Сделай Сам Свою Работу на 5

Примерная тематика курсовых работ по семейному праву





 

1. Эволюция семейного законодательства России.

2. Предмет и метод семейного права.

3. Основные начала (принципы) семейного права.

4. Историческое развитие семейно-правового принципа моногамии.

5. Особенности семейных правоотношений.

6. Осуществление и защита семейных прав.

7. Юридические факты как основание возникновения семейных правоотношений.

8. Правоспособность и дееспособность в семейном праве.

9. Судебная защита семейных прав.

10. Самозащита семейных прав.

11. Судебная защита прав несовершеннолетних в РФ.

12. Брак как институт особого рода.

13. Гарантии принципа добровольности брачного союза.

14. Условия и порядок заключения брака.

15. Социологическое и юридическое понятия семьи.

16. Роль семьи в формировании личности.

17. Семья: история и современные правовые проблемы.

18. Прекращение брака.

19. Нравственные и правовые проблемы распада семьи.

20. Правовое регулирование расторжения брака в суде.

21. Недействительность брака.

22. Равноправие в семье — основа ее прочности.

23. Законный режим имущества супругов.

24. Правовая природа и элементы брачного договора.

25. Гарантии прав ребенка в РФ.



26. Реализация права ребенка на образование.

27. Жилищные права ребенка.

28. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.

29. Лишение родительских прав — последствие неисполнения родительских обязанностей.

30. Ответственность родителей за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми.

31. Установление происхождения детей.

32. Установление отцовства и материнства при применении искусственных методов репродукции человека.

33. Правовые аспекты суррогатного материнства.

34. Процессуальные аспекты оспаривания отцовства.

35. Алиментные обязательства родителей и детей.

36. Правовая природа соглашения об уплате алиментов.

37. Порядок уплаты и взыскания алиментов по российскому законодательству.

38. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

39. Усыновление — приоритетная форма воспитания детей, оставшихся без попечительства.

40. Опека и попечительство над детьми.

41. Приемная семья.

42. Особенности заключения брака в зарубежных странах.



43. Тайна усыновления: нравственные и правовые проблемы.

44. Усыновление российских детей иностранцами.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО»

 

1. История становления и развития семейного права.

2. Предмет и метод семейно-правового регулирования.

3. Место семейного права в системе права.

4. Семейные правоотношения и их особенности.

5. Осуществление и защита семейных прав.

6. Институт брака: история становления и перспективы развития.

7. Заключение и расторжение брака: история и современность.

8. Правовое регулирование прекращения брака в РФ.

9. Личные имущественные и неимущественные отношения супругов в России.

10. Правовое регулирование института имущественных отношений супругов в доктрине российского семейного права.

11. Законный режим имущества супругов.

12. Совместная собственность супругов: актуальные вопросы правового регулирования и практика применения.

13. Договорный режим имущества супругов.

14. Правовое регулирование брачного договора в РФ.

15. Ответственность супругов по обязательствам.

16. Установление отцовства и материнства по действующему семейному законодательству РФ.

17. Правовое регулирование суррогатного материнства в отечественном и зарубежном праве: сравнительный аспект.

18. Правовое регулирование суррогатного материнства в России.

19. Права несовершеннолетних детей.

20. Защита прав ребенка в РФ.

21. Права и обязанности родителей.

22. Ответственность за нарушение родительских прав.

23. Алиментные обязательства родителей и детей.

24. Правовая регламентация отношений супругов и бывших супругов по предоставлению содержания.



25. Алиментные обязательства других членов семьи.

26. Соглашение об уплате алиментов: правовая природа, соотношение с иными договорами

27. Основания и порядок взыскания алиментов. Прекращение алиментных обязательств.

28. Правовые формы устройства детей оставшихся без попечения родителей.

29. Усыновление (удочерение) детей по российскому семейному законодательству.

30. Опека и попечительство над детьми: семейно-правовой аспект.

31. Становление и развитие института приемной семьи в России.

32. Приемная семья как новый институт семейного права.

33. Детский дом семейного типа как новая форма воспитательного учреждения.

34. Семейные правоотношение с участием иностранного элемента: общие вопросы.

35. Правовое регулирование брачно-семейных отношений с участием иностранных граждан.

36. Актуальные проблемы усыновления иностранными гражданами детей, имеющих российское гражданство.

37. Развитие международного семейного права: современные тенденции.

 

V. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Методические указания по выполнению заданий

самостоятельной работы

по дисциплине «Семейное право»

 

Самостоятельное изучение теории семейного права.

Приступая к самостоятельному изучению семейного права, обучающий должен в полной мере проникнуться осознанием того, что семейное право является одной из важнейших отраслей права, которая касается практически каждого. Ведь в семейных отношениях заключена одна из важнейших сторон жизни человека, здесь находят свою реализацию его существенные интересы, одними из которых на первом месте – семья.

Цель курса состоит в том, чтобы показать специфику семейного права в правовой системе, ее связь с Гражданским кодексом Российской Федерации, рассмотреть основы построения Семейного кодекса, унифицирующего права и обязанности членов семьи и супругов в браке. Кроме того, рассматриваются проблемы классификации семейных правоотношений, меры защиты и ответственности в семейном праве, а также вопросы правоспособности, дееспособности и природы юридических фактов применительно к семейному праву.

Как говорил Виктор Гюго, семья – это кристалл общества. Именно в семье и семейных отношениях, как в гранях кристалла, отражаются все общественные законы, тенденции, принципы, мораль, нравственность.

Семейное право как самостоятельный учебный курс изучает частно-правовые отношения, возникающие между людьми из брака, родства, усыновления и принятия детей в семью на воспитание.

