Сделай Сам Свою Работу на 5

Виды декоративно-прикладного искусства





Содержание

1.Задание №1..........................................................................................................................3

2.ЗАДАНИЕ № 2Что такое декоративно-прикладное искусство? Виды ДПИ................7

3.Возможности использования ДПИв начальной школе..................................................12

4.Список литературы...........................................................................................................13

ЗАДАНИЕ № 1

 

Тема: «Цветочная поляна». Три основных цвета.

Тема коллективной композиции: «Цветы».

Форма организации коллективной деятельности: совместно-индивидуальная, свободное размещение на общей плоскости.

Вид занятий: рисование по памяти и впечатлению.

Цели и задачи: изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист бумаги (без предварительного рисунка); воспитание любви и интереса к предмету.

Оборудование урока: для учителя - гуашь, акварель, кисти и пр.; для учащихся - гуашь (3 цвета - желтая, красная, синяя краски), кисти, белая бумага, ножницы, клей, акварель (при отсутствии гуаши).

Зрительный ряд: живые цветы; слайды цветов, цветущего луга; наглядные пособия, демонстрирующие 3 основных цвета и их смешение (составные цвета); методические таблицы, показывающие смешение цветов на палитре и перенос нового цвета на бумагу; репродукции с картин: Ф. Толстой «Букет цветов, бабочек и птичек», И. Хруцкий «Цветы и плоды» и др.



Литературный ряд: загадки по теме.

ХОД УРОКА
1. Организация класса. Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
Напомнить порядок работы и поведения на уроке: приветствовать друг друга (учитель и ученики) стоя. Выкрики с места ответом не считаются, учитель спрашивает тех, кто спокойно поднимает руку.
Техника безопасности на уроке (карандаши, кисти, краски, ножницы и пр.).

2. Беседа по теме урока. Учитель. В течение всего года мы будем познавать образный строй языка искусства, развивать познание красоты жизни. Помогать нам в этом будет игра:

1) Многоцветие мира - радость. Это первое, что на этом уроке нужно усвоить и прочувствовать детям.

·Многоцветие мира порождено тремя основными цветами. Чтобы добиться многообразия цвета, «учимся быть живописцами», пользуясь палитрой, а не механически раскрашивая готовыми красками.



3) И, наконец, на данном уроке также важно следующее: весь лист бумаги занимается изображением, создается живописная фактура на всей поверхности листа. Дети сразу должны уйти от «полоски снизу» (якобы земли) и пустоты сверху. Именно поэтому лучше всего изображать «луг сверху».
Учитель. Когда человек работает, он часто использует какие-нибудь инструменты (ПК, молоток, иглу и др.). Когда работает художник, он также использует инструменты. Давайте назовем некоторые инструменты, которые будете использовать и вы. Я загадываю загадку, а ваш ответ подскажет, что это:

Черный Ивашка –

Деревянная рубашка,

Где носом поведет,

Там заметку кладет.

(Карандаш)

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым.

(Кисточка и краски.)

Если ей работу дашь –

Зря трудился карандаш.

(Резинка.)

 

 

Белый камушек растаял,

На доске следы оставил.

(Мел)

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски,

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке.

 

(Кисточка.)

Жмутся в узеньком домишке

Разноцветные детишки.

Только выпустишь на волю –

Где была пустота,

Там, глядишь, - красота.

(Краски, цветные карандаши.)

А также есть другие инструменты художника:

• Бумага - она бывает разного размера, цвета и фактуры (на ощупь). Чаще всего покупают белую бумагу в альбомах или в папках для рисования.

• Линейка - преимущественно берем около 25 см, нескользкую, прозрачную, с хорошо видимыми делениями. Лекала - криволинейные линейки.

• Циркуль - лучше пластмассовый, с регулируемой толщиной карандаша.



• Палитра - небольшой кусок доски у художников, а у нас – из пластика, керамической плитки, оргстекла, блюдца, бумаги. Предназначена для получения новых цветов.

• Фломастеры, маркёры - используют как вспомогательный материал для контуров, мелких деталей, обводки.

