию, медицину, религию. В школах писцов учили писать иероглифы (около 700), составлять деловые бумаги, изучали математику, географию, астрономию и языки других народов.
Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации"
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|