Курс семейного права разделен на семь разделов, каждый из которых содержит темы, подлежащие изучению по методическим соображениям, исходя из содержания семейного законодательства и науки семейного права.

Целью самостоятельной работы является исследование теоретических вопросов по всем разделам курса:

1) общие положения;

2) заключение и прекращение брака;

3) права и обязанности супругов;

4) права и обязанности родителей и детей;

5) алиментные обязательства членов семьи;

6) формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;

7) семейные правоотношения с участием иностранного элемента.

По первому разделу следует усвоить основы теории семейного права, учение о семейно-правовом отношении. Изучение этого раздела позволит обучающему получить четкое представление о понятии семейного правоотношения, его структурных особенностях и элементах, о субъектах и объектах семейных правоотношений, осуществлении семейных прав и исполнении обязанностей и защите семейных прав, о сроках в семейном праве и исковой давности.

При изучении второго раздела обучающийся должен получить четкое представление об институте брака: понятии, порядке и условиях заключения брака, основании прекращения брака, недействительности брака. Знания слушателей магистратуры применительно к данному разделу не должны сводиться только к освоению теории брачных отношений, но и изучению судебной практики и процессуальных документов.

При изучении третьего раздела следует обратить внимание на тесную взаимосвязь норм семейного и гражданского законодательства в сфере имущественных отношений супругов. Важно уделить внимание изучению договорного режима имущества супругов, при этом слушатель магистратуры должен иметь четкое представление о структуре брачного договора, умел его грамотно составлять. Кроме того, в данном разделе необходимо также изучить ответственность супругов по обязательствам.

Четвертый раздел предусматривает изучение прав и обязанностей родителей и детей. Среди прав и обязанностей важное место отводится установлению происхождению детей, правам несовершеннолетних детей, а также правам и обязанностям родителей.

В пятом разделе рассматриваются алиментные обязательствам членов семьи. При изучении данного раздела, обучающимся необходимо уяснить обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей, обязанности по содержанию нетрудоспособных совершеннолетних детей, обязанности детей по содержанию родителей и др. В данном разделе особое внимание уделяется алиментным обязательствам супругов и бывших супругов, а также алиментные обязательства других членов семьи.

Необходимо уделить должное внимание изучению соглашения об уплате алиментов, его соотношение с гражданско-правовыми договорами, а также процессуальным особенностям порядка уплаты и взыскания алиментов.

Шестой раздел изучения семейного права посвящен формам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. В этом разделе слушатель магистратуры должен остановиться на основных формах воспитания детей, таких как усыновление (удочерение) детей, опеке и попечительстве, а также новой форме устройства детей – приемной семье. Дополнительно к изучаемой теме слушателями магистратуры рассматривается еще одна форма воспитательного учреждения как – детский дом семейного типа.

При изучении седьмого раздела обучающийся должен изучить семейные правоотношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Их специфика заключается в том, что они регулируются международными договорами, в которых участвует Российская Федерация, внутренним законодательством РФ, в частности коллизионными и материально правовыми нормами.

Самостоятельную работу над темой того или иного раздела следует начать с изучения лекционного материала и соответствующей нормативной базы (законы, подзаконные нормативные акты). Семейный кодекс должен стать настольной книгой слушателя магистратуры. Не ограничиваться только лекцией, использовать учебники и учебные пособия, монографические работы, статьи, тезисы, опубликованную судебную практику, комментарии СК РФ и ГК РФ.

Следует помнить, что для уяснения списка кодифицированных актов (как и других федеральных законов) следует не только буквально толковать

содержание соответствующей нормы, но и в системе с другими нормами СК РФ.

Лекцию необходимо внимательно изучить, т.к. в ней отражены как теоретическое изложение вопросов с обоснованием позиции различных правовых школ и самого лектора, так и последние изменения в законодательстве по рассматриваемым вопросам, которые еще не отражены в учебной литературе.

В учебниках и учебных пособиях находит отражение широкий спектр вопросов, а также некоторые вопросы по теме, неосвещенные в лекциях, но которые позволяют в большей мере иметь представление о рассматриваемых проблемах.

Представляется заслуживающим внимания в процессе самоподготовки такой вариант как опережающее чтение. Это означает, что обучающийся является на лекцию, уже ознакомившись с темой по учебнику или другой монографической литературе. Работа во время лекции становится более осмысленной, позволяющей все непонятные или спорные вопросы обсуждать с лектором по ходу освещения им материала. Сейчас, к сожалению, обучающийся присутствует на лекции как статист, и, приступая к самостоятельному изучению темы (отработки материала), зачастую испытывает определенные трудности, которые вынуждают к большой трате времени и мозговому напряжению.

Отыскивать литературу и нормативную базу обучающийся может в методических пособиях, библиографических (тематических) списках библиотеки, с использованием компьютерной техники, в консультационные дни у преподавателя (лектора, ассистента, ведущего практические занятия).

Нередко вопросы, рассматриваемые на практических занятиях, носят дискуссионный характер, поэтому рекомендуется изучить несколько источников, поскольку высказанные в них точки зрения могут в той или иной мере отличаться друг от друга (например, в ходе изучения вопроса о месте семейного права в системе права).

При подготовке не следует заучивать вопрос наизусть, главное -понять его и уметь раскрыть его содержание своими словами в доступной для других форме (за исключением определений правовых понятий, которые необходимо знать как квалифицированному юристу).

При возникновении затруднений целесообразно обсудить спорные, непонятные вопросы с однокурсниками, а при не достижении консенсуса прибегнуть к консультации преподавателя.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.