Необходимы художнику и тряпочки - для промокания кистей и уборки рабочего места, а также фартуки.

Что еще надо знать? Краски бывают разные, но для юного художника достаточно иметь акварель и гуашь. Кисти должны быть из натурального волоса животных, они (кисти) подразделяются на круглые и плоские, по номерам. (Показать кисти ученикам в качестве примера.) Резинка должна быть мягкая, упругая, белого цвета, без вкраплений - крупинок. Мелки бывают, кроме цветных, восковые, пастельные.

Какие из этих «инструментов» есть у вас?

Ребята, вам некоторые из этих предметов тоже понадобятся,
поэтому приготовьте их к следующему уроку (или в течение сентября), если вы хотите стать настоящими художниками. Акварель с палитрой, альбом, кисти, карандаш, резинка - наши основные материалы.

Некоторые правила работы:

• аккуратно смачивать кисточки в воде, не затирая волос;

• смочить краски водой (слегка), каждый раз промывая кисть;

• никогда нельзя пачкать краски грязной кисточкой (т. е. в другой краске), для получения другого оттенка или цвета используют палитру;

• карандаши должны быть хорошо заточены, линия должна быть легкой и без сильного нажима.

3. Работа над заданием. Самостоятельная работа учащихся. Детям предлагается изобразить тремя основными цветами и их смесями крупные и мелкие цветы во весь лист. Цветы желательно не срисовывать, а придумывать на основе натуры.

Нарисовать цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка). Цветок в раскрытом состоянии.
Учитель обращает внимание на созвучие слов «цветы» и «цвета», на схожесть названий некоторых цветов и цветовых оттенков: роза и розовый, сирень - сиреневый, василек - васильковый и т. п.

Можете ли вы привести еще примеры, ребята?

Рассматривая живые цветы, дети называют, какого цвета их лепестки, определяют оттенки сплошного цвета (сине-зеленый, желто-оранжевый, красно-коричневый).

 

Литературные образы. Загадка:

Разноцветные ворота

На лугу построил кто-то,

Но пройти в них нелегко,

Те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три –

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Можно их нарисовать?

(Радуга.)

4. Выполнение коллективного задания. 1 – 2 ученика грунтует фон панно. Наносят цветные пятна. Остальные рисуют бабочек.

5. Итоги урока. При подведении итогов урока учитель подчеркивает, как дети смогли передать красоту цветов, используя 3 основные цвета, как проявили свою наблюдательность и графические навыки.

Анализируя выполненную детьми коллективную композицию, учитель отмечает разнообразие оттенков цветов, которое получается от смешения одних и тех же красок, обращает внимание детей на красоту большой совместной работы - композиции, которая будет украшать стены школы и дарить всем хорошее настроение.

·Домашнее задание: понаблюдать в жизни красоту цветовых оттенков и запомнить, где можно увидеть смешение трех основных цветов (листья, овощи и фрукты).

 

ЗАДАНИЕ № 2

 

Что такое декоративно-прикладное искусство? Виды ДПИ.

 

Декоративно-прикладное искусство - вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.

К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета ДПИ может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Основная характерная особенность предмета ДПИ - декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее.

Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта.

Важной составляющей декоративно - прикладного искусства являются народно-художественные промыслы - форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.

Виды декоративно-прикладного искусства

Рассмотрим подробнее некоторые виды декоративно-прикладного искусства.

Бамтик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. Роспись батик издавна известна у народов Индонезии, Индии и др. В Европе - с XX века.

На ткань - шёлк, хлопок, шерсть, синтетику - наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе - в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).

Технология: существует несколько видов батика - горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани.

Горячий батик. В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.

Холодный батик в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, хотя возможно использовать и другие ткани. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами - стеклянными трубочками с резервуаром, либо используется резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком.

Гобелен (фр. gobelin) - один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Гобелены ткутся из цветных шёлковых и / или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой (часто отдельные цветовые пятна). В Брокгаузе и Ефроне гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».Первоначально гобелены, тканые безворсовые ковры, назывались шпалерами.

Резьба по дереву - вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом). Современная резьба строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.Резьба - вид декоративного искусства; способ художественной обработки дерева, камня, кости, терракоты, лака и других материалов путем вырезания.Резьба используется для украшения предметов быта, отделки зданий, создания произведения миниатюрной пластики. Различают объемную, высокорельефную, плоскорельефную, выемчатую, контурную, сквозную и накладную резьбу.

Керамика (др.-греч. кЭсбмпт - глина) - изделия из неорганических, неметаллических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготовляемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением. В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг. Однако современное использование этого термина расширяет его значение до включения всех неорганических неметаллических материалов. Керамические материалы могут иметь прозрачную или частично прозрачную структуру, могут происходить из стекла. Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как индустриальный материал (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), как строительный материал, художественный, как материал, широко используемый в медицине, науке. В XX столетии новые керамические материалы были созданы для использования в полупроводниковой индустрии и др. областях.

Виды керамики. В зависимости от строения различают тонкую керамику (черепок стекловидный или мелкозернистый) и грубую (черепок крупнозернистый). Основные виды тонкой керамики - фарфор, полуфарфор, фаянс, майолика. Основной вид грубой керамики - гончарная керамика.

Фарфор имеет плотный спекшийся черепок белого цвета (иногда с голубоватым оттенком) с низким водопоглощением (до 0,2%), при постукивании издает высокий мелодичный звук, в тонких слоях может просвечивать. Глазурь не покрывает край борта или основание изделия из фарфора. Сырье для фарфора - каолин, песок, полевой шпат и другие добавки.

Фаянс имеет пористый белый черепок с желтоватым оттенком, пористость черепка 9 - 12%. Из-за высокой пористости изделия из фаянса полностью покрываются бесцветной глазурью невысокой термостойкости. Фаянс применяется для производства столовой посуды повседневного использования. Сырье для производства фаянса - беложгущиеся глины с добавлением мела и кварцевого песка.

Полуфарфор по свойствам занимает промежуточное положение между фарфором и фаянсом, черепок белый, водопоглощение 3 - 5%, используется в производстве посуды.

Майолика имеет пористый черепок, водопоглощение около 15%, изделия имеют гладкую поверхность, блеск, малую толщину стенок, покрываются цветными глазурями и могут иметь декоративные рельефные украшения. Для изготовления майолики применяется литьё. Сырье - беложгущиеся глины (фаянсовая майолика) или красножгущиеся глины (гончарная майолика), плавни, мел, кварцевый песок.

Гончарная керамика имеет черепок красно-коричневого цвета (используются красножгущиеся глины), большой пористости, водопоглощение до 18%. Изделия могут покрываться бесцветными глазурями, расписываются цветными глиняными красками - ангобами (см. ангоб). Кухонная и хозяйственная посуда, декоративные изделия.

Вышивание - общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, древесная кора, до тончайших материй - батиста, кисеи, газа, тюля и пр.

Вышивка, широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и т.п.

Главные выразительные средства вышивки как вида искусства: выявление эстетических свойств материала (переливчатый блеск шёлка, ровное мерцание льна, сияние золота, блёсток, камней, пушистость и матовость шерсти и т.д.); использование свойства линий и цветовых пятен узора вышивки дополнительно воздействовать ритмически чёткой или прихотливо-свободной игрой швов; эффекты, извлекаемые из сочетания узора и изображения с фоном (тканью или другой основой), близким или контрастным вышивке по фактуре и цвету….

Вязание - процесс изготовления изделий (обычно элементов одежды) из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы) или на специальной машине (механическое вязание). В египетской гробнице найдена вязаная детская обувь, возраст которой более четырех тысяч лет.

Макраме (от арабск. - тесьма, бахрома, кружево или от турецк. - шарф или салфетка с бахромой) - техника узелкового плетения.

Техника этого узелкового плетения известна ещё с древности. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII-IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, Ассирии, Иране, Перу, Китае, Древней Греции.

Развитию макраме очень помог парусный флот. Издавна моряки плели сети, сращивали с помощью узлов тросы, оплетали различные конструкции, украшали плетёными покрышками рулевые колёса. Известно около четырёх тысяч морских узлов. Комбинации узлов очень часто бывали необыкновенно сложными. Многие морские узлы благодаря своей красоте и оригинальности перешли в художественное ремесло - макраме. Получаемые узоры отличаются не только красотой, но и прочностью. Недаром один из основных узлов макраме - двойной плоский - в древности называли Геркулесовым узлом.

Материалы для плетения могут быть самыми разными: пеньковая или льняная верёвки, бумажная бечёвка, кордовая или шёлковая леска, льняные, хлопчатобумажные, шёлковые или синтетические нити, плоская тесьма, сизаль. Главное - правильно подобрать узлы. Приспособления-струбцины небольших размеров, для крепления к столу - поролоновая подушка или кусок пенопласта (для плетения изделий неправильной формы), прикрепляемые к столу или спинке стула - металлические кольца для изготовления кашпо и абажуров.

Ювелирика - это термин, обозначающий результат и процесс творчества художников-ювелиров, а также всю совокупность созданных ими предметов и произведений ювелирного искусства, предназначенных в основном для личного украшения людей, и изготовленных из драгоценных материалов, таких, как драгоценные металлы и драгоценные камни. Чтобы украшение или предмет можно было однозначно причислить к ювелирке, это украшение должно удовлетворять трём условиям: в этом украшении должен быть использован хотя бы один драгоценный материал, это украшение должно иметь в себе художественную ценность, и оно быть уникальным-то есть оно не должно тиражироваться изготовляющим его художником-ювелиром.Ювелирные изделия иногда используются не только как средство украшения, но и как средство для хранения или инвестирования своего капитала, а также применяются функционально, например, в виде заколок для удержания причёски или складок одежды.

Мозамика (фр. mosaпque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum - (произведение) посвящённое музам) - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Декупаж. Еще одна декоративная техника создания узора на ткани - декупаж. Метод заключается в тщательном вырезании изображения, которое потом может наклеиваться на любые поверхности. Стоит отметить, что перед началом работ ткань обязательно нужно постирать: так узор будет держаться прочно. Перед тем, как произвести декупаж, поверхность нужно обработать специальным клеем. Этим же клеем покрывается наложенный на поверхность тканевый узор. На заключительной стадии работы изделие необходимо прогладить утюгом с изнаночной стороны.

«Флорийская мозаика - это техника создание картин, в которой используются только клей и кусочки листьев различных деревьев и травинок. Здесь нет ни единого мазка краски, ни тончайшего штриха карандаша. Эти картины написаны листьями, а не просто умело составлены из природного подручного материала, как это принято в прикладной флористике.

Эту технику придумал и дал ей название - художник Юрков Александр Николаевич. Тончайшей гаммой оттенков могут быть переданы в его картинах и прохлада переливчатой лесной речушки, и новизна первого выпавшего снега, и узнаваемые черты лица любимого, родного человека.

Хохлома - в наше время технология отделки хохломских изделий продолжает привлекать многих мастеров декоративно-прикладного искусства. Изготавливают хохломские изделия из древесины местных лиственных пород - липы, осины, березы. Из просушенного дерева - тонкомерных «стульчиков», распиленных на толстые плахи «кряжей», вытесывают болванки и «чураки». В токарном цехе массивная заготовка превращается в задуманное изделие, «чурак». Выточенное изделие еще раз сушат и только потом оно попадает к отделочникам, подготавливающим его к росписи. Иногда одно изделие до трех десятков раз проходит через руки мастера-отделочника.

Хохломской росписи свойственны два типа письма и тесно связанные с ними класса орнамента - «верховой» и «фоновый». «Верховая» роспись наносится пластичными штрихами на металлизированную поверхность, образуя свободный ажурный рисунок. Классическим примером верхового письма является «травка», или «травная роспись» с красными и черными кустиками, стебельками, создающими своеобразный графический рисунок на золотом фоне.